Авторская программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (4-7 лет) «Югорский край любимый!»
рабочая программа
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
«Югорский край любимый!».
Цель Программы Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Югорскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_berdinskih_n.g.docx | 69.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Детский сад «Березка» п. Горноправдинск»
Авторская программа
по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
(4-7 лет)
«Югорский край любимый!»
Программу составил:
воспитатель Бердинских Н.Г.
2016
Оглавление
1. Паспорт программы «Югорский край любимый!». 2
Блок 2. «Мой любимый детский сад». 10
Блок 3. «Поселок, в котором я живу». 11
Блок 4. «Край мой Югорский». 13
Блок 2. «Мой любимый детский сад». 15
Блок 3. «Поселок, в котором я живу». 16
Блок 4. «Югорский край любимый!» 17
5. Критерии результативности обучения……………………………………… 18
6. Примерный перспектив план работы с детьми……………………………… 19
7. Примерное перспективное планирование работы с родителями…………… 26
8. Уровень освоения программы………………………………………………….. 28
9. Диагностика…………………………………………………………………… 29
10. Вместо заключения …………………………………………………………………….30
I. Паспорт программы «Югорский край любимый!».
Название Программы | Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Югорский край любимый!». |
Цель Программы | Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Югорскому краю, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего города, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. |
Задачи Программы | 1. Закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным поселком и краем. 2. Развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного поселка, чувства гордости за свою малую Родину. 3. Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного поселка и края. 4. Воспитывать чувства уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края. 5. Формировать бережное отношение к природе родной Югории. |
Разработчик Программы | Бердинских Наталья Геннадьевна воспитатель. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск». |
Нормативно-правовая база | Закон РФ №3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании». Письмо Министерства образования РФ от 24.04.1995 г. № 19-15 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий». Письмо Министерства РФ 01.03.2002 г. № 30-51-131/16. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением государственных символов РФ и их популяризации». Устав МКДОУ детский сад «Березка» Приказ Минобрнауки России № 655 от 23.11.2009г. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г №666 «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». |
Программа для детей | с 4 до 7 лет. |
Организация контроля над реализацией Программы | Педагогическая диагностика на начало и конец учебного года. |
Ожидаемые результаты | Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка Горноправдинск, города Ханты-Мансийска, их достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике; возникновение стойкого интереса к будущему родного поселка и края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семей воспитанников к нравственно-патриотическому воспитанию детей. |
Адрес | 628520 Ханты-Мансийский Автономный Округ-Югра, п.Горноправдинск МКДОУ «д/с «Березка». |
Телефон | (3467) 37-45-70 |
II. Пояснительная записка
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, к его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего края.
Отсюда вытекают следующие проблемы:
- какими должны быть формы и содержание воспитательно-образовательного процесса, чтобы, не перегружая дошкольников дополнительными занятиями, воспитать чувство любви, ответственности, гордости к своему родному краю;
- какие формы воспитательной работы помогут сформировать у дошкольников потребность заботиться об окружающих людях, дадут возможность для самостоятельной деятельности и творческой самореализации.
Потенциал дошкольного возраста, как периода формирования личности, уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и Детского Дома творчества, библиотеки, музея, при знакомстве с местными и районными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного поселка, первых строителей поселка, культуре, истории поселка и окружающей природы родного края.
Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Исследования О.П. Радыновой, Е.П. Горловой, Н.Е. Шурковой доказывают, что в старшем дошкольном возрасте содержанием социально-психологических образований в структуре личности ребенка являются компоненты культуры. Программные документы, определяющие воспитательно-образовательный процесс ознакомления с родным краем в детском саду, длительное время ограничивались постановкой задачи ознакомления с родной страной, родным городом (поселком), воспитания бережного отношения к природе, любви к Родине, и зачастую были идеологизированы. При этом предполагалось, что решение поставленной задачи будет являться естественным следствием формирования достаточно разносторонних представлений о мире родного края. Однако в ходе своей работы я поняла, что реализация существующих до сих пор программ не обеспечивает решения этой проблемы на должном уровне. Это и побудило меня разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Югорский край любимый!».
В программе «Югорский край любимый!» нашли отражение вопросы ознакомления детей с историческими корнями поселка, лучшими людьми поселка (лучшими строителями, героями труда и ВОВ, геологами и т. д); с основными профессиями, наиболее значимыми в нашем поселке, градообразующим предприятием ПНГРЭ и его значением в социально-экономической жизни поселка; с достопримечательностями, традициями, православными центрами нашего поселка и города Ханты-Мансийска.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: православную, культурологическую, экологическую – в единое образовательное содержание. Отличие от государственной программы – в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат православные традиции и обычаи нашего поселка и края.
Программа разработана с учетом следующих источников:
- Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, основной целью которой было создание системы патриотического воспитания;
- Программа «От рождения до школы». Под ред. Вераксы Н
- Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
- Программа Князевой О.Л. и Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».
- Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». Под ред. Оверчук Т.И.
- Программа «Формирование опыта духовно-нравственного поведения детей 4-7лет» Э.А.Халикова, Н.В.Колебишина, - Волгоград: Учитель, 2013.
- «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Савельева О.В., - «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2013
- Программа Зеленовой Н.Г. и Осиповой Л.Е. для старшей группы «Мы живем в России».
- Программа Фесюковой Л.Б. «Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет».
- «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» воспитание дошкольников». В.И.Савченко, - ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013
- «Я и мир» -коспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Л.Л.Мосалова, -Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2013
Программа предполагает работу с детьми от 4 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Система работы рассчитана на 4 возрастные группы. Программа состоит из 4 блоков: «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Поселок, в котором я живу», «Край мой Югорский». Данные блоки занятий тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: непосредственно образовательной, самостоятельной деятельности, вариативной, совместной деятельности со взрослым. Место реализации программы – детский сад и семья.
Данная программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа, рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио - и видеоматериалом, с текстами, вызывающими яркую эмоциональную реакцию, рисование, презентации, проектная деятельность, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Формы проведения занятий: беседы, открытые занятия, участие в концертах, инсценировка сюжетов, выставка детских работ, конкурсы, викторины, экскурсии, заочные путешествия.
Целью программы является формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к поселку, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей поселка и края.
Задачи программы:
- Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным краем.
- Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.
- Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.
- Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.
- Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
- Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.
Ожидаемый результат:
Наличие у детей знаний об истории возникновения поселка, города Ханты-Мансийска его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
К концу реализации программы дети должны:
- Знать свой домашний адрес, название поселка, района, области.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка и района, уметь рассказать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать краткие сведения об истории поселка и края.
- Знать символику Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры.
- Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности поселка, района.
- Знать о почетных гражданах поселка Горноправдинск.
- Знать стихи поэтов и работы художников Югры.
- Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах.
- Иметь элементарные представления об охране природы.
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
Тематическое планирование
Блок 1. «Моя семья».
Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.
Блок «Моя семья» состоит из 7 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
Семь Я | Воспитывать у детей нравственные качества, такие как любовь, к самым близким людям. Внушать детям чувство гордости за свою семью, стремление заботиться о пожилых людях. | Занятия, совместные досуги с родителями, игры КВНы, «Что, где, когда?», праздники, выставки, вечера встреч. | Беседы, составление рассказов, чтение художественной литературы, проекты. |
Место работы моих родителей | Прививать уважение к труду родителей, закреплять знание профессий и понимать значимость их труда. | Встречи, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры. | Беседы, составление рассказов о профессиях, чтение художественной литературы чтение стихов «А что у вас?» С. Михалкова, рисование. |
Дедушка и бабушка – верные друзья | Воспитывать доброжелательное отношение к старшим в семье, заботиться о них и уважать. | Занятия, праздники, сюжетно-ролевые игры, конкурсы. | Беседы, встречи, чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, изготовление поделок. |
Уклад и традиции семьи | Продолжать знакомить детей с семейными традициями. Уважать интересы каждой семьи. | Театральная деятельность, игры, концерты. | Беседы «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга». . |
Древо семьи (подготовительная группа) | Познакомить детей с родословной своей семьи. | Занятия, выставки, сюжетно-ролевые игры. | Беседы «Моя семья», «Мои дедушка и бабушка», рисование древа семьи. |
Родной очаг | Прививать любовь к своему родному дому, учить видеть, отображать свои видения в рисунках (герб семьи). | Сюжетно-ролевые игры, художественное творчество. | Рисование «Герб моей семьи», беседы. |
Защитники отечества | Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к защитникам нашей Родины. | Занятия, встречи, праздники, сюжетно-ролевые игры. | Беседы с родственниками, которые служили в армии. Рассматривание фотографий, изготовление сувениров и альбомов. |
Блок 2. «Мой любимый детский сад».
Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.
Блок «Мой любимый детский сад» состоит из 5 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
По дороге в детский сад | Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. | Занятия, сюжетно-ролевые игры. | Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек и т.д. |
История детского сада | Познакомить детей с историей детского сада. | Вечера воспоминаний. | Беседы, рассматривание фотоальбомов, слайдов, проект, презентация «Давайте познакомимся». |
Традиции детского сада | Познакомить детей с традициями детского сада. | Вечера встреч, дни рождения, праздники, конкурсы, соревнования. | Вечера встреч, дни рождения, юбилей, беседы, рассматривание фото. |
Территория детского сада | Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями. | Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения. | Беседы, моделирование участков. |
Заботливые люди (профессии сотрудников детского сада) | Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. | Экскурсии по д/с: на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»; сюжетно-ролевые игры. | Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование. |
Блок 3. «Поселок, в котором я живу».
Цель: воспитать чувство привязанности к своему родному поселку, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой поселок, интерес к его истории и стремление сделать свой поселок богаче и краше.
Блок «Поселок, в котором я живу» состоит из 11 тематических занятий. Практические занятия проводятся в форме экскурсий, целевых прогулок, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
История возникновения поселка Горноправдинск | Сформировать представления детей об исторических корнях поселка (об истории возникновения поселка). Учить детей умению работать с картой п. Горноправдинск, находить свой дом, местоположение детского сада. | Занятия, экскурсии по поселку, выставки ко Дню поселка, работа с картой п.Горноправдинск | Беседы, рассказы о поселке, рассматривание карты, фотоальбомов, презентация «Любимый поселок на берегу Иртыша». |
Символика города Ханты-Мансийска | Познакомить детей с гербом и флагом с их историей, происхождением. | Занятия, посещение музея, библиотеки. | Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций. Рисование гербов, флагов. |
Традиции нашего поселка | Познакомить детей с традициями нашего поселка, научить детей их соблюдать. | Занятия, экскурсии, выставки, участие в поселковых мероприятиях. | Беседы, рассматривание иллюстраций, рисование. |
Градообразующие предприятия: «Нефтегазоразведочнаяэкспедеция» | Дать детям представление о главном предприятии нашего поселка. Воспитывать уважение к профессиям своих родителей. | Занятия, встречи с работниками ПНГРЭ, экскурсии. | Беседы, рисование, рассматривание иллюстраций |
Памятники воинам, погибшим в годы ВОВ | Вызывать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми. | Экскурсии к памятнику. | Беседы, рассматривание фотоальбомов. |
Почетные люди «Аллея Славы», Доска почета п.Горноправдинск | Вызвать у детей интерес к людям, живущим в п.Горноправдинск Воспитывать уважение и чувство гордости за них. | Занятия, встречи, выставки, «Почетные люди п.Горнопоравдинска». | Беседы, рассказы воспитателей о почетных людях, рассматривание иллюстраций, фотоснимки. |
Храм «Вознесение Господне» | Приобщать детей к православной традиции русского народа. | Экскурсии, уроки добролюбия. | Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры, слайд-фильмы, чтения. |
Центры культуры (спортивная школа, ДК, почта, библиотеки). | Развивать творческие способности, формировать культурный уровень детей. | Экскурсии, кружки, участие в поселковых мероприятиях | Беседы, встречи, праздники, экскурсии, уроки творчества, игры. |
Растительный мир | Знакомить детей с растительным миром поселка; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе. | Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе. | Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы. |
Животный мир | Знакомить детей с животным миром поселка; исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру. | Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры. | Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование. |
Водоемы | Дать представление о водоемах поселка, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоемах. | Экологические тропы, прогулки, праздники. | Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы. |
Уроки безопасности | Дать понятие об ядовитых растениях и опасных животных; о возможных травмах на природе; научить оказывать первую помощь; учить соблюдать правила поведения на природе. | Занятия «Уроки доктора Айболита», экологические тропы. | Дидактические и подвижные игры. |
Блок 4. «Край мой Югорский».
Цель: воспитать любовь и уважение к родному краю; развить в детях чувство гордости за свой край; вызвать интерес к истории и традициям родного края-Югры.
Блок «Край мой Югорский» состоит из 7 тематических занятий. Практические занятия проводятся в виде заочных путешествий, бесед, выставок, совместной работы с родителями, дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Содержание | Задачи | Формы работы | Методы и приемы |
1. История Ханты-Мансийского округа | Сформировать представление об исторических корнях Ханты - Мансийского округа. Учить детей работать с картой ХМАО, находить свой поселок, районный центр. | Занятия, заочные путешествия, выставки. Работа с картой ХМАО. | Беседы, рассказы о Ханты-Мансийске и других городах ХМАО, рассматривание карты округа, фотоальбомов. |
2.Достопримечательности округа и поселка | Познакомить детей с достопримечательностями некоторых мест родного края (Храм Вознесения Господня, спортивной школой и пр.). | Занятия, заочные путешествия, КВН, художественное творчество. | Презентация «Югорский край любимый!», беседы, рассматривание иллюстраций. |
3. Изучение родной природы | Расширить представления детей о животном и растительном мире родного края, его своеобразии и особенностях. Воспитать в детях интерес к окружающему миру, желание помогать и заботиться о животных и растениях; воспитать в детях бережное отношение к природе, умение видеть и чувствовать красоту родного края; познакомить детей с Красной книгой Югории. Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на природе. | Занятия, викторина «Люби и знай свой родной край», экскурсии, целевые прогулки, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе. | Рассматривание картин, иллюстраций книг, альбомов с изображениями растительного и животного мира Ханты – Мансийского округа; разучивание стихов о природе. |
5. Символика Ханты-Мансийска, ХМАО | Познакомить детей с символикой района, округа, с историей и происхождением герба, флага. | Занятия, посещение библиотеки. | Беседы, конкурсы рисунков, рассматривание иллюстраций, рисование аппликация, дидактические игры. |
7. «Никто не забыт, ничто не забыто» | Воспитать интерес к истории своей Родины, к истории военного времени; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников отечества; познакомить с памятниками ВОВ; воспитать чувство уважения к ветеранам ВОВ и других военных конфликтов. | Экскурсии к памятнику, занятия, выставки. | Рассказы воспитателей о ветеранах войны п.Гороноправдинска, встречи с ветеранами ВОВ, праздники, рассматривание иллюстраций макетирование. |
Содержание программы
Блок 1. «Моя семья».
Цель: сформировать у детей целостное представление о семье, подчеркивая связь прошлого, настоящего, будущего.
Блок дает представление о семье.
Семья состоит из близких и дальних родственников. Самые близкие родственники: мать и отец, братья и сестры. Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки. О них все в семье заботятся. Понимание того, как поддерживаются в семье родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения), как проявляется в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке и заботятся друг о друге. Каждый человек в семье имеет право высказать свое мнение, но окончательное решение принимает взрослый.
В каждой семье есть вещи, которые напоминают о важных событиях. Есть праздники, которые называются семейными (дни рождения, свадьбы, юбилеи, встречи), традиции семьи, реликвии, любимые увлечения. Старшее поколение знакомит детей со своим родословным древом. В семье важны и необходимы все.
Рассмотрим подробно, как реализуется блок «Моя семья». В средней группе продолжается работа, начатая во 2-ой младшей группе: воспитание любви к маме, к другим членам семьи. Родители знакомят детей с историей семьи, рассказывают, где родились и жили дедушка и бабушка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
В старшем дошкольном возрасте продолжают уделять внимание тому, что взрослые члены семьи не только выполняют обязанности по дому, но и работают. Поэтому дети должны им помогать. Например: помыть посуду, полить комнатные растения и т.д. Дети должны заботиться о взрослых так же, как взрослые заботятся о них. Особое внимание уделяется заботе о престарелых членах семьи – бабушках, дедушках, прабабушках, прадедушках.
В этом возрасте дети начинают подражать взрослым: мальчики – мужчинам, девочки – женщинам. Следует использовать это стремление и показать детям, что мальчики уже могут вести себя как настоящие мужчины: уступить место девочке, помочь расставить физкультурные пособия, защитить маленьких девочек, если их обижают и т.д. А девочки могут вести себя как хозяйки в группе: следить за порядком, помочь мальчикам красиво застелить постели и др. Таким образом, семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества.
В старшей группе необходимо впервые познакомить детей с родословным древом и проводить эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагать детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал. Нужно показывать детям, что история их семьи неразрывно связана с историей родного поселка в котором они живут, с историей страны и т.д.
Семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его гражданское становление, как члена общества, его части.
Для сотрудничества с родителями необходимо было сформировать у них следующие убеждения:
- Чтобы учить, необходимо много знать и уметь.
- Тот, кто занят воспитанием ребенка, развитием его духовности, должен верить в самого ребенка.
- Верить в свои возможности, никогда не опускать руки, даже тогда, когда кажется, что ничего не получается. Необходимо верить в силу гуманной педагогики.
- На этих трех «китах» держатся главные принципы:
- терпение,
- созидательная любовь,
- сотрудничество.
Блок 2. «Мой любимый детский сад».
Цель: сформировать у детей представление о детском саде, как о социуме, объекте истории и культуры.
Дошкольное детство важная ступень в развитии личности ребенка.
Блок знакомит детей с детским садом, как вторым домом. Здесь они могут реализовывать свои потребности, где должны благополучно и интересно жить.
Детский сад дорог каждому ребенку. Люди, которые в нем работают, заботятся об их физическом и психическом здоровье. Каждый ребенок с уважением относится к работникам детского сада: называет по имени отчеству, улыбается при встрече и не забывает поздравить с праздниками.
Каждый воспитанный ребенок старается сделать приятное (помочь собрать игрушки, убрать мусор и т.д.). Он учится общаться с взрослыми и сверстниками, усваивает основы культуры поведения: быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость, помогать тому, кому трудно, уметь научить другого тому, что умеет сам; играть дружно, быть справедливым.
В этом возрасте необходимо уделить внимание знакомству дошкольников с сотрудниками детского сада, с обязанностями тех сотрудников, работу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщицы, кастелянши, оператора стиральных машин, сторожа, ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники.
В нашем детском саду есть традиции, с которыми дети не только знакомятся, но являются активными участниками. Это такие мероприятия, как: выставка поделок из природного материала, в которой принимают участие сотрудники, дети, родители, где каждый старается проявить свое творчество, оригинальность, выдумку и фантазию, театральные постановки, праздник Рождества, День защитника Отечества, День Матери, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», неделя игр и игрушек, во время которой ребята ходят, друг к другу в гости, продолжая знакомиться с детским садом и приобретая новых друзей.
Продолжаются целевые прогулки по территории детского сада, дети привлекаются к труду по благоустройству участка.
Блок 3. «Поселок, в котором я живу».
Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному поселку, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой поселок, интерес к его истории и стремление сделать свой поселок богаче и краше.
Блок знакомит детей с родным поселком.
У каждого поселка есть своя история. Как и у человека, у поселка есть свое имя, которое что-то обозначает, есть день рождения (день основания) и есть много других дат, по которым определяют его историю. В поселке есть экспонаты которые рассказывают о его истории и современности.
Градообразующим предприятием п.Горноправдинска является НГРЭ.
Основные профессии жителей нашего поселка – это геологи.
Дети учатся видеть красоту и многообразие растительного и животного мира поселка и его окрестностей. Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе.
В средней группе начинается работа по ознакомлению дошкольников с родным краем (блок «Мой любимый поселок»). Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт. На этом этапе собирается, анализируется и доводится до детей вся интересная информацию, где они живут (поселок, улица), в том числе:
- исторические факты местного значения;
- окружающая природа с потребительской позиции и с точки зрения признания ценности природы;
- основная профессия, которая присуща жителям нашего поселка, она выражена явно – это геологи, обращается внимание детей на самые важные и известные детям профессии. Детям объясняется, что найденная нефть или газ, очень нужны в других местностях. Здесь очень важен авторитет и убедительность воспитателя;
- достопримечательности нашего поселка;
- наши знаменитые земляки.
Например, воспитывая у детей любовь к своему поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных и т.д.)
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Знакомство с гербом района на этом этапе ещё не проводится. Между тем в беседах непременно акцентируется внимание детей на тех моментах, которые впоследствии дети увидят на гербе.
В старшей группе начинается подготовительный этап к основной работе следующего года по ознакомлению с основными государственными символами.
Блок 4. «Югорский край любимый!»
Цель: воспитать чувство привязанности и любви к своему родному краю, восхищение его красотой; вызывать в детях чувство гордости за свой край, воспитывать интерес к его истории и стремление сделать свой край богаче и краше.
Блок знакомит детей с родным краем.
Формирование у детей системы знаний о своей Родине, в данном блоке представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климат, природа), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного края, знания названия районного центра, других городов округа, символики г. Ханты-Мансийска), некоторые исторические сведения (о жизни Югорчан в разные исторические периоды, о подвигах Югорчан в годы Великой Отечественной войны.
Любой край, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.
Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний, предполагает формирование у них определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Задача воспитывать у детей чувство привязанности к родному краю, по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах п.Горноправдинска, Ханты-Мансииска, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму поселка, но и отдельные места. Содержание воспитатели отбирают сами, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой край» дети вспомнят то, что о нем узнали.
Критерии результативности обучения:
- Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям Югорского края.
- Использовать в активной речи фольклор.
- Уметь играть в русские народные игры.
- Знать животный и растительный мир края.
- Знать наиболее важные исторические события родного края.
- Знать символику ХМАО.
Закончить хочется словами Д.С. Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...».
Примерное перспективное планирование
Средняя группа.
месяц | неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь | «Наш детский сад»- презентация «Давайте познакомимся». Беседа о поселке: День поселка - это день рождения поселка. | Беседа «Моя семья». Беседа о родном поселке: дети – тоже жители этого поселка. | «Беседа о летнем отдыхе: беседуя с детьми о том, где они отдыхали, воспитатель спрашивает о природе. | Беседы с детьми о домашних адресах: адрес – номер дома и квартиры. Работа в уголке краеведения: природа родного поселка | |
Октябрь | «Кто такой повар?». Экскурсия на пищеблок. Работа с родителями: о необходимости выучить с детьми дом.адрес. Рассказывание русской народной сказки. | Занятие «Если ты заболел». Экскурсия в медицинский кабинет. Подвижная русская народная игра | «Я, ты, он, она» - беседа о членах семьи Беседа о родном крае: Ханты-Мансийский округ - большой, в нем много городов, поселков и деревень. | Работа по заучиванию домашних адресов: у д/с тоже есть свой адрес, называет адрес, по которому находится д/с. Работа в уголке краеведения: природа поселка, название поселка | |
Ноябрь | Экскурсия в прачечную. Работа в книжном уголке: чтение стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края». | Беседа о родном поселке: чисто там, где не сорят. Игры с матрешками и пирамидками: матрешки и пирамидки – игрушки народные, потому что их придумал русский народ. | Работа в уголке краеведения: достопримечательности родного поселка. Игры со строительным материалом: построить свою улицу и дать название. | Беседа «Моя любимая игрушка». Чтение детям русских народных потешек. | |
Декабрь | Пение песен и чтение стихов о детском саде Занятие «Хорошо у нас в саду». | «Любимые занятия моей семьи» - беседа Беседа «Когда я стану взрослым». | Рассматривание картины Т. Сорокин «Семья» С/р игра «Семья» Беседа о родном поселке: дети тоже могут сделать так, чтобы поселок был красивым. (не сорить, не ломать и т.д.) Работа в уголке краеведения: природа зимой. | Игра-занятие «Мое имя». Чтение К.Ушинский «Петушок с семьей» Работа в уголке краеведения: Иртыш – река родного поселка. | |
Январь | Беседа «Зачем нужен детский сад?». Беседа о том, кто, куда ездил на новогоднее представление. Чтение русских народных потешек. | Коллективная работа «Украсим улицу поселка к Новому году». Рассматривание с детьми иллюстраций о поселке. | Работа по заучиванию домашних адресов: кто еще его не знает, заучить наизусть. Инсценировка русской народной сказки «Репка». Беседа «Мой дом - семья». | Работа в уголке краеведения: главная достопримечательность родного поселка. Предложить детям найти изображение главной достопримечательности поселка на различных иллюстрациях. | |
Февраль | Рассматривание предметов народно-прикладного искусства. Работа в книжном уголке: природа поселка. | Беседа «Хочу быть как папа» Рассказ о празднике День защитника Отечества. | Самостоятельные наблюдения детей: труд сотрудников детского сада Русская народная подвижная игра «Зайчики». | Беседа: день защитника Отечества. Рассматривание в книжном уголке книг с потешками. | |
Март | Рисование: цветочек для мамочки. Беседа о русских народных сказках: рассказать детям незнакомую им русскую народную сказку. | Беседа: хочу быть, как мама. Русская хороводная игра. | Беседа о родном поселке: места отдыха в поселке. Беседа «Моя мама работает в детском саду». | «Наш участок» - благоустройство. Русские народные подвижные игры. | |
Апрель | Просмотр видеофильма. | Беседа о родном поселке: где в родном поселке вы были? Инсценировка сказки «Теремок» | Целевая прогулка по участку детского сада. | Индивидуальная работа с детьми по заучиванию домашних адресов. | |
Май | Игры со строительным материалом: построить улицу и украсить ее. Беседа о родном крае: вспомнить название главного города округа, что они могут рассказать о своем крае. | Целевая прогулка: по празднично украшенной улице. Наш народ отмечает День Победы. «Мой дедушка рассказывал…» - беседы с детьми. | Беседа о празднике День Победы. Лепка «Летит самолет» Д/и «Кому что надо?» (о профессиях работников детского сада). | Работа в уголке краеведения: рассмотреть изображения родного поселка Беседа о родном крае: рассмотреть иллюстрации с изображением природы родного края. | |
Июнь-август | Закрепление и повторение пройденного материала. |
Старшая группа.
месяц | неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||
Сентябрь | Беседа с детьми о летнем отдыхе «Мои любимые места отдыха». Занятие «Родной очаг». | Конкурс рисунков «Дом, в котором я живу». Беседа: история поселка Горноправдинска. | Праздник д/с «Мой любимый детский сад». Беседа: мой адрес. | Целевая прогулка на Аллею славы Презентация «Мой любимый Горноправдинск». | ||||||
Октябрь | Рассказ воспитателя - главные река Ханты-Мансийского автономного округа. Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников детского сада. Д/и «Кому что надо?». | Чтение рассказа Г.Браиловской «Наши мамы, наши папы». Рассматривание фотовыставки «Отдыхаем всей семьей». | Занятие «Знакомство со строительными профессиями». Игра со строительным материалом «Построй свой дом». | ||||||
Ноябрь | Дидактическое упражнение «Угадай, где и кем я работаю». Встреча с родителями «Моя профессия». | Рассматривание альбома «Мой любимый детский сад». Занятие по развитию речи «Мой любимый детский сад». | Просмотр презентации и видеоролика «Мой поселок-Горноправдинск» | Фотовыставка на тему «Мамочка милая, мама моя» (ко Дню матери). Беседа: как я маме помогаю. | ||||||
Декабрь | Беседа о труде в семье, об их обязанностях как членов семьи. Беседа: традиции в моей семье. | Экскурсия в библиотеку. Вечер поэзии (песни, стихи о родном поселке, крае). Изготовление новогодних игрушек для малышей. | Выставка рисунков «Люблю тебя, мой Горноправдинск». Занятие «Мои родители - геологи». | Рассматривание альбома «Природа моего края». Беседа «Правила поведения на природе». | ||||||
Январь | Занятие «Семейные и национальные праздники». Изготовление макета Храма «Вознесение Господне». | Прослушивание песен о родном крае(в записи). Знакомство с Красной Книгой ХМАО | Дидактическая игра «Узнай, где я нахожусь». Беседа: мой дом – детский сад. | Праздник «Все мы можем сообща». Рассматривание фотоальбомов «Я расту!». | ||||||
Февраль | Изготовление подарков папам, дедушкам. Рассказ воспитателя «Самые красивые места родного края». | Рассказ воспитателя «Достопримечательности Горноправдинска». Природоохранная акция «Берегите птиц и животных нашего края». | Спортивные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья». Беседа «Мой папа самый лучший». | Занятие по развитию речи «Работа над понятием «родня». Чтение стихотворения А.Ким «Моя родня». | ||||||
Март | Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму». Изготовление подарков мамам, бабушкам. | Природоохранная акция «Спасти и сохранить». Красная книга ХМАО | Занятие «Бабушка милая моя». Чтение рассказа В. Сухомлинского «У бабушки дрожат руки». | Беседа «Люди каких национальностей живут в нашем поселке, округе?». Составление безопасных маршрутов в детский сад. | ||||||
Апрель | Занятие «Почетные люди нашего поселка». Целевая прогулка к «Алее Славы». | «День взаимопомощи» - совместное мероприятие с родителями по озеленению территории детского сада. Рассматривание карты г.Горноправдинска. | Рассказ воспитателя о символике города Ханты-Мансийска. Д/и «Найди свой герб». | Целевая прогулка к памятнику Ф.К. Салманову. Беседа «Доброй памятью жив человек». | ||||||
Май | Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. | Высаживание цветов на клумбы детского сада. | Рассматривание альбома «Земляки-герои». | Беседа: город Ханты – Мансийск окружной центр | ||||||
Июнь-август | Закрепление и повторение пройденного материала |
Подготовительная к школе группа
месяц | неделя | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||
Сентябрь | Чтение отрывка из стихотворения Б. Житкова «Что я видел». Коллективная работа «С днем рождения, любимый поселок». | Занятие «Мужчины и женщины в семье». Знакомство с символикой Ханты-Мансийского округа | Беседа «Талантливые люди нашего поселка». Знакомство с картой ХМАО. | Художественное творчество «Флаг г Ханты-Мансийска». Выставка детских работ «Мой любимый поселок». | ||||
Октябрь | Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад». Д/и «Из чего построен дом». | Экскурсия по экологической тропе (растительный мир поселка). Рассматривание фотографий «Растительный мир родного края». | Занятие «Истоки возникновения родного Горноправдинска». Утренник «Осени». | Работа по карте «Где я живу?». Д/и «Живое-неживое». | ||||
Ноябрь | Занятие «История детского сада». С/р игра «Я работаю поваром в д/с». | Д/и «Все работы хороши – выбирай на вкус» (о профессиях в детском саду). Беседа «Зачем нужна деревня?». | Придумывание герба группы. Занятие «Я, семья, род, народ». | Праздник, посвященный Дню Матери. Рассматривание фотовыставки «Сердце матери – в детях». | ||||
Декабрь | Д/и «Кто живет в деревне?». Конкурс поделок «Музыкальный сундучок». | Изготовление поделок к игре «Ферма» | Занятие «Мы и Конкурс макетов на тему «Мой детский сад». | Рассказ воспитателя о традиции встречать новый год. Утренник для детей и родителей «Здравствуй, здравствуй, Новый год!». | ||||
Январь | Занятие «Генеалогическое древо моей семьи». Тематическое занятие «Водоемы Ханты-Мансийсного округа». | Занятие «Чем богат Югорский край?». Беседа о правилах дорожного движения «Светофорик». | Сюжетно-ролевая игра «Почта» (на знание адреса, дома, детского сада). Рассказ воспитателя «Фольклор народов ханты и манси». | Конкурс рисунков «Герб моей семьи». Занятие «А. Твардовский». Чтение отрывков стихотворений. | ||||
Февраль | Просмотр видеофильмов «Защитники отечества». Рассказ приглашенного воина (из пап, дедушек) о защитниках отечества. | Занятие «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). «Лекарственные растения нашего края». | Конкурс рисунков «Мой папа на работе». | Спортивное развлечение «Вместе с папой». Работа с картой Ханты- Мансийского АО | ||||
Март | КВН «А ну-ка, девочки!». Изготовление подарков для мам и бабушек. | Занятие «Мир природы». Занятие «Семейные реликвии». | Рисование «Портрет мамы». Д/и «Какая она, моя мама?». | Чтение рассказа В.Осеевой «Кто хозяин?». Занятие «Как рубашка в поле выросла». | ||||
Апрель | Посещение храма «Вознесение Господне». Работа с картой Ханты-Мансийского района | Экскурсия к памятнику С.К.Салманову Тематическое занятие «Ю.Гагарин». | Занятие «Вспомним историю Ханты-Мансийска». | «День взаимопомощи» - уборка территории детского сада. Изготовление подарков для ветеранов. | ||||
Май | Участие в традиционной поселковой праздничной программе, посвященной Дню Победы. | Музыкально-литературная композиция «Вечно живые». Д/и «Узнай наш герб, узнай наш флаг». | Итоговое занятие «Край мой, Югория!». | Занятие «Березка – символ нашей Родины». Познавательная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Югорский край любимый!». | ||||
Июнь-август | Закрепление и повторение пройденного материала. |
Примерное перспективное планирование по работе с родителями | |||
Месяц | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь | Анкета для родителей, определяющая их отношение к нравственно-патриотическому воспитанию детей. Природоохранная акция «Собирая - охраняй». | Совместная экскурсия по родному поселку. Праздник «Мой любимый детский сад». | Выставка детских работ «Мой любимый поселок». |
Октябрь | Изготовление фотоальбомов «Здоровая семья». Написание родителями сочинения «Мой ребенок». | Конкурс «Осенний букет». Фотовыставка «Отдыхаем всей семьей». | Фотовыставка «Поселок, в котором я живу». Оформление альбома «Любой труд у нас в почете». |
Ноябрь | Оформление фотоальбома «Вот какой я!». Семейный досуг «Наша дружная семья». | Семейная гостиная «Мы родом из детства» (вечер воспоминаний). Родительское собрание «Воспитание в семье юного патриота». | Фотовыставка ко Дню матери «Сердце матери – в детях». Изготовление фотоальбома «Растения ХМАО». |
Декабрь | Новогодний утренник «Новогодний хоровод». Природоохранная акция «Не рубите елочку зеленую». | Информация в родительском уголке «Важные даты нашего поселка и округа». Создание снежных построек на участке детского сада. | Конкурс поделок «Новогодний сундучок». Изготовление фотоальбома «Животные ХМАО». |
Январь | Посещение храма «Вознесение Господне». Акция «Покормите птиц зимой». | Изготовление фотоальбома «Особенные места Горноправдинска». | Консультация для родителей “Родословная – старинная русская традиция”. Выставка совместных рисунков детей и родителей «Профессия моих родителей». |
Февраль | Оформление газеты «Роль отца в воспитании детей». | Спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья». | Утренник «Какой хороший папа!». Спортивное развлечение «Вместе с папой». |
Март | Конкурс «Мисс бабушка». Творческая выставка мягких игрушек «Мамиными руками». | Развлечение «Мама милая моя». | КВН «А ну-ка, девочки!». Групповое занятие «Семейные реликвии». |
Апрель | Встреча с родителями «Моя профессия». Акция «Пусть прогулка станет интересней» (благоустройство территории детской площадки). | Составление генеалогического древа семьи. Совместное составление с детьми схем безопасных маршрутов в детский сад и домой. | Конкурс «Герб моей семьи». Уборка территории детского сада «День взаимопомощи». |
Май | «Мама, папа, я – театральная семья». Оформление фотоальбома «Один день в моей семье». | Викторина «Что мы знаем о поселке». Фотовыставка «Защитники отечества». | Совместная экскурсия к «Аллее Славы». Встреча с ветеранами ВОВ. |
Июнь | Консультация: «Солнце, воздух и вода – наша дружная семья». Конкурс рассказов «Традиции в моей семье». | Участие в праздничной программе «Всемирный день детства». | Спортивное развлечение «Всей семьей на спортплощадку!». |
Июль | Познавательная викторина «Путешествие Почемучек». Изготовление фотоальбома «Поселок мой любимый».(на память) | Изготовление фотоальбома «Природа ХМАО». Круглый стол «Роль совместного отдыха детей и родителей». | Конкурс рисунков «Самая лучшая семья». Консультация для родителей «Защитим детей от…». |
Август | Выставка работ из природного материала «Творим вместе». | Выставка детских рисунков «Мой любимый детский сад». | Творческая гостиная изготовление атрибутов для игры «Дорожное движение». |
Уровень освоения программы:
На начало и конец учебного года педагогами проводится срез знаний детей по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Дети с низким уровнем знаний испытывают трудности в общении, слабо ориентируются в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками наблюдаются частые проявления негативного поведения. Выражено отставание в развитии связной речи, поэтому ребенок не может внятно выражать свои мысли.
Дети со средним уровнем знаний имеют представление о правилах культуры поведения и выполняют их в привычной для них обстановке. Однако в новых условиях могут испытывать скованность, потребность в поддержке и направлении взрослых, осуществлять элементарный самоконтроль. Ребенок со средним уровнем знаний знает и называет членов своей семьи, знаем местонахождение детского сада, имя и отчество воспитателя, младшего воспитателя. Знает и называет профессии, название поселка, в котором он живет, его достопримечательности, транспорт на улицах поселка, знает некоторых граждан поселка, название окружного центра. Называет и участвует в праздниках, организуемых в детском саду.
Дети с высоким уровнем знаний хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, охотно вступают в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно. Отличается высокой речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров. Ребенок проявляет активный познавательный интерес к миру. Хорошо знает и называет членов своей семьи, родственников, сотрудников детского сада, домашний адрес.
Умеет высказываться о знаменитых земляках, знает профессии, название транспорта, достопримечательности поселка. Знает окружной центр, некоторые его достопримечательности, 4-5 городов Ханты-Мансийского округа. Умеет работать с картой.
Диагностика
Блоки ФИО ребенка | «Моя семья» | «Мой любимый детский сад» | «Поселок, в котором я живу» | «Край мой, югорский» | Уровень знания детей | |||||||||||||||||||||||||
Знание членов семьи и умение их называть | Место работы родителей | Соблюдение порядка личных вещей | Стремление к труду | Знание названия детского сада и его местонахождение. | Знание имени, отчества сотрудников детского сада. | Участок детского сада | Профессии в детском саду | Знание названия поселка | Достопримечательности поселка | Знание некоторых почетных граждан поселка | Профессии жителей поселка | Аллея Славы | Памятник Ф.К.Салманову | Стелла | Рыба | Растения | Животные | Правила поведения в природе | История родного края | Умение работать с картой Ханты-Мансийского района, находить 4-5 городов | Знание кратких сведений об истории ХМАО | Знание символики Ханты-Мансийского района и ХМАО | Достопримечательности родного края | Знаменитые люди ХМАО | Растительный мир ХМАО | Животный мир ХМАО | Водоемы ХМАО | Знание правил поведения на природе и на улицах | ||
Вместо заключения: Портрет современного ребенка –
югорчанина старшего дошкольного возраста.
Современный дошкольник – маленький гражданин ХМАО – это:
- человек, осознающий себя гражданином не только в современном, но и в историческом пространстве страны и поселка.
- он любит свою родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее, красивее.
- носитель еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей. Современный дошкольник неплохо ориентируется в ближайшем окружении, своем настоящем и будущем. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, эстетичности, познания.
Современные дети в большей степени, чем их ровесники 80-90 годов прошлого века, ориентированы на будущее. Они рассуждают о том, где и кем будут работать, сколько зарабатывать и тратить, какая у них будет семья, сколько детей, в каких условиях будут жить и как отдыхать.
- Личность, чрезвычайно ориентированная на общение. Современный ребенок одинок, ему очень часто не хватает общения с родителями, сверстниками. Детский сад – вторая семья дошкольника, где он может реализовать свои потребности, где он должен благополучно и интересно жить.
- Исследователь, ориентированный на познание человека и природы. Дети любят играть в людей разных профессий, рисовать себя и сверстников, рассматривать портреты сказочных персонажей, модные журналы, играть в дидактические игры, связанные с исследованием человека и его мира, задавать в связи с этим разные вопросы.
Жизнь ребенка ХХI века тесно связана с возможностями и интересами семьи. Дошкольник слушает и смотрит с родителями одни и те же телепередачи; ходит вместе с ними в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, в модной одежде и парфюме. Современный дошкольник быстрее, чем взрослый, осваивает мобильный телефон и компьютер.
- Ребенок, который любит играть, сочинять и фантазировать, радоваться и рассуждать.
Литература
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007г.
- Васильева – Гангус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.
- Воспитательная система «Маленькие россияне». Под общ.ред. Оверчук Т.И. Ред.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1982.
- Край мой Югорский. –
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М.: Скрипторий 2003, 2010.
- Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований: Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. – М.:АСТ, 2007.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.
- Красная книга –
- Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников: Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания. – М.: Амрита, 2010.
- Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ.ред. Оверчук Т.И. Авт.-сост. Арапова-Пискарева Н.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Мосалова Л.Л. Я и мир. – М.: Детство – пресс, 2009.
- Наследники Великой Победы: Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. Авт.-сост. Антонов Ю.Е. – М.: АРКТИ, 2010.
- От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
- Фесюкова Л.Б. Комплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. – Х.: ЧП «АН ГРО ПЛЮС», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через любовь к родному краю
В данном материале рассматриваются пути и способы нравственно-патриотического воспитания у дошкольников через воспитание любви к родному краю....
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем.
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с родным краем."...
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Мы юные патриоты родного края!»
Нравственно – патриотический проект «Мы юные патриоты родного края!»«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему д...
Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»
Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с ознакомлением с родным краем»
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ...
Педагогический проект на тему: «Наш любимый город - Обнинск». Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на основе знакомства с культурными ценностями родного города Обнинска и Калужского края.
В проекте представлена система работы по организации с детьми старшего дошкольного возраста духовно-нравственного, патриотического воспитания, культурного и творческого развития, на основе знакомства ...