Авторская программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (4-7 лет) «Югорский край любимый!»
рабочая программа

Бердинских Наталья Геннадьевна

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

   «Югорский край любимый!».

Цель Программы  Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Югорскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_berdinskih_n.g.docx69.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»

Авторская программа

по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

(4-7 лет)

«Югорский край любимый!»

Программу составил:

воспитатель  Бердинских Н.Г.

2016

Оглавление

1. Паспорт программы «Югорский край любимый!».        2

2. Пояснительная записка         4

3.Тематическое планирование

Блок 1. «Моя семья».        8

Блок 2. «Мой любимый детский сад».        10

Блок 3. «Поселок, в котором я живу».        11

Блок 4. «Край мой Югорский».        13

 4.Содержание программы    

Блок 1. «Моя семья».        14

Блок 2. «Мой любимый детский сад».        15

Блок 3. «Поселок, в котором я живу».        16

Блок 4. «Югорский край любимый!»         17

5. Критерии результативности обучения………………………………………       18

6. Примерный перспектив план работы с детьми………………………………     19

7. Примерное перспективное планирование работы с родителями……………     26

8. Уровень освоения программы…………………………………………………..   28

9. Диагностика……………………………………………………………………       29

10.  Вместо заключения …………………………………………………………………….30

11. Литература        31

I. Паспорт программы «Югорский край любимый!».

Название Программы

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

   «Югорский край любимый!».

Цель Программы

Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Югорскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи Программы

1. Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным поселком и краем.

2. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства гордости за свою малую Родину.

3. Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка и края.

4. Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

5. Формировать бережное отношение к природе родной Югории.

Разработчик Программы

Бердинских Наталья Геннадьевна воспитатель.

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района   «Детский сад «Березка»

п. Горноправдинск».

Нормативно-правовая база

Закон РФ №3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании».

Письмо Министерства образования РФ от 24.04.1995 г. № 19-15 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

Письмо Министерства РФ 01.03.2002 г. № 30-51-131/16. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением государственных символов РФ и их популяризации».

Устав МКДОУ детский сад  «Березка»

Приказ Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г №666 «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении».

  Программа  для детей

   с 4 до 7 лет.

Организация контроля над реализацией Программы

Педагогическая диагностика   на начало и конец учебного года.

Ожидаемые результаты

Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка Горноправдинск,  города Ханты-Мансийска, их достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике; возникновение стойкого интереса к будущему родного поселка и края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семей воспитанников к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Адрес

628520 Ханты-Мансийский Автономный Округ-Югра,  п.Горноправдинск  МКДОУ «д/с «Березка».

Телефон

(3467) 37-45-70

II. Пояснительная записка

       Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

         Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

        Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

        Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы  поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего края.

Отсюда вытекают следующие проблемы:

  • какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;
  • какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.

        Потенциал дошкольного возраста, как периода формирования личности, уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.  Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и Детского Дома творчества, библиотеки, музея, при знакомстве с местными и районными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного поселка, первых строителей поселка, культуре, истории поселка и окружающей природы родного края.

        Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О.П. Радыновой, Е.П. Горловой, Н.Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом (поселком), воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако в ходе своей работы я поняла, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Это и побудило меня разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Югорский край любимый!».

        В программе «Югорский край любимый!» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями поселка, лучшими людьми поселка (лучшими строителями, героями труда и ВОВ, геологами и т. д); с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем поселке, градообразующим предприятием ПНГРЭ и его значением в социально-экономической жизни поселка; с достопримечательностями, традициями, православными центрами нашего поселка и города Ханты-Мансийска.

        Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего поселка и края.

Программа разработана с учетом следующих источников:

  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;
  • Программа «От рождения до школы». Под ред. Вераксы Н  
  • Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
  • Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».
  • Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под ред. Оверчук Т.И.
  • Программа «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7лет» Э.А.Халикова, Н.В.Колебишина, - Волгоград: Учитель, 2013.
  • «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Савельева О.В., - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2013
  • Программа Зеленовой Н.Г. и Осиповой Л.Е. для старшей группы «Мы живем в России».
  • Программа Фесюковой Л.Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет».
  •  «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» воспитание дошкольников». В.И.Савченко, - ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013
  • «Я и мир» -коспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Л.Л.Мосалова, -Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2013

        Программа предполагает работу с детьми от 4 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

Система работы рассчитана на 4 возрастные группы. Программа состоит из 4 блоков: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Поселок, в котором я живу», «Край мой Югорский». Данные блоки занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, вариативной, совместной деятельности со взрослым. Место реализации программы – детский сад и семья.

Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио - и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка  сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия.

Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к поселку, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей поселка и края.

