Рабочая программа по реализации программы "Социокультурные истоки"
рабочая программа

Фурсова (Постовалова) Елена Александровна

Рабочая программа по реализации программы "Социокультурные истоки" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_programma-vse-gruppy.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад  «Алёнка» г. Советский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

в муниципальном автономном

дошкольном образовательном учреждении

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.  Советский  

Паспорт программы

 Наименование программы

«Социокультурные истоки»

Авторы программы  

Педагогический коллектив учреждения  

Исполнители программы  

педагоги, родители, дети

Цель  

формировать духовно-нравственной основы личности, привлекать ребёнка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Задачи программы

-создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;  

-развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;

обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;  

- создавать единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру

родителей;  

-интегрировать знания о среде, в которой живет и развивается ребенок, формировать опыт ее целостного восприятия;  

-осуществлять присоединение от дошкольной ступени образования к начальной школе на основе цели, содержания и педагогических технологий;  

-обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.  

Содержание программа

Программа «Социокультурные истоки» одухотворяет воспитательно - образовательный процесс, объединяет воспитательные, обучающие и развивающие цели и задачи на основе системы социокультурных и духовно-нравственных категорий и ценностей

Ожидаемые результаты

-созданы условия для активного приобщения воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;  

-развиты основы социокультурной личности дошкольника;

-обеспечено единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;  

-реализуется единый социокультурный контекст воспитания и общения в учреждении и семье, повышена педагогическая культура родителей;  

-обеспечена интеграция знаний о внешней среде, в которой живет и развивается ребенок, сформированы основы формирования опыта целостного восприятия мира;  

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Название разделов

 

Стр.

Паспорт программы

 

2

Содержание программы

 

3

Пояснительная записка

 

4

Цели   и задачи Программы

 

5

Принципы и походы к формированию Программы

 

5

Планируемые результаты  

 

6

Перспективное планирование

 

6-41

Перспективный план работы с детьми в  группе общеразвивающей направленности  от 3 до 4 лет  по программе «Социокультурные истоки»

 

9

Перспективный план работы с детьми в  группе общеразвивающей направленности  от 4 до 5 лет  по программе «Социокультурные истоки»  

 

16

Перспективный план работы с детьми в  группе общеразвивающей направленности  от 5 до 6 лет  по программе «Социокультурные истоки»

 

23

Перспективный план работы с детьми в  группе общеразвивающей направленности  от 6 до 7 лет  по программе «Социокультурные истоки»

 

28

Перспективный план работы с детьми в  разновозрастной группе компенсирующей  направленности  с ТНР от 5 до 7 лет  по программе

«Социокультурные истоки»

 

31

Перечень литературных источников

 

 

42

 

 

 

 

 

 

 

 

 Пояснительная записка.

 Актуальность:  

 Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребёнка социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системной ценностей, которая лежит в его основе. Ведущую роль в становлении личности ребёнка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» (В. Зеньковский) и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально-практического взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяют решить программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования. В рамках социокультурного системного подхода разработаны и успешно применяются методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием, обеспечивающие преемственность всех ступеней образования, создающие условия для гармоничного развития ребенка и воспитателя. Согласно системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, группы, общества.  

 Нормативно - правовая основа Программы духовно-нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки»:

- Закон РФ «Об образовании» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.);

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки  №1115  от 17 октября 2013 г.);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации №996-р от 29 мая 2015г.);

- Приказ Департамента образования и молодёжной политики ХМАО-Югры «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях ХМАО-Югры  №1137 от  18.07.2017г.;

- Приказ Департамента социальной политики город Мегион «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях городского округа город Мегион  №603-о от  26.07.2017г.;

- Приказ МБДОУ ДС №12«Росинка» №143 от 26.06.2017г. «О реализации программы

«Социокультурные истоки»»

 Основные направления:

1. Реализация концепции социокультурного подхода, направленного на развитие личности ребенка,  на   укрепление   семьи.  

2. Формирование чувства благодарной любви, привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему.

3. Объединение усилий детского сада  и семьи.

4. Утверждение в педагогическом процессе активных форм обучения и воспитания, педагогических технологий, направленных на развитие ресурсов личности ребёнка, воспитателя и родителей, на формирование мотивации к социокультурному обновлению и духовному возрождению Малой Родины, региона и всего Отечества.

Цели и задачи реализации Программы.

Основная цель – формировать духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребёнка и окружающих взрослых к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.  

Задачи:  

- создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;  

- развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста; обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;  - создавать единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей;  

интегрировать знания о среде, в которой живет и развивается ребенок, формировать опыт ее целостного восприятия;  

- осуществлять присоединение от дошкольной ступени образования к начальной школе на основе цели, содержания и педагогических технологий;  

- обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.  

Принципы и подходы к формированию Программы.

- Принцип диалогового общения позволяет участникам активного занятия договариваться, приходить к согласию и единому мнению, но при этом принимается и другое мнение, отличное от мнения группы.

- Принцип творческой позиции всех участников активного занятия. В ходе занятия создаётся среда, которая выводит детей на решение проблемных вопросов; педагогом и детьми принимаются различные точки зрения, суждения детей не оцениваются.

 - Принцип открытости педагога к диалогу, общение на одном уровне, рассаживание детей по кругу, беседа с позиции «Мы», живой интерес к каждому мнению ребёнка, помощь в формулировании мысли, поддержка и общий позитивный настрой.  

- Принцип субъектной позиции детей в процессе познания, освоение учебного материала, предполагает, что каждый ребёнок вносит свой особый индивидуальный вклад, активно обменивается знаниями, идеями, способами деятельности, что крайне важно для успешной социализации.  

- Принцип культуросообразности. Учёт национально-культурных, региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Присоединение ребёнка к ценностным смыслам родной культуры.  

- Принцип интегративности. Интеграция социокультурного, духовно – нравственного, познавательного, художественно – эстетического развития в целостный образовательный процесс.  

Социокультурный системный подход позволяет:  объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;  

обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру дошкольное учреждение, семью и ребенка; использовать принципиально новый инструментарий образования;  

 В основе социокультурного системного подхода лежит идея активного воспитания, ключом реализации которого являются активные формы обучения (ресурсный круг, ресурсный круг с делегированием, работа в паре, работа в микро группе вместе с родителями). Данные виды активных форм легли в основу активных занятий.  

 Активные занятия способствуют выходу ребёнка на очень значимые социокультурные результаты. Система проведения активных форм   обучения дошкольников последовательно развивает пять аспектов качества образования: содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный.  

 Активное занятие составляет сердцевину итогового занятия с детьми.  

 Активные занятия в программе скомпонованы в целостную систему. Каждое последующее занятие вытекает из предыдущего, закрепляет и развивает достигнутый уровень, как в содержательном плане, так и плане развития способностей и основных психических функций ребенка (восприятия, мышления, чувствования, речи).  

 

            Ожидаемые результаты:  

 Реальные и прогнозируемые результаты:

- созданы условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;  

- систематизировано развитие социокультурной основы личности, начиная с дошкольного возраста;

- реализуется единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;  -обеспечен единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей;  

- обеспечена интеграция знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, созданы условия для формирования опыта целостного восприятия мира;  

-обеспечение воспитателей социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.  

 

Перспективное  планирование  работы по программе «Социокультурные истоки»

(с детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет)

 Существенной особенностью является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых встреч. Активное взаимодействие с ребёнком в условиях МБДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения, таким, как ресурсный круг и работа в паре, способствующим приобретению всеми участниками процесса социальных, коммуникативных, управленческих навыков. Позитивный опыт общения с воспитателями, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый на встречах, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчуждённости. Решение задач по реализации и освоению материала по программе «Социокультурные истоки» осуществляется как в реализации НОД, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей:  

  • «Познавательное развитие» (природа, растительный и животный мир, культура и быт).  
  • «Речевое развитие» (фольклор).  
  • «Художественно - эстетическое развитие» (музыкальное народное творчество, продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества).  
  • «Социально-коммуникативное развитие» (продуктивная деятельность на основе народных ремесел).  
  • «Физическое развитие» (народные игры).

Формы работы:

 Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Выполнение действий в ресурсном круге (пение колыбельной, рассказывание потешки и т. д.) позволяет ребенку лучше узнать себя и своих товарищей.

Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и своим ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т. д.)

 Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию к коллективной деятельности.

 Работа в микрогруппе – активная форма обучения, предполагающая выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, слаженности действий.

Структура занятия с родителями:

  1. Вводное слово, чтобы настроить родителей на тему разговора.
  2. Знакомство с книгой для развития.
  3. Выполнение заданий для осмысления, как заниматься по ней дома с детьми.
  4. Проведение активного занятия (ресурсного круга, работы в паре, микрогруппе):  

подготовительный этап: чтение родителями «Слова к родителям» по соответствующей теме в книге для развития, где  раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе. основной этап: родители выполняют задания, направленные на осмысление главной идеи книги, что способствует накоплению социокультурного опыта у каждого его участника.

заключительный этап (рефлексия): родителям предоставляется возможность высказать свое отношение к обсуждаемой теме.

Структура итогового занятия с детьми:

1. Игровое упражнение, пальчиковая гимнастика – настрой на тему занятия.

2. Работа в круге (беседа по теме, чтение песенок, потешек, сказок и т.д.)

3. Игра (подвижная, хороводная, дидактическая), выполнение задания.

Ресурсный круг:

- подготовительный этап: вводное слово воспитателя, чтение стихотворения, настраивающее на тему разговора,

- основной этап: выполнение заданий (индивидуально, в паре, микрогруппе)

- заключительный этап: подведение итога по теме.

4. Оформление страницы «Альбома».

                                           

Факторы, мотивирующие инициативу ребёнка:

Успех – успешное выполнение задания, возможность увидеть результаты своей работы.  

Одобрение, сопровождающееся как материальным вознаграждением, так и моральное признание заслуг (одобрение взглядом, словом, жестом). Обратная связь: наличие своевременной информации о результатах работы.  

Делегирование ответственности, доверие. Привлечение воспитанников к самому процессу организации занятия. (Ребёнок перестает быть объектом воздействия, становится активным участником – субъектом обучения).  Вознаграждение взаимопониманием.  

Вознаграждение действием. Каждый ребёнок является активным участником образовательного процесса.  

           Творческие возможности, представленные работой на занятии.  

                                                                     

Этапы работы:

 Этап первый «Объединение»  

 В работе с детьми и их родителями по программе «Социокультурные истоки» используется новый вид образовательного инструментария – книги для развития детей. Образовательная работа по каждой части книги планируется и осуществляется воспитателем в течение месяца (в совместной и самостоятельной деятельности). Книги для развития детей являются составной частью комплекта. Для детей 3-4 лет  разработана серия книг: «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга». Книги выстроены в логике осваиваемых категорий курса.

 Комплект книг полностью соответствует структуре и содержанию программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, содержит осваиваемые категории (Слово, Образ, Книга, Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души, Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; Традиции Слова, Образа, Дела, Праздника). Интегративный характер книг для развития актуализирует знания детей по игровой деятельности, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду, развивает коммуникативные способности.  

 Этап второй «Ознакомление»

 Поставить цель работы: знакомство со структурой построения и отличительными особенностями построения книг для развития детей 3-4 лет. Выделить время для самостоятельного ознакомления с книгой для развития (10-15 минут).  

Практические шаги. Создание воспитательной среды для саморазвития и самоорганизации личности ребёнка  

Этап третий «Освоение»  

 Обязательное условие: в паре решать все задания вместе, делегируя право высказаться по очереди.  

 

Возраст детей от 3 до 4 лет

             В возрасте 3-4 лет определяющей потребностью в общении у детей является потребность в самовыражении и доброжелательном внимании, поэтому цели:      

- первоначальное прочувствованное восприятие социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;  

- развитие у детей способности видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение;

- развитие доверия к взрослому, формирование ощущения собственной значимости; развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Перспективный план работы с детьми  3 - 4 лет   по программе «Социокультурные истоки»

Месяц

Тематика

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Сотрудничество

 с семьей

Сентябрь

Любимое имя

Беседа с детьми об имени.

Рассматривание семейных фотоальбомов.

Рассказ воспитателя о смысле имени. Называние кукол по именам.

Игровая деятельность

Хороводная  игра «Именины»

Сюжетно – ролевая игра «Семья» (дадим имена куклам)

Игра – этюд «Назови ласково».

Народная игра с движениями «Кто позвал?»

Речевая игра «Назови свое имя»

Игры – инсценировки: «Катя, Катя, маленька…»,  «Наша Машенька в дому», «Наша Маша маленька…»,

Слушание:

«Корова» сл. О. Высотской, муз. М. Раухвергера.

Муз. движения:

«Игра в мяч» муз. М. Красева;  

Игра «Покатаем машинку» муз. Е. Макманцева «Сапожки скачут по дорожке» муз. А.Филиппенко, слова Т.Волгиной. 

Книга 1 для развития

детей «Доброе слово».

Русский фольклор.

Песенки.          «Катя-Катя маленькая»; «Наша  Машенька  в дому»;

«Николенька гусачок».

Сказки «Теремок».

Поэзия.          «Белая  березка»;

«Березонька кудрявая». Изобразительная деятельность.

Оформление страницы

Альбома «Любимое имя» книги 1 «Доброе слово»

Русские народные хороводные игры: «Ходит Ваня» «Именины».

Совместное дело.  

«Добрые дела для близких людей и любимых игрушек» (лепка угощений, сбор листьев для друга Ванюши, подруги

Машеньки).

Семейное чтение

1 части

«Любимое имя»

книги 1

«Доброе слово».

Октябрь

Доброе слово

Беседа с детьми о значении добрых слов и выражений.

Рассматривание иллюстраций детей  с разным эмоциональным состоянием.

Игровая деятельность

Словесная игра:   «Доброе слово сказать»

Сюжетно – ролевая игра:  «Семья» «День рождения куклы»; «Кукла заболела».  

Сюжетно-дидактическая «Напоим куклу чаем»

Игра-инсценировка «Ладушки оладушки».

Слушание:

«К нам гости пришли» муз.  А. Александрова

«Мамочка», муз. Е. Тиличеевой

«Болезнь куклы»,

П.И.Чайковский;

«Новая кукла» П.И.Чайковский

«Кто у нас хороший» - русская народная игра.

Музыкальные движения:

«Подружились» Т. Вилькорейской, «Ладушки» русская народная    обр.   Г.Фрида, «Зайка» обр. Г.Лоб;

«К нам гости пришли»,

муз. З.Александрова, сл.М.Ивенсен

Утренник «Осень, Осень, в гости просим…»  

 Потешки:«Ой, люшеньки - люшки!»; «Эх,  водичка хороша»

«Петушок у нас горластый»

«Доброе утро» А.Яшин  

«Я люблю, когда при встрече…».

Изобразительная деятельность.

Оформление страницы

Альбома «Доброе слово» книги 1 «Доброе слово»

Русская народная игра «Кто у нас хороший?» Трудовые поручения. «Доброе дело и доброе слово для семьи и друзей» (помочь   убрать игрушки, умыть и причесать кукол, подарить добрые слова и  др.).

Семейное чтение

2  части

 «Доброе слово»  книги 1

Ноябрь

Ласковая песня

Беседа с детьми о колыбельной песне мамы. Мультимедийны е презентации «Колыбельная Мама»

Рассматривание иллюстраций:  «Дитя в

колыбели»,  «Мать         и дитя».

Игровая деятельность. Сюжетно – ролевые игры «Укладываем любимую куклу спать»  Игра инсценировка: «Вот и люди спят».

Слушание:

«Колыбельная» муз.В.А.Моцарта,

«Звездочка моя» муз. Л. Старченко.

Муз. движения

  • Игра «Кошка и котята» муз. М. Раухвергера «Кукла  шагает  и  бегает» муз. Е. Тиличеевой.

Выполнение игровых действий в соответствии с          текстом песни: «Серенькая кошечка» муз. В. Витлиной, сл. Н. Найденовой;  «Прогулка с куклами»  муз. Т. Ломовой

Русский фольклор. Колыбельные песенки. «Ай, люли люленьки»; «Баю, баю, баиньки»;  «Баю бай, за рекой»; «Кукольная олыбельная»

Поэзия.

Г.Ладонщиков «Спи, моя крошка любимая!»;

А.Майков «Спи, дитя мое, усни».

Изобразительная деятельность.

Оформление страницы Альбома «Ласковая песня»» книги 1 «Доброе слово».

Русские народные хороводные игры: «Заинька», «Молчанка», «Жили у бабуси»

 Хозяйственно бытовой труд.  (В игровом уголке застелить кукольную постель, прибрать игрушки, спеть колыбельную песню и др.)

Семейное чтение 3 части «Ласковая песня» книги 1

 

 

Декабрь

Праздничная песня

Беседа с детьми о праздниках Нового года и Рождества.

Рассматривание иллюстраций, картин о рождественской ёлке. Праздничные          игры, фокусы, забавы.      «Зимний концерт для кукол»

Игровая деятельность 

Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Теремок»

Цикл наблюдений в природе

Ель и сосна

Слушание:  

«В лесу родилась елочка»,

«К нам приходит Новый год» муз. В.П. Герчик, «Нарядили ёлочку» А.Д. Филиппенко.

Музыкальные движения:

«Звери на елке» муз. Л. Вихаревой, «Зайчик и лисичка» муз. Г.А. Финаровского,  «Лесом по проселку» муз.Л.К.Бекман, слова Р.А.Кудашевой.

Поэзия. «Рождество».

Проза. К.Лукашевич, рассказ «Елка».

Изобразительная деятельность.

 Оформление страницы

Альбома «Праздничная песня» книги 1 «Доброе слово»

Новогодний утренник

«Здравствуй, Елочка родная, снова ты у нас в гостях!»

Подвижные игры вокруг рождественской елки: «Жмурки          с колокольчиком», «Заморожу», «Каравай».

 Хозяйственно         – бытовой труд. Совместное дело. Подготовим и украсим группу к празднику своим и руками.

Семейное чтение 4 части «Праздничная песня» книги 1

Январь

Любимый образ

Беседа с детьми о маме, о добром отношении к ней. Мультимедийные

Презентации: «Мама солнышко моё», «Мамина колыбельная».

Круг детского чтения (заучивание коротких стихов, потешек, песенок о маме).

Игровая деятельность Имитационные      игры: «Вышла курочка гулять»,  «Помощники».

Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Речевое       упражнение: «Где солнечный зайчик?»

Развлечение «Развеселые колядки любят все ребятки…»

Слушание:

«Бабушка моя» муз. Е. Гомоновой, «Мамочке  любимой» муз. Е. Гомоновой; «Выглянуло солнышко» муз. Ю. Чичкова, сл. Ибряева. Музыкальные движения:  

 «Мамины помощники», «Танец с платочками» (для мамы), «Пляска с цветами» муз. Е. Гомовой.

Игра «Кошка и котята», муз. М. Раухвергера.

Книга 2 для развития детей «Добрый мир».

 Русский фольклор.  Сказки.   «Золотое  яичко».

Поэзия. И.Рутенин «Праздник». Изобразительная деятельность. Оформление страницы

Альбома «Солнышко для мамы» книги 2 «Добрый мир».

Подвижные игры: «Птенцы», - «Курица и цыплята Ручной художественный труд.

 

Подарок маме своими руками.

