Рабочая программа старшей группы.
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа разработана на основе комплексной образовательной программы "Миры Детства:конструирование возможностей" научный руководитель А.С. Асмолов, под редакцией Т.Н. Дороновой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_starshey_gruppy.docx98.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12»

ПРИНЯТО:                                                                  УТВЕРЖДЕНО:

на заседании Педагогического совета                      Заведующий МБДОУ «Детский сад №12»

МБДОУ «Детский сад №12»                                      Т.И. Фёдорова_______________________

Протокол №____ от «___»____2018  г.                     Приказ №___от «___»__________2018 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Старшей  группы  №10   (мкр. Западный, д.2)

на  2018-2019 учебный год

Воспитатели:

З.Р.Шигапова

В.В.Бердичевская

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка ………………………………………………………………3

1.1. Цели и задачи Программы…………………………………………………………3-4

1.2. Возрастные и индивидуальные  особенности контингента воспитанников…  4-6

2. Режим дня…………………………………………………………………………..    6-8

3. Содержание рабочей программы, Основная часть.                                                  9-11

4. Вариативная часть ………………………………………………………                   12-27

5.1. Порциальная программа по развитию речи разработанная О.С. Ушаковой 

5.2  Проект «Наш дом - Север».

5.3.Проект по начальному техническому моделированию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников, через LEGO - конструирование «Лего-парк».

6. Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой.для детей 5-6 лет…....

7.Тематическое планирование.-------------------------------------------------------------------- 28-

                                       

 

  1. Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.

Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни. Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Рабочая программа разработана с учетом основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12» и в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон «Об образовании  в Российской Федерации»  (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования,   утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года №1155;
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13 утвержденные  постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013года №26»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным  программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014,
  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» под редакцией Т. Н. Дороновой и А. Г. Асмолова.

1.1. Цели и задачи Программы

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Задачи:

1. Сохранение  и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.  

2. Создание благоприятных условий развития детей 5-6 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром.

3. Вовлечение родителей в систематическую образовательную деятельность, установление партнерских отношений и обеспечения родителям необходимой поддержки, с целью максимального удовлетворения  потребностей детей,  возникающих при обучении и развитии.

4. Развитие у детей всех сторон  речи с помощью дидактических игр и упражнений рекомендованных  О. С.Ушаковой направленных на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

5. Формирование у детей  ценностных  ориентаций к «малой Родине»  посредством приобщения  к быту мансийского и хантыйского народов, его традициям и культуре в разных видах деятельности реализуя  проект «Наш дом - Север».

6. Реализовать проект по начальному моделированию « Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников, через LEGO - конструирование «Лего-парк».

7. Реализовать программу  «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой для детей 5-6 лет.

Решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

  1. Возрастные  особенности контингента воспитанников 5 - 6 лет.

Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем.

В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них.

Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками.

В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности.

Существенные изменения происходят в этом возрасте в детской игре, а именно, в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры.

Более совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд.

Уже наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Посредством целенаправленной и систематической двигательной активности укрепляются мышцы и связки. Развиваются выносливость и силовые качества.

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребенка при самообслуживании.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений ;глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трехзвуковых слов. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью.

Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции.

В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное обогащение музыкальной эрудиции детей: формируются начальные представления о видах и жанрах музыки, устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, используемыми композиторами, формулируются эстетические оценки и суждения, обосновываются музыкальные предпочтения, проявляется некоторая эстетическая избирательность. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие. Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.

Индивидуальные особенности детей группы.

Группу посещают 23 ребёнка, из них 13 мальчиков и 10 девочек. Дети старшей  группы № 10  активны, любознательны, любят рисовать, конструировать, играть в сюжетно ролевые и подвижные игры.

Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная.

Физическое развитие детей развито. Все овладевают разнообразными движениями, умело сочетают их, что обуславливает высокую самостоятельность действий. Детям под

силу выполнять упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле, ползании  и лазании. Дети  обладают правильной координацией движений рук и ног, у них уверенный широкий шаг, улучшается пространственная ориентировка. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной.

Наши дети любят играть с мячом, но не у всех детей ловля мяча уверенная.

Все дети владеют элементарной культурой поведения, аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенце на своё место, пользуются столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой, самостоятельно кушают. Все дети владеют навыками самообслуживания.

   Хорошо действуют с предметами, добиваясь результата, стремятся разделить предмет на части. Соотносят форму и размер деталей с отверстием в коробке и т.д. Умеют пользоваться предметами – заменителями. Не все умеют устанавливать причинную зависимость наблюдаемых ими явлений, выделять и обобщать качества, свойства предметов.

В продуктивной  деятельности  все дети умеют пользоваться карандашом, кисточкой. Умеют катать пластилин между ладонями, лепить несложные  предметы, делить пластилин на мелкие кусочки. Изготавливают поделки из бумаги на основе заготовок, в которых обозначены линии сгиба, разреза, склеивания. При создании поделок из природного материала, конструировании, лепке и аппликации используют схемы. Дети любят проявлять своё творчество в работе с незавершенными продуктами. Ни все дети  хорошо работают с ножницами.    

Дети умеют отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, рассказывать наизусть стихотворения, пересказывать небольшие сказки, рассказы. Дети лучше стали произносить звуки. Начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, глаголами, прилагательными и наречиями.

У наших детей формируются начальные представления о видах и жанрах музыки. Дети с удовольствием слушают музыку, узнают знакомые песни и пьесы, двигаются под музыку, поют.  Любят участвовать в музыкальных  играх, выполнять роли различных персонажей.  Любят играть с музыкальными инструментами.

Все дети нашей группы владеют способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями. Большинство детей отражают некоторые действия взрослых в с/р играх: «Больница», «Семья», «Магазин», «Водители», «Парикмахерская», «Строители». Все дети умеют играть в игры с правилами, спортивно-дидактические игры. Девочки и мальчики с большим интересом и желанием играют в квест игры и  игры на поиски какого-либо предмета.

