Открытого занятия "Пасхальная радость"
план-конспект занятия (средняя группа)
Конспект открытого занятия в средней группе "Пасхальная радость"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pashalnaya_radost.docx | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Нижнедевицкий детский сад общеразвивающего вида»
Конспект открытого занятия
«Пасхальная роспись»
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе.
Воспитатель:
Мальцева Оксана Михайловна
Музыкальный руководитель
Попова Анна Сергеевна.
Пояснительная записка.
Музыкальные занятия – основная форма организации воспитания, обучения, развития детей – базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учётом возрастных особенностях дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, танцуют и играют. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.
Музыкальные способности ребёнка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослыми и другими детьми. Музыкальный руководитель правильным подходом, последовательностью методических приёмов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. И естественно, главная роль на организованной образовательной музыкальной деятельности отводится музыкальному руководителю. Он решает задачи развития эстетического отношения к музыке, развития музыкальных способностей детей.
В детском возрасте существует острая потребность в активном познании, преобразовании окружающей жизни. Ребенок приобщается к миру прекрасного, открывая для себя богатство и красоту природы, окружающего мира. Большое значение для нравственного, эстетического, трудового воспитания имеет такой вид изобразительного искусства как рисование.
Как вид деятельности рисование в детском саду включена в программу для непосредственно образовательной деятельности и для комплексных занятий, совмещенных с другими образовательными областями программы, по которой работает ДОУ. Вполне приемлема она и домашних условиях работы с ребенком. На занятии дети знакомятся с способами и техникой рисования, развивает навыки графического изображения предметов. Также он овладевает умение преобразовывать впечатления, полученные от знакомства с окружающим миром, музыкальных произведений, от чтения художественной литературы, произведениями прикладного творчества.
Польза и организация занятий изобразительного искусства в детском саду.
Такой вид художественной деятельности как рисование в детском саду способствует развитию не только изобразительных и технических умений и навыков, но и таких личностных черт, как настойчивость, выдержка, аккуратность, самостоятельность, способность сосредоточиться. Все эти умения и навыки позволяют ребенку максимально проявить инициативу, испытать чувство радости от положительного результата труда, повысить его уровень подготовки к предстоящему обучению в школе.
Интегрированный подход в образовании для дошкольного образования глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущности образовательного процесса. В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.
Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.
Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации.
Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:
1. Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
2.Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
3.Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
4.Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
Такие занятия ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают «Конвенции дошкольного воспитания», а также «Временным стандартам дошкольного образования», содержащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96 г. Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.
Используемые методы и приемы обучения, основываются на современных принципах дидактики:
1.Наглядно-зрительный: показ педагогом образца движений и исполнение мелодии песни; использование ТСО, иллюстраций и картин;
2.Наглядно-слуховой: подбор эстетически-грамотного музыкального произведения;
3. Вербальный: краткое описание и объяснение новых движений, пояснение, сопровождающее конкретный показ движения; указание, необходимое при выполнении упражнений детьми; беседа, предваряющая введение новых танцевальных движений; вопросы к детям; словесная инструкция; выразительное исполнение мелодии и объяснение значение новых слов в песни; направление движения мелодии и музыкальных нюансов и т.д.
4.Упражняюще-закрепляющий: вариативное повторение обеспечивает закрепление и проверку правильности движений и пения детей, основывающихся на их собственных моторных ощущениях.
Положительный результат в формировании эмоциональной сферы ребенка через музыкальное воспитание, его образного мышления трудно получить без непосредственного участия родителей. На протяжении всего процесса дошкольного развития ребенка важно тесное сотрудничество педагогов и родителей. Задача педагогов – сформировать и организовать музыкальную среду, в которой дети будут стремиться к познанию музыкального искусства; задача родителей – стимулировать и поощрять детей к занятиям музыкой, своим примером и непосредственным участием в педагогическом процессе.
Совместные со взрослыми переживания, исполнительская деятельность, положительный результат обоюдных усилий и доброжелательность отношений дают детям уверенность в своих силах, поддержку взрослых, сплоченность семейных отношений и уважение друг к другу. Родители, наблюдая за творчеством своих детей со стороны, открывают для себя неожиданные стремления своего ребенка и поддерживают их творческие способности. На таких совместных занятиях возникает содружество разных поколений. Таким образом, успешность музыкально-художественного развития детей во многом зависит от тесного сотрудничества семьи и детского сада.
Интеграция образовательных областей: «Музыка», «Познание», «Художественное творчество» (рисование), «Социализация», «Коммуникация».
Конспект мероприятия.
Цель: Сформировать у детей эмоционально-положительную установку к музыкальным произведениям религиозного характера. Дать им яркие музыкальные и художественные впечатления. Посредством музыкальных и художественных произведений приобщать их к красоте окружающего мира, бережному отношению к природе.
Задачи: 1. Развивать восприятие классической музыки П.И. Чайковского как одну из форм приобщения музыкальной культуре, активизируя чувства и мысли ребенка.
2. Расширять представления детей о музыке и рисовании, как виде искусства (музыка рассказывает о явлениях жизни, красоте окружающей природы, передает разные чувства и настроения, а в изобразительном творчестве можно проявить фантазию).
3. Формировать целостное и дифференцируемое восприятие музыки (особенная музыкальная речь, рассказывает не словами, а звуками).
4. Развивать слуховое внимание.
5.Показать на занятии, что музыка и рисование - это часть художественного творчества, способствующая развитию творческого потенциала ребенка.
6.Продолжать формировать навыки совместного с родителями творчества.
7.Воспитывать желание порадовать окружающих своим результатом работы.
Оборудование: Колокольчик, симфонический треугольник, акварельные краски, кисточки, альбомные листы бумаги, салфетки, соль, вода для рисования, картины с изображением пасхальных яиц и Пасхи.
Ход занятия:
(звучит звон колоколов)
Музыкальный руководитель:
Колокол дремавший разбудил поля
Улыбнулась солнцу сонная земля
Понеслись удары к синим небесам
Звонко раздается голос по лесам.
Ребята слышите чудесный звон, как вы думаете, откуда он? Где вы могли его слышать? У каждого человека свой тембр голоса. Также он есть и у музыкальных инструментов. Вот колокольчик, какой у него голос? А это симфонический треугольник, как звучит он? Похожи эти голоса на колокольный звон, который вы слушали? А могут ли колокола передавать настроение?
Воспитатель: Раньше с помощью колокола собирали людей, потому что его голос можно услышать на большом расстоянии. О чем говорил колокол: о беде, о радости, о торжестве. А о чем рассказал нам колокол сейчас? Правильно о радостном событии Пасхи.
Ребята, отгадайте загадку:
Избушка новая, жильца нет,
Жилец появится, изба развалится. (Яйцо)
Яйцо является главным символом этого праздника. Еще задолго до рождения младенца Христа, у древних народов яйцо символизировало Вселенную, зарождение жизни и саму жизнь, а почему? Что было раньше курица или яйцо? На Пасху мы всегда красим яйца. Откуда пошел это ритуал? Рассказ о том, как Мария Магