Познавательная деятельность - статья
статья (младшая группа)
Познавательная деятельность – активная деятельность по приобретению и
использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка –
формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать
трудности при решении разнообразных умственных задач.
Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:
Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое,
выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений
действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между
ними связи и отношения.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи
которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При
этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется
постоянная потребность использовать разные способы действия для
накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие – это совокупность количественных
качественных изменений, происходящих в познавательных
психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и
собственного опыта ребёнка.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует
понимать активность, проявляемую в процессе познания. У детей младшего
возраста большое значение имеет развитие их познавательной активности.
Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании
уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на
интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении
усвоить способ познания и применить его на другом материале.
В соответствии с программой «Мир открытий» под ред. Л.Г Петерсон.
познавательное развитие в раннем возрасте предполагает формирование
представлений об окружающем мире, предметную деятельность и
конструирование из строительного материала и крупных деталей.
В младшем возрасте – это развитие представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
природе ближайшего окружения, ее особенностях, о свойствах объектов
окружающего мира, формирование первичных представлений о себе и
других людях, приобщение к созданию простейших конструкций из
строительного материала и крупных деталей.
Содержание образовательных областей, согласно ФГОС зависит от
возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и
задачами Программы и может реализовываться в различных видах
деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской
деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка):
Для эффективной реализации содержания познавательного развития
выделяют виды деятельности:
Дети раннего возраста Дети младшего возраста
Предметная деятельность
Общение со взрослыми
Совместные игры со
сверстниками под
руководством взрослых
Самообслуживание и действие
с бытовыми предметамиорудиями
Рассматривание картинок
Стихи, сказки, песенки
Двигательная деятельность.
Игра
Коммуникативная деятельность
Познавательно-исследовательская
Приобщение детей к чтению х/л и
фольклора
Самообслуживание и
элементарный бытовой труд
Конструирование
Изобразительная
музыкальная
Двигательная.
ООП Познавательное развитие реализуется в формах образовательной
деятельности:
1. Непосредственно образовательная деятельность (НОД).
2. Совместная деятельность взрослого и ребенка.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Режимные моменты.
Для успешной реализации ООП обеспечиваются следующие психологопедагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия.
В развитии познавательных интересов существуют две основные линии:
Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта знаниями
об окружающем, которое и вызывает познавательную активность. Чем
больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей
действительности, тем шире его возможности для возникновения и
закрепления устойчивых познавательных интересов.
Постепенное расширение и углубление познавательных интересов
внутри одной и той же сферы деятельности.
Особенности развития познавательного интереса
Детей раннего возраста Детей младшего возраста
Преобладает наглядно-действенное
мышление, поэтому малыш может
понять только то, что находится
непосредственно перед его взором.
Объектом познания являются
окружающие предметы, их действия.
Дети активно познают мир по
принципу «Что вижу, с чем действую,
то и познаю».
Накопление информации происходит
благодаря манипуляции с предметами,
личному участию ребенка в различных
ситуациях.
Преобладает наглядно-образное
мышление.
К этому возрасту дети накапливают
достаточно много представлений и
знаний об окружающей
действительности. Однако эти
представления практически не связаны
между собой.
Ребенок только пытается установить
взаимосвязи между представлениями.
Содержание педагогической работы
Дети раннего возраста (от 2 до 3 лет): Знакомить детей с обобщёнными
способами исследования разных объектов окружающей жизни.
Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым
практические познавательные действия экспериментального характера.
Младшая группа (от 3 до 4 лет): Учить детей обобщённым способам
исследования разных объектов окружающей жизни, с помощью специально
разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать
использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с
взрослым практические познавательные действия экспериментального
характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства
изучаемого объекта.
С вступлением в силу ФГОС, познавательно-исследовательская
деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой
организации деятельности дошкольников.
Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей
нужно с учетом:
возрастных и индивидуальных особенностей детей,
интеграции содержания образовательных областей,
предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
взаимодействия с семьей.
Задача образовательной деятельности детей младшего возраста в области
«Познавательное развитие»:
Поддерживать детское любопытство.
Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному
познанию.
Для того чтобы познавательно-исследовательская деятельность успешно
развивалась и осуществлялась в группах создаютсяуголки
экспериментирования. Оснащение уголка экспериментирования в младшей
группе:
природные материалы: песок, глина, земля, камни, жёлуди, шишки,
фасоль, семена цветов;
железо, резина, пластмасса, дерево;
бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной
фактуры, проволока, пробки, прищепки и т.п.
сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и не
пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля,
палочки, воронки;
простейшие приборы и приспособления: лупы, зеркала, «чудесный
мешочек», «подушечки» с крупами, контейнеры от «киндерсюрпризов» с отверстиями;
картотека опытов и экспериментов.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают
осуществлять задачи познавательного развития детей. Главное - сделать так,
чтобы на прогулке детям было чем заниматься.
В структуру прогулки входит 5 компонентов:
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней
подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических
качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Образовательная деятельность в режимные моменты
Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а
знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе
активного взаимодействия с окружающим миром. Дети включаются в
самостоятельный поиск новой информации, в результате которого
происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.
Реализация личностно-ориентированного подхода в педпроцессе предъявляет
требования к специалистам ДОУ. Одним из наиболее важных
профессиональных умений является организация и планирование режимных
моментов, они имеют большие возможности для решения задач
познавательного развития, их интеграции в целостном образовательном
процессе: утренний прием, умывание, прием пищи. Дежурство по столовой –
форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй
половины 2 младшей группы.
Таким образом, познавательное развитие – одно из важнейших вопросов
воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько
будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные
способности, зависит успех его развития в целом. Ребенок, которому
интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет
стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным
образом скажется на его умственном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательная деятельность – активная деятельность по приобретению и
использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка –
формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать
трудности при решении разнообразных умственных задач.
Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО используют три термина:
Познавательные интересы – это стремление ребёнка познавать новое,
выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений
действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между
ними связи и отношения.
Познавательные действия – это активность детей, при помощи
которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При
этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется
постоянная потребность использовать разные способы действия для
накопления, расширения знаний и кругозора.
Познавательное развитие – это совокупность количественных
качественных изменений, происходящих в познавательных
психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и
собственного опыта ребёнка.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует
понимать активность, проявляемую в процессе познания. У детей младшего
возраста большое значение имеет развитие их познавательной активности.
Она выражается в заинтересованности принятия информации, в желании
уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на
интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении
усвоить способ познания и применить его на другом материале.
В соответствии с программой «Мир открытий» под ред. Л.Г Петерсон.
познавательное развитие в раннем возрасте предполагает формирование
представлений об окружающем мире, предметную деятельность и
конструирование из строительного материала и крупных деталей.
В младшем возрасте – это развитие представлений о социокультурных
ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о
природе ближайшего окружения, ее особенностях, о свойствах объектов
окружающего мира, формирование первичных представлений о себе и
других людях, приобщение к созданию простейших конструкций из
строительного материала и крупных деталей.
Содержание образовательных областей, согласно ФГОС зависит от
возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и
задачами Программы и может реализовываться в различных видах
деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской
деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка):
Для эффективной реализации содержания познавательного развития
выделяют виды деятельности:
Дети раннего возраста Дети младшего возраста
Предметная деятельность
Общение со взрослыми
Совместные игры со
сверстниками под
руководством взрослых
Самообслуживание и действие
с бытовыми предметамиорудиями
Рассматривание картинок
Стихи, сказки, песенки
Двигательная деятельность.
Игра
Коммуникативная деятельность
Познавательно-исследовательская
Приобщение детей к чтению х/л и
фольклора
Самообслуживание и
элементарный бытовой труд
Конструирование
Изобразительная
музыкальная
Двигательная.
ООП Познавательное развитие реализуется в формах образовательной
деятельности:
1. Непосредственно образовательная деятельность (НОД).
2. Совместная деятельность взрослого и ребенка.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Режимные моменты.
Для успешной реализации ООП обеспечиваются следующие психологопедагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия.
В развитии познавательных интересов существуют две основные линии:
Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение опыта знаниями
об окружающем, которое и вызывает познавательную активность. Чем
больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей
действительности, тем шире его возможности для возникновения и
закрепления устойчивых познавательных интересов.
Постепенное расширение и углубление познавательных интересов
внутри одной и той же сферы деятельности.
Особенности развития познавательного интереса
Детей раннего возраста Детей младшего возраста
Преобладает наглядно-действенное
мышление, поэтому малыш может
понять только то, что находится
непосредственно перед его взором.
Объектом познания являются
окружающие предметы, их действия.
Дети активно познают мир по
принципу «Что вижу, с чем действую,
то и познаю».
Накопление информации происходит
благодаря манипуляции с предметами,
личному участию ребенка в различных
ситуациях.
Преобладает наглядно-образное
мышление.
К этому возрасту дети накапливают
достаточно много представлений и
знаний об окружающей
действительности. Однако эти
представления практически не связаны
между собой.
Ребенок только пытается установить
взаимосвязи между представлениями.
Содержание педагогической работы
Дети раннего возраста (от 2 до 3 лет): Знакомить детей с обобщёнными
способами исследования разных объектов окружающей жизни.
Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослым
практические познавательные действия экспериментального характера.
Младшая группа (от 3 до 4 лет): Учить детей обобщённым способам
исследования разных объектов окружающей жизни, с помощью специально
разработанных систем эталонов, перцептивных действий. Стимулировать
использование исследовательских действий. Включать детей в совместные с
взрослым практические познавательные действия экспериментального
характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства
изучаемого объекта.
С вступлением в силу ФГОС, познавательно-исследовательская
деятельность, наряду с игрой становится наиболее актуальной формой
организации деятельности дошкольников.
Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей
нужно с учетом:
возрастных и индивидуальных особенностей детей,
интеграции содержания образовательных областей,
предметно-пространственной развивающей образовательной среды,
взаимодействия с семьей.
Задача образовательной деятельности детей младшего возраста в области
«Познавательное развитие»:
Поддерживать детское любопытство.
Развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному
познанию.
Для того чтобы познавательно-исследовательская деятельность успешно
развивалась и осуществлялась в группах создаютсяуголки
экспериментирования. Оснащение уголка экспериментирования в младшей
группе:
природные материалы: песок, глина, земля, камни, жёлуди, шишки,
фасоль, семена цветов;
железо, резина, пластмасса, дерево;
бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха, бумага разной
фактуры, проволока, пробки, прищепки и т.п.
сыпучие продукты: мука, соль, сахар, разнообразные виды круп.
материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и не
пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
прозрачные ёмкости для воды разной формы, трубочки для коктейля,
палочки, воронки;
простейшие приборы и приспособления: лупы, зеркала, «чудесный
мешочек», «подушечки» с крупами, контейнеры от «киндерсюрпризов» с отверстиями;
картотека опытов и экспериментов.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают
осуществлять задачи познавательного развития детей. Главное - сделать так,
чтобы на прогулке детям было чем заниматься.
В структуру прогулки входит 5 компонентов:
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: игра большой подвижности, игра малой и средней
подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических
качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Образовательная деятельность в режимные моменты
Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а
знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе
активного взаимодействия с окружающим миром. Дети включаются в
самостоятельный поиск новой информации, в результате которого
происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.
Реализация личностно-ориентированного подхода в педпроцессе предъявляет
требования к специалистам ДОУ. Одним из наиболее важных
профессиональных умений является организация и планирование режимных
моментов, они имеют большие возможности для решения задач
познавательного развития, их интеграции в целостном образовательном
процессе: утренний прием, умывание, прием пищи. Дежурство по столовой –
форма организации труда детей, вид обязанностей, вводимый со второй
половины 2 младшей группы.
Таким образом, познавательное развитие – одно из важнейших вопросов
воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько
будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные
способности, зависит успех его развития в целом. Ребенок, которому
интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет
стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным
образом скажется на его умственном развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/06/picture-173278-1357491214.jpg)
СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"
Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....
"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-502015-1548348027.jpg)
Статья для родителей " Поощрение как фактор активизации учебно - познавательной деятельности старших дошкольников
Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности старших дошкольников.Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. У ребенка еще мал опыт позна...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/30/picture-577088-1422637463.jpg)
Статья в сборник Тюменской академии культуры "Создание и использование книг - игрушек в познавательной деятельности детей"
В наступившем информационном веке приобщение к книге – это ключ к информации и знаниям. Вместе с тем, книга, соединяя в себе мудрость веков и поколений, незаменима в нравственном воспитании и вс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-600733-1425231099.jpg)
Статья: "Многообразие форм работы познавательной деятельности в ДОУ"
Одна из основных задач: воспитать ценностное отношение к предметному миру....
Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»
Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/29/picture-837894-1480447363.jpg)
Статья по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста "Детское экспериментирование на прогулке и его влияние на развитие познавательной деятельности"
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы...