Занятие «Это чудо - хохлома»
план-конспект занятия (средняя группа)

Зароченцева Юлия Альбертовна

Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_hohloma.docx60.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №22»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                     «Это чудо - хохлома»

                Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

      Форма организации деятельности: путешествие

      Возрастная группа: средняя  (4 – 5  лет)

Зароченцева Ю.А.

воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ  «Д/с № 22»

                                         

                                               г. Бугуруслан


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект образовательной деятельности

4

III.

Список литературы

15


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Знакомя детей с различными видами искусства, в первую очередь с хохломской росписью - основным видом народно – прикладного искусства, тем самым воспитываем любовь к прекрасному. Посредством общения с народным искусством прививается любовь к своему краю.

Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства.

Это тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.

 

2.Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Ф.И.О. педагога

Зароченцева Ю.А.

2.

Доминирующая образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

3.

Вид деятельности детей

Познавательная

Коммуникативная

Музыкально-художественная

Изобразительная

Игровая

Восприятие художественной литературы

4.

Форма организации

Путешествие

МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1.

Тема образовательной деятельности

Это чудо - хохлома

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

- просьба помочь решить проблему.

2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД:

 - решение проблемных ситуаций;

- коробочка  с хохломскими игрушками (ложки, чашки, тарелки);

- художественное слово;

- дидактические игры «Ромашка», «Составь хохломской узор».

3.Приемы организации практической деятельности детей:

- рассматривание слайдов презентации «Презентация «Это чудо - хохлома»;  - работа в художественной мастерской, рисование элементов хохломского  узора  (альбомные листы, восковые  мелки, карандаши, краски, кисточки, салфетки).

 4. Приемы поддержания интереса у детей:

- ситуативная  беседа «Золотая хохлома»;

- дидактические игры « Ромашка», «Составь хохломской узор»,

физкультминутка «Хохлома  да хохлома»;

- чередование видов деятельности;                                                                                  - рассказывание стихотворения  о хохломе;

- работа в художественной мастерской ( рисование элементов хохломского  узора).

5.Приемы оценки и самооценки:

- похвала;

-удовлетворение результатом своей деятельности.

3.

Интеграция образовательных областей

Социально- коммуникативное: ситуативная беседа «Золотая хохлома»,  рассказывание стихотворение П.А.Синявского «Хохломская роспись»,  дидактические игры: « Ромашка», «Составь хохломской узор»,  физкультминутка «Хохлома  да хохлома».

Познавательное:  презентация «Это чудо - хохлома» .

Художественно-эстетическое:  Центр «Умелые ручки» работа в художественной мастерской, рисование элементов хохломского  узора

  ( альбомные листы, восковые  мелки, карандаши, краски, кисточки, салфетки).

4.

Возрастная группа:

Средняя (4-5 лет)

5.

Цель:

Развитие интереса детей к декоративно- прикладному искусству.

6.

Задачи:

- Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей;

- совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком, выполнять узор в определенной последовательности;

- закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капелька, кустики, бусинки;

- развивать интерес к изучению народных промыслов;

- развивать художественный вкус

- воспитывать любовь  и уважительное отношение к труду народных умельцев;

- воспитывать положительно эмоциональный настрой, интерес к продуктивной деятельности.

7.

Планируемые результаты:

- ребенок умеет различать предметы хохломы среди других предметов народного искусства, называет элементы хохломской росписи;

-  ребенок проявляет интерес к изучению народных промыслов.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

 ноутбук,  проектор, презентация «Это чудо - хохлома».                                         Центр  игры: Дидактические игры: « Ромашка», «Составь хохломской узор».         Центр творчества: «Умелые ручки»  альбомные листы, восковые  мелки, карандаши, краски, кисточки, салфетки.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимных  моментах

 Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве. Рассматривание альбома декоративно – прикладного искусства: «Хохлома».

Чтение потешек, стихов о русских народных промыслах. Дидактические игры.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

20 мин.

I.

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

3 мин.

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.

В:  Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, друзья!

Всех вас видеть очень рада я!

В: Любите отгадывать загадки? 

Д: Да.

В: Тогда слушайте:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)

1.2

Мотивация деятельности детей

В: Ребята, сегодня утром возле нашей группы стояла коробочка.

(вот она)

Д: А  давайте посмотрим, что же в этой коробочке?

В: Давайте?

(Воспитатель достает из коробочки хохломские предметы  ложки, чашки, тарелки)

В: Как вы думаете, кто бы мог нам ее принести?

Д: Мастера, умельцы.

В: Я, тоже думаю, что это хохломские мастера.

В: Подумайте,  из чего сделаны эти предметы?

Д: Они сделаны из дерева.

В: Дерево всегда было одним из самых доступных  и любимых материалов русских умельцев.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) 

В: Ребята, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир, в город  мастеров Хохломы, мир музыки и ярких красок. А вы идти со мной готовы?

Д: Да готовы.

В: Подумайте, на чем мы с вами сможем отправиться  в город мастеров.

Д: На автобусе, на самолете, на корабле.

В: А  давайте отправимся  в город мастеров  на ковре самолете, узнаем  

про золотую хохлому.

Тогда закройте крепче глазки, а на счёт пять откройте (Дети закрывают глаза, и считают).

Звучит тихая народная мелодия.

II.

Основная часть:

Показ слайдов «Это чудо - хохлома»

Рассказ воспитателя о хохломе.

Дидактическая игра «Ромашка»,

Физминутка «Хохлома  да хохлома»

 Игра «Составь хохломской узор»

Работа детей в центре творчества « Умелые ручки»

15 мин.

2.1

Добывание (сообщение и восприятие) нового знания

В: Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!

В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды.

В: Подумайте и скажите, что вы здесь видите?

Д: Поварёшки, чашки, ложки и ковши.

В: Вы разглядите, не спешите. Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты! Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.

 Дети рассматривают выставку. Презентация «Это чудо – хохлома»

В: Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области. В окрестностях города Нижний Новгород за рекой Волгой находится село с веселым названием Хохлома.   Слайд -1

 В Хохломе посуду делали из древесины липы, березы и ольхи. Затем покрывали слоем глины и пропитывали олифой, потом пудрили посуду алюминиевым порошком.  Мастер наносил свой замысловатый рисунок, после этого изделие вновь покрывалось олифой и закаливалось в печи, под воздействие жара олифа желтела и приобретала золотистый оттенок. Поэтому хохлому называют золотой. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных селах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда, по всему белому свету.

В: Как вы думаете, какие цвета используются в росписи посуды?

 Д: Чёрный, красный, жёлтый, зелёный.    Слайд-2

В: Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту.

Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) - напоминали людям о молодости, силе.

Чёрный цвет – цвет земли.

В: Какие узоры нарисованы на посуде?   Слайд -3

 Д: Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

В: Как выдумаете, откуда художники берут эти элементы?

Д: Из природы.

В: Какое настроение  вызывает у вас хохломская посуда?

Д: Радостное, веселое, светлое.

                         Посуда эта - не простая,

                         А волшебно-расписная.

                         Блюда, ложки и ковши

                         Так прекрасны, хороши!

                         Отвести всем трудно взгляд:

                         Красный, черный, золотой -

                         Росписи фон основной.

                         Дивный красоты узор

                         Завораживает взор.

                         Листья, ягоды, цветы

В: А сейчас мы с вами поиграем. 

Игра «Ромашка»                                                                                                    У меня на доске размещен самый центр цветка (показываю), ещё есть лепестки, на каждом из которых элемент хохломской росписи. Вы должны выбрать по одному лепестку, назвать элемент росписи и приклеить его к центру ромашки.  (Дети подходят, выбирают лепесток, называют элемент и приклеивают к центру ромашки. Во время выполнения задания воспитатель дополнительно спрашивает об основных цветах хохломской росписи)

В: Молодцы, красивая ромашка.

В: Мы с вами немножко отдохнем. Физминутка

Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Наше чудо - дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

2.2

Актуализация ранее приобретенных знаний

В: Ребята мы с вами уже знаем, что хохломская роспись представляет собой «растительно-травяной» орнамент, составленный из небольшого числа узоров, называемых «травкой», «ягодкой», «листком».

Давайте с вами вспомним, с какими узорами  хохломской росписи мы с вами уже знакомы?

Д:  «Травка» и «Листочки» (показ плаката с элементами Слайд 4)

В:  А как вы думаете,  из каких основных элементов  состоит узор «Травка»?

Д: Травинки, капельки, усики, завитки, кустики

В: Что вы знаете об узоре «Листочки»?

Д:  Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники.

В:  Как вы думаете, почему они так называются?

Д: Они состоят из трех лепестков.

В: А вы, ребята, хотите   создавать такие красивые узоры?

Д:  Да.

В: Тогда мы с вами поиграем.

Игра «Составь хохломской узор»

 На столе у вас лежат разные элементы росписи, вырезанные по контуру. Вы должны выбрать себе любой образец хохломской росписи и составить  узор по  этому образцу.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

В: А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет увезти из России на память  сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там дымковских коней, расписных матрёшек и, конечно же, нарядные хохломские изделия!

Через горы и моря, восхищается весь мир –

Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!

И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.

Д: А давайте откроем свой художественный салон, чтобы наши гости тоже могли бы выбрать себе сувенир на память.

В: Хорошо, но сначала нам нужно, стать художниками – мастерами и расписать вот эту посуду хохломским узором.

На стенде выставлены силуэты различной посуды.

В: Вы согласны?

Д: Да.

В: Посмотрите, здесь и миски, и ложки и вазы. У них золотой жёлтый фон. Выберите любой понравившийся силуэт и пойдите в нашу художественную мастерскую.

В: Приготовьте себе материал, который вам нужен для работы.

Дети выбирают силуэт посуды, проходят на свои места, садятся.

В: Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность. С чего начнёте?

 Д: С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая.

 В: Что будите рисовать после?

 Д: Завиток, изогнутую веточку. 

В: Почему? 

Д: Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы.

В: Что будите изображать на завитке сначала, что потом? 

Д: Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки.

В: Как нужно рисовать травку и завитки? 

Д: Концом тонкой кисти, чередуя цвета.

В: Какие цвета будите использовать? 

Д: Красный, чёрный, зелёный.

В: Молодцы, ребята, всё знаете!

- А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

В: Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

 

Работа детей в центре творчества «Умелые ручки»

 (звучит народная мелодия «Гусли»). Проводится индивидуальная работа.

В: Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо!

III.

Заключительная часть

Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение

Подведение итогов НОД

2 мин.

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

В: А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд в нашем салоне.

Работы выставляются на стенд и проводится их анализ

В: Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.

В: Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!

Да, такую посуду не стыдно предложить нашим гостям.

А теперь давайте послушаем стихотворение

Ребенок читает стихотворение

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь. 

Отголоски лета 

В зелени травы.

Рощи, перелески, 

Шелковые всплески 

Солнечно – медовой 

Золотой листвы.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню 

Просится сама, 

И нигде на свете 

Нет таких соцветий! 

Всех чудес чудесней 

Наша Хохлома!          (П. Синявский) 

В. Что удивило вас? Что особенно запомнилось в нашем  сегодня путешествии? Что бы еще хотели узнать о золотой хохломе? Ребята, что сегодня вы расскажите мамам и папам о хохломе?

IV.

Дальнейшая разработка темы (развивающая среда)

4.1

Центр творчества

«Хочу все знать»

- Подборка альбомов с иллюстрациями о декоративно – прикладном искусстве;

- раскраски, трафареты;

- таблицы поэтапного изображения основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки».

4.2

Музыкальный центр

«Веселые нотки»

Подборка музыкальных произведений, стихов, потешек русского народного творчества.

4.3

Центр игры

Элементы узоров для дидактических игр «Угадай –ка», «Народные промыслы России».

                                    3. ЛИТЕРАТУРА

1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

 2.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России, 2005.

3.Куприна Л.С. Знакомим детей с русским народным творчеством. СПб. Детство-пресс, 1999г.

4.Народное искусство в воспитании детей. Под ред. Комаровой Т.С. Москва. Мозаика-синтез, 1997г.

5.Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

6.Соломенникова О.А. Радость творчества. Москва. Мозаика-синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Чудо-хохлома" (пластилинография) в старшей группе

Конспект НОД "Чудо-хохлома" (пластилинография) в старшей группе...

Конспект занятия "Что за чудо - хохлома"

Программные задачи: познакомить детей с хохломской росписью; дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью; учить детей видеть и выделять характерные элементы росп...

Занятие по лепке в старшей группе.Тема : «Чудо-хохлома».

Цель : изготовление чаши «Чудо-хохлома» в технике пластилинография....

Конспект занятия по Лепке в подготовительной группе "Ложка Чудо -Хохлома" Пластилинография

На занятии познакомились с историей промысла. Особенностями хохломской росписи....

Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию на тему: «Ложка» «Чудо-хохлома» (лепка) Подготовительная группа 6-7 лет

Цель: изготовление ложки «чудо-хохлома» в технике пластилинография.Задачи:1. Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с народными промыслами.2. Учить оформлять объемную плоскость э...

Конспект занятия по пластилинографии в подготовительной группе «Чудо-хохлома»

Цель: украсить чугунок «Чудо-хохлома» в технике «пластилинографии»....