Конспект совместной деятельности «Правила этикетных наук»
план-конспект занятия (старшая группа)

Каримова Инна Вячеславовна

Конспект совместной деятельности  «Правила этикетных наук»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_etiketnyh_nauk.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности

«Правила этикетных наук»

Подготовил

воспитатель высшей кв. категории

МДОУ ЦРР-д/с №15 Таирова И.В.

Тема: «Правила этикетных наук».

Цель: Расширять представление детей о столовом этикете.

Задачи:

Обучающие:

1.Закрепить знания детей о столовом этикете.

2. Обогащать представления детей о столовом этикете с помощью игровых действий.

3.Познакомить с историческим прошлым столового этикета.

Развивающие:

Развивать   интерес детей к культурно-гигиеническим навыкам и умение применять полученные знания в повседневной жизни.

Воспитательные:

Воспитывать хорошие манеры поведения за столом.

Ход СД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть

- Ребята, вы любите ходить в гости? И я люблю. Недавно, я была в гостях и познакомилась там с мальчиком, который совсем неумел вести себя за столом и ничего не знал о столовом этикете. Я подумала, как хорошо было бы, если этот мальчик ходил к нам в группу, тогда бы он был знаком с правилами этикетных манер за столом.

А давайте, вспомним некоторые из них, с помощью игры «Угадай, какой столовый прибор я спрятала». Ну что поиграем?

Тогда садитесь поудобнее и будьте внимательны.

У меня в руках картинки, на которых изображены предметы, которыми люди пользуются во время приготовления и приема пищи, ваша задача - угадать, что за предмет у меня в руке.

Игра «Угадай посуду»

Это столовый прибор, в который мы раскладываем и едим.

Этот столовый прибор, располагается с левой стороны от тарелки

Эти столовые приборы располагаются с правой стороны тарелки

Этот прибор чайный он располагается над тарелкой

Правильно, посмотрите все эти предметы как мы знаем, являются частью столового этикета.

(педагог обращает внимание детей на экран)

И я предлагаю продолжить наше знакомство ним.

(педагог предлагает детям присесть на стульчики)

Дети стоят полукругом

Дети садятся на ковер

Ответы детей: 

тарелка

вилка

ложка и нож

чайная ложка

Садятся на стульчики

Основная часть

Вспомним что такое столовый этикет?

А вот, много-много лет назад люди не знали правил поведения за столом, они ели руками, громко чавкали, грызли кости, а измазанные жиром руки вытирали об себя

Если бы мы оказались на таком пиршестве, у нас пропал бы всякий аппетит. К счастью мы не похожи на этих людей и умеем пользовать вилкой, ложкой, ножом и салфеткой. Но время шло и люди придумали себе приборы, которыми им стало есть намного удобнее. Но их приборы несколько отличались от наших своим видом. Посмотрите какие они интересные и даже немного странные.

(На экране столовые предметы того времени) Наверно ими было не совсем удобно пользоваться. Но люди все же научились, и даже придумали первые правила столового этикета, которые записывали в книгу, которая называлась «Показания житейскому обхождению».  

Пойдемте я вам ее покажу. Посмотрите какая она старинная.

Хотите узнать, что там сказано о поведении за столом? Тогда слушайте внимательно, ведь правила написаны на древнем языке, который сейчас мы не используем

  • Над явствую не чавкай, и головы не чеши.
  • Яствами называли вкусную еду. Поэтому, давайте поразмышляем, чему же учит нас это правило?
  • Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом (пальцы)

Необычно нам сейчас такое слышать? Даже немного смешно.

Ребята, а сейчас давайте рассмотрим нашу электронную книгу, в которую мы тоже записываем основные правила хороших манер за столом, а так же вспомним некоторые из них

(педагог предлагает вернуться на свои места и обращает внимание детей на экран)

Работа со схемами

Вспомните, что означаем этот знак?

Что означает следующий знак?  

А если салфетка из ткани, куда мы ее должны положить?

О чем говорит этот знак?  

Ребята, а теперь давайте вспомним, как при помощи приборов можно показать окружающим свое отношение к еде.

Вспомните, что на языке этикета означает этот жест?

(педагог обращает внимание детей на экран)

Какие вы молодцы, ребята, как много знаете и об этикете, и о хороших манерах, но бывают и другие ситуации, о которых так же необходимо помнить и стараться этого избегать.

Перейдем к следующей странице книги и поговорим о том, как не надо вести себя за столом.  Перед вами картина, которая может много рассказать нам об этом.  А чтобы мы могли лучше рассмотреть ее, нам поможет подзорная труба.  Посмотрите внимательно на ребят, сидящих за столом, рассмотрите какие этикетные ошибки они совершают?

