Проект "Читающая семья"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Читающая семья»
«Книга для детей – это в самом деле
хорошая пища- вкусная,
питательная, светлая,
способствующая их духовному росту».
К. И. Чуковский
Автор проекта: Воспитатель Седнева Е.С
Тип проекта: познавательно -творческий, групповой, краткосрочный, интегрированный
Участники проекта: дети группы 4- 5 лет, педагоги, родители.
Место реализации проекта: МБДОУ № 163; группа "Почемучки"
Сроки реализации проекта: 18 февраля - 1 марта 2019 года
Ресурсы:
демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки», «дид. игры», «физминутки»;
- портреты детских писателей,
- конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;
- детская художественная литература;
- Музыкальный центр;
- Компьютер.
Актуальность проекта:
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.
Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.
Проблема: низкая востребованность к книгам у подрастающего поколения, как основного источника знаний для развития и воспитания.
Обоснование проблемы: недостаточное внимание взрослых к книге.
Цели проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников. Создание партнёрских и дружественных отношений с детьми, родителями, педагогами.
Задачи проекта:
- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье;
- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащать домашней библиотеки;
- воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.
- воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;
- раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;
- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;
Предполагаемые результаты:
Работая над данным проектом, я хотела добиться следующих результатов:
- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
- Возрождение традиции домашнего чтения.
- Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
- Пополнить развивающую среду в группе;
- Установление тесного сотрудничества между педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.
Продукт проекта:
- Выставка рисунков «Моя любимая сказка»
- выставка в книжном уголке «Моя любимая книга»
- Оформление мини-музея Книжка – малышка
- Итоговое открытое мероприятие «По страницам сказок»
- Создание презентации по проекту «Читающая семья»
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта
Методы | Приемы | |
Словесные: |
|
|
Наглядные: |
|
|
Игровые: |
|
|
Практические: |
|
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- Подбор и анализ методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.
- Составление плана работы над проектом.
- Оформление выставки книг для детей и родителей для домашнего прочтения.
- Консультации для родителей воспитанников о содержании проекта.
- Анкетирование родителей.
6. Оформление картотек подвижных игр, загадок, физминуток, пальчиковых гимнастик по мотивам русских народных сказок.
II. Этап (основной)
Целью второго этапа стало повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, формирование традиции семейного чтения.
В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:
«познание» - сведения о различных видах книг, профессиях людей, участвующих в создании книги;
«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества, развитие всех компонентов речи детей в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания;
«социализация» - развитие игровой деятельности детей;
«чтение художественной литературы» - чтение детям сказок, рассказов, стихотворений;
«художественное творчество» - приобщение к изобразительному искусству, лепка героев сказки, изготовление своей книги.
Реализация проектавелась согласно разработанного плана.
III. Этап (заключительный)
На данном этапе проекта оформлялись итоговые работы проекта и систематизировались знания у детей. Вместе с воспитателем в группе создавались рукотворные книжки-самоделки: «Цветные ладошки», «Книжка в коробке», а так же с родителями дома были изготовлены книжки – малышки. В итоге был организованмини – музей «Книжка – малышка».
Проведено итоговое открытое мероприятие «По страницам сказок»
Поощрение лучших читательских семей.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»
Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Конспект мероприятия по образовательной деятельности «Семья — это просто, семья — это сложно, но жить одному без семьи невозможно!»
Конспект НОД...
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"
конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...
Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"
Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....