«Развитие творческих способностей детей через продуктивную деятельность»
материал
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Тема: «Развитие творческих способностей детей через
продуктивную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей № 33
города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33)
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Тема: « Развитие творческих способностей детей через
продуктивную деятельность»
Подготовила:
воспитатель
Зайцева Л. В.
2022 год
« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель: Формирование методической компетентности педагогов в области развития продуктивных видов деятельности с детьми.
Задачи:
- обучение методическим приемам организации совместной, самостоятельной деятельности ребенка, ребенка и взрослого, детского коллектива;
- развитие практических творческих умений педагогических работников.
Форма проведения: семинар-практикум
Участники: воспитатели ДОУ, студенты.
План:
1.Доклад с презентацией «Роль продуктивных видов детской деятельности в развитии ребенка».
2.Практикум педагогических, творческих умений воспитателей.
3.Аукцион педагогических идей «Развиваем детей через продуктивную деятельность».
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В.А. Сухомлинский)
1. Доклад с презентацией «Роль продуктивных видов детской деятельности в развитии ребенка».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.
Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Продуктивные виды деятельности дошкольника — это виды деятельности, в которых ребенок, моделируя предметы окружающего мира, приходит к созданию реального продукта (рисунка, конструкции, объемного изображения) как материального воплощения представлений о предмете, явлении, ситуации. К продуктивным видам детской деятельности относятся изобразительная и конструктивная деятельность. Их становление способствует развитию анализирующего восприятия, наглядных форм мышления, моделирующих и знакомо символических способностей, воображения и творчества.
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности — рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, т.е. особым образом отображают реальный мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит ее с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников. Вместе с тем, перечисленные выше виды детской активности, объединяемые понятием «продуктивная деятельность», имеют общую черту, отличающую их от сюжетной игры: вне зависимости от конкретных материалов они представляют собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом). Развивающие функции продуктивной деятельности связаны с широким
спектром способностей, умений и навыков, которые можно разделить на общие и специфические (относящиеся к определенным материалам и инструментам).
Рассматривая общеразвивающие функции продуктивной деятельности, необходимо, прежде всего, отметить ее участие в эмоционально-личностном становлении ребенка — в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.
Продуктивная деятельность, в силу ее «созидательного» характера, как ни одна из других форм активности ребенка, создает условия для развития целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно: для развития способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели) в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле продуктивная деятельность закладывает основы трудолюбия у ребенка.
Кроме того, продуктивная деятельность связана с развитием способности к планомерной, «шаг за шагом», организации деятельности и ее целевой регуляции с использованием различного рода опосредствующих звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом) — образцов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), а также словесных описаний условий, которым должен соответствовать продукт. Широкие возможности открывает продуктивная деятельность и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы, «ставя» перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулируют порождение замысла и его воплощение,
К спектру общеразвивающих функций следует отнести и развитие ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода.
Продуктивная деятельность также создает условия для развития специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала (навыки рисования, лепки, конструирования, шитья и т.п.) и техникой использования общеупотребительных инструментов (карандаша, кисти, ножниц, иглы и пр.). Специфические навыки работы с конкретными материалами и инструментами закладываются в своей основе уже в младшем дошкольном возрасте в процессе опробования их возможностей, действий с ними вне заранее поставленной четкой цели (замысла). К пяти годам ребенок начинает переходить от процессуальной деятельности — своего рода игры-экспериментирования с материалами и инструментами (где продукт в значительной мере случаен) — к целенаправленной продуктивной деятельности (с заранее определенной целью в замыслом), а на седьмом году жизни начинает «работать» мотивация «сделать
вещь хорошо» (т.е. становятся значимыми внутренние и внешние стандарты качества).