Полина, если бы ты была рядом, что бы сказала ребятам?


В: Какие еще ошибки совершали дети? 

(педагог предлагает посмотреть на экран)

 А какие еще правила вы знаете?

А что может произойти если мы будем вести себя за столом как эти дети на картинке?

Ребята, какие вы молодцы, как много знаете о столовом этикете, я думаю, что теперь вы смело можете ходить в гости или в кафе. Поэтому, сегодня мы с вами отправимся вас в одно замечательное кафе под названием  « Лакомка», и устроим там чаепитие. Но в кафе мы пойдем необычным способом. Кто-то из вас будет посетителем, а кто-то поварами и официантками.

Андрей и Кирилл будут поварами и испекут нам вкусный торт и пирожные к чаю. Проходите повара на кухню, надевайте форму поваров, возьмите продукты, которые вам понадобятся и начинайте готовить.  

Даша и Полина будут официантками. Они наденут форму официантов и будут ухаживать за нами, сервировать стол, подавать угощение. Остальные девочки будут мамами, а мальчики папами. Но мы, с вами знаем, что когда люди идут в кафе они любят наряжаться. Давайте и мы немного принарядимся. Пройдите в гардеробную и наденьте то, что вам больше всего хочется.

Теперь подойдите к куклам, возьмите по одной - это ваши детки. Проходите к столу, но прежде чем сесть, вспомним, как папы помогают мамам и детям присесть? Что для этого необходимо сделать?

Правильно, садитесь за стол, а официанты подадут нам меню, чтобы мы знали, чем нас будут угощать. И начнут сервировать стол.

Ребята, если мы собираемся пить чай, то какой набор посуды надо принести официантам – столовый, кофейный или чайный?

Мы с вами знаем, что накрывая на стол, принято соблюдать определенную последовательность.
Скажите мне,  девочки – официантки, в какой очередности следует это делать? Что сначала надо положить на стол?

Предполагаемые ответы детей:

столовый этикет - это правила культурного поведения за столом.

Дети подходят к столу, где лежит книга

Ответы детей: Да

Предполагаемые ответы детей:

- нельзя чавкать и заниматься посторонними делами.

- нельзя облизывать пальцы. Мясо с костей надо обрезать ножом.

Дети отвечают:

- перед едой надо мыть руки;

- после еды руки и рот протирают бумажной салфеткой;

- на колени, чтобы не испачкаться;

- после еды надо сказать спасибо и пожелать приятного аппетита тем, кто еще недоел.

Дети отвечают:

Я еще не доел

Жду следующее блюдо

Я наелся

Все очень вкусно

Дети проходят к мольберту, на нем картин

Отвечает ребенок

-нельзя тянуться за едой через весь стол

Дети отвечают:

- не качаться на стуле во время еды 

- не разговаривать с полным ртом.

- локти на стол класть нельзя!

- окончив еду, ложку не облизывай.

- грязные нож и вилку на скатерть не клади.  

- не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.

- вилкой и ножом нельзя размахивать по сторонам.

- когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.

- на горячий суп дуть нельзя, а надо помешать ложкой, чтобы скорее остывал.  

Предполагаемые ответы детей:

- можно подавиться, испачкаться, упасть, разбить посуду – все это неприятно окружающим.

Дети приходят в кафе.

Дети надевают форму поваров.

Дети надевают форму официантов.

Дети проходят в гардеробную и наряжаются.

Дети подходят к куклам

Дети отвечают:

- выдвинуть стул

-чайный.

Дети называют действия:

  1. Накроем скатерть
  2. Поставим салфетницу
  3. Поставим посуду.
  4. Угощение

Заключительная часть

Верно, начинайте сервировать стол.

А мы вернемся к меню.

Сегодня в меню: глазированное печенье, сладкие пончики, воздушные пирожные и шоколадный торт с чаем. Как здорово, мы наверно все закажем.

Шеф - повар уже приготовил все, несите наше угощение.

Дети сервируют стол

Дети пьют чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности "Правила дорожного движения"

Конспект образовательной деятельности "Правила дорожного движения"...

Конспект образовательной деятельности "Правила дорожного движения для дошкольников"

Конспект разработан для дошкольников подготовительной группы...

Совместная деятельность "Правила движения мы соблюдаем и в беду не попадаем" (средняя группа)

Совместная деятельность "Правила движения мы соблюдаем и в беду не попадаем" (средняя группа)...

Конспект игровой деятельности "Правила дорожные знай и всегда их соблюдай!"

Конспект игровой деятельности " Правила дорожные знай и всегда их соблюдай!"...

Конспект игровой деятельности "Правила дорожные знай и всегда их соблюдай!"

Конспект игровой деятельности " Правила дорожные знай и всегда их соблюдай!"...