ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Детские годы Юрия Алексеевича Гагарина»
проект

Довгаль Валентина Михайловна

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка - всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detskie_gody_yu.gagarina.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка» (МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)

215010, Смоленская область, город Гагарин, ул. Строителей. д.78

sneginka-gagarin@yandex.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Детские годы

Юрия Алексеевича Гагарина»

Разработчики:

Довгаль В.М.

Розова Е.И.

Казакова Л.И.

Сукач М.Ю.

2024 г.

Это он ворвался в наше завтра,
Что самой фантастике под стать…
Первого на свете космонавта
Обнимает и целует мать

Николай Старшинов

Актуальность темы

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка - всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека.  Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи  без проблем, без трудностей. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняется ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка - чтобы его любили таким, какой он есть.

Формировать и совершенствовать духовно-нравственные ценности человеку необходимо на протяжении всей его жизни. Ясно, что процесс становления этой стороны личности начинается задолго до школы.

У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, играм в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

В год 60-летия первого полета человека в космос, нашего земляка Ю.А.Гагарина хочется окунуться в истоки формирования наилучших человеческих качеств первого космонавта планеты. А мы имеем такую возможность. Жить на Родине Ю.Гагарина в городе Гжатск (ныне Гагарин) и соприкоснуться с живой историей – это большое счастье.

 Цель проекта: воспитание духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника через ознакомление с семейным укладом и играми детей в семье Гагариных.

Задачи проекта для детей:

Обучающие:

– закрепить знания детей об укладе русской семьи, быте в старину;

–закрепить знания детей о космосе и первом космонавте планеты Ю.Гагарине (в соответствии с возрастными особенностями);

– создать условия для усвоения ребёнком 5 -7 лет  норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

 Развивающие:

– развивать речь, как средство общения и культуры;

– способствовать познавательной активности, любознательности;

– расширять кругозор детей;

– развивать внимание, ловкость движений.

Воспитательные:        

– воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе;

– формировать  у детей дошкольного возраста умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, умение гордиться другим человеком;

– закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.

Задачи проекта для педагогов и родителей: 

–  продолжить пропаганду   для  всех участников образовательного процесса семейных ценностей, как основы формирования личности человека;

– упрочить  основы гражданственности, патриотизма, уважения к историческому наследию  Отечества,  к  жизни  и  подвигу  первого  космонавта  планеты  Ю. А. Гагарина;

- укрепить  партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников.

 Основные целевые группы, на которые направлен проект: дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги ДОУ.

Время реализации проекта: март  2024 г.

Методы и приемы работы: изучение и анализ учебно-методической, художественной литературы; занятия театральной студии «В гостях у сказки»; беседа; создание интерактивного продукта.

Теоретическое обоснование темы

Определение цели и содержания нравственного воспитания, выделение в морали приоритетов общечеловеческих ценностей приобрело особую значимость в последние годы.

Идею общечеловеческого воспитания в истории российского образовательного пространства, вслед за В.Г.Белинским, сформулировал Н.И.Пирогов. Позднее В.А.Сухомлинский говорил о воздействии на юную душу словом и красотой, побуждении воспитанников к совершению добрых, благородных поступков. Примеры духовного благородства, доблести, героизма, совести всегда увлекают своей силой.

По мнению С.Л.Рубинштейна, «всякая попытка воспитателя – учителя «внести» в ребенка сознание  и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств». При этом должна иметь место организация социально-открытого пространства, в которой есть и нравственный пример педагога, и социально-педагогическое партнерство семьи и образовательного учреждения, и социальная востребованность воспитания.

        Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к родине, семье, окружающей природе рассматриваются как одно из базовых направлений государственной политики в области образования, о чем говорится в ФГОС ДО.

В статье 63 Семейного кодекса РФ  «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» определено: родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Именно поэтому при реализации данного проекта красной нитью проходит тема «семья».

Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны. Он предполагает активное воздействие на взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. 

Народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи. Участие в них формирует у участников представления о чести, смелости, мужестве, желание стать сильными, ловкими, выносливыми; способность проявлять смекалку, выдержку, выдумку, находчивость, волю, стремление к победе. Игры являются не только развлечением и забавой, но и приучают к труду, дисциплине, соблюдению правил, формируют умение контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других, развивают чувство справедливости. Народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности народа.

