«Развитие творческих способностей детей через продуктивную деятельность»
материал
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Тема: «Развитие творческих способностей детей через
продуктивную деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov_dlya_sayta.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей № 33
города Каменск – Шахтинский (МБДОУ детский сад № 33)
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
Тема: « Развитие творческих способностей детей через
продуктивную деятельность»
Подготовила:
воспитатель
Зайцева Л. В.
2022 год
« РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель: Формирование методической компетентности педагогов в области развития продуктивных видов деятельности с детьми.
Задачи:
- обучение методическим приемам организации совместной, самостоятельной деятельности ребенка, ребенка и взрослого, детского коллектива;
- развитие практических творческих умений педагогических работников.
Форма проведения: семинар-практикум
Участники: воспитатели ДОУ, студенты.
План:
1.Доклад с презентацией «Роль продуктивных видов детской деятельности в развитии ребенка».
2.Практикум педагогических, творческих умений воспитателей.
3.Аукцион педагогических идей «Развиваем детей через продуктивную деятельность».
«…Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В.А. Сухомлинский)
1. Доклад с презентацией «Роль продуктивных видов детской деятельности в развитии ребенка».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.
Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Продуктивные виды деятельности дошкольника — это виды деятельности, в которых ребенок, моделируя предметы окружающего мира, приходит к созданию реального продукта (рисунка, конструкции, объемного изображения) как материального воплощения представлений о предмете, явлении, ситуации. К продуктивным видам детской деятельности относятся изобразительная и конструктивная деятельность. Их становление способствует развитию анализирующего восприятия, наглядных форм мышления, моделирующих и знакомо символических способностей, воображения и творчества.
Понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности — рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Все они носят моделирующий характер, т.е. особым образом отображают реальный мир. Эта особенность детской продуктивной деятельности роднит ее с сюжетной игрой, столь привлекательной для дошкольников. Вместе с тем, перечисленные выше виды детской активности, объединяемые понятием «продуктивная деятельность», имеют общую черту, отличающую их от сюжетной игры: вне зависимости от конкретных материалов они представляют собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом). Развивающие функции продуктивной деятельности связаны с широким
спектром способностей, умений и навыков, которые можно разделить на общие и специфические (относящиеся к определенным материалам и инструментам).
Рассматривая общеразвивающие функции продуктивной деятельности, необходимо, прежде всего, отметить ее участие в эмоционально-личностном становлении ребенка — в развитии «чувства инициативы», которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.
Продуктивная деятельность, в силу ее «созидательного» характера, как ни одна из других форм активности ребенка, создает условия для развития целеполагания и произвольной организации деятельности, а именно: для развития способности к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата (цели) в соответствии с внутренними или заданными извне стандартами качества. В этом смысле продуктивная деятельность закладывает основы трудолюбия у ребенка.
Кроме того, продуктивная деятельность связана с развитием способности к планомерной, «шаг за шагом», организации деятельности и ее целевой регуляции с использованием различного рода опосредствующих звеньев между целью (замыслом) и результатом (продуктом) — образцов и графических моделей (схем, чертежей, выкроек, пооперационных планов, эскизов), а также словесных описаний условий, которым должен соответствовать продукт. Широкие возможности открывает продуктивная деятельность и для развития творческой активности. Разнообразные изобразительные, конструктивные, пластические материалы, «ставя» перед ребенком вопрос «Что из этого можно сделать?», стимулируют порождение замысла и его воплощение,
К спектру общеразвивающих функций следует отнести и развитие ручной моторики, которому способствует продуктивная деятельность любого рода.
Продуктивная деятельность также создает условия для развития специфических умений и навыков, связанных с техникой преобразования материала (навыки рисования, лепки, конструирования, шитья и т.п.) и техникой использования общеупотребительных инструментов (карандаша, кисти, ножниц, иглы и пр.). Специфические навыки работы с конкретными материалами и инструментами закладываются в своей основе уже в младшем дошкольном возрасте в процессе опробования их возможностей, действий с ними вне заранее поставленной четкой цели (замысла). К пяти годам ребенок начинает переходить от процессуальной деятельности — своего рода игры-экспериментирования с материалами и инструментами (где продукт в значительной мере случаен) — к целенаправленной продуктивной деятельности (с заранее определенной целью в замыслом), а на седьмом году жизни начинает «работать» мотивация «сделать
вещь хорошо» (т.е. становятся значимыми внутренние и внешние стандарты качества).
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, педагог должен прежде всего ориентироваться на общеразвивающие функции продуктивной деятельности. Однако задачи развития специфических способов и умений не исчезают вовсе из его поля зрения, но приобретают как бы вторичный характер: он - использует само стремление ребенка к реализации определенной цели, воплощению замысла в продукте с заданными (извне или самим ребенком) условиями для включения в арсенал детей новых средств и способов, позволяющих совершенствовать работу.
В сущности, развитие продуктивной деятельности дошкольников, подчиняясь общей тенденции предварительного вычленения цели—замысла (не просто «что получится», а «что я хочу сделать»), имеет в рамках этой тенденции две линии:
- движение к точности (копирование образца, учет заданных извне параметров будущего продукта);
- творческая разработка собственного замысла и его воплощение в соответствии со своими внутренними критериями качества.
Формирование и совершенствование специфических способов и навыков работы с теми или иными материалами и инструментами подчиняется этим приоритетным —общеразвивающим—задачам.
Совокупность содержаний, подбираемых для продуктивной деятельности, должна служить реализации указанных задач. Исходя из общеразвивающих функций, необходимо прежде всего удовлетворить потребность ребенка в созидании. Он должен видеть плоды своего труда в
виде конкретной вещи (будь то рисунок, поделка, панно-аппликация и пр.), которую можно держать в руках, демонстрировать другим, гордиться ею. Это «личный продукт» ребенка, который продолжает свою «жизнь» в его игре, в интерьере группового помещения или у него дома.
Предлагая создавать ту или иную вещь, т.е. намечая цель, мы можем использовать разные формы ее представленности ребенку:
- образцы будущего продукта (в виде готовой вещи или ее графического изображения;
- частично заданные в самом материале элементы будущего продукта
(конструктивные узлы-модули, незавершенные наброски и пр.), ориентирующие на определенный результат (завершение продукта-вещи разной степени готовности); - графические схемы создаваемого продукта (чертежи, пооперационные схемы, выкройки, эскизы);
- словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт.
Исходя из этого, все многообразие содержаний для продуктивной деятельности можно представить четырьмя типами работы:
- работа по образцам,
- работа с незавершенными продуктами,
- работа по графическим схемам,
- работа по словесному описанию цели (условий).
Если вернуться к линиям развития продуктивной деятельности, очевидно, что первый и третий типы реализуют по преимуществу линию развития деятельности по заданным параметрам, а второй и четвертый по преимуществу — линию развития творческих возможностей (создание замысла и его творческое воплощение). Каждый тип работы может быть построен на разнообразных материалах. Это вполне традиционные бумага, картон, разнообразные конструктивные объемные модули (картонные коробки, кусочки пенопласта, природный материал, выступающий в функции объемных модулей: желуди, шишки, ракушки), кусочки ткани, графические, живописные, пластические материалы и пр. Все материалы могут использоваться как по отдельности, так и во всевозможных сочетаниях. Подобрать развивающее содержание для партнерской деятельности взрослого с детьми — это только одна сторона дела; надо, чтобы это содержание, было
еще и интересно детям. Можно предложить следующее:
- изготовление предметов для игры и познавательно-исследовательской деятельности (работа строится по преимуществу на конструктивных материалах, но может включать и сочетание разнообразных материалов (конструктивных, изобразительных,
бумаги, тканей и пр.) и развивать соответствующие специфические умения и навыки); - создание произведений для собственной «художественной галереи» (художественная и изобразительная деятельность (графика, живопись, лепка, коллаж – аппликация) с соответствующими материалами);
- создание коллекций; (от оформления гербария
создания коллекции моделей транспортных средств, марок и монет для
сказочной страны и т.п.). Работа в этой «упаковке» преимущественно моделирование вещей (включающим конструктивные и художественные элементы) и их классификация, связывающая продуктивную деятельность с познавательно-исследовательской взрослого и детей. Может использоваться и для введения детей в культурное пространство музея как места сбора и хранения коллекций. Наиболее подходящие типы работы — по образцам и схемам ;
создание макетов (как предметное воплощение целостных миров (вымышленных или реалистических), представленных в художественной литературе, мультфильмах, сюжетной игре детей (к примеру, макеты сказочных царств с дворцами и крепостями, космодромами и аэродромами, морскими портами и городами, различными ландшафтами.