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагог должен прежде всего ориентироваться на общеразвивающие функции продуктивной деятельности. Однако задачи развития специфических способов и умений не исчезают вовсе из его поля зрения, но приобретают как бы вторичный характер: он - использует само стремление ребенка к реализации определенной цели, воплощению замысла в продукте с заданными (извне или самим ребенком) условиями для включения в арсенал детей новых средств и способов, позволяющих совершенствовать работу.
В сущности, развитие продуктивной деятельности дошкольников, подчиняясь общей тенденции предварительного вычленения цели—замысла (не просто «что получится», а «что я хочу сделать»), имеет в рамках этой тенденции две линии:
- движение к точности (копирование образца, учет заданных извне параметров будущего продукта);
- творческая разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.
Формирование и совершенствование специфических способов и навыков работы с теми или иными материалами и инструментами подчиняется этим приоритетным —общеразвивающим—задачам.
Совокупность содержаний, подбираемых для продуктивной деятельности, должна служить реализации указанных задач. Исходя из общеразвивающих функций, необходимо прежде всего удовлетворить потребность ребенка в созидании. Он должен видеть плоды своего труда в
виде конкретной вещи (будь то рисунок, поделка, панно-аппликация и пр.), которую можно держать в руках, демонстрировать другим, гордиться ею. Это «личный продукт» ребенка, который продолжает свою «жизнь» в его игре, в интерьере группового помещения или у него дома.
Предлагая создавать ту или иную вещь, т.е. намечая цель, мы можем использовать разные формы ее представленности ребенку:
- образцы будущего продукта (в виде готовой вещи или ее графического изображения;
- частично заданные в самом материале элементы будущего продукта
(конструктивные узлы-модули, незавершенные наброски и пр.), ориентирующие на определенный результат (завершение продукта-вещи разной степени готовности); - графические схемы создаваемого продукта (чертежи, пооперационные схемы, выкройки, эскизы);
- словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.
Исходя из этого, все многообразие содержаний для продуктивной деятельности можно представить четырьмя типами работы:
- работа по образцам,
- работа с незавершенными продуктами,
- работа по графическим схемам,
- работа по словесному описанию цели (условий).
Если вернуться к линиям развития продуктивной деятельности, очевидно, что первый и третий типы реализуют по преимуществу линию развития деятельности по заданным параметрам, а второй и четвертый по преимуществу — линию развития творческих возможностей (создание замысла и его творческое воплощение). Каждый тип работы может быть построен на разнообразных материалах. Это вполне традиционные бумага, картон, разнообразные конструктивные объемные модули (картонные коробки, кусочки пенопласта, природный материал, выступающий в функции объемных модулей: желуди, шишки, ракушки), кусочки ткани, графические, живописные, пластические материалы и пр. Все материалы могут использоваться как по отдельности, так и во всевозможных сочетаниях. Подобрать развивающее содержание для партнерской деятельности взрослого с детьми — это только одна сторона дела; надо, чтобы это содержание, было
еще и интересно детям. Можно предложить следующее:
- изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности (работа строится по преимуществу на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивных, изобразительных,
бумаги, тканей и пр.) и развивать соответствующие специфические умения и навыки); - создание произведений для собственной «художественной галереи» (художественная и изобразительная деятельность (графика, живопись, лепка, коллаж – аппликация) с соответствующими материалами);
- создание коллекций; (от оформления гербария
создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для
сказочной страны и т.п.). Работа в этой «упаковке» преимущественно моделирование вещей (включающим конструктивные и художественные элементы) и их классификация, связывающая продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской взрослого и детей. Может использоваться и для введения детей в культурное пространство музея как места сбора и хранения коллекций. Наиболее подходящие типы работы — по образцам и схемам ;
создание макетов (как предметное воплощение целостных миров (вымышленных или реалистических), представленных в художественной литературе, мультфильмах, сюжетной игре детей (к примеру, макеты сказочных царств с дворцами и крепостями, космодромами и аэродромами, морскими портами и городами, различными ландшафтами.
Работа включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, сочетается с введением представлений о природных и культурных ландшафтах, об искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре.
- изготовление украшений-сувениров (работа дает возможность широкого использования разнообразных материалов; включает элементы рисования, аппликации, конструирования; связывает детскую жизнь с традициями общества; ориентирует на художественное
оформление пространства, предмета (примерами могут служить поздравительные открытки и пригласительные билеты, афиши и праздничные панно, гирлянды, и пр.); - создание «книги» (связывает продуктивную деятельность со словесным творчеством детей, с познавательно-исследовательской деятельностью, способствует освоению чтения и письма.);.
- изготовление предметов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр (сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с различными инструментами. Возможно использование всех типов работы).
Возможно использование всех типов работы).
Итак, в подборе содержаний для продуктивной деятельности целесообразно опираться одновременно на типы работы и на содержание. Оба эти основания вместе образуют алгоритмическую матрицу, задающую все многообразие содержаний продуктивной деятельности с учетом, как ее развивающих функций, так и привлекательности для детей.
2. Практикум
«Развитие педагогических, творческих умений воспитателей и специалистов.
В основе лежит работа в подгруппах, каждой из которых предлагается серия практических заданий, состоящая из вопросов предыдущей теории, связанных с организацией творческой деятельности детей определенных возрастных групп.
Практические задания:
1 подгруппа - Изготовление предметов для театрализованной деятельности.
2 подгруппа- Изготовление пригласительного билета в любой технике.
3 подгруппа- Создание произведений для художественной галереи.
Порядок работы
Воспитатель предлагает представителю подгруппы выбрать задание, которое находится в закрытой емкости в виде карточки. Затем педагогам дается 15 минут для выполнения задания. Через 15 минут демонстрирует свой продукт творческой деятельности команда, у которой самое легкое, требующее малого количества времени задание. Пока 1 подгруппа демонстрирует и защищает свою работу, вторая — может продолжать готовиться, третья осуществляет экспертную оценку выполнения практического задания. Затем подгруппы обмениваются обязанностями таким образом, чтобы каждая из команд побывала в роли выступающих и экспертов. Обсуждение проводится с использованием Методики «ресурсного круга», когда зрители и наблюдатели получают возможность приходить участникам на помощь, если это требуется. На защиту своих творческих работ каждой подгруппе отводится 5 минут.
3. Аукцион педагогических идей «Развиваем детей через продуктивную деятельность».
Воспитатель объявляет аукцион педагогических идей, тематика и цель которого- развитие творческих способностей детей, их самостоятельности в продуктивной деятельности воспитанников. Идеи могут быть основаны на теоретическом материале, полученном педагогами в 1 части семинара-практикума, а также в результате самообразования и представлены в виде презентации продуктов педагогической деятельности, защиты индивидуальных и коллективных проектов. При этом слушатели и зрители — члены педагогического коллектива — «покупают» только те идеи и проекты, которые кажутся наиболее интересными, творческими и приемлемыми в ДОУ. При презентации педагогических проектов и идей педагоги используют видео-презентации, слайд-шоу, дидактический материал, наглядность, метод игрового моделирования.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-708858-1447500234.jpg)
Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".
В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-685846-1445538337.jpg)
Индивидуальный план работы воспитателя Нестеровой Ольги Павловны МБДОУ №23 по теме «Развитие творческих способностей детей посредством художественно — творческой деятельности»
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/22/picture-624436-1429698431.jpg)
Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»
Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/22/picture-692222-1463937468.jpg)
Презентация "Развитие творческих способностей детей через творческую деятельность"
«…Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисоватьНа бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне…»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/09/picture-1007793-1570601328.jpg)
Творческий отчет "Развитие творческих способностей детей в продуктивной и театрализованной деятельности"
Отчет по самообразованию. 1-ая младшая группа....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/28/picture-1147155-1566955657.jpg)
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/28/picture-1396928-1648443939.jpg)
Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...