 

 

 

 

 

 

Семейное чтение 1 части

«Любимый образ»

книги 2

«Добрый мир».

Февраль

Образ света

Развлечение «Масленица, здравствуй, мы тебя встречаем, и горячими блинами всех мы угощаем!»  

Игровая деятельность  

Игры экспериментирования с зеркалом. «Солнечные зайчики». Хоровод «Солнышко – вёдрышко». Игры инсценировки «Солнышко колоколнышко», «Солнышко появись»  

Речевое упражнение «Где солнечный зайчик?» Сюжетно дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку»,  - «Прогулка с куклами»

Наблюдения за солнцем. Беседа с детьми о солнце.

Слушание:

 «Солнышко» муз. Попатенко, «Лесная песенка» муз. В.Л. Витлина

 Музыкальные движения:  «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера, - «Бабушка кисель варила», «Есть у солнышка друзья» муз. Е.Тиличевой, сл. Е. Каргановой.

 Хороводная игра: «Солнышкино платьице».

Русский фольклор. Потешки:  «Солнышко, солнышко, красное ведрышко»; «Солнышко, появись!»; «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко!»; «Солнышко - ведрышко!», «Солнышко, покажись!», «Свети-свети, солнышко!»

Проза. А.Бродский «Солнечный зайчик.

Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Образ света» книги 2

«Добрый мир».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Солнышко утром рано встало», «Солнышко, появись», «День и ночь».

Ручной художественный труд.

Аппликация «Солнышко» для оформления группы.

Семейное чтение 2 части «Образ света» книги 2.

Март

Добрый пример

Семейный фотовернисаж «Милая, мама моя…»

Беседа с детьми  о добром мире.

Выставка иллюстраций «Наш добрый мир».

Игровая деятельность. «Вышла курочка гулять»,  «Помощники», Хороводная  игра

«Солнышкино платьице».

Сюжетно – ролевая игра «Наш дом»      

Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Золотое яичко».

Утренник «В гости к нам Весна идет веселится и поет»

Хороводная игра «Песня про солнышко» муз. А.Д. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

Проза Е.Королева  «Наш дом»,  - Авторская  сказка. Э.Михаленко

 «Самый лучший в мире дом».

Изобразительная деятельность.

 Оформление страницы

Альбома «Добрый мир» книги 2  

«Добрый мир».

Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Мамам дружно помогаем», «Зайка серый умывается».

Ручной художественный труд. Подарок своими руками для близких людей.

Семейное чтение 3 части «Добрый мир» книги

2

Апрель

Добрая книга

Беседа  с  детьми о  том «Чему учит добрая книга».

Рассматривание образов иллюстраций в добрых книгах. Выставка «Наши добрые книги». Игровая деятельность. Имитационные игры: «На лугу»,  - «Репка».

Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Репка».

Дидактическая игра с кубиками «Сложи сказку»,  «Угадай сказку».

Слушание:

Прослушивание фрагметнов из музыкальных сказок.

Музыкальные движения:

Хороводная игра с пением «Теремок».

Хороводная игра «На лугу» муз. И.Н.  Кишко, сл. Мельниковой, «Репка» муз. Т.А. Попатенко, сл. Кузнецова.

Книга 3 для развития детей «Добрая книга». Русский фольклор. Сказка. «Репка».

Потешки. «Ай люли, ай- люли», «Сидит белочка на тележке».

Поэзия.

Н.Полякова «Доброе  лето», А.Плещеев «Хлопотливая птичка», Я.Егоров «Мальчик и рыбки». Рассказ Л.Нечаев «Самый вкусный пирожок». Сказка «Три медведя», «Колобок», «Кот, лиса и петух».

Изобразительная деятельность. Оформление страницы Альбома «Добрая книга».

Подвижная

игра с пением «Репка - репонька». Элементарн ый ручной труд.

Совместное дело.

 Подклейка детских книг.

Семейное чтение 1 части «Добрая

книга» книги

3.

Май

Любимая книга

Беседа с детьми о любимых детских книгах.

Выставка «Наши  любимые книги».

Игровая деятельность. - театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь».

Фотовернисаж «Моя крепкая и дружная семья!» Музыкальные движения: игры - инсценирование

 по мотивам русских народных  сказок:  «Репка», «Теремок»,  «Колобок» (с проговариванием).

Русский фольклор. Сказка. «Маша и медведь».

Поэзия. И.Брусова «Доброта»,

Оформление страницы

Альбома «Любимая книга» книги 3 «Добрая книга».

Подвижна я         игра с элементами театрализации по мотивам русской народной сказки «Теремок».  

 Хороводная игра:

«Ходит Васька кот».

 

Семейное чтение  2  

части

«Люби

мая книга» книги

3.

 

 

Возраст детей  от 4 до 5 лет

Воспитательно-образовательная работа с детьми и родителями осуществляется в системе в течение всего учебного года. В этом возрасте происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности в ней человека.

В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями. Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляется через разные виды детской деятельности: игру, чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, экологопознавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно- оздоровительную деятельность.

Большинство занятий носит интегративный характер.

Все занятия по программе позволяют эффективно решать задачи духовнонравственного воспитания и речевого развития детей (обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической, диалогической и доказательной форм речи и т.д.).

Содержание и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.

 

Перспективный план работы с детьми  4 - 5 лет  по программе «Социокультурные истоки»  

Месяц

Тематика

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Сотрудничество

 с семьей

Сентябрь

Наша дружная семья

Беседа с детьми на тему «Наша дружная семья».

Фотовыставка «Моя семья». Игровая деятельность.

Пальчиковая игра «Семья», русская народная игра «У дедушки Трифона».

Сюжетно – ролевая игра «Наша дружная семья».

Дидактические, сюжетно-ролевые игры: «Приготовим семейный обед», «День рождения бабушки», «Семейная прогулка с малышом». Игра- инсценировка «Изза леса, из-за гор. Едет дедушка Егор».

Слушание: «Моя семья»  муз. Н. Мурычевой, «Веселые путешественники» муз. М.Л. Старокадомского, русская  народная  песня «Где был Иванушка?»

 Муз. движения: нар. игра  «У дедушки Трифона», «У тетушки Ларисы»,  танец «Дружные пары» обр. Т.А. Попатенко;  пальчиковая игра «Семья».

Книга 1 для  развития детей «Дружная семья».

Русский фольклор. Сказка. «Братец Иванушка         и сестрица Аленушка».

Потешки. «Из-за леса, из- за гор», «Пошла Маша на базар».

Отечественная классическая литература. Л.Корсунская «Семья», К.Д.Ушинский «Брат         и сестра», Е.Трутнева «Наша бабушка», Р.Гамзатов «Мой дедушка», Э.Шим «Брат и младшая сестра», Е.Благинина «Посидим         в  тишине»

Русские народные игры:  «Бабушка Маланья», «Дедушка Рожок», «Каравай».

 Ручной труд. Изготовление открытки ко Дню Матери.

Семейное чтение 1 части книги 1 «Дружная семья».

Октябрь

Домашнее тепло

Беседа с детьми на тему «Домашнее тепло», о тепле родного очага «Все вместе – так и душа на месте». Рассматривание иллюстраций и фотографий «Домашнее тепло».

Игровая деятельность. Русская  народная игра «Как у бабушки Ларисы».

Сюжетно – ролевая игра «Наш дом», «Семеро по лавкам».

Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки

«Братец Иванушка и сестрица

Алёнушка».

Слушание: «Песенка о домашних животных», «Самая хорошая»  муз. В. Иванникова, сл. О. Фадеевой.

Муз.  движения: хоровод  «К нам гости пришли» муз. А. Александрова сл. М.Ивенсен, «Всем, Надюша, расскажи» обр. А.М. Полонского.

Отечественная

классическая литература.

Поэзия. А.Плещеев «Внучка»,

Е.Благинина «Бабушка-

забота», В. Белова «Веселая забота»,

Рассказ. Л.Нечаев «Семеро по лавкам».

Изобразитель ная деятельность. Оформление страницы Альбома

«Домашнее тепло».

Игровая деятельность. Подвижные игры: «Семья», «Кто живет у нас в квартире».

Ручной художествен ный труд.

Совместное дело.

Изготовление коллажа из засушенных листьев для оформления интерьера дома.

Семейное чтение 2 части

«Домашнее тепло» книги 1.

Ноябрь

Дорогою добра

Беседа с детьми о дорогах добра. Игровая деятельность. Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Игра – лабиринт «Дорога добра» (настольно- печатная), «Поможем муравьишке» Игры- инсценировки: «Еду, еду к бабе, деду…», «Машина»

Слушание: «Петушок» лат. нар. песня, «Заболел наш петушок» муз. Витлина, «Когда мои друзья со мной» муз. В. Шаинского, «Дорогою добра» (диск «Любимые песни»).

Муз. движения: «Веселые путешественники» муз. М.Л.

Старокадомского, игровая «Огород» муз. В.Витлина, сл. А.Пассовой.

Книга 2 для развития детей «В добрый путь». Русский фольклор. Сказка. «Петушок и бобовое зернышко».

Потешки. «Куда, Ваня, едешь?», «Пошел котик на торжок», «Посылали молодицу». Литература: рассказ. К.Лукашевич «Добрая девочка», рассказ. Л.Корсунская «Дед и внук».

Поэзия. И.Бунин «В лесу», Е. Гомонова «Доброта».

Игровая деятельность. Хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько». Ручной труд. Совместное дело.

Изготовление поделок из природного материала подарка родным и близким. «Мама, милая моя, очень я люблю тебя!» (день матери)

Семейное чтение 1 части «Дороги добра»  книги 2

«В добрый путь».  

 Декабрь

Дорогою добра

Беседа с детьми на тему родного сказочного леса.

Игровая деятельность. Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок «Петушок - золотой гребешок»,

«Снегурушка и лиса».

Дидактические игры «Кто живёт в лесу?», «Что растёт в лесу?», «Что возьмем в дорогу?»

 Слушание: «Песня жаворонка»

П.И.Чайковский, запись пения лесных птиц, лесных звуков, «Жаворонок» муз. М.И. Глинки.

Муз. движения: «Березка», рус. нар. мелодия, «На мосточке» муз. А.Д. Филиппенко, хороводная игра «Хоровод в лесу» муз. М. Иорданского, сл. Найденовой.

Русский фольклор. Сказка «Петушок – золотой гребешок»,

«Снегурушка и лиса».

Поэзия. И.Токмакова «Ели». Загадки. О природе.

 

Игровая деятельность.

Подвижные игры: «У медведя «Мы с друзьями в лес идем», «Волк и зайцы», «Совушка – сова»,

«Прогулка».

Ручной труд. Совместное дело. Создание коллективног о макета «Сказочный лес».

 Семейное чтение 2 части «Сказочный лес»

книги 2.

 

Январь

Добрая забота

Беседа с детьми на тему « Добрая забота о братьях наших меньших». Настольные игры: «Чьи детки», «На бабушкином дворе», «Угадай, чей домик», «Кто где живёт» и др.

Театрализованная игра по мотивам рассказа Л.Нечаева «Как покататься на лошадке?»

чтение произведений В. В.

Бианки и Пришвина «Рассказы о природе».

Хороводная игра «Кто пасется на лугу?»

Слушание: «Котик заболел» «Котик выздоров А.Т. Гречанинов; русская  народная  песня «Буренушка». Муз.  движения:

хоровод – игра «Кот Васька», р.н. мелодия, «Игра с лошадкой» И.Н. Кишко; народная игра «Кто с нами?»,«Лошадка «Зорька»./муз. Т. Ломовой,сл. М. Ивенсен.

Книга 3 для развития детей «Добрая забота».

Рассказ. Л. Нечаев «Как покататься на лошадке», К.Д.Ушински й «Петушок с семьей».

Сказка. «Заюшкина избушка».

Рассказ. К.Д. Ушинский «Коровка»,.

Игровая деятельность. Подвижные игры: «Лисонька- лиса», «Лошадки», «Курочки», «Стадо» и др.

Ручной труд. Совместное дело.

Изготовление кормушек для птиц с участием родителей

Семейное чтение 1 части   книги 3 «Добрая забота».

Февраль

Праведный труд

Беседа с детьми о значении труда в жизни человека. Заучивание стихов, чтение произведений В.В.Бианки и Пришвина «Рассказы о природе».

Игровая деятельность. Русская народная игра «Кто с нами?»

Театрализованная игра по мотивам произведения К. Д. Ушинского «На что тебе?»

Сюжетно – ролевые и режиссёрские игры на темы труда на селе: «Ферма», «Труд землепашца», «Скотный двор» и др.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» Игры-

инсценировки: «Эй, кузнец-молодец». «Отличные пшеничные» «Кисонька – мурысонька…»

Слушание: «Строим дом» М.И. Красев, запись

Муз. движения: игра – хоровод «Соберем урожай» муз. Насауленко, «Яблонька» муз. Е.

Тиличеевой, «Огородная – хороводная», муз. Б.Можевелова, сл. А.Пассовой.

Развлечения «Масленица, здравствуй, мы тебя встречаем, и горячими блинами всех мы угощаем!»

Рассказ. О. С. Абрамова «Семейный праздник»,

Поэзия. В.

Глущенко «Грядка», П.Засодимский «Откуда взялся хлеб»,

Т. А. Шорыгина «Жатва»,

К. Д. Ушинский «На что тебе?»

Игровая деятельность. Подвижные игры: «Помощники», «Строим дом», массаж рук, «По воду»- ритмическая   игра,

«Пирожки» - пальчиковая игра. Русская народная игра «Сеяла

Алена лен», «Кто с нами?»,«Горох», «ДедушкаСысой»

(книга «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть») Ручной труд. Совместное дело. Создание макета

«Бабушкин двор».

Семейное чтение  

2 части

«Праведный труд» книги

3.

Март

Благодарное слово

Беседа с детьми на тему «Чему учит любимая сказка».

Викторина «Узнайте сказку».

Игровая деятельность. Театрализованная игра по мотивам русской народной сказки «Крошечка Хаврошечка».

Словесная «Узнайте         сказку»,

Театрализованные игры по мотивам любимых детских сказок. Словесная, настольно- печатная игра «Путешествие по сказкам», «Собери сказку»

Хороводная игра «Теремок», «Репка»

Слушание: «Сказочная музыка» муз. С.М. Майкопара, «Сказка в музыке» муз. О. Радфнова (из цикла музыкальные шедевры).

Муз. движения: игры по мотивам      р.н.сказок «Колобок»,   «Теремок»,

«Репка». МДИ «Узнай музыку по картинке».

Книга 4 для развития детей

«Благодарное слово». Русский фольклор. Сказка «Крошечка- Хаврошечка».

Поэзия. В.Берестов «Недаром дети любят сказку». Загадки. О сказочных героях.

Игровая деятельность. Подвижные игры: «Золотая рыбка», «В темном лесу есть избушка», «На водопой». «Девочка и медведь»

Семейное чтение 1 части

«Любимая сказка» книги 4

«Благодарное слово».

Апрель

Благодарное слово

Беседа с детьми на тему «Благодарное слово» Игровая деятельность. Театрализованная игра по мотивам произведения Е.Фролова «Кто вырастил яблочко?». Сюжетно – ролевая игра «Семья» «Любимая игрушка». Беседа с детьми о важности благодарного слова в жизни человека.

Слушание: «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского, «Доброта» муз. Е. Гомоновой.

Муз. движения: «Уж я колышки тешу», народная мелодия.

Рассказы. Н.К. Абрамцева «Правдивая история о садовнике»,

Е.Фролова «Кто вырастил яблочко?».

Игровая деятельность. Подвижные игры: «Подарки», «Катание яиц». Ручной труд.

Изготовление подарка своими Руками к Празднику  Пасхи.

Семейное чтение 2 части «Благодарное слово» книги .

Май

Светлый праздник

Беседа с детьми на тему «Светлый праздник»

Игровая деятельность. Хоровод «Ай – да берёзка» и другие народные игры к теме праздника. Театрализованная игра по мотивам произведения «Сказка про берёзоньку» (стр. 30 книга №4). Выполнение движений в соответствии с текстом /книга: «Раз, два, три, четыре, пять мы идем с тобой играть», стр.188/

Облагораживающий труд в природе («Поможем нашим берёзам»)

Беседа с детьми о празднике Святой Троицы.

Пение: «Во поле березка стояла» р. н. песня.

Слушание: «Ах, ты береза» муз. М. Раухвергера, «Земелюшка Слушание колокольного праздничного звона. Муз. движения: «Мы вокруг березки» муз. Т. А. Попатенко. «Моя крепкая и дружная семья!»

Рассказ. Н.С.Шмелев «Троица», К.Д.Ушински й «Березка». Поэзия. «Я березка кудрявая», А. Прокофьев «Береза», «Сказка про березоньку».

Игровая деятельность.

Русские народные игры: «Горелки», «Заря- зоренька», «Золотые ворота», «Заря – заряница», «Жмурки», «На горе – то калина». «Ай, да, березка», «Во поле березка    стояла», «Березовые ворота». Ручной труд. Совместное дело.

Семейное чтение 3 части

«Светлый праздник» книги 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст детей от 5 до 6 лет

Возраст 5 лет – время, когда ребенок в полной мере открывает для себя существование внутреннего мира в других людях. Происходит расширение социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками уточняется самооценка, формируются социальные чувства – альтруизм, стыд, чувство совести. В традициях русской культуры духовно-нравственное воспитание детей всегда было связано с верой. 

В рамках программы «Истоки» не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Вера рассматривается как вера в родную землю, родной народ, надежда на завтрашнюю радость, устремление к доброму исходу дела. Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших является основой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой.

Главным условием доброй надежды является согласие. Дети учатся достигать согласия с взрослыми и ровесниками в деле (выполняя задания в паре или микрогруппе), в слове, следуя добрым советам старших (занятия «Мудрое слово», «Мудрые люди»), в чувствах и устремлениях (занятия «Добрые друзья», «Добрые дела»). Мудрый опыт поколений (правила поведения, нравственности) сохранен наиболее полно в народных сказках, пословицах, поговорках. 

Для детей 5-6 лет  целями программы являются:

  • первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость),
  • дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками,
  • развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей,
  • развитие первичной рефлексии и идентификации,
  • создание условий для формирования адекватной самооценки.

 

 

 

Перспективный план работы с детьми 5 - 6 лет  по программе «Социокультурные истоки»  

Месяц

Тематика

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Сотрудничество

 с семьей

Сентябрь

Верность родной земле

Беседа с детьми: «Богатыри - первые защитники Земли Русской».

Литература         для         чтения: русский фольклор.  

Фильм: «Моя Россия».

Литература для чтения: былина «Алеша Попович и Тугарин  Змей».

Выставка  иллюстраций: «Богатырская застава». Литература для чтения:  былина «Илья Муромец».

Презентация «Богатыри Земли Русской». Литература         для чтения:         былина  «Добрыня Никитич и змей».

Подвижная игра «Яблочко» «Цветные флажки» «Защитники» «Золотые ворота»

Оформление страницы альбома «Славный могучий богатырь».

Октябрь

Верность родной земле

Беседа с детьми: «Верность родной земле».

Презентация

«Былинные  богатыри»

«Великие полководцы».

Фильм: «Я живу в Россия».

Литература для чтения: былина по Н.Нечаеву «Бой с несметной ратью под Киевом».  былина «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович».  былина  «Три поездки Ильи Муромца».

Подвижная игра «Попади в цель» «Взятие крепости» «Горелки» «Ловишка»

Оформление страницы альбома

«Богатырская застава».

Ноябрь

Радость послушания

Беседа с детьми о важности послушания.

Д/и «Хорошо-плохо»

Викторина по сказкам  

Презентация  «Будем помнить об этом всегда!» (к 100-летию Октябрьской революции 1917 года)

Выставка рисунков: «Моя любимая сказка».

Литература для чтения: сказка «Гуси лебеди».  сказка по С. Т.

Аксакову «Аленький  цветочек».  сказка  «Хрустальная гора» сказка «Волк и семеро козлят».

Подвижная игра «Гуси-лебеди» «Шагай, шагай, смотри не зевай» «Замри»   «Зеркало»

Оформление страницы  альбома «Радость послушания».

Декабрь

Светлая надежда

жизни

Беседа с детьми о празднике Рождества Христова.

С/р игра: «Рождество в семье» «К нам гости пришли».

Акция «Сохраним ёлочку, зелёную иголочку».

Выставка рисунков: «Рождество».

Изготовление игрушек на рождественскую ёлку.

Литература для         чтения:         рассказ И.С.Шмелев «Рождество». К.Лукашевич         «Под Рождество».

В.Бенедиктов «Елка». Подвижная игра «Два Мороза».  А.Плещеев «Зимний вечер». Ф.М.Достоевский «Божий дар»

Подвижная игра «Как у наших у ворот». «Жмурки с колокольчиком».

Оформление страницы альбома «Рождественское чудо».

Январь

Доброе согласие

Беседа с детьми о важности  согласия в жизни человека.

Настольно – печатные игры с правилами  для развития согласия в детях.

Развлечение         «Развесёлые колядки         любят         все ребятки…»

Конструктивно – строительные игры «Построим дом» (игры парами).

Литература для чтения:  

И.С.Шмелев «Счастье         мое миндальное».

Л.Нечаев «Саночки». К.Д.Ушинский «Четыре желания».

Подвижная игра «Паутинка». «Ловишки». «Дерево дружбы».

Оформление страницы альбома

«Добро         и согласие».

Февраль

Добрые

друзья

Беседа «Добрые друзья»

Игры         на         развитие взаимодействия: «Зеркало» (в парах), «Найди пару» (по одному общему признаку).

Развлечение «Масленица, здравствуй, мы тебя встречаем и горячими блинами всех мы угощаем!»

Изготовление игрушки в подарок другу.

Литература для чтения: русский фольклор, сказка «Сивка - бурка». сказка «Два Ивана – солдатских сына» В.П.Катаев «Цветик- семицветик».

Подвижная игра «Еж и мышка». «Третий лишний». «Ручейки».

Оформление иллюстраций книги

«Добрые друзья».

Март

Добрые дела

Беседа о том, почему важно совершать добрые дела.

Просмотр мультфильмов: «Праведны й         труд», «Доброе дело», «Согласие».

Дидактическая игра «Оцени поступок»

Сюжетно – ролевые и режиссёрские игры малыми подгруппами, отражающие добрые дела людей: «Больница», «Служба спасения», «Кафе».

Раскрасить рисунок         к сказке  «Конек горбунок».

Выставка рисунков «Цветок доброты»

Литература для чтения: «Конёк-горбунок» П. Ершова. «Сказка о коровке Зорьке и добрых делах»

Коммуникативная игра «Подарок на всех»

Русская народная игра «Кто с нами» «Весёлые ребята»

Оформление страницы альбома

«Добрые дела».

Апрель

Мудрое слово

Беседа «Где живёт мудрое слово?».

Беседа «Кого можно назвать мудрым»

Просмотр мультфильма «Мудрые сказки тетушки Совы»

Изобразительная деятельность: нарисовать  рисунок к сказке.

 

Чтение:

Литература для чтения: «Никита Кожемяка» сказки «Петушок– золотой гребешок и жерновцы», «Скорый гонец».

Чтение притчи «Две книги»

Заучивание пословиц:

Мудрым         никто         не родился, научился.  Известно, что любовь к книгам — любовь к мудрости».

Народная игра «Земля, вода, огонь и воздух»

Подвижная игра «Совушка» «Краски»

Оформление страницы альбома

«Мудрые слово».

Май

Мудрые люди

Беседа «Кого в вашей семье можно назвать мудрым»

Беседа «Пожилой человек — это мудрости клад»

Беседа « Легко ли быть мудрым»    

Театрализованные игры по мотивам русских народных сказок.

Выставка рисунков «Народная мудрость в рисунках детей»

Ручной труд: изготовление книжек-малышек со сказками.

Литература для чтения «Пастушья дудочка»

Любимые игры бабушек и дедушек: «Горелки»

Народные  игры «Бояре, а мы к вам пришли», «У дедушки Трифона»

Хороводная игра «Колпачок»

Подвижные игры: «Колечко», «Фанты»,

Оформление страницы альбома

«Мудрые люди»  

Возраст детей от 6 до 7 лет

         В возрастной группе 6-7- лет целями воспитательной программы являются:

-первоначальное знакомство с истоками русских православных традиций («Традиции слова», «Традиции образа», «Традиции дела», «Традиции праздника») как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей Российской цивилизации;  

  • дальнейшее развитие умений и навыков делового, познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле);  
  • создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы с детьми 6 до 7 лет  по программе «Социокультурные истоки»

Месяц

Тематика

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Сотрудничество

 с семьей

Сентябрь

Моя любимая сказка

Беседа с детьми на тему  «Волшебный мир сказок».

Выставка         книжек - малышек «Моя любимая сказка».

Игровая деятельность.

Пальчиковая         игра русские народные игры «Теремок», «Репка», «Баба-Яга». Театрализованные игры         по мотивам русских         народных

сказок

Слушание: «Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского, «Доброта» муз.         Е. Гомоновой.

Рисование         на тему:

«Что больше всего  понравилось         в сказке».

Книга         1         для развития детей «Дружная семья». Русский фольклор. Русские народные сказки: «Царевна- лягушка», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Крошечка- Хаврошечка».

Сказка А.С.Пушкина «Сказка         о мертвой царевне и         о семи богатырях».

Игровая деятельность.

Русские народные игры: «Теремок», «Репка», «Баба-Яга»

Игра драматизация «Путешествие по сказкам»

 

Консуль тация на тему: «Сказочное слово в семье»  

 

Октябрь

Семья

Нод «Семья» Беседа с детьми о напутственном слове.  

Прослушивание русских народных потешек, скороговорок.  «Веселые путешественники»         муз. М.Л. Старокадомского,         игровая «Огород» муз. В.Витлина, сл.  А.Пассовой.

Книга 2 для развития детей «Напутственное слово».

Игровая деятельность. Подвижные   игры: «Хлоп,            хлоп– убегай», «Коршун», «Ястреб», «Капуста».

Консультация  тему «Напутственное слово в семье».

Ноябрь

Мое отечество, Моя россия

Презентация «Моё Отечество, моя

Россия»

Встречи с интересными людьми.

Беседа об их жизненном пути.

Прослушивание «Наша         мама» Тиличеевой, «Песня         о бабушке».  

 

Литература для чтения. Русский фольклор.

Игровая деятельность.

Хороводная игра «Угадай, кто зовет».

Семейно е чтение 2 части «Жизне нный путь» книги 2 .

Декабрь

Герои Отеччества

Беседа с детьми о Сергии Радонежском. Рассказ о Троице Сергиевой Лавре.

Презентация «Герои Отечества» Слушание: звуки ручья, леса .

Игра – хоровод «Соберем урожай» муз. С. Насауленко, «Яблонька»  муз. Е.Тиличеевой, «Огородная – хороводная», муз. Б. Можевелова, сл. А. Пассовой;

Книга 3 для развития детей «Светлый образ».  

Игровая деятельность. Подвижные игры: «У медведя во бору»; «Мишка         вылез из берлоги», «Мы с друзьями в лес идем», «Волк изайцы», «Совушка   –  сова», «Прогулка».

Занятие

с

родителями на тему

«Светлый образ»

Январь

Герои отечества

Презентация «Куликовская битва» Рассказ воспитателя о Куликовской битве.         Беседа         с детьми.

Рассматривание иллюстраций Колокольные звоны Троице Сергиевой Лавры.

Развлечение «Развеселые колядки любят все ребятки..»

Литература для чтения.

А.Н.Новиков.

Игровая деятельность. Подвижные игры: «Лисонька-     лиса», «Лошадки», «Курочки», «Стадо» и др.

Семейное чтение 1 части «Чудотворный образ» книги 3.  

Февраль

Мастера и рукодельницы

Знакомство  традициями и мастерами прославившими родной край. Презентация «День защитника Отечества»

Прослушивание «Во кузнице» муз. Жарова, «Деревца» муз. Тиличеевой,

Книга 4 для развития детей «Мастера и рукодельницы».

Народные игры: «Гончары», «Иголочка         и ниточка» «Помощники», Музыкально спортивный  праздник «Наши  папы российские солдаты

Занятие

с

родителями на тему

«Мастера и рукодельницы».

Март

Старание и терпение

Беседа с детьми о важных качествах человека .

Прослушивание «Улыбка» муз. В. Шаинского, «Голубой вагон». Игра «Колобок», «Теремок», «Репка»,         

МДИ «Узнай музыку по картинке».

Литература для чтения. Русский фольклор.

Мультимедийна я презентация

        «Как         это было..» (О

воссоединении Крыма с Россией)

Подвижные игры: «Золотая рыбка», «В темном лесу есть избушка», «На водопой».

Семейно е чтение 2 части

«Старание и терпение».  

Апрель

Семейные традиции

Беседа с детьми об их семейных традициях.  

Игра «Ой,   ты  Баба- Яга, костяная нога»; танец «Дружные пары».

Книга 5 для развития детей «Семейные традиции».  

Игровая деятельность. Подвижные игры: «Подарки», «Катание яиц».

Занятие с родителями на тему

«Семейые традиции».  

Май

Беседа с детьми об истории создания книги. Книгопечатание. Виртуальная экскурсия-

презентация «Мы         помним мы гордимся»

Слушание: «Ах, ты береза» р.н.  песня М.Р. Раухвергера; «Земелюшка - чернозем» р.н.песня. Слушание колокольного праздничного звона.

 

 

Литература для чтения Рассказ «О первом книгоиздателе».

Русские народные игры: «Горелки», «Заря–  зоренька», «Золотые  ворота», «Заря–  заряница», «Жмурки», «На горе–то калина».

«Семейное чтение» 2 части

«Книга –

праздник души».

 

Перечень литературных источников  

Для осуществления воспитательно-образовательной работы используется следующая учебно – методическая литература  пособия.

 

  1. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. — М.: Издательский дом «Истоки», 2015. — 216с.
  2. Комментарии  к программе («Истоковедение», т. 5, с. 138),
  3. Содержание  курса по возрастам («Истоковедение», т. 5, с. 109),
  4. Планы  итоговых занятий с детьми 3-7 лет («Истоковедение», т. 5, с. 113),
  5. Методическое  пособие «Активные формы обучения детей 3-7 лет» («Истоковедение», т. 5, с. 152),
  6. Комплект  из 17 книг для развития детей 3-7 лет,
  7. Методические  рекомендации к использованию книг для развития детей дошкольного возраста («Истоковедение», т. 11, с. 15),
  8. Программа  по работе с родителями «Моя семья» («Истоковедение», т. 11, с. 57). Инструментарий для программы «Моя семья» включает:
  9. Методические  рекомендации и комментарии к системе занятий с родителями («Истоковедение, т. 11, с.135),
  10. Планы  занятий с родителями детей 3-7 лет («Истоковедение, т. 11, с.62),
  11. Методическое  пособие «Активные занятия для работы с родителями» («Истоковедение, т. 11, с. 71).

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - курс подготовки на основе программы развития музыкальности у детей 2-7 года жизни.

Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ группа «В» общеразвивающей направленности для детей от 5 до 6 лет срок реализации 2016-2017 учебный год

СодержаниеI.Целевой разделСтр.1.Пояснительная записка31.1.Цели и задачи реализации Программы31.2.Принципы  и подходы в организации образовательного процесса41.3.Возрастные и индивидуальные особен...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности № 10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год

Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности  №  10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет)  с интеграци...

Рабочая программа по реализации образовательной программы разработанной на основе примерной образовательной Программы «Радуга» в группе общеразвивающей направленности 6-7лет

Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г. Волгодонска, разработанной на основе примерной образовательной Программы...

Рабочая программа по реализации образовательной программы МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска, разработанной на основе примерной основной образовательной программы «Радуга» под редакцией Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон, Е.А. Екж

Рабочая программа по реализации образовательной программыМБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска, разработанной на основе примерной основной образовательной программы «Радуга»  п...

Рабочая программа по реализации образовательной программы МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска, разработанной на основе примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой

Рабочая программа по реализации образовательной программы МБДОУ ДС «Золушка» г.Волгодонска,разработанной на основе примерной основной образовательной программы  «От ро...