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и др. Педагогической обработкой народных игр, их отбором и пропагандой, как средства воспитания занимались В.И.Даль,.П.Ф. Лесгафт, П.Н.Бокин, Е.М.Дементьев.

Педагогический коллектив нашего детского сада считает национальные детские игры важнейшим воспитательным средством, согласным с духом народа. Высокие требования к честности. Справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех народных играх.            Мы, в проекте «Детские годы Ю.А.Гагарина»,  использовали именно те игры, в которые играл маленький Юра и которые подходят для использования в театрализованной постановке в помещении детского сада.

12 апреля (День космонавтики) — лучший день для воспоминаний о родителях Юрия Алексеевича Гагарина. И в первую очередь о его маме — Анне Тимофеевне. «Очень я люблю свою маму и всем, чего достиг, я обязан ей», — писал Гагарин. В дом родителей всегда тянулась его душа, и при первой же возможности он приезжал туда, чтобы поклониться отцу и матери.

Отец – Гагарин  Алексей Иванович

В семье авторитет отца был непререкаем. Строгий, но справедливый, он преподал детям первые уроки дисциплины, уважения к старшим, любовь к труду. Никогда не применял ни угроз, ни брани, ни шлепков, никогда не задабривал и не ласкал без причин. Он не баловал, но был внимателен к желаниям детей. Соседи любили и уважали его; в правлении колхоза считались с его мнением. Вся жизнь отца была связана с колхозом.

Мать – Гагарина Анна Тимофеевна

Те,  кто был знаком с Анной Тимофеевной, знали, насколько интересна, значительна была эта удивительная женщина. Вроде бы ничем не отличалась от других. Простая, приветливая, трудолюбивая. Но и отличалась: мудростью своей житейской, естественностью поведения, глубинной народной культурой. Необычайно скромная, она не то что скрывала, а как бы замалчивала свою широкую начитанность. Память ее была уникальна. Речь Анны Тимофеевны была проста, но чрезвычайно убедительна.

Краткая аннотация проекта

Суть  данного проекта – раскрыть на примере жизни семьи Гагариных главные принципы воспитания высоконравственного интеллектуально развитого, физически сильного, целеустремленного   человека. Начали  с составления краткого содержания книги А.Гагариной «Слово о сыне». Именно краткое прочтение книги стало привлекательным для родителей наших воспитанников, которые живут современной жизнью среди гаджетов при  нехватке времени.

Интерактивный спектакль пришелся по душе нашим детям. Дошкольники имели возможность стать на один день «друзьями» маленького Юры Гагарина. Дети имели возможность поиграть с Юрой в народные игры, побывать в обстановке дома,  посмотреть чем занимались родители, старшие брат и сестра. Много эмоций получили от возможности рассмотреть, потрогать экспонаты мини-музея, манипулировать с ними.  

Играя в народные игры дети понимали, что игры по правилам были всегда, даже в далекие времена. Для укрепления  дружбы необходимо соблюдать правила игры, так было всегда. Эта мысль очень важна для развития личности ребенка.

Родители имели возможность посмотреть спектакль «Юрино детство» в записи. А так же поиграть со своим ребенком в кубарь, бурчалка-гурчалка дома.

Для закрепления знаний о семье Ю.Гагарина воспитатели провели беседу по фотографиям стенда «Юрий Гагарин – будущий космонавт».

Принципы формирования содержания проекта:

Принцип культуросообразности - отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи.  Нравственное воспитание непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями, культурой своего народа.

Принцип гуманитаризации образования. Раскрывая существо принципа гуманитаризации, академик, психолог В.П.Зинченко пишет, что «любое «предметное» знание должно появляться перед детьми как результат работы и размышлений конкретных людей, как история их поисков, открытий, заблуждений».

Развивающий характер образования обеспечивается через отбор наиболее значимого, структурообразующего содержания образования.

Принцип научности является ведущим в отборе информационной составляющей воспитательно-образовательной работы.

Принцип учета возрастных психологических особенностей детей определяет отбор и направление разработки форм и методов педагогической работы.

Принцип интеграции образовательных областей.

Принцип патриоцентризма обеспечивает связь любого образовательного содержания с формированием отношения к родной культуре и традициям.

Практическая значимость проекта.

Реализация данного проекта не только повысила профессиональную компетенцию воспитателей, но и повысила педагогическую компетенцию родителей. Укрепила гражданскую позицию всех участников образовательных отношений. А дети в свою очередь, научились доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости, расширили кругозор. Все вышеперечисленное внесло значительное изменение в психологический климат ДОУ и повлияло  на повышение качества образовательного процесса.

Проект состоит из трёх этапов.

 I этап: подготовительный

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

1.

Составление списка произведений художественной литературы для чтения и обсуждения с детьми старшего дошкольного возраста. Подборка литературы для педагогов и родителей 

учитель-логопед

2.

Изучение книги А.Гагариной «Слово о сыне» и других произведений. Изучение Интернет ресурса

заведующий

педагоги творческой группы

3.

Создание мини-музея «Дом детских лет Ю.А.Гагарина»

заведующий

 педагоги творческой группы

II этап: основной

№ п/п

Мероприятие проекта

Ответственный

1.

Ознакомление педагогов и родителей с содержанием книги А.Гагариной «Слово о сыне», в кратком изложении периода до 1941 года

руководитель проекта

2.

Чтение художетсвенных произведений с детьми 5-7 лет о жизни и первом полете Ю.А.Гагарина

воспитатели групп

3.

Посещение музея   детских лет Ю.А.Гагарина

воспитатели  групп

4.

Подготовка сценария интерактивной постановки «Юрино детство»

 руководитель театральной группы детей.

5.

Подборка народных игр и создание атрибутов к ним

руководитель ФИЗО

6.

Создание костюмов

педагоги

7.

Постановка спектакля с детьми через занятия в кружке «В гостях у сказки»

Интерактивная театральная постановка «Юрино детство»

руководитель театральной группы детей.

8.

Видео запись  постановки, монтаж

учитель-логопед

9.

Распространение записи постановки среди родителей

воспитатели групп

III этап: заключительный

№ п/п

Мероприятие проекта

Ответственный

1.

Определение значимости данного проекта по результатам опроса родителей.

Заведующий

2.

Распространение опыта работы среди коллег г. Гагарин через конкурсное движение

Заведующий

Практическая значимость проекта

1. Дети расширили знания о жизни и подвиге первого космонавта планеты Ю.А.Гагарине.

2. Дети научились  использовать русские народные подвижные игры в свободной деятельности. Повысился  образовательный уровень родителей через введение их в мир народных игр.

3. Укрепились партнерские отношения с семьями воспитанников через виртуальное общение (самостоятельное изучение литературы дома, просмотр видеозаписи спектакля) в условиях ограничительных мероприятий.

4. Повысился профессиональный уровень педагогов ДОУ.

Список литературы

Приложения

Приложение 1. Презентация проекта.

Приложение 2. Слово о сыне. Воспоминания (эпизоды начальных глав книги А.Гагариной «Слово о сыне», раннее детство Ю.А.Гагарина до 1941 года.)

Приложение 3. Сценарий интерактивной театральной постановки, посвященной 60-ти летию полета Ю.А.Гагарина в космос «Юрино детство».

Приложение 4. Описание детских игр Юры Гагарина.

Приложение 5. Видео запись интерактивной постановки «Юрино детство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине

Воспитетель показывает портрет Ю.А.Гагарина и задает детям следующие вопросы: Чей это портрет? Почему все люди знают Гагарина? Чем он прославил нашу страну? (Он самый первый в мире полетел в ко...

Юрий Алексеевич Гагарин

Как можно кратко рассказать детям о космонавте Гагарине....

«Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин». Конспект ОД по окружающему миру для детей старшей группы

Тема. Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин.Цель: закрепить знания детей о том, что 12 апреля - День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, ч...

Беседа по теме "Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин"

Из этой беседы можно узнать о биографии первого космонавта всей земли - Юрии Алесеевиче Гагарине, о нго чертах и качествах характера. Так же можно узнать о том, как в войну жила семья Гагариных, как р...

«Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин». Конспект НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы

Тема. Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин.Цель: закрепить знания детей о том, что 12 апреля - День Космонавтики; первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин. Дать знания о том, ч...

«Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин». Конспект НОД по окружающему миру для детей подготовительной группы

laquo;Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин». Конспект НОД по окружающему миру для детей подготовительной группыТема. Первооткрыватель космоса Юрий Алексеевич Гагарин....

Образовательный проект «Детские годы Юрия Алексеевича Гагарина»

Цель проекта: воспитание духовно-нравственных качеств ребенка-дошкольника через ознакомление с семейным укладом и играми детей в семье Гагариных....