        Задачи программы:

  • Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем.
  • Развить гражданскую позицию и патриотические чувства  к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  • Расширить представления детей об  истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
  • Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
  • Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
  • Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
  • Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.

Ожидаемый результат:

         Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка, города Ханты-Мансийска его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

К концу реализации программы дети должны:

  • Знать свой домашний адрес, название поселка, района, области.
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка и района, уметь рассказать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать краткие сведения об истории поселка и края.
  • Знать символику Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры.
  • Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности поселка, района.
  • Знать о почетных гражданах поселка Горноправдинск.
  • Знать стихи поэтов и работы художников  Югры.
  • Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах.
  • Иметь элементарные представления об охране природы.
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

  Тематическое планирование

Блок 1. «Моя семья».

        Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.

Блок «Моя семья» состоит из 7 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Семь Я

Воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь, к самым близким людям. Внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о пожилых людях.

Занятия, совместные досуги с родителями, игры КВНы, «Что, где, когда?», праздники, выставки, вечера встреч.

Беседы, составление рассказов, чтение художественной литературы, проекты.

Место работы моих родителей

Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда.

Встречи, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.  

Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение художественной литературы чтение стихов «А что у вас?» С. Михалкова, рисование.

Дедушка и бабушка – верные друзья

Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать.

Занятия, праздники, сюжетно-ролевые игры, конкурсы.

Беседы, встречи, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, изготовление поделок.

Уклад и традиции семьи

Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи.

Театральная деятельность, игры, концерты.

Беседы «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга». .

Древо семьи (подготовительная группа)

Познакомить детей с родословной своей семьи.

Занятия, выставки, сюжетно-ролевые игры.

Беседы «Моя семья», «Мои дедушка и бабушка», рисование древа семьи.

Родной очаг

Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения в рисунках (герб семьи).

Сюжетно-ролевые игры, художественное творчество.

Рисование «Герб моей семьи», беседы.

Защитники отечества

Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины.

Занятия, встречи, праздники, сюжетно-ролевые игры.

Беседы с родственниками, которые служили в армии. Рассматривание фотографий, изготовление сувениров и альбомов.

Блок 2. «Мой любимый детский сад».

Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.

Блок «Мой любимый детский сад» состоит из 5 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок,  бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

По дороге в детский сад

Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.

Занятия, сюжетно-ролевые игры.

Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек и т.д.

История детского сада

Познакомить детей с историей детского сада.

Вечера воспоминаний.

Беседы, рассматривание фотоальбомов, слайдов, проект, презентация «Давайте познакомимся».

Традиции детского сада

Познакомить детей с традициями детского сада.

Вечера встреч, дни рождения, праздники, конкурсы, соревнования.

Вечера встреч, дни рождения, юбилей, беседы, рассматривание фото.

Территория детского сада

Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения.

Беседы, моделирование участков.

Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада)

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

Экскурсии по д/с: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»; сюжетно-ролевые игры.

Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование.

Блок 3. «Поселок, в котором я живу».

         Цель: воспитать чувство привязанности к своему родному поселку, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой поселок, интерес к его истории и стремление сделать свой поселок богаче и краше.

Блок «Поселок, в котором я живу» состоит из 11 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

История возникновения поселка Горноправдинск

Сформировать представления детей об исторических корнях поселка (об истории возникновения поселка).

Учить детей умению работать с картой п. Горноправдинск, находить свой дом, местоположение детского сада.

Занятия, экскурсии по поселку,   выставки ко Дню поселка, работа с картой п.Горноправдинск

Беседы, рассказы о поселке, рассматривание карты, фотоальбомов, презентация «Любимый поселок на берегу Иртыша».

Символика  города

Ханты-Мансийска

Познакомить детей с гербом и флагом с их историей, происхождением.

Занятия, посещение музея, библиотеки.

Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций. Рисование гербов, флагов.

Традиции нашего поселка

Познакомить детей с традициями нашего поселка, научить детей их соблюдать.

Занятия, экскурсии, выставки, участие в поселковых мероприятиях.

Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование.

Градообразующие предприятия: «Нефтегазоразведочнаяэкспедеция»

Дать детям представление о главном предприятии нашего поселка. Воспитывать уважение к профессиям своих родителей.

Занятия, встречи с работниками ПНГРЭ, экскурсии.

Беседы, рисование, рассматривание иллюстраций

Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ  

Вызывать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми.

Экскурсии к памятнику.

Беседы, рассматривание фотоальбомов.

Почетные люди «Аллея Славы», Доска почета п.Горноправдинск

Вызвать у детей интерес к людям, живущим в п.Горноправдинск Воспитывать уважение и чувство гордости за них.

Занятия, встречи, выставки,  «Почетные люди п.Горнопоравдинска».

Беседы, рассказы воспитателей о почетных людях, рассматривание иллюстраций, фотоснимки.

Храм «Вознесение Господне»

Приобщать детей к православной традиции русского народа.

Экскурсии,       уроки добролюбия.

Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры, слайд-фильмы, чтения.

Центры культуры (спортивная школа,  ДК, почта, библиотеки).  

Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей.

Экскурсии, кружки, участие в поселковых мероприятиях

Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры.

Растительный мир

Знакомить детей с растительным миром поселка; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.

Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы.

Животный мир

Знакомить детей с животным миром поселка; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.

Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры.

Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование.

Водоемы

Дать представление о водоемах поселка, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах.

Экологические тропы, прогулки, праздники.

Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.

Уроки безопасности

Дать понятие об ядовитых растениях и опасных животных; о возможных травмах на природе; научить оказывать первую помощь; учить соблюдать правила поведения на природе.

Занятия «Уроки доктора Айболита», экологические тропы.

Дидактические и подвижные игры.

Блок 4. «Край мой Югорский».

Цель: воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в детях чувство гордости за свой край; вызвать интерес к истории и традициям родного  края-Югры.

Блок «Край мой Югорский» состоит из 7 тематических занятий. Практические занятия проводятся в виде заочных путешествий, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

1. История Ханты-Мансийского округа

Сформировать представление об исторических корнях Ханты - Мансийского округа. Учить детей   работать с картой ХМАО, находить свой поселок, районный центр.  

Занятия, заочные путешествия, выставки. Работа с картой ХМАО.

Беседы, рассказы о Ханты-Мансийске  и других городах ХМАО, рассматривание карты округа, фотоальбомов.

2.Достопримечательности округа и поселка

Познакомить детей с достопримечательностями некоторых мест родного края (Храм Вознесения Господня, спортивной школой  и пр.).

Занятия, заочные путешествия, КВН, художественное творчество.

Презентация «Югорский край любимый!», беседы, рассматривание иллюстраций.

3. Изучение родной природы

Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях. Воспитать в детях интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животных и растениях; воспитать в детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края; познакомить детей с Красной книгой Югории. Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на природе.

Занятия, викторина «Люби и знай свой родной край», экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.

Рассматривание картин, иллюстраций книг, альбомов с изображениями растительного и животного мира Ханты – Мансийского округа; разучивание стихов о природе.

5. Символика Ханты-Мансийска, ХМАО

Познакомить детей с символикой  района, округа, с историей и происхождением герба, флага.

Занятия, посещение   библиотеки.

Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование аппликация, дидактические игры.

7. «Никто не забыт, ничто не забыто»

Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников отечества; познакомить с памятниками ВОВ; воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ и других военных конфликтов.

Экскурсии к памятнику,  занятия, выставки.

Рассказы воспитателей о ветеранах войны п.Гороноправдинска, встречи с ветеранами ВОВ, праздники, рассматривание иллюстраций макетирование.

Содержание программы

Блок 1. «Моя семья».

Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.

Блок дает представление о семье.

      Семья состоит из близких и дальних родственников. Самые близкие родственники: мать и отец, братья и сестры. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся. Понимание того, как поддерживаются в семье родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляется в семье забота, любовь, уважение друг к другу.

      В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке и заботятся друг о друге. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимает взрослый.

      В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях. Есть праздники, которые называются семейными (дни рождения, свадьбы, юбилеи, встречи), традиции семьи, реликвии, любимые увлечения. Старшее поколение знакомит детей со своим родословным древом. В семье важны и необходимы все.

     Рассмотрим подробно, как реализуется блок «Моя семья». В средней группе продолжается работа, начатая во 2-ой младшей группе: воспитание любви к маме, к другим членам семьи. Родители знакомят детей с историей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

      В старшем дошкольном возрасте продолжают уделять внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны им помогать. Например: помыть посуду, полить комнатные растения и т.д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание уделяется заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках.

      В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики – мужчинам, девочки – женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место девочке, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др. Таким образом, семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества.

     В старшей группе необходимо впервые познакомить детей с родословным древом и проводить эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагать детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал. Нужно показывать детям, что история их семьи неразрывно связана с историей родного поселка в котором они живут, с историей страны и т.д.

     Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества, его части.

     Для сотрудничества с родителями необходимо было сформировать у них следующие убеждения:

  • Чтобы учить, необходимо много знать и уметь.
  • Тот, кто занят воспитанием ребенка, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка.
  • Верить в свои возможности, никогда не опускать руки, даже тогда, когда кажется, что ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики.
  • На этих трех «китах» держатся главные принципы:

        - терпение,

        - созидательная любовь,

        - сотрудничество.

Блок 2. «Мой любимый детский сад».

Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.

     Дошкольное детство важная ступень в развитии личности ребенка.

     Блок знакомит детей с детским садом, как вторым домом. Здесь они могут реализовывать свои потребности, где должны благополучно и интересно жить.

     Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся об их физическом и психическом здоровье. Каждый ребенок с уважением относится к работникам детского сада: называет по имени отчеству, улыбается при встрече и не забывает поздравить с праздниками.

     Каждый воспитанный ребенок старается сделать приятное (помочь собрать игрушки, убрать мусор и т.д.). Он учится общаться с взрослыми и сверстниками, усваивает основы культуры поведения: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого тому, что умеет сам; играть дружно, быть справедливым.

     В этом возрасте необходимо уделить внимание знакомству дошкольников с сотрудниками детского сада, с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщицы, кастелянши, оператора стиральных машин, сторожа, ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники.

     В нашем детском саду есть традиции, с которыми дети не только знакомятся, но являются активными участниками. Это такие мероприятия, как: выставка поделок из природного материала, в которой принимают участие сотрудники, дети, родители, где каждый старается проявить свое творчество, оригинальность, выдумку и фантазию, театральные постановки, праздник Рождества, День защитника Отечества,   День Матери, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», неделя игр и игрушек, во время которой ребята ходят, друг к другу в гости, продолжая знакомиться с детским садом и приобретая новых друзей.

     Продолжаются целевые прогулки по территории детского сада, дети привлекаются к труду по благоустройству участка.

Блок 3. «Поселок, в котором я живу».

Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному поселку, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой поселок, интерес к его истории и стремление сделать свой поселок богаче и краше.

     Блок знакомит детей с родным поселком.

     У каждого поселка есть своя история. Как и у человека, у поселка есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день рождения (день основания) и есть много других дат, по которым определяют его историю. В поселке есть   экспонаты которые рассказывают о его истории и современности.

    Градообразующим предприятием п.Горноправдинска является НГРЭ.

     Основные профессии жителей нашего поселка – это геологи.

Дети учатся видеть красоту и многообразие растительного и животного мира поселка и его окрестностей. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.

     В средней группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок «Мой любимый поселок»). Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт. На этом этапе собирается, анализируется и доводится до детей вся интересная информацию, где они живут (поселок, улица), в том числе:

  • исторические факты местного значения;
  • окружающая природа с потребительской позиции  и с точки зрения признания  ценности природы;
  • основная профессия, которая присуща жителям нашего поселка, она выражена явно – это геологи, обращается внимание детей на самые важные и известные детям профессии. Детям объясняется, что найденная нефть или газ, очень нужны в других местностях. Здесь очень важен авторитет и убедительность воспитателя;
  • достопримечательности нашего поселка;
  • наши знаменитые земляки.

     Например, воспитывая у детей любовь к своему поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных и т.д.)
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

     Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

     Знакомство с гербом района на этом этапе ещё не проводится. Между тем в беседах непременно акцентируется внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе.

     В старшей группе начинается  подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами.

Блок 4. «Югорский край любимый!»

Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному краю, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой край, воспитывать интерес к его истории и стремление сделать свой край богаче и краше.

Блок знакомит детей с родным краем.

Формирование у детей системы знаний о своей Родине, в данном  блоке представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климат, природа), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного края, знания названия районного центра, других городов округа, символики г. Ханты-Мансийска), некоторые исторические сведения (о жизни Югорчан в разные исторические периоды, о подвигах Югорчан в годы Великой Отечественной войны.

     Любой край,   даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

     Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у  них определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

     Задача воспитывать у детей чувство привязанности к родному краю, по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах п.Горноправдинска, Ханты-Мансииска, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму поселка, но и отдельные места. Содержание воспитатели отбирают сами, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой  край» дети вспомнят то, что о нем узнали.

Критерии результативности обучения:

  • Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям Югорского края.
  • Использовать в активной речи фольклор.
  • Уметь играть в русские народные игры.
  • Знать животный и растительный мир края.
  • Знать наиболее важные исторические события родного края.
  • Знать символику ХМАО.

       Закончить хочется словами Д.С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...».

Примерное перспективное планирование

Средняя  группа.

   месяц

неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Наш детский сад»- презентация «Давайте познакомимся».

Беседа о поселке:

День поселка - это день рождения  поселка.

Беседа «Моя семья».

Беседа о родном поселке: дети – тоже жители этого поселка.

«Беседа о летнем отдыхе: беседуя с детьми о том, где они отдыхали, воспитатель спрашивает о природе.

Беседы с детьми о домашних адресах: адрес –   номер дома и квартиры.

Работа в уголке краеведения: природа родного поселка

Октябрь

«Кто такой повар?».

Экскурсия на пищеблок.

Работа с родителями: о необходимости выучить с детьми дом.адрес.

Рассказывание русской народной сказки.

Занятие «Если ты заболел».

Экскурсия в медицинский кабинет.

Подвижная русская народная игра

«Я, ты, он, она» -

беседа о членах семьи

Беседа о родном крае: Ханты-Мансийский округ - большой, в нем много городов, поселков и деревень.

Работа по заучиванию домашних адресов: у д/с тоже есть свой адрес, называет  адрес, по которому находится д/с.

Работа в уголке краеведения: природа поселка, название поселка  

Ноябрь

Экскурсия в прачечную.

Работа в книжном уголке: чтение стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края».

Беседа о родном поселке: чисто там, где не сорят.

Игры с матрешками и пирамидками: матрешки и пирамидки – игрушки народные, потому что их придумал русский народ.

Работа в уголке краеведения: достопримечательности родного поселка.

Игры со строительным материалом: построить свою улицу и дать название.

Беседа «Моя любимая игрушка».

Чтение детям русских народных потешек.

Декабрь

Пение песен и чтение стихов о детском саде

Занятие «Хорошо у нас в саду».

«Любимые  занятия моей семьи» - беседа

Беседа «Когда я стану взрослым».

Рассматривание картины Т. Сорокин «Семья»

С/р игра «Семья»

Беседа о родном поселке: дети тоже могут сделать так, чтобы поселок был красивым. (не сорить, не ломать и т.д.)

Работа в уголке краеведения: природа  зимой.

Игра-занятие «Мое имя».

Чтение К.Ушинский «Петушок с семьей»

Работа в уголке краеведения: Иртыш – река родного поселка.

Январь

Беседа «Зачем нужен детский сад?».

Беседа о том, кто, куда ездил на новогоднее представление.

Чтение русских народных потешек.

Коллективная работа «Украсим улицу поселка к Новому году».

Рассматривание с детьми иллюстраций о поселке.

Работа по заучиванию домашних адресов: кто еще его не знает, заучить наизусть.

Инсценировка русской народной сказки «Репка».

Беседа «Мой дом - семья».

Работа в уголке краеведения: главная достопримечательность родного поселка.

Предложить детям найти изображение главной достопримечательности поселка на различных иллюстрациях.

Февраль

 Рассматривание предметов народно-прикладного искусства.

Работа в книжном уголке: природа поселка.

Беседа «Хочу быть как папа»

Рассказ о празднике День защитника Отечества.

Самостоятельные наблюдения детей: труд сотрудников детского сада

Русская народная подвижная игра «Зайчики».

Беседа:  день защитника Отечества.

Рассматривание в книжном уголке книг  с потешками.

Март

Рисование: цветочек для мамочки.

Беседа о русских народных сказках: рассказать детям незнакомую им русскую народную сказку.

Беседа: хочу быть, как мама.

Русская хороводная игра.

Беседа о родном поселке: места отдыха в поселке.

Беседа «Моя мама работает в детском саду».

«Наш участок» - благоустройство.

Русские народные подвижные игры.

Апрель

Просмотр видеофильма.

Беседа о родном поселке: где в родном поселке вы были?

Инсценировка сказки «Теремок»

Целевая прогулка по участку детского сада.

Индивидуальная работа с детьми по заучиванию домашних адресов.

Май

Игры со строительным материалом: построить улицу и украсить ее.

Беседа о родном крае: вспомнить название главного города округа, что они могут рассказать о своем крае.

Целевая прогулка: по празднично украшенной улице. Наш народ отмечает День Победы.

«Мой дедушка рассказывал…» - беседы с детьми.

Беседа о празднике День Победы.

Лепка «Летит самолет»

Д/и «Кому что надо?» (о профессиях работников детского сада).

Работа в уголке краеведения: рассмотреть изображения родного поселка

Беседа о родном  крае: рассмотреть иллюстрации с изображением природы  родного края.

Июнь-август

Закрепление и повторение пройденного материала.

Старшая группа.

месяц

неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Беседа с детьми о летнем отдыхе «Мои любимые места отдыха».

Занятие «Родной очаг».

Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу».

Беседа: история поселка Горноправдинска.

Праздник д/с «Мой любимый детский сад».

Беседа: мой адрес.

Целевая прогулка на Аллею славы

Презентация «Мой любимый Горноправдинск».

Октябрь

Рассказ воспитателя   - главные река Ханты-Мансийского автономного округа.

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников детского сада.

Д/и «Кому что надо?».

Чтение рассказа Г.Браиловской «Наши мамы, наши папы».

Рассматривание фотовыставки «Отдыхаем всей семьей».

Занятие «Знакомство со строительными профессиями».

Игра со строительным материалом «Построй свой дом».

Ноябрь

Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю».

Встреча с родителями «Моя профессия».

Рассматривание альбома «Мой любимый детский сад».

 Занятие по развитию речи «Мой любимый детский сад».

 Просмотр  презентации и видеоролика «Мой поселок-Горноправдинск»

Фотовыставка на тему «Мамочка милая, мама моя» (ко Дню матери).

Беседа: как я маме помогаю.

     Декабрь

Беседа о труде в семье, об их обязанностях как членов семьи.

Беседа: традиции в моей семье.

Экскурсия в библиотеку.

Вечер поэзии (песни, стихи о родном поселке, крае).

Изготовление новогодних игрушек для малышей.

Выставка рисунков   «Люблю тебя, мой Горноправдинск».

Занятие «Мои родители - геологи».

Рассматривание альбома «Природа моего края».

Беседа «Правила поведения на природе».

Январь

Занятие «Семейные и национальные праздники».

Изготовление макета Храма «Вознесение Господне».

Прослушивание песен о родном крае(в записи).

Знакомство с Красной Книгой ХМАО

Дидактическая игра «Узнай, где я нахожусь».

Беседа: мой дом – детский сад.

Праздник «Все мы можем сообща».

Рассматривание фотоальбомов «Я расту!».

Февраль

Изготовление подарков папам, дедушкам.

Рассказ воспитателя «Самые красивые места родного края».

Рассказ воспитателя «Достопримечательности Горноправдинска».

Природоохранная акция «Берегите птиц и животных нашего края».

Спортивные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья».

Беседа «Мой папа самый лучший».

Занятие по развитию речи «Работа над понятием «родня».

Чтение стихотворения А.Ким «Моя родня».

Март

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму».

Изготовление подарков мамам, бабушкам.

Природоохранная акция «Спасти и сохранить».

Красная книга ХМАО

Занятие «Бабушка милая моя».

Чтение рассказа В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки».

Беседа «Люди каких национальностей живут в нашем поселке, округе?».

Составление безопасных маршрутов в детский сад.

Апрель

Занятие «Почетные люди нашего поселка».

Целевая прогулка к «Алее Славы».

«День взаимопомощи» - совместное мероприятие с родителями по озеленению территории детского сада.

Рассматривание карты г.Горноправдинска.

Рассказ воспитателя о символике города Ханты-Мансийска.

Д/и «Найди свой герб».

Целевая прогулка к памятнику Ф.К. Салманову.

Беседа «Доброй памятью жив человек».

Май

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Высаживание цветов на клумбы детского сада.

Рассматривание альбома «Земляки-герои».

Беседа: город  Ханты  – Мансийск окружной  центр

Июнь-август

Закрепление и повторение пройденного материала

Подготовительная к школе группа

месяц

неделя

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Чтение отрывка из стихотворения Б. Житкова «Что я видел».

Коллективная работа «С днем рождения, любимый поселок».

Занятие «Мужчины и женщины в семье».

Знакомство с символикой Ханты-Мансийского округа

Беседа «Талантливые люди нашего поселка».

Знакомство с картой ХМАО.

Художественное творчество «Флаг г Ханты-Мансийска».

Выставка детских работ «Мой любимый поселок».

Октябрь

Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад».

Д/и «Из чего построен дом».

Экскурсия по экологической тропе (растительный мир поселка).

Рассматривание фотографий «Растительный мир родного края».

Занятие «Истоки возникновения родного Горноправдинска».

Утренник «Осени».

Работа по карте   «Где я живу?».

Д/и «Живое-неживое».

Ноябрь

Занятие «История детского сада».

С/р игра «Я работаю поваром в д/с».

Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус» (о профессиях в детском саду).

Беседа «Зачем нужна деревня?».

Придумывание герба группы.

Занятие «Я, семья, род, народ».

Праздник, посвященный Дню Матери.

Рассматривание фотовыставки «Сердце матери – в детях».

Декабрь

Д/и «Кто живет в деревне?».

Конкурс поделок

«Музыкальный сундучок».

Изготовление поделок к игре «Ферма»

Занятие «Мы и  

Конкурс макетов на тему «Мой детский сад».

Рассказ воспитателя о традиции встречать новый год.

Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!».

Январь

Занятие «Генеалогическое древо моей семьи».

Тематическое занятие «Водоемы Ханты-Мансийсного округа».

Занятие «Чем богат Югорский край?».

Беседа о правилах дорожного движения «Светофорик».

Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса, дома, детского сада).

Рассказ воспитателя «Фольклор народов ханты и манси».

Конкурс рисунков «Герб моей семьи».

Занятие «А. Твардовский». Чтение отрывков стихотворений.

Февраль

Просмотр видеофильмов «Защитники отечества».

Рассказ приглашенного воина (из пап, дедушек) о защитниках отечества.

Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности).

«Лекарственные растения нашего края».

Конкурс рисунков «Мой папа на работе».

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Работа с картой  Ханты- Мансийского  АО

Март

КВН «А ну-ка, девочки!».

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Занятие «Мир природы».

Занятие «Семейные реликвии».

Рисование «Портрет мамы».

Д/и «Какая она, моя мама?».

Чтение рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?».

Занятие «Как рубашка в поле выросла».

Апрель

Посещение храма «Вознесение Господне».

Работа с картой Ханты-Мансийского района

Экскурсия к памятнику  С.К.Салманову

Тематическое занятие «Ю.Гагарин».

Занятие «Вспомним историю  Ханты-Мансийска».

«День взаимопомощи» - уборка территории детского сада.

Изготовление подарков для ветеранов.

Май

Участие в традиционной поселковой праздничной программе, посвященной Дню Победы.

Музыкально-литературная композиция «Вечно живые».

Д/и «Узнай наш герб, узнай наш флаг».

Итоговое занятие «Край мой, Югория!».

Занятие «Березка – символ нашей Родины».

Познавательная игра «Что? Где? Когда?» по теме

«Югорский край любимый!».

Июнь-август

Закрепление и повторение пройденного материала.

Примерное перспективное планирование по работе с родителями

Месяц

Средняя группа

 Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Природоохранная акция «Собирая - охраняй».

Совместная экскурсия по родному поселку.

Праздник «Мой любимый детский сад».

Выставка детских работ «Мой любимый поселок».

Октябрь

Изготовление фотоальбомов «Здоровая семья».

Написание родителями сочинения «Мой ребенок».

Конкурс «Осенний букет».

Фотовыставка «Отдыхаем всей семьей».

Фотовыставка «Поселок, в котором я живу».

Оформление альбома «Любой труд у нас в почете».

Ноябрь

Оформление фотоальбома

«Вот какой я!».

Семейный досуг «Наша дружная семья».

Семейная гостиная

«Мы родом из детства» (вечер воспоминаний).

Родительское собрание «Воспитание в семье юного патриота».

Фотовыставка ко Дню матери

«Сердце матери – в детях».

 Изготовление фотоальбома «Растения ХМАО».

Декабрь

Новогодний утренник

«Новогодний хоровод».

Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую».

Информация в родительском уголке «Важные даты нашего поселка и округа».

Создание снежных построек на участке детского сада.

Конкурс поделок

«Новогодний сундучок».

 Изготовление фотоальбома «Животные ХМАО».

Январь

Посещение храма «Вознесение Господне».

Акция «Покормите птиц зимой».

Изготовление фотоальбома «Особенные места Горноправдинска».

Консультация для родителей “Родословная – старинная русская традиция”.

Выставка совместных рисунков детей и родителей «Профессия моих родителей».

Февраль

Оформление газеты

«Роль отца в воспитании детей».

Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья».

Утренник «Какой хороший папа!».

Спортивное развлечение «Вместе с папой».

Март

Конкурс «Мисс бабушка».

 Творческая выставка мягких игрушек «Мамиными руками».

  Развлечение «Мама милая моя».

КВН «А ну-ка, девочки!».

Групповое занятие «Семейные реликвии».

Апрель

Встреча с родителями «Моя профессия».

 Акция «Пусть прогулка станет интересней» (благоустройство территории детской площадки).

Составление генеалогического древа семьи.

Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой.

Конкурс «Герб моей семьи».

Уборка территории детского сада «День взаимопомощи».

Май

«Мама, папа, я – театральная семья».

Оформление фотоальбома «Один день в моей семье».

Викторина «Что мы знаем о поселке».

Фотовыставка «Защитники отечества».

Совместная экскурсия к «Аллее Славы».

Встреча с ветеранами ВОВ.

Июнь

Консультация:  

«Солнце, воздух и вода – наша дружная семья».

Конкурс рассказов «Традиции в моей семье».

Участие в праздничной программе «Всемирный день детства».

Спортивное развлечение «Всей семьей на спортплощадку!».

Июль

Познавательная викторина «Путешествие Почемучек».

Изготовление фотоальбома «Поселок мой любимый».(на память)

Изготовление фотоальбома «Природа ХМАО».

Круглый стол «Роль совместного отдыха детей и родителей».