Работа включает элементы конструирования и художественного изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, сочетается с введением представлений о природных и культурных ландшафтах, об искусстве архитектуры. Продукт работы может использоваться в режиссерской игре.
- изготовление украшений-сувениров (работа дает возможность широкого использования разнообразных материалов; включает элементы рисования, аппликации, конструирования; связывает детскую жизнь с традициями общества; ориентирует на художественное
оформление пространства, предмета (примерами могут служить поздравительные открытки и пригласительные билеты, афиши и праздничные панно, гирлянды, и пр.); - создание «книги» (связывает продуктивную деятельность со словесным творчеством детей, с познавательно-исследовательской деятельностью, способствует освоению чтения и письма.);.
- изготовление предметов для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр (сочетание различных материалов (конструктивных, графических, живописных) позволяет использовать эту «упаковку» для совершенствования широкого спектра изобразительных и конструктивных умений, навыков работы с различными инструментами. Возможно использование всех типов работы).
Возможно использование всех типов работы).
Итак, в подборе содержаний для продуктивной деятельности целесообразно опираться одновременно на типы работы и на содержание. Оба эти основания вместе образуют алгоритмическую матрицу, задающую все многообразие содержаний продуктивной деятельности с учетом, как ее развивающих функций, так и привлекательности для детей.
2. Практикум
«Развитие педагогических, творческих умений воспитателей и специалистов.
В основе лежит работа в подгруппах, каждой из которых предлагается серия практических заданий, состоящая из вопросов предыдущей теории, связанных с организацией творческой деятельности детей определенных возрастных групп.
Практические задания:
1 подгруппа - Изготовление предметов для театрализованной деятельности.
2 подгруппа- Изготовление пригласительного билета в любой технике.
3 подгруппа- Создание произведений для художественной галереи.
Порядок работы
Воспитатель предлагает представителю подгруппы выбрать задание, которое находится в закрытой емкости в виде карточки. Затем педагогам дается 15 минут для выполнения задания. Через 15 минут демонстрирует свой продукт творческой деятельности команда, у которой самое легкое, требующее малого количества времени задание. Пока 1 подгруппа демонстрирует и защищает свою работу, вторая — может продолжать готовиться, третья осуществляет экспертную оценку выполнения практического задания. Затем подгруппы обмениваются обязанностями таким образом, чтобы каждая из команд побывала в роли выступающих и экспертов. Обсуждение проводится с использованием Методики «ресурсного круга», когда зрители и наблюдатели получают возможность приходить участникам на помощь, если это требуется. На защиту своих творческих работ каждой подгруппе отводится 5 минут.
3. Аукцион педагогических идей «Развиваем детей через продуктивную деятельность».
Воспитатель объявляет аукцион педагогических идей, тематика и цель которого- развитие творческих способностей детей, их самостоятельности в продуктивной деятельности воспитанников. Идеи могут быть основаны на теоретическом материале, полученном педагогами в 1 части семинара-практикума, а также в результате самообразования и представлены в виде презентации продуктов педагогической деятельности, защиты индивидуальных и коллективных проектов. При этом слушатели и зрители — члены педагогического коллектива — «покупают» только те идеи и проекты, которые кажутся наиболее интересными, творческими и приемлемыми в ДОУ. При презентации педагогических проектов и идей педагоги используют видео-презентации, слайд-шоу, дидактический материал, наглядность, метод игрового моделирования.
4. Подведение итогов. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".
В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....
Индивидуальный план работы воспитателя Нестеровой Ольги Павловны МБДОУ №23 по теме «Развитие творческих способностей детей посредством художественно — творческой деятельности»
Индивидуальный план работы по самообразованию воспитателя...
Проект (творческий, долгосрочный, семейно – групповой). «Игры с логическими блоками Дьенеша, как средство формирования познавательной деятельности и развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»
Материал дл педагогов и родителей. Как развивать у детей среднего дошкольного возраста интеллектуальные, личностныею. творческие качества посредством использования блоков Дьенеша....
Презентация "Развитие творческих способностей детей через творческую деятельность"
«…Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисоватьНа бумаге, на асфальте, на стене,И в трамвае на окне…»...
Творческий отчет "Развитие творческих способностей детей в продуктивной и театрализованной деятельности"
Отчет по самообразованию. 1-ая младшая группа....
Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"
программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...
Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...