Для  оценивания (диагностики)  всесторонней личности ребёнка, его интеллектуальной и мотивационной сферы были использованы нормативные карты развития, разработанные  Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым. По результатам диагностики 2017-2018 учебного года по всем видам инициатив в целом просмотрелась положительная динамика. Тем не менее, можно сделать вывод, что дополнительного внимания требует работа по развитию таких видов инициатив как   коммуникативная и двигательная. Таким образом, в этом учебном году мы  планируем уделить большое внимание развитию речи. Методические рекомендации и конспекты занятий автора О.С. Ушаковой помогут в реализации поставленной цели. Правильно организованное обучение  и дидактическое общение позволит детям успешно овладеть речью, что позволит  своевременно устранять перекосы в развитии.   

Планируем  продолжить работу по  развитию у наших детей  способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO-конструированием, что является вариативной частью программы «Лего-парк».

А также  продолжить проект  «Наш дом – север», который  предполагает работу с детьми  среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет), непременным условием его реализации является активное участие родителей воспитанников. Проект отличается гибкостью и мобильностью содержания, методов, способов, средств и позволяет работать с детьми вне зависимости от их «стартовых» возможностей.

2. Режим дня

Режим дня, организующий жизнь детей и взрослых в семье и в детском саду, оказывает значительное влияние на развитие ребенка и на успешность образовательной работы взрослых. В отличие от распорядка дня школьников, и тем более взрослых людей, осуществляющих трудовую деятельность, распорядок дня детского сада не представляет собой нечто незыблемое. Он во многом зависит от индивидуальных особенностей детей и воспитателя, климатических условий, культурных традиций данной местности и много другого. В то же время, распорядок дня имеет инвариантную часть, определяемую соответствующими законодательными актами и основными событиями, происходящими в течение дня. Это вставание и отход ко сну, принятие пищи, медицинского осмотра, занятий, связанных с приходом специалиста и отчасти прогулки. Единственная причина, по которой прогулка не может состояться – это неподходящие погодные условия.

Холодный период года

Продолжительность

Холодный период года

07.00 – 08.00

Прогулка детей с родителями до детского сада

Прием детей, взаимодействие с родителями воспитанников. Совместная игровая деятельность взрослого с детьми, самостоятельная игровая деятельность детей.

08.00 – 08.10.

Утренняя гимнастика

08.10. – 08.30.

Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

08.30-08.55.

Завтрак - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

08.55 - 09.00

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение)  Самостоятельная деятельность детей

09.00 – 09.55.

Совместная деятельность детей со взрослыми.

09.55. – 10.25.

Второй завтрак - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

10.25 -10.30

Подготовка к прогулке, гигиенические процедуры - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

10.30 – 12.15.

Прогулка - совместная образовательная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение) Самостоятельная деятельность детей

12.15. – 12.40.

Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры, подготовка к обеду - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

12.40. – 12.20

Обед - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

12.20 – 12.30

Подготовка ко сну

12.30 – 15.00

Сон (дневной)

15.00 – 15.20

Подъем, закаливающие процедуры - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

15.20 – 15.30

Полдник - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

15.30 – 16.50

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в рамках вариативной части программы в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение) Самостоятельная деятельность детей

16.50 – 17.10

Подготовка к ужину, ужин - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

17.10- 17.20

Подготовка к прогулке, гигиенические процедуры - образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

17.20 – 19.00

Прогулка - совместная образовательная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение). Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями воспитанников. Уход детей домой.

3. Содержание рабочей программы.

Основная часть.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (культурными практиками).

Сюжетная игра.

Старший  дошкольный возраст

        К старшему дошкольному возрасту, ребенок в целом овладевает разнообразными способами проекции события в игре. Каждая из них совершенствуется. Ролевые диалоги становятся все более продолжительными и развернутыми, роль может воплощаться предметно (например, с помощью ряжения). Функциональные действия становятся либо предельно обобщенными, либо воплощаются в результативное действие (например, стрельба из лука по-настоящему). Пространственная проекция события может перерастать в детальное макетирование воображаемого мира.

        На этом этапе перед взрослым стоит задача не столько познакомить детей с различными проекциями события в игре, а научить комбинировать их. Взрослый, играя с детьми, «подбрасывает» им самые неожиданные идеи, например, объединяя в едином сюжете реальные и воображаемые, сказочные контексты.  Особую роль в развитии сюжетной игры на данном этапе выполняют условные маркеры игрового пространства, в частности, мозаичные макеты-карты.

Продуктивная деятельность.

В старшем дошкольном возрасте в продуктивной деятельности ребенка появляется конкретная цель-замысел.

        Дети способны последовательно работать над материалом, используя различного рода символические посредствующие звенья между замыслом и целью: словесное описание условий, которым должен соответствовать продукт, образцы и графические модели.

        Дети фиксируют внимание на конечном результате работы: его демонстрируют (если он удовлетворяет), или уничтожают (если он чем-то не удовлетворяет). Расширяется диапазон возможностей преобразования материала, ребенок овладевает широким спектром специфических навыков работы с определенными материалами и инструментами.

 Познавательно-исследовательская деятельность.

В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность осуществляется ребенком во всей полноте и задействует все психические средства – восприятие, мышление, речь.

        Познавательная активность ребенка смещается с непосредственного окружения к отвлеченным предметам и явлениям. Особую роль в познании начинает играть словесный анализ - рассуждение. Кроме значительного расширения представлений об окружающем, качественный скачок происходит и в овладении средствами упорядочивания полученных знаний – с уровня практического, буквального действия на уровень символического обобщения (схематизация). Изменяется и мотивационная составляющая деятельности.

        На смену процессуальным включениям познавательной активности в другие культурные практики приходит познавательно - исследовательская деятельность как отдельная, целенаправленная форма активности, со своими специфическими мотивами и целями.

Игра с правилами.

Основной задачей взрослого по работе с детьми этого возраста, уже освоившими в общем виде структуру игры с правилами (наличие выигрыша, общих правил для всех, многоконности), является разрушение стереотипа, который заключается в том, что правила диктуются взрослым и они неизменны.

        Свод правил игры, предложенный непререкаемым авторитетом, каким является для ребенка взрослый, или зафиксированный в предметном материале, заранее предопределяет ход игры.

        Вследствие этого возникает опасность излишней стереотипизации детской деятельности. При наличии разнонаправленных намерений участников, решающим аргументом всегда будет апелляция к образцу игры, показанному ранее взрослым. Это снижает развивающий эффект игры с правилами, как формы совместной самостоятельной деятельности детей. Правило, если оно сформировано и принято самими детьми становится эффективным регулятором их деятельности.  

Музыка.

Основной целью, представленной в разделе «Музыка», является развитие у ребенка инициативы слушания музыкальных произведений и самостоятельной музыкальной деятельности.

Указанная цель достигается через решение следующих взаимосвязанных задач:

– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений музыкального искусства;  – формирование элементарных представлений о видах музыкального искусства;  

– реализация самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей.    

Чтение художественной литературы.

К старшему дошкольному возрасту особенно привлекательными для ребенка с его возросшей способностью к пониманию смыслов окружающего, к созданию целостной картины мира становятся большие повествовательные тексты.

        Их можно разделить на два типа:  тексты, создающие «реалистические миры», и тексты, создающие «вымышленные (сказочные) миры».  

Физическая культура

Основной целью, представленной в разделе «Физическая культура», является развитие у ребенка потребности в движении (двигательной инициативы).

Двигательная деятельность детей 6-го года жизни становится все более многообразной. Дети достаточно хорошо владеют основными видами движений, им знакомы различные гимнастические упражнения и подвижные игры.

        В этом возрасте возрастает самостоятельность, активность, ведутся поиски новых способов выполнения движений, их комбинаций и вариантов. Детям 6-го года жизни доступно овладение сложными видами движений. Во время ходьбы у большинства детей наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг и хорошая ориентировка в пространстве.

        На 6-м году жизни у детей значительно улучшаются показатели ловкости. Старшие дошкольники овладевают все более сложными координационными движениями (прыжки на батуте, ходьба и бег по наклонным бумам и т. д.). Дети быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений. Из-за дальнейшего совершенствования двигательных качеств, повышения работоспособности они осваивают сложно координированные действия (прыжки с разбега, действия с мячом, торможение во время спуска на лыжах с гор и т. п.).

        В этом возрасте создаются предпосылки целенаправленного воспитания и развития у детей разнообразных психофизических качеств: скоростных, скоростно-силовых, ловкости, гибкости, выносливости, координации и точности выполнения действий. В то же время у детей на 6-м году жизни развивается способность поддерживать равновесие тела в различных условиях. Для этих детей характерно совершенствование всех видов основных движений, что благоприятно сказывается на развитии их волевых качеств.

        Детям 5–6 лет свойственна высокая потребность в движении. Двигательная активность детей становится все более целенаправленной, она все более зависит от их эмоционального состояния и мотивов, которыми они руководствуются в своей самостоятельной деятельности.  

Игры с ходьбой и на ориентировку в пространстве: «Меняемся местами», «У кого больше», «Змейка», «Перенеси предмет», «Не урони шарик», «Стоп – хлоп», «Путаница».

        Игры с бегом: «Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Гуси - лебеди», «Караси и щуки», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Кто быстрее до флажка».

        Игры с прыжками: «Кто лучше прыгает», «Не оставайся на полу», «Удочка», «Кто сделает меньше прыжков», «Классы», «С кочки на кочку».

        Игры с бросанием и ловлей: «Пожарные на учении», «Медведи и пчелы», «Попади в мяч», «Сбей кеглю», «Охотники и зайцы», «Брось до флажка», «Попади в обруч», «Школа мяча», «Серсо», «Мяч водящему», «Быстрее вверх», «Быстро переложи мяч», «Перебрось мяч», «Догони мяч», «Шмель», «Ударь мяч и догони его», «Поймай мяч», «Задержи мяч», «Волчок», «Бегом в обручи», «Догони обруч», «Скорее в обруч», «Юла», «Не потеряй».

        Игры с пролезанием и лазаньем: «Пожарные на учении», «Медведи и пчелы», «Кто быстрее до флажка», «Не задень веревку», «Пролезь в обруч», «Не задень», Игры на координацию движений: «Шагай через кочки», «Бегом по горке», «Разойдись – не упади!», «Жмурки с колокольчиком», «Дружные пары», «Совушка».

5. Вариативная часть программы.

5.1.  Порциальная программа по развитию речи разработанная О.С. Ушаковой.

                Структура занятий по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы. Именно взаимосвязь разных речевых задач создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. В основе предлагаемой системы лежит комплексный подход,  при котором на одном занятии и чаще всего на одном материале решаются разные речевые задачи. Занятия по развитию речи проводятся один раз в неделю. Как правило, на одном занятии решается несколько речевых задач. Основная часть занятия (15 мин.) посвящена развитию связно речи. Один раз в месяц, на четвёртом занятии основное время уделяется формированию грамматического строя речи, словарной работе или воспитанию звуковой культуре речи. Нерешенные программные задачи, ознакомление со звуковым составом слова можно осуществлять вне занятий.

               Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе осуществляется при помощи упражнений, которые проводят не реже 2-х раз в месяц в течении 5-7 минут, и занятий по развитию речи и ознакомление детей с художественной литературой. Для закрепления звуков и уточнения их артикуляции используются игры и упражнения, в процессе которых ребёнок произносит каждый звук отдельности. Работа по совершенствованию речевого слуха проводится при заучивании детьми стихов, потешек, считалок. Игры и упражнения с грамматическим содержанием организуются дважды в месяц как часть занятия, ежедневно во второй половине дня.

               Задания лексического и грамматического характера ставятся перед детьми при анализе литературного произведения, составлении описательных рассказов по картине или игрушке, а также при самостоятельном рассказывании.  

          Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне занятий: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе. Для развития навыков связной речи необходимо организовывать различные разговоры и беседы с детьми.

5.2 Образовательный проект по начальному техническому моделированию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO - конструирование «Лего-парк».

Цель: содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO-конструированием.

Задачи:

- содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;

 - создать условия для овладения основами конструирования;

- способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

 - создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления; - способствовать развитию творческой активности ребёнка;

- способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

- содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;

- содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);

- создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Условия реализации поставленных задач

Работа рассчитана на детей дошкольного возраста. LEGO-конструирование осуществляется в разных видах деятельности: режимных моментах, непосредственно-образовательной деятельности, самостоятельной деятельности. Кроме занятий с детьми в систему мероприятий входит работа с родителями.

Для развития познавательной и творческой активности дошкольников применялись следующие способы конструирования: по образцу; карточкам с моделями; собственному замыслу; задание воспитателя всем детям; задания ребенка для всех детей и воспитателя; задания детей друг другу; задания воспитателя для родителей и ребенка.

Принцип тематического подхода к планированию работы в ДОУ позволяет интегрировать конструктивную деятельность в содержание других образовательных областей (в блоки «Совместная деятельность с педагогом», «Самостоятельная деятельность детей»).

       Проект «Наш дом  - Север» имеет несколько тематических блоков. Блочное построение   проекта позволяет структурировать весь материал по крупным темам, что облегчает его использование в работе педагогами-практиками.

         Механизм реализации проекта подразумевает комплекс мероприятий различного характера с детьми, педагогами и семьями воспитанников. Каждому направлению   свойственны свои формы работы.

       В старшей группе проект состоит из 4х  тематических блоков. «Природа Югры», «Жизнь и быт коренных народов Севера»,  «Мой город, как ты мне дорог», «Югра сегодня». Механизм реализации проекта подразумевает комплекс мероприятий различного характера с детьми, педагогами и семьями воспитанников. Каждому направлению   свойственны свои формы работы.

Цель проекта  -  формирование ценностных  ориентаций к «малой Родине» у детей  дошкольного возраста посредством приобщения  к быту мансийского и хантыйского народов, его традициям и культуре в разных видах деятельности.

 Задачи:

1.  Воспитывать любовь и уважение к своему городу, краю, Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

2.  Способствовать формированию национальной и культурной идентичности.

3. Пробуждение творческого потенциала ребенка, через расширение сенсорного, познавательного, интеллекту интеллектуального, эмоционального, коммуникативного опыта.

5.3. Перспективный план работы по реализации Программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой. для детей 5-6 лет.

В практике дошкольного образования ещё не достаточно разработаны механизмы интеграции парциальной программы по ОБЖ с другими программами, реализуемые в ДОУ. Поэтому одной из задач обеспечений эффективности и системы учебно-воспитательного процесса, является чёткое планирование. Не нарушая стройности и структуры образовательного процесса, мы включили в контекст  основной программы, реализуемой в ДОУ разделы программы по ОБЖ. Совместно с родителями создадим условия в группе для реализации программы безопасности детей дошкольного возраста. Тем самым сформируем представления, знания, умения и навыки безопасного поведения детей старшего возраста.

Месяц

Неделя месяца

Раздел программы

Содержание и цель работы

Формы проведения

Сентябрь

I

Диагностика по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, Р. Б. Стёркиной, О. Л. Князевой.

Определить  те знания и представления, которые имеются у детей, выявлять умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

Тема «Ребёнок и другие люди».

Беседы: «Кто ты, незнакомец», «Однажды на улице».

Д/и «Как избежать неприятностей», «Разложи по порядку».

Тема: «Ребёнок и природа».

Беседы по картинкам и плакатам; наблюдения на участке во время прогулок и экскурсий.

Д/и «Как избежать неприятностей в природе», «Кто где живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды).

Тема: «Ребёнок один дома».

Занятие-практикум «Спешим на помощь».

Д/и «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?», «Скорая помощь».

Тема: «Здоровье ребёнка»

Д/и «Четвёртый лишний» (что вредно, а что полезно), «Загадай, мы отгадаем» (об органах человека, их функциях).

Занятия, беседы, наблюдения.

Тема: «Эмоции»

Беседы: «Что я умею чувствовать», «Мои желания»

Д/и «Что хорошо, что плохо».

Рисование свободное и тематическое.

Тема: «Ребёнок на улицах города»

Занятие-практикум «Мы пешеходы».

С/р игры: «Водитель и пассажиры», «Милиционер-регулировщик».

Д/и «Дорожные знаки», «Найди ошибку»

II

«Ребёнок на улицах города»

Правила безопасного перехода через улицу».

Закрепить представления детей о правилах поведения на улицах города, о сигналах светофора.

Изготовление макета улицы, дорожных знаков (продуктивная деятельность).

Чтение художественной литературы: В Суслов «Его сигнал для всех закон».

Д/и «Светофор»

С/р игра «Транспорт».

Просмотр видеофильмов по теме «Безопасность на дороге»

III

«Ребёнок дома»

«Опасные предметы».

Уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой.

Беседы: «Домашние помощники», «Правила обращения с электроприборами», «Осторожно – электроприборы».

Д/и «Что есть, что было», «Назови и опиши», «Можно-нельзя», «Раз, два, три, - что может быть опасно-найди»  (в игровом уголке)

Творческое задание  «Что есть, что будет» (усовершенствован. предмет).

Итоговое занятие: «Электроприборы и электричество»

Чтение «Детской энциклопедии»

IV

«Здоровье ребёнка»

«Забота о здоровье» - навыки личной гигиены, профилактика заболеваний, учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Чтение художественной литературы: К Чуковский «Мойдодыр», Т. А. Шорыгина «Утренняя песенка».

Театрализованное представление по стих. А. Барто «Девочка чумазая».

Д/и «Туалетные принадлежности», «Правила гигиены». Тренинг «Обучение точечному массажу».

Загадывание загадок о туалетных принадлежностях.

Октябрь

I

«Ребёнок и природа»

Опасные ситуации с незнакомыми людьми.

Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома; учить, как правильно вести себя в таких случаях.

Моделирование игровых обучающих ситуаций: «Незнакомый человек в группе», «Что ты будешь делать, если у дверей твоего дома появится человек с большой коробкой и скажет, что принёс тебе подарок?»

Беседа: «Внешность человека может быть обманчива», «Люди знакомые и незнакомые».

Рассматривание иллюстраций, чтение стихотв. Е. Тамбовцева-Широкова «Находчивый Дима».

С/р игра «Мой дом – моя крепость».

Чтение р. н. с. «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса».

Инсценирование игровых ситуаций из книги «Азбука безопасности».

II

«Ребёнок и природа»

«Ядовитые растения»

Закрепить и обобщить знания детей о грибах и ягодах, познакомить с ядовитыми и съедобными растениями, научить различать их и правильно называть.

Занятие: «В гостях у старичка-лесовичка» (ядовитые грибы и ягоды).

Рассматривание муляжей, иллюстраций, картинок.

Чтение Я. Тайц «По грибы».

Беседы: «Ядовитые грибы и ягоды», «Безопасность на природе».

Продуктивная деятельность: рисование, лепка «Мухомор».

Д/и «Можно-нельзя»

III

«Эмоциональное благополучие ребёнка»

«Конфликты между детьми».

Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами.

С/р игра «Детский сад», «Дом», «Семья».

Чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «У пенька», «Трусливый задира»; Я. Аким «Индюк», Р. Сеф «Слёзы».

Разучивание хороводных игр

«Хоровод мы ведём….

В хороводе все друзья»

Д/и «Настроение», «Мой портрет».

Обсуждение с детьми ситуаций, из-за которых происходят споры.

Разучивание пословиц «Когда двое сорятся, оба виноваты»

«Ругательства – не доказательства».

«Кто зазнается, тот без друзей останется» и т. д.

IV

«Ребёнок и природа»

«Контакты с незнакомыми животными»

Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с животными, закрепить знания о правилах безопасного поведения с домашними животными.

Наблюдения на прогулке за домашними животными (кошкой, собакой).

Чтение стихотворений, загадок, познавательной литературы о животных.

Беседы: «Как вести себя с незнакомыми животными».

Прослушивание песни В. Шаинского «Не дразните собак».

Д/и «Взрослые и дети» (о домашних животных).

Самостоятельная продуктивная деятельность «Моё любимое животное».

Рассматривание иллюстраций, плакатов по теме «Безопасное общение с животными».

Создание игровых обучающих ситуаций: «Тебя укусила собака», «Кошка поцарапала твоего друга».

С/р игра «Ветлечебница»

Ноябрь

I

«Здоровье ребёнка»

«Правила оказания первой помощи при ушибах и порезах».

Учить умению оказывать себе и другому первую помощь при порезах и ушибах. Учиться разговаривать по телефону, познакомить с номером телефона «Скорой помощи» - 03.

Рассматривание иллюстраций с изображением оказания первой помощи при ушибах и порезах.

С/р игра «Травмпункт», «Больница».

Д/и «Телефонный разговор».

Экскурсия в медицинский кабинет, чтение К. Чуковского «Айболит».

Создание игровых ситуаций: «Ты поцарапался, что делать?».

Беседа «Скорая помощь»

Д/и «Вызови скорую помощь»

II

«Ребёнок на улицах города»

«Что я вижу в городе»

Закрепить правила поведения на улице, познакомить с основными видами транспортных средств, движущихся по дороге.

Д/и: «Дорожная азбука», «Светофор», «Дорожные знаки».

С/р игры: «Улицы города», «Автобус», «Мы едем, едем, едем».

Беседа: «Виды транспорта», «Как работает шофёр»

Занятие «Беседы о транспорте»

Конструирование «Транспорт».

Чтение: С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер», М. Ильин «Машины на нашей улице».

Под. игры «Цветные автомобили», «Светофор».

III

«Ребёнок дома»

«Острые предметы»

Закрепить представление об острых колющих и режущих предметах, предостеречь от несчастных случаев в быту.

Чтение художественной литературы Е. Козинов  «Чик-чик ножницами», Ю. Пермяк «Торопливый ножик», Н. Носов «Заплатки», «Сказка о принцессе Иголочке».

Загадки о предметах, требующих осторожное обращение.

Беседа «Использование и хранение опасных предметов».

С/р игра «Кухня»

Продуктивная деятельность «Изготовление игольницы»

Д/и «Наведи порядок», «Предметы из бабушкиной шкатулки», «Что лишнее», «Опасно-неопасно».

IV

«Ребёнок на улицах города»

«Как мы переходим через улицу» - закрепить знания детей о работе светофора, о правилах перехода через улицу.

Занятие-прогулка «Наши улицы»

Экскурсия к проезжей части (перекрёсток, пешеходный переход).

Беседы: «Знакомство с улицей», «Посмотри налево, посмотри направо», «Светофор – друг человека».

Моделирование ситуаций:

- помочь Буратино добраться до детского сада;

- помочь зверятам перейти через дорогу.

Д/и «Красный, жёлтый, зелёный», «Кто быстрее соберёт светофор».

Под. игры «Стой-иди».

Развлечение «Наш друг – светофор»

Продуктивная деятельность: рисование, аппликация «Пешеходный переход», «Светофор».

Изготовление дорожных знаков.

Чтение: Я. Пишунов «Самый лучший переход», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», С. Прокофьев «Мой приятель светофор», Б. Житков «Светофор».

Декабрь

I

«Ребёнок и другие люди»

Опасность контактов с незнакомыми взрослыми.

Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, учить детей правильно себя вести в таких ситуациях.

Чтение р. н. с. «Колобок»; Ш. Перро «Красная шапочка», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне».

Беседы: «Личная безопасность на улице», «Правила поведения при контактах с незнакомыми людьми»

Д/и «Узнай по описанию».

Занятие «Осторожно, улица!»

Моделирование ситуаций: «К тебе подходит незнакомец», «Незнакомый взрослый угощает ребёнка сладостями, приглашает пойти с ним» и т. д.

II

«Ребёнок на улице города»

«Безопасность дорожного движения».

Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге.

Задачи: продолжать учить пониманию, что может быть опасным на улице города; учить правильному поведению на дороге, переходить улицу, соблюдать правила дорожного движения.

Развивать у детей осторожность, осмотрительность при переходе улицы. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности. Развивать познавательную активность, творческие способности, мышления, фантазию, коммуникативные навыки.

Тематическая неделя безопасности «Школа дорожных наук»

III

«Здоровье ребёнка»

«Изучаем свой организм»

Уточнить знания о частях тела человека, назначение органов. Формировать представление о том, что полезно и что вредно для организма. Закреплять знания о том, как нужно заботиться о своём теле и своём здоровье.

Занятие: «Как мы устроены».

Беседы: «Как работает мой организм», «Наши помощники – органы чувств», «Как беречь глаза».

Рассматривание иллюстраций с изображением человека.

Опытно-исследовательская деятельность по изучению отдельных функций своих органов чувств.

Д/и «Что может навредить моему слуху», «Кто больше знает о себе».

Чтение: В. Бондаренко «Язык и уши», С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык», Е Пермяк «Про нос и язык».

Загадки о частях тела человека.

Игра-имитация «Живут мальчики – весёлые пальчики.

Озорные ножки ходят по дорожке.

Шея крутит головою….»

Продуктивная деятельность: «Мы одинаковые и разные», «Портреты».

IV

«Ребёнок дома»

«Огонь – друг или враг».

Рассказать об открытом огне, о помощи и вреде огня. Закрепить правила пожарной безопасности.

Чтение: С. Маршак «Пожар», «Кошкин дом», пословиц, поговорок, загадок по теме «Огонь», «Пожар».

Беседы: «Огонь – друг или враг», «Чтобы не было беды», «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт».

Опытно-эксплуатационная деятельность: «Пожароопасные предметы», «Опасные хлопушки».

Моделирование ситуаций: «От чего возник пожар?», «Дым в квартире, зажгли бенгальский огонёк» - закрепление правил поведения.

Январь

I

«Здоровье ребёнка»

«Болезни и их профилактика».

Забота о своём здоровье и здоровье окружающих, учить избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Беседы: «Чистота и здоровье», «Почему люди болеют», «Зачем заниматься физкультурой».

Занятие «Путешествие в страну здоровья».

Театр на фланелеграфе «Все зверята любят мыться».

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

Спортивное развлечение «Где прячется здоровье»

Игры с мячом «Полезное и вредное».

Чтение: Г. Горн «Энциклопедия здоровья в сказках и рассказах для самых маленьких».

И. Семенов «Как стать Неболейкой».

Д/и «Туалетные принадлежности»

Досуг: «Дорога к доброму здоровью».

II

«Ребёнок дома»

Формировать представления о правилах безопасности во время проведения зимних игр. Закрепить правила поведения чрезвычайных ситуаций зимой, умение оказывать первую помощь при ушибах.

Рассматривание иллюстраций, картинок на тему: «Как избежать неприятностей».

Беседы: «Обходи скользкие места» (умение вести себя при гололёде), «Берегись мороза».

Физкультурный досуг: «Зимние забавы».

Чтение: Б. Житков «На льдине», М. Богданов «След человека».

Наблюдение за работой дворника.

Продуктивная деятельность: помощь в уборке групповой площадки малышей, изготовление мелких фигурок.

Опытно-исследовательская деятельность: превращение воды в лёд.

С/р игра «Травмпункт»

III

«Ребёнок и природа»

«Контакты с животными»

Формировать представления о том, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Воспитать интерес к жизни животных, добрые чувства к ним. Закрепить правила поведения при встречи с животными.

Беседа: «Умеешь ли ты обращаться с животными», «Кошки и собаки – наши соседи».

Просмотр познавательных видеофильмов «Эти удивительные животные».

Д/и «Рыба, птица, зверь», «Узнай по описанию».

Чтение: А. Дмитриев «Бездомная кошка», Г. Новицкий «Дворняжка».

Моделирование ситуаций встречи с животными «Что будешь делать если…», «Укусила собака».

IV

«Ребёнок на улице города»

Зачем нужны правила дорожного движения.

Будем внимательны и осторожны.

Закрепить знания детей о правилах поведения на улицах.

Экскурсия «Улицы города».

Разучивание стихотворения «Вот городская улица» из книги «Азбука пешехода.

Д/и «Можно-нельзя, правильно-неправильно».

Под. игры «Стоп», «Дети на дорогах», «Ловкий пешеход».

Атракцион «Чья машина приедет быстрее к финишу».

КВН «Знатоки дорожных правил».

С/р игры «Улицы города», «Мы идём по улице».

Рисование «Азбука маленького пешехода», изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм.

Игры-ситуации на тему: «Мы - пассажиры», «Мы – пешеходы».

Обыгрывание ситуаций «Как вести себя если…»

Чтение: И. Серяков «Законы улиц и дорог», П. Ивлев «Азбуки улицы», Т. Шарыгина «Волшебный  мяч».

Рассматривание плакатов «Дорожная азбука в картинках».

Февраль

I

«Здоровье ребёнка»

Врачи – наши друзья.

Продолжить знакомить детей с работой врачей, прививать уважение к их труду. Учиться разговаривать по телефону, познакомить с номером телефона «Скорой помощи» - 03.

Беседа: «Врачи – наши друзья», «Скорая помощь».

Экскурсия в детскую поликлинику.

С/р игра «Больница», «Скорая помощь»

Проигрывание проблемных ситуаций: «Я уколов не боюсь», «Если ты заболел..»

Моделирование ситуаций: «Таблетки в группе», «Ты поранился».

Д/И: «Собери картинку», «Профессии», «Кому что нужно для работы».

Игра «Вызови скорую помощь»

Чтение стихов, загадок, И. Ивенин «Слово врача».                

II

«Эмоциональное благополучие»

Способствовать формированию положительных моральных качеств, культуры поведения. Закрепить понятие о добре, дружбе.

Беседы: «Доброжелательное отношение друг к другу», «Помощь родителям по дому», «Забота о ближнем» (уход за домашним животным, помощь в уходе за больным родственником), «Уважительное отношение к родному городу, природе».

Д/и «Подбери эмоцию».

Игра-драматизация «Кошкин дом».

С/р игра «Мама устала после работы».

Д/и «Ручеек вежливых слов», Что хорошего, что плохого», «Моё поведение».

Словотворчество: «Письмо больному другу».

Рисование: «Мой друг», «Во что мы играем с друзьями».

Игровое упражнение «Пройди с завязанными глазами с помощью друга».

III

«Ребёнок и другие люди»

Опасность контактов с незнакомыми людьми; к кому можно обратиться за помощью.

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как не потеряться»

Д/и «Добрый и злой человек»

Творч. игра «Ищу тебя»

Рисование: «Наш уютный дворик», «Свои и чужие».

Чтение Г. Ладонщикова «Про больших и маленьких» (история маленького цыплёнка)

Обыгрывание и обсуждение ситуации: «Я потерялся…», «К кому обратиться…»

IV

«Ребёнок на улицах города»

Систематизировать представления детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге.

Занятие-беседа: «Опасности зимней дороги».

Опытно-экспериментальная деятельность «Катание ластика по мокрой и сырой дощечке (уточнить представления детей о поведении резины на мокрой дороге).

Упражнение на прогулке: «Катание по скользкой дорожке».

Эстафета: «Пройди по тротуару».

С/р игра «Дороги»

Досуг: «Петрушка на улице».

Инсценировка «Кот, Петух и лиса на новый лад».

Д/игра «Найди и расскажи» (о дорожных знаках).

Конкурс «Лучший пешеход»

Тестопластика «Транспорт»

Рисование-аппликация «Служба 03 всегда на страже».

Чтение:  В. Клименко «Скользкие дороги» (стихотворение из серии «Как разговаривают улицы».

С. Михалков «Гололёд», «Шагай осторожно», И. Серяков «Улица, где все спешат». Чтение загадок.

Март

I

«Здоровье ребёнка»

Изучаем свой организм.

Продолжить формировать представления о строении человеческого организма и функциях его основных органов. Ознакомить с назначением и работой системы пищеварения, «Микробы и вирусы»

Беседы на тему: «Что у меня внутри?», «Зачем нужно питаться, увлекаться, трудиться?», «Что нужно человеку для жизни?»

Практикум: «Сохрани своё здоровье», «Как работает желудок человека», «Что мы едим».

Рассматривание иллюстраций: «Тело человека», «Органы».

Беседы: «Осторожно, грипп!», «Кто нас лечит?», «Как защитить себя от микробов».

Практикум: «Мойте руки перед едой», «Мытьё игрушек»

Игровая программа «Девочка чумазая».

Д/и «Определи по запаху», «Определи на ощупь».

Викторина «Здоровые зубы».

II

«Ребёнок дома»

Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

Уточнить представление детей о правилах безопасного поведения дома, закрепить представление о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром, о кастрюлю, утюг, плиту и т. д.

Беседа: «Что может быть горячим», «Кухня не место для игр».

Рассматривание иллюстраций с изображением опасных предметов.

Экспериментирование с водой.

Экскурсия на кухню.

Д/и «Опасно-неопасно», «Соедини по точкам».

Продуктивная деятельность: Аппликация, лепка «Чайник», «Утюг», «Кастрюля».

Заучивание загадок, чтение стихотворений о кухонных принадлежностях.

III

«Ребёнок на улицах города»

Правила поведения в транспорте.

Продолжить знакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

Занятия-беседы: «Правила поведения а транспорте», «Мы – пассажиры».

Литературная викторина: «Знакомство с транспортом».

Рассматривание иллюстраций по теме «Мы – пассажиры».

С/р игра «Мы едем в автобусе».

Решение проблемных ситуаций: «Буратино и Мальвина едут в автобусе. Кто должен занять освободившееся перед ними место?», «Как обходить автобус, трамвай, автомобиль».

Продуктивная деятельность: «Транспорт».

IV

«Ребёнок дома»

«Безопасность на льду весной».

Познакомить детей с правилами поведения у водоёмов весной, рассказать о способах и средствах спасения утопающих, а также с правилами безопасного поведения на льду.

Наблюдение по картинкам: «Что бывает, когда трескается лёд».

Рассматривание иллюстраций с изображением опасных ситуаций.

Обсуждение ситуаций: «Что делать если…».

С/р игра «Спасатель», «Скорая помощь».

«Д/и «Да-нет».

Чтение художественной литературы «Дед Мазай и зайцы».

Под. игра «Наводнение».

Беседа «Правила безопасности в воде».

Апрель

I

«Ребёнок и улица»

«Правила езды на велосипеде и самокате».

Познакомить детей с правилами передвижения детей на велосипеде.

Наблюдение за движением велосипедистов. Игровой сюжет:

«Где можно и где нельзя кататься на велосипеде». Демонстрирование иллюстраций по теме.

Д/и «Найди такой же знак».«Учись быть пешеходом». «Красный и зеленый». Беседы «Зачем нужны дорожные знаки»,

«Знаки предупреждающие и указывающие», «Я хочу быть здоровым»

С/р игра «Дороги и пешеходы».

Викторина «Что мы знаем о правилах дорожного движения..

Продуктивная деятельность: «Перекрёсток», «Моя улица».

Целевые прогулки по улице.

Чтение: А. Дорохов «Зелёный», Н. Кончаловская «Самокат»    

II

«Ребёнок дома»

«Основные правила поведения и действия при пожаре»

Закреплять знания детей о причинах возникновения пожара, запомнить основную группу пожароопасных предметов. Познакомить с номером «Телефон пожарной части – 01».

Формировать представление о поведении при угрозе пожара.

Беседа: «Детские шалости с огнём», «Пожар в квартире», «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой».

Рассматривание иллюстраций, плакатов с изображением опасных предметов, ситуаций при пожаре, правилах поведения во время пожара.