Конкурс рисунков «Самая лучшая семья».

Консультация для родителей «Защитим детей от…».

Август

 Выставка работ из природного материала «Творим вместе».

 Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад».  

Творческая гостиная изготовление атрибутов для игры «Дорожное движение».

Уровень освоения программы:

      На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.

      Дети с низким уровнем знаний испытывают трудности в общении, слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи, поэтому ребенок не может внятно выражать свои мысли.

     Дети со средним уровнем знаний имеют представление о правилах культуры поведения и выполняют их в привычной для них обстановке. Однако в новых условиях могут испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых, осуществлять элементарный самоконтроль. Ребенок со средним уровнем знаний  знает и называет членов своей семьи, знаем местонахождение детского сада, имя и отчество воспитателя, младшего воспитателя. Знает и называет профессии, название поселка, в котором он живет, его достопримечательности, транспорт на улицах поселка,  знает некоторых граждан поселка, название окружного центра. Называет и участвует в праздниках, организуемых в детском саду.

     Дети с высоким уровнем знаний хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, охотно вступают в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров. Ребенок проявляет активный познавательный интерес к миру. Хорошо знает  и называет членов своей семьи, родственников, сотрудников детского сада, домашний адрес.

      Умеет высказываться о знаменитых земляках, знает профессии, название транспорта, достопримечательности   поселка.  Знает  окружной центр, некоторые его достопримечательности, 4-5 городов Ханты-Мансийского округа. Умеет работать с картой.

Диагностика  

Блоки

ФИО ребенка

«Моя семья»

«Мой любимый детский сад»

«Поселок, в котором я живу»

«Край мой,  югорский»

Уровень знания детей

Знание членов семьи и умение их называть

Место работы родителей

Соблюдение порядка личных вещей

Стремление к труду

Знание названия детского сада и его местонахождение.

 Знание имени, отчества сотрудников детского сада.

Участок детского сада

Профессии в детском саду

Знание названия поселка

Достопримечательности  поселка

Знание некоторых почетных граждан поселка

Профессии  жителей поселка

Аллея Славы

 Памятник Ф.К.Салманову

Стелла

Рыба

Растения

Животные

Правила поведения в природе

История родного края

Умение работать с картой Ханты-Мансийского района, находить 4-5 городов

Знание кратких сведений об истории ХМАО

Знание символики Ханты-Мансийского района и ХМАО

Достопримечательности родного края

Знаменитые люди ХМАО

Растительный мир ХМАО

Животный мир  ХМАО

Водоемы ХМАО

Знание правил поведения на природе и на улицах

Вместо заключения: Портрет современного ребенка –

югорчанина старшего дошкольного возраста.

Современный дошкольник – маленький гражданин ХМАО – это:

  • человек, осознающий себя гражданином не только в современном, но и в историческом пространстве страны и поселка.
  • он любит свою родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее.
  • носитель еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, эстетичности, познания.

      Современные дети в большей степени, чем их ровесники 80-90 годов прошлого века, ориентированы на будущее. Они рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, сколько детей, в каких условиях будут жить и как отдыхать.

  • Личность, чрезвычайно ориентированная на общение. Современный ребенок одинок, ему очень часто не хватает общения с родителями, сверстниками. Детский сад – вторая семья дошкольника, где он может реализовать свои потребности, где он должен благополучно и интересно жить.
  • Исследователь, ориентированный на познание человека и природы. Дети любят играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты сказочных персонажей, модные журналы, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать в связи с этим разные вопросы.

     Жизнь ребенка ХХI века тесно связана с возможностями и интересами семьи. Дошкольник слушает и смотрит с родителями одни и те же телепередачи; ходит вместе с ними в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в модной одежде и парфюме. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый, осваивает мобильный телефон и компьютер.

  • Ребенок, который любит играть, сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать.

Литература

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
  2. Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.
  3. Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ.ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.
  5. Край мой Югорский. –  
  6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003, 2010.
  7. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
  8. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.:АСТ, 2007.
  9. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.
  10. Красная книга   –  
  11. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010.
  12. Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ.ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  13. Мосалова Л.Л. Я и мир. – М.: Детство – пресс, 2009.
  14. Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. Авт.-сост. Антонов Ю.Е. – М.: АРКТИ, 2010.
  15. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  16. Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю

В данном материале рассматриваются пути и способы нравственно-патриотического воспитания у дошкольников через воспитание любви к родному краю....

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем.

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем."...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мы юные патриоты родного края!»

Нравственно – патриотический проект «Мы юные патриоты родного края!»«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему д...

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...

Педагогический проект на тему: «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края.

В проекте представлена система работы по организации с детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства ...