Научная статья "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОО"
статья

Майманакова Аэлита Станиславовна

Научная статья "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА  В ДОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

В ДОО

Майманакова Аэлита Станиславовна

Студентка 4 курса БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»

Детский сад – второй дом для его воспитанников, место, где малыши проводит большую часть дня. Поэтому организации и оформлению отводится важная роль. Это не просто интерьер, это развивающая предметно- пространственная среда, которая должна быть комфортна для детей и помогать их развитию.

Что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Согласно п.3.3.ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенной – в помещении должно быть достаточно игрушек, развивающих игр, пособий и оборудования, чтобы обеспечить выполнение программы, реализуемой в дошкольном учреждении
  • Трансформируемой – должна иметься возможность быстрой смены «декораций» в зависимости от требований образовательного процесса
  • Полифункциональной – возможность использовать одни и те же предметы в разных ситуациях (например, детали строительного пластмассового конструктора могут использоваться: по прямому назначению, на занятиях по ФЭМП в качестве наглядных пособий, в различных подвижных играх как вешки и т. д.).
  • Вариативной – детей должна быть возможность выбирать разные тематические пространства для игр, творчества и физической активности. Для этого необходимо создать разнообразие игровых и развивающих средств. Необходимо время от времени менять их состав, чтобы у детей имелся стимул к развитию и исследованию.
  • Доступной – все дети должны иметь возможность свободного доступа к игрушкам, играм, пособиям.
  • Безопасной – предметы интерьера, игрушки, пособия, должны быть исправными, подбираться соответственно возрасту детей и Санитарным правилам.

Хочу представить вам опыт работы воспитателя по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста, Натальи Викторовны Дорофеевой, Ярославской области. Разработку предметно-пространственной развивающей среды, Наталья Викторовна, осуществила на основе возрастного состава малышей, психологической характеристики группы и количественного соотношения мальчиков и девочек.

 Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2–3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра. Педагогу будет значительно легче работать, если окружающая среда позволяет рассредоточить детей в локальных игровых пространствах, предполагающих разные занятия – игры с водой и песком, конструирование, складывание картинок и т. д.

Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т. д.

Девочки, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам.

Таким образом, современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  2. Шакирова Е.В., Белкина В.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации // Ярославский педагогический вестник. – 2018. - № 2. – С. 4-9.
  3. Опыт работы воспитателя по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста | Электронный ресурс |: Режим доступа [https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-vospitatelja-po-organizaci-razvivayuschei-predmetno-prostranstvenoi-sredy-v-grupe-ranego-vozrasta.html]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"

Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ

Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-­пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...

организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста

Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания.  Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...