Проект "Читающая семья"
проект (средняя группа)

Соболева Екатерина Сергеевна

Проект "Читающая семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chitayushchaya_semya.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Читающая семья»

«Книга для детей – это в самом деле

 хорошая пища- вкусная,

 питательная, светлая,

способствующая их духовному росту». 

                     К. И. Чуковский

Автор проекта:  Воспитатель Седнева Е.С

Тип проекта: познавательно -творческий, групповой, краткосрочный, интегрированный

Участники проекта: дети группы 4- 5 лет, педагоги, родители.

Место реализации проекта: МБДОУ № 163; группа "Почемучки"

Сроки реализации проекта: 18 февраля  - 1 марта 2019 года

Ресурсы: 

демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки», «дид. игры», «физминутки»;

- портреты детских писателей,

- конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;

 - детская художественная литература;

 - Музыкальный центр;

-  Компьютер.

Актуальность проекта:
Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.


Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.

Проблема: низкая востребованность к книгам у подрастающего поколения, как основного источника знаний для развития и воспитания.

Обоснование проблемы: недостаточное внимание взрослых к книге.

Цели проекта: помочь родителям осознать ценность семейного чтения, как эффективного средства образования, развития и воспитания дошкольников. Создание партнёрских и дружественных отношений с детьми, родителями, педагогами.

Задачи проекта:

- развивать связную речь, ее выразительность, развивать мелкую моторику, уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;

- активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье;

- способствовать поддержанию традиций семейного чтения, обогащать домашней библиотеки;

- воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.

- воспитывать высокие нравственные качества, бережное отношение к книге;

- раскрытие творческих способностей, талантов детей и родителей;

- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей;

Предполагаемые результаты:

Работая над данным проектом, я хотела добиться следующих результатов:

  1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  2. Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
  5. Пополнить развивающую среду в группе;
  6. Установление тесного сотрудничества между педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.

Продукт проекта: 

  • Выставка рисунков «Моя любимая сказка»
  • выставка  в книжном уголке  «Моя любимая книга»
  • Оформление мини-музея  Книжка – малышка
  • Итоговое открытое мероприятие «По страницам сказок»
  • Создание презентации по проекту  «Читающая семья»

Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта

Методы

Приемы

Словесные:

  • Беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Рассказ воспитателя

  • Вопросы
  • Указание
  • Пояснение
  • Объяснение
  • Педагогическая оценка

Наглядные:

  • Демонстрация
  • Показ способа действий
  • Показ образца
  • Демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, презентация

Игровые:

  • Дидактические игры
  • Воображаемая ситуация
  • Внезапное появление объекта
  • Загадывание и отгадывание загадок
  • Создание игровой ситуации

Практические:

  • Упражнение


Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

  1. Подбор и анализ методической литературы  и интернет ресурсов по теме проекта.
  2. Составление плана работы над проектом.
  3. Оформление  выставки книг для детей и родителей для домашнего прочтения.
  4. Консультации  для родителей воспитанников о содержании проекта.
  5. Анкетирование родителей.

6.  Оформление картотек подвижных игр, загадок, физминуток, пальчиковых  гимнастик по мотивам русских народных сказок.

II. Этап (основной)

Целью второго этапа стало повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, формирование  традиции семейного чтения.

В ходе работы над проектом осуществлялась интеграция образовательных областей:

«познание» - сведения о различных видах книг, профессиях людей, участвующих в создании книги;

«коммуникация» - развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества, развитие всех компонентов речи детей в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания;

«социализация» - развитие игровой деятельности детей;

«чтение художественной литературы» - чтение детям сказок, рассказов, стихотворений;

«художественное творчество» - приобщение к изобразительному искусству, лепка героев сказки, изготовление своей книги.

Реализация проектавелась согласно разработанного плана.

III. Этап (заключительный)

На данном этапе проекта оформлялись итоговые работы проекта и систематизировались знания у детей. Вместе с воспитателем в группе создавались рукотворные книжки-самоделки: «Цветные ладошки», «Книжка в коробке», а так же с родителями дома были изготовлены книжки – малышки.  В итоге был организованмини – музей «Книжка – малышка».

Проведено итоговое открытое мероприятие «По страницам сказок»
Поощрение лучших читательских семей.

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....