Беседа «Культура и быт калмыцкого народа».
план-конспект занятия (средняя группа)
Беседа «Культура и быт калмыцкого народа».
Программное содержание: рассказать детям о быте и укладе жизни калмыков, о жилище кочевников – кибитке, национальном костюме.
Приобщать детей к истокам культуры родного края
Воспитывать дружеские и мирные отношения со всеми народами.
Оборудование: Макет кибитки, иллюстрации утвари кибитки,
Предварительная работа:, рассматривание иллюстраций, изготовлении макета, чтение народных сказок Калмыкии.
Организация детей: дети сидят на стульчиках, стоят у стола, играют в игру.
Ход беседы.
-Ребята! К нам придет гость. Не забудьте поздороваться с ним, и внимательно наблюдайте за тем, что он будет делать. А вот и наш гость.
( входит гость в национальном костюме с домброй в руках: садится на стул
и начинает играть народные калмыцкие мелодии).- Ребята, а кто-нибудь обратил внимание на то, как одет наш гость? Очень необычно. Это, ребята, национальный калмыцкий костюм.
- Давайте попросим нашего гостя встать, и мы рассмотрим все детали его костюма.
- Как вы думаете, ребята, как называется вот эта часть костюма? (ответы).
- Это кафтан, на калмыцком языке он называется «бүшмүд» (закрепляю новое слово со всеми детьми).
- А вот это, ребята, «шалвр» (закрепляю новое слово с детьми).
- Посмотрите, какие они широкие. Это для того, чтобы легко было скакать на лошади. На ногах у нашего гостя сапоги.
- Это, ребята, основное украшение костюма, пояс, который называется «бүс» (закрепляю новое слово со всеми детьми).
- А вот головных уборов у калмыков более двадцати видов (рассматриваем на госте, на фотографии и на кукле).
- А сейчас, давайте тихонько встанем, и пойдем вместе с нашим гостем вот к этому столу (на столе макет и фотографии).
- И поговорим мы с вами о быте калмыков.
- Кто помнит, как называется то, что стоит на столе? (ответы).
- Молодцы! Правильно, это макет. Вот именно так, выглядело поселение калмыков, назывался хотон. Как правило оно носило временный характер.
- Калмыки были «кочевым народом» (закрепляю новые слова с детьми).
«Кочевой народ» - это тот народ, который очень часто переезжает с одного места на другое, т. е. кочует (закрепляю новое слово со всеми детьми).
- А как называется жилище калмыков, кто-нибудь из вас знает? (ответы).
- Жилище калмыков называется «ишкә гер»- кибитка (закрепляю новое слово со всеми детьми).- Они очень часто разбирались, складывались и грузились на лошадей. Потом перевозились на другое место.
Давайте посмотрим на макет такой кибитки. Сначала ставился каркас из прочного материала. Затем этот каркас покрывался «войлоком» (показываю). Это, ребята, такой материал, который изготавливался из шерсти верблюдов. Это очень прочный и теплый материал, поэтому в кибитке всегда было сухо и тепло (закрепляю со всеми детьми новое слово «войлок»).Внутреннее пространство разделялось на две половины - на мужскую (правую) и женскую (левую, если стоял в кибитке лицом к входу. В центре всегда располагался очаг.
- Что такое очаг знаете? (ответы).- Да, это то - место, где всегда горел огонь, и готовилась пища.По- калмыцки называется тулг. Утварь , посуду хранили в небольшом шкафу, который называется үкүг, а одежду в сундуке- авдр.
- А еще, ребята, калмыки всегда были скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы? (ответы).
- Скотоводы - это люди, которые разводят скот (лошадей, верблюдов, овец). (Закрепляю слово «скотоводы»).
- Из шкур этих животных выделывали кожу (показываю, из шерсти, катали войлок (показываю). Благодаря этим животным у калмыков всегда было свежее мясо и молоко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_kultura_i_byt_kalmytskogo_naroda.docx | 249.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Культура и быт калмыцкого народа».
Программное содержание: рассказать детям о быте и укладе жизни калмыков, о жилище кочевников – кибитке, национальном костюме.
Приобщать детей к истокам культуры родного края
Воспитывать дружеские и мирные отношения со всеми народами.
Оборудование: Макет кибитки, иллюстрации утвари кибитки,
Предварительная работа:, рассматривание иллюстраций, изготовлении макета, чтение народных сказок Калмыкии.
Организация детей: дети сидят на стульчиках, стоят у стола, играют в игру.
Ход беседы.
-Ребята! К нам придет гость. Не забудьте поздороваться с ним, и внимательно наблюдайте за тем, что он будет делать. А вот и наш гость.
( входит гость в национальном костюме с домброй в руках: садится на стул
и начинает играть народные калмыцкие мелодии).- Ребята, а кто-нибудь обратил внимание на то, как одет наш гость? Очень необычно. Это, ребята, национальный калмыцкий костюм.
- Давайте попросим нашего гостя встать, и мы рассмотрим все детали его костюма.
- Как вы думаете, ребята, как называется вот эта часть костюма? (ответы).
- Это кафтан, на калмыцком языке он называется «бүшмүд» (закрепляю новое слово со всеми детьми).
- А вот это, ребята, «шалвр» (закрепляю новое слово с детьми).
- Посмотрите, какие они широкие. Это для того, чтобы легко было скакать на лошади. На ногах у нашего гостя сапоги.
- Это, ребята, основное украшение костюма, пояс, который называется «бүс» (закрепляю новое слово со всеми детьми).
- А вот головных уборов у калмыков более двадцати видов (рассматриваем на госте, на фотографии и на кукле).
- А сейчас, давайте тихонько встанем, и пойдем вместе с нашим гостем вот к этому столу (на столе макет и фотографии).
- И поговорим мы с вами о быте калмыков.
- Кто помнит, как называется то, что стоит на столе? (ответы).
- Молодцы! Правильно, это макет. Вот именно так, выглядело поселение калмыков, назывался хотон. Как правило оно носило временный характер.
- Калмыки были «кочевым народом» (закрепляю новые слова с детьми).
«Кочевой народ» - это тот народ, который очень часто переезжает с одного места на другое, т. е. кочует (закрепляю новое слово со всеми детьми).
- А как называется жилище калмыков, кто-нибудь из вас знает? (ответы).
- Жилище калмыков называется «ишкә гер»- кибитка (закрепляю новое слово со всеми детьми).- Они очень часто разбирались, складывались и грузились на лошадей. Потом перевозились на другое место.
Давайте посмотрим на макет такой кибитки. Сначала ставился каркас из прочного материала. Затем этот каркас покрывался «войлоком» (показываю). Это, ребята, такой материал, который изготавливался из шерсти верблюдов. Это очень прочный и теплый материал, поэтому в кибитке всегда было сухо и тепло (закрепляю со всеми детьми новое слово «войлок»).Внутреннее пространство разделялось на две половины - на мужскую (правую) и женскую (левую, если стоял в кибитке лицом к входу. В центре всегда располагался очаг.
- Что такое очаг знаете? (ответы).- Да, это то - место, где всегда горел огонь, и готовилась пища.По- калмыцки называется тулг. Утварь , посуду хранили в небольшом шкафу, который называется үкүг, а одежду в сундуке- авдр.
- А еще, ребята, калмыки всегда были скотоводами. Знаете, кто такие скотоводы? (ответы).
- Скотоводы - это люди, которые разводят скот (лошадей, верблюдов, овец). (Закрепляю слово «скотоводы»).
- Из шкур этих животных выделывали кожу (показываю, из шерсти, катали войлок (показываю). Благодаря этим животным у калмыков всегда было свежее мясо и молоко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
70- лет депортации калмыцкого народа
Экскурсия в музей...
Использование дидактических игр при ознакомлении детей с традиционным бытованием калмыцкого народа
Все мы с вами помним, как в калмыцком эпосе «Джангар», юбилей, которого мы отмечаем в этом году, Джангар, расставаясь со своим сыном Шовшуром, говорит:...
Славный сын калмыцкого народа
национально-региональный компонент...
ИЗ ЖИЗНИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА (подборки информационного и иллюстративного материала)
ИЗ ЖИЗНИ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА(подборки информационного и иллюстративного материала)...
Беседа «Ясное письмо — культурное наследие калмыцкого народа»
Ко Дню национальной письменности 5 сентября в МКДОУ "СНДС" Малыш". была проведена беседа на тему : "Ясное письмо - культурное наследие калмыцкого народа". ...
Календарь в традиционной культуре калмыцкого народа. Лиджиева Д.М
Цель работы – изучить историю калмыцкого календаря, и связанные с ним календарные праздники....
Беседа Культура и традиции русского народа
Цель: закрепить знания детей о названии страны, ее культуре; уточнить знания о таком понятии, как традиция; вспомнить некоторые традиции русского народа, с которыми знакомились раньше; познакомит...