Игра: «Если возник пожар».

Н/п игра «Кому,  что нужно», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

Экскурсия по ДОУ – закрепление знаний о путях эвакуации.

С/р игра «Пожарные на учениях».

Д/и «Огнеопасные предметы».

Экспериментирование со свечой – знакомить с тем, что свеча может быть опасна.

Моделирование ситуаций: «Если ты обжегся» - обучение оказанию первой помощи.

Чтение х/л: К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Сказки на фланелеграфе: «Как два медвежонка решили стать пожарными».

Вечер загадок «Предметы бывают разные – опасные и безопасные».

III

«Здоровье ребёнка»

«Лекарства и витамины».

Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. Дать сведения о лекарствах (их пользе, вреде). Применение по назначению врача, чужих лекарств не брать, о витаминах, продуктах, где они есть.

Беседа: «О роли лекарств и витаминов», «Твои любимые фрукты (овощи)», «Какие фрукты (овощи) растут в нашей стране?», «Какие фрукты (овощи) растут в тёплых странах», «Витамины и здоровье», «Где живут витамины».

С/р игра «Магазин (овощной)», «Аптека».

Практикум: «Витаминный салат», «Витамины укрепляют организм».

Моделирование ситуации «Как заваривать травяной чай».

Чтение: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», М. Безруких «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие зубы».

Продуктивная деятельность: изготовление атрибутов для игры «Аптека».

IV

«Ребёнок и другие люди»

«Сопротивление агрессии со стороны незнакомых взрослых».

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно вести себя в описанных ситуациях. Продолжить знакомить детей с правилами поведения на улице.

Беседа: «Внешность человека может быть обманчива».

Обсуждение ситуаций: «Взрослый незнакомец хватает ребёнка за руку, тащит за собой или пытается затащить в машину».

Беседа: «Личная безопасность на улице».

Игра «Похитители и находчивые ребята».

Эстафета «Убегу от чужого».

Инсценирование отрывка из сказки «Кот, петух и лиса».

Д/и  «Говорящие знаки», «Как я иду в детский сад».

Чтение сказок: «Гуси-лебеди», «Три горошинки», «Терешечка», «Жихорка».

Обсуждение: «Как героям сказок удалось обхитрить и победить злодеев».

Чтение: Т. А. Шарыгина «Осторожные сказки», К. Чуковский «Катауси и Мауси», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», Г. Блинов «Непослушные СТО бед».

Игра «Куда бежать, если за тобой гонятся».

Май

I

«Здоровье ребёнка»

«Физкультура и здоровье»

Воспитывать бережное отношение к здоровью, закреплять знания о правилах безопасного поведения в быту.

Беседа: «Почему полезно заниматься физкультурой», «Если хочешь быть здоров», «Мы дружим с физкультурой».

Д/игры: «Угадай вид спорта», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

С/р игра: «Физкультурное занятие».

Продуктивная деятельность «Мы делаем зарядку».

II

«Ребёнок и природа»

"Безопасность при отдыхе на природе»

Познакомить детей с правилами безопасного поведения на природе.

Подбор стихов, пословиц, загадок.

Рассматривание иллюстраций с изображением опасных ситуаций, сюжетных картинах.

Составление рассказов на тему: «В поход», «На рыбалку».

С/р игры: «Путешествие».

Беседа: «Ядовитые растения».

Д/и «Съедобное-несъедобное».

Исследовательская деятельность «Что содержится в воде?»

Продуктивная деятельность «Красивые, но ядовитые»

III

«Ребёнок на улицах города»

Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

Наблюдение за движением транспорта и работой водителя.

Беседа: «Правила поведения на улице».

Д/и «Дорожные знаки».

Итоговое занятие: «Значение дорожных знаков».

Развлечение: «Путешествие в страну светофорию».

Просмотр видеофильмов «Дорожное движение».

IV

«Эмоциональное благополучие ребёнка»

«Ребёнок и его старшие приятели»

Детские страхи.

Научить ребёнка говорить «нет», если приятели, старшие по возрасту, предлагают опасную игру или занятие. Помочь детям избавиться от возможного чувства страха.

Беседа «Обидеть легко, да душе какого?»

Разучивание пословиц, поговорок о дружбе.

Моделирование ситуаций: «Старшие дети зовут на крышу», «Давай убежим через дорогу…» и т. д.

Чтение: р. н. с. «Бабушка, внучка да курочка», алтайская сказка «Страшный гость», А. Барто «Страшные птицы», Ю. Мориц «Митя и ужас».

Инсценирование: «Иван Царевич побеждает Змея Горыныча»

6. Список использованной литературы:

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» под редакцией Т. Н. Дороновой и А. Г. Асмолова.

О.С. Ушакова.  Развитие речи детей 5-7 лет

Д.Н. Колдина. Рисование с детьми 5-6 лет.

Д.Н. Колдина .Лепка с детьми 5-6 лет.

Д.н. Колдина.  Аппликацуия с детьми 5-6 лет.

Доронова Т.Н. Изобразительное искусство: пособие для детей 4–7 лет.

Доронова Т.Н. Я учусь рисовать: пособие для детей 5–6лет.

Короткова Н.А. Формирование способов совместного построения сюжета игры у детей старшего дошкольного возраста

Т. И.Ерофеева Дошкольник изучает математику. Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми 5-6 лет.

Т. Гризик. Познаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа старшей группы по программе "Детство"

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ № 312.Программа определяет содержание и организа...

Приложение к рабочей программе старшей группы по программе "Детство"

Представлен  материал по перспективно-тематическому планированию по всем образовательным областям программы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2015/16 учебный год (с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.)

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада ...

Рабочая программа старшей группы (от 5 до 6 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)

Рабочая программа старшей группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...

Рабочая программа старшей группы по программе "От рождения до школы"

Рабочая программа старшей группы, разработанная в соответствии с программой "От рождения до школы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы на 2019/20 учебный год в соответствии с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Дошкольное детство – самоценный период в жизни человека, период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА старшей группы №10 «Брусничка» на 2020-2021 учебный год рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...