Научная статья "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОО"
статья
Научная статья "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
В ДОО
Майманакова Аэлита Станиславовна
Студентка 4 курса БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»
Детский сад – второй дом для его воспитанников, место, где малыши проводит большую часть дня. Поэтому организации и оформлению отводится важная роль. Это не просто интерьер, это развивающая предметно- пространственная среда, которая должна быть комфортна для детей и помогать их развитию.
Что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Под развивающей предметно-пространственной средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Согласно п.3.3.ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной – в помещении должно быть достаточно игрушек, развивающих игр, пособий и оборудования, чтобы обеспечить выполнение программы, реализуемой в дошкольном учреждении
- Трансформируемой – должна иметься возможность быстрой смены «декораций» в зависимости от требований образовательного процесса
- Полифункциональной – возможность использовать одни и те же предметы в разных ситуациях (например, детали строительного пластмассового конструктора могут использоваться: по прямому назначению, на занятиях по ФЭМП в качестве наглядных пособий, в различных подвижных играх как вешки и т. д.).
- Вариативной – детей должна быть возможность выбирать разные тематические пространства для игр, творчества и физической активности. Для этого необходимо создать разнообразие игровых и развивающих средств. Необходимо время от времени менять их состав, чтобы у детей имелся стимул к развитию и исследованию.
- Доступной – все дети должны иметь возможность свободного доступа к игрушкам, играм, пособиям.
- Безопасной – предметы интерьера, игрушки, пособия, должны быть исправными, подбираться соответственно возрасту детей и Санитарным правилам.
Хочу представить вам опыт работы воспитателя по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста, Натальи Викторовны Дорофеевой, Ярославской области. Разработку предметно-пространственной развивающей среды, Наталья Викторовна, осуществила на основе возрастного состава малышей, психологической характеристики группы и количественного соотношения мальчиков и девочек.
Так, например, возросшая двигательная активность малышей 2–3-го года жизни требует расширения игрового поля, где должно хватать места и для игр с дидактическими игрушками, и для сюжетно-ситуативных игр, из которых зарождается ролевая игра. Педагогу будет значительно легче работать, если окружающая среда позволяет рассредоточить детей в локальных игровых пространствах, предполагающих разные занятия – игры с водой и песком, конструирование, складывание картинок и т. д.
Для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другую и т. д.
Девочки, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам.
Таким образом, современное понимание предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
- Шакирова Е.В., Белкина В.Н. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации // Ярославский педагогический вестник. – 2018. - № 2. – С. 4-9.
- Опыт работы воспитателя по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста | Электронный ресурс |: Режим доступа [https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-vospitatelja-po-organizaci-razvivayuschei-predmetno-prostranstvenoi-sredy-v-grupe-ranego-vozrasta.html]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"
Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...