Конфликтные ситуации в общении с родителями были, есть и будут всегда. Безусловно, чаще всего инициаторами конфликтов выступают родители. Они сильно переживают за своих детей, передавая их в чужие руки. Поэтому, когда родителям что-то не нравится в работе воспитателя, появляются претензии. Критика может быть объективной в случае, если воспитатель действительно недобросовестно выполняет свою работу. И субъективной, если родитель требует особенного отношения к своему ребенку, игнорируя общие правила детского сада.
Родители требуют особого отношения к их ребенку, игнорируя общие правила детского сада.
«Почему вы уделяете мало времени моему ребенку? Почему вы так мало или так много гуляете с детьми? Вы заплетаете моему ребенку одну косичку, а надо две» и так далее...
Обычно подобные претензии возникают из-за того, что родители не знают четких правил детского сада, прав воспитателей и своих прав в воспитательном процессе. Поэтому они хотят, чтобы воспитатель относился к их детям так же, как относятся родители. Конечно, воспитателю не нужно разрываться и пытаться угодить каждому. Нужно просто донести и обосновать родителям единые правила, которые используются в детском саду. Для этого проводят родительские собрания и личные встречи с родителями. Основная задача которых — убрать искажения между ожиданиями родителей и реальной работой воспитателей.
Воспитатель рассказывает, какую роль играет детский сад в воспитании ребенка, какие методы он использует, и какая роль отводится родителям. И если родителю не подходят правила детского сада, они просто ведут своего ребенка в другое место.
Не смотря на общие правила, воспитателю следует учитывать личные особенности детей, принципы его воспитания в семье и семейные ценности. Общайтесь об этом с родителями. Задавайте открытые вопросы, прислушивайтесь к просьбам и жалобам родителей. В основе этого взаимодействия должно лежать уважение к родителям и их семейным принципам. Необходимо помнить, что любой индивидуальный подход должен быть не в ущерб остальным детям в группе. А любые вопросы касаемо семьи не должны пересекать грань педагогического процесса и вмешиваться в дела семьи.
Ребенок получил травму или царапину
Некоторые родители очень болезненно реагируют на любые повреждения ребенка, которые он получил в садике. Моментально появляется желание наказать обидчика и обвинить воспитателя в том, что он недоглядел за ребенком. Однако ребенка отдают в садик, чтобы он учился социализации в группе. Учился общаться, выстраивать отношения с другими детьми и решать с ними спорные вопросы. Воспитателю не следует принимать слова родителей на личный счет, потому что невозможно уследить за микро-конфликтами или неосторожными движениями каждого ребенка. Нужно спокойно объяснить родителям, в какой ситуации ребенок получил повреждение и дать рекомендации, какую беседу провести родителю с ребенком.
Несколько правил для разрешения подобных конфликтных ситуаций.
Опирайтесь на то, в чем есть согласие. Как правило, все источники конфликта устранить невозможно. Тем более, что часть из них собеседники даже не осознают. Например, родитель не осознает, что ожидал от воспитателя большей любви к ребенку. А воспитатель не осознает, что в первую очередь его возмущает факт несогласия с ним.
Воспитатель не умеет давать обратную связь родителям
Ваш ребенок совершенно невоспитанный. Вы неправильно воспитываете ребенка, делайте вот так…Сколько можно опаздывать?! На вашем месте я бы...”и т.д В паре “воспитатель-родитель” работник детского сада должен выступать лидером в силу своего опыта. Лидерство не подразумевает наставничество и поучения. Оно подразумевает спокойную реакцию на претензии, и умение преподнести проблемы без негатива. Не стоит игнорировать эти проблемы, но и не выражайте их с негативом. Некоторые родители агрессивно воспринимают обратную связь о своих действиях или о поведении детей. Особенно, если воспитатель откровенно жалуется на ребенка и ставит ему оценку типа “Он совершенно невоспитанный”. Чтобы уменьшить негативный эффект, можно использовать технику “Я-высказывания”:
Техника “Я-высказывания”
Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.
Имеет значение не только что вы произносите, но и как вы это делаете. Говорите без эмоций, раскрепощённо и уверенно. Следите, чтобы в тоне не было высокомерия, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте ответы на них. Будьте готовы, что даже такая формулировка может быть неприятна родителям. Но она увеличит шансы на формирование конструктивного диалога и совместное решение проблемы. Родитель увидит вашу заинтересованность в решении проблемы, положительное отношение к ребенку и желание совместного взаимодействия.
Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов будет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы. Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить. Все проблемы решайте в личной беседе с родителем, не привлекайте к разговору детей.
Если воспитателю удалось наладить доверительное открытое общение с родителями, конфликты прекращаются. И когда возникнет непростая ситуация, воспитатели не борются с родителями. Они объединят усилия и решат возникшую проблему. Это возможно только в диалоге, который наполнен взаимным уважением. Необходимо помнить, что умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями и законными представителями своих воспитанников, — это одна из важных профессиональных компетенций педагога.