конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
АЗ, БУКИ, ВЕДИ….
Программые задачи:
-Познакомить детей с различными способами передачи информации
-вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие;
-совершенствовать связную монологическую речь;
-развивать воображение и чувство юмора;
-совершенствовать навык чтения детей;
-продолжать учить детей выкладывать предложение с применением пройденных правил;
-поддерживать интерес к письменной речи;
-формировать навыки сотрудничества.
Словарная работа: Графический, символ, мудрость, наскальная живопись, древний.
Воспитатель показывает детям буквы.
-Что это? (буквы)
-Для чего они нужны? Что можно с ними делать? (из них можно складывать слова, а из слов предложения)
-Для чего нужны предложения? (для передачи информации)
-Значит, можно сказать, что буквы - это графический (на что похоже?) (то, что мы можем записать, нарисовать) символ звука, наглядный портрет звука, его изображение, которые служат для передачи информации.
Показывает детям АЗБУКУ.
-Что это за книга? (ответы детей)
-Да, действительно эта книга знакомит нас с буквами и учит нас читать. Скажите ребята, а в школе как называется учебник, который знакомит детей с буквами? (Букварь). Демонстрация БУКВАРЯ.
- А вы умеете читать? (ответы детей)
-Кто хочет прочитать, что здесь написано?
На доске воспитатель вывешивает напечатанную на бумаге пословицу: «Азбука к мудрости ступенька»
-Как вы думаете, что это означает? (Рассуждения детей)
-Ребята, посмотрите, какие простые и красивые наши буквы. Легко запоминаются? Сколько их в алфавите? 33
Но они не всегда были такими. Раньше они выглядели вот так.
Демонстрация старого алфавита на формате А2? Или А3
Посмотрите как называлась каждая буква : АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛ, ДОБРО…… и было их 43 . Отсюда и пошло название АЗБУКА.
А слово БУКВАРЬ от какого слова произошло? (ответы детей)
- А еще раньше букв вообще не было. А что же было? Как же доносили информацию люди друг до друга? (Ответы детей)
-Да действительно люди использовали все подручные материалы: листья деревьев, глину, камни, шкуры и кости животных, и сообщали другим информацию в виде картинок на них.
Показ наскальной живописи. История охоты.
-Как вы думаете, о чем рассказывает эта картинка? (ответы детей).
Мы сейчас с вами превратимся в древних людей. Что означает слово древний? (ответы детей) Да, действительно древний –это не старый, а человек который жил очень давно, в давние времена,
Физминутка (круг)
.Древние люди не умели читать и писать. Поэтому мы нарисуем друг другу послание. У нас будет 4 племени людей,
я дам вам написанный текст послания, а вы его передадите в рисунке соседнему племени, т.е. вам предстоит поменяться посланиями и расшифровать информацию. Затем мы сравним, что было написано с ответом. На обсуждение и рисование у вас 2 минуты. Я выставлю песочные часы, которые отмерят нам время. На расшифровку еще 2 минуты.
Сначала вы придумаете название своему племени, посовещавшись.
(Дети читают послание, совещаются, как лучше нарисовать и что, обмениваются посланиями)
-Кто готов? Первыми расшифровали послание……..
-Верно? Дайте свой ответ.
-Кто следующий готов?....... и т.д.
(Команды по очереди дают ответы, затем сравнивают с оригиналом).
-Получилось весело и совсем неточно. Превращаемся в современных людей.
-Ну как, трудно было? (ответы)
-Люди тоже, как и вы не всегда понимали зашифрованную информацию, шли не туда, или попадали в беду.
-Долго вот так сообщать информацию? (ответы)
-Древние люди тоже понимали, что это занимает много времени, поэтому стали сокращать рисунки. Например: (демонстрация) они рисовали не целого быка, а только его голову, а затем стали рисовать только рога. Так появились символы. Не полностью рисунок, а только его маленькая часть. Постепенно люди изобрели алфавит. Он менялся от сложного к более простому. До наших дней дошел тот, который вы видите. Красивые у нас буквы и простые, правда?
-Мы с вами попробовали передать информацию в рисунках. А сейчас попробуем передать графическим способом. Графическим-это как? (ответы) Да, с помощью букв, но мы сами будем живыми буквами. Каждой команде я раздам по слову. Капитаны команд читают слово своей команде, раздают буквы, чтобы получилось слово, все слова выстраиваются в предложение. Ну и конечно, песочные часы, которые отмеряют время, 1 мин.
(дети выполняют задание) Затем читают предложение.
-Ничего не забыли? (точку). Да, действительно в конце предложения ставится точка. Молодцы! Вы справились.
Какое задание было легче и понятнее, с рисунками или с буквами, почему?
(ответы детей). Когда вы научитесь писать, будет еще быстрее и легче. А пока мы с вами выучили буквы и учимся читать. Эта наша первая ступенька к мудрости.
Приготовить:
1.Азбуку
2.Букварь
3.Наборное полотно с буквами
4. напечатанная пословица «Азбука к мудрости ступенька» -заламинировать.
5.Плакат со старым алфавитом –распечатать каждую букву вырезать и наклеить.
6.Плакат с наскальной живописью «История охоты» 12 шт
7.Песочные часы
8. 4 предложения для передачи информации в конвертах
9.простые карандаши, стерки, бумажные полоски
10.рисунок бык, голова быка, рога
11. Предложение из 4 слов. Птицы весной летят домой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения.Задачи:Обучающие:- закрепить и обобщить знание детей об антонимах;- обогащать словарный запас.Развивающие:- развивать связную речь, навыки речевого...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в страну Красивой Речи»
Задачи: ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....