проект
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольноеобразовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
Подготовили Воспитатели:
Махонькова А.Ю.
.
Когалым 2019 г.
«Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем».
В.А. Сухомлинский
Введение:
Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Актуальность.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
А что может духовно обогатить среду? Мы пришли к выводу, что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.
Участники нашего проекта являются дети 3-4 лет, воспитатели и родители.
Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы мы выбрала методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи.»
Проблема: Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, анкетирование родителей указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Общие сведения о проекте.
Тема проекта: «Развитие речи детей посредством русской народной сказки»
Тип проекта | групповой, познавательно - речевой - творческий. |
Место реализации | МАДОУ «Золушка» |
По виду деятельности | речевой |
По продолжительности | долгосрочный. |
Участники проекта | дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. |
Области интеграции | «Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально– коммуникативное развитие» |
Новизна проекта: состоит в использовании различных видов совместной творческой деятельности детей и взрослых. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду.
Социальная значимость проекта:
проект имеет практическую направленность,
развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей,
формирование интереса у детей к русским народным сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки,
эффективное взаимодействие с родителями ( законными представителями) воспитанников
по данному направлению.
пополнение группы новыми учебно – методическими пособиями.
Цель проекта: Расширять знания детей о многообразии русских народных сказок. Продолжать развивать речь, познавательные и коммуникативные способности детей через ознакомление с русскими народными сказками и театрализованную деятельность.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
Помогать усвоению детьми духовно нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость; и правил доброй, счастливой жизни на примере героев сказок.
Закрепление знаний детей о домашних и диких животных.
Развивающие:
Содействовать развитию познавательной сферы детей, их речи, обогащению словаря.
Развивать способность детей различать хорошее и плохое как в сказке, так и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
Развивать навыки произвольного поведения: внимательности, терпеливости, усердия.
Содействовать формированию стремления подражать положительным героям сказок.
Воспитательные:
Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь на примере героев русских сказок.
Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие, навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
Воспитывать стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, радовать близких результатами своего труда.
Ожидаемые результаты:
Повысить интерес у детей к русским народным сказкам;
Привить бережное отношение к книгам;
Повысить уровень развития речи, расширить кругозор детей, обогатить словарный запас, связную речь;
Привлечение родителей к совместному семейному чтению сказок;
Создание книжки-малышки с героями прочитанных книг;
Создание картотеки по наглядному моделированию в развитии связной речи.
Принципы проекта:
Доступность
Соответствие возрасту
Целенаправленность
Вариативность
Научность
Участие заинтересованных сторон.
Ресурсное обеспечение проекта.
Материально – техническое:
художественные и музыкальные произведения
уголок театрализованной деятельности
книжный уголок
фотоаппарат, компьютер.
наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры, дидактические игры, сказочные персонажи – игрушки)
раскраски по теме «Сказки»
Кадровое:
взаимосвязь с музыкальным руководителем,
инструктор по физической культуре.
Информационное:
методическая и художественная литература,
иллюстрации по теме,
картотеки игр и учебно – методических пособий,
настольно – печатные игры по теме,
папки передвижки, консультации.
ЛЭПБУКИ.
Механизмы реализации проекта.
Реализация проекта проходят в три этапа.
подготовительный
основной
заключительный
1 этап – организационно – диагностический, сроки реализации
С 1 сентября по 27 декабря 2019 года.
Цель: создание благоприятных условий для реализации проекта, познакомить детей с многообразием русских народных сказок
выявление проблемы семейного чтения.
I этап – подготовительный: (постановка проблемы):
На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема,
цель проекта и его основные задачи, содержание.
Были определены участники проекта,
разработано перспективное планирование по работе с детьми,
составлен план взаимодействия с родителями.
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности.
Нами был подобран наглядный материал: энциклопедии, иллюстрации, художественные книги русских народных сказок и т.д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи про сказки, просмотр русских народных сказок, рассматривание иллюстраций по сказкам, чтение сказок перед сном.
В процессе самостоятельной деятельности, воспитанники рассматривали фотоальбомы, слайды; слушали сказки.
Вывод: На первом этапе реализации проекта поставленная цель достигнута:
Сформулировали цели и задачи проекта.
разработали перспективное планирование по работе с детьми.
Составили план совместной работы с родителями.
Подобрали материал и оборудование, для бесед, и игр с детьми.
Оформили картотеку «Русские народные сказки».
2.Основной этап – внедренческий сроки реализации.
С 1 октября по 29 ноября 2019 года.
Цель: реализация проекта в воспитательно-образовательном процессе, закрепить знания дошкольников о культурном богатстве русского народа, воспитать уважение к традициям народной культуры, на основе содержания русских народных сказок.
- В ходе работы над проектом детей познакомили с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Обогатили социальный быт дошкольников, расширить их кругозор;
- Повысили интерес детей к русской народной сказке; «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме по сказке, «Репка» На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о прочитанной сказке в рисунках, аппликациях.
- Совершенствовали диалогическую и монологическую речь.
- Сформировали предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
-Успешное овладение грамотной и связной речью.
-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
-Использование образных выражений при пересказе сказок;
- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
-Усиленный интерес детей к занятиям;
-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
- Родителей вовлекли в единое пространство «семья – детский сад».
-Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игр.
-Дети и родители участвовали в театрализации сказки «Репка» «Теремок»
Вывод: На основном этапе реализации проекта поставленная цель достигнута:
Сформировали у детей умение строить предложения,
Добились правильного и чёткого произношения, развили диалогическую речь;
Дети научились повторять наиболее интересные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
У родителей сформировали представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
3 этап Заключительный сроки реализации.
Со 2 декабря по 27 декабря 2019 года.
Цель: обобщить результаты, полученные в процессе проектной деятельности.
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ:
рисунков по теме «Любимые сказки».
Таким образом, в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о русской народной сказке.
За время реализации проекта «Развитие речи детей посредством русской народной сказки» уровень знаний детей о сказке значительно повысится. Воспитанники имеют представление о героях сказок. Мы верим, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Вывод: На заключительном этапе реализации проекта поставленная цель достигнута:
На 3 этапе завершения реализации проекта все поставленные задачи выполнены
проведен сравнительный анализ качественных показателей усвоения детьми знаний о русских народных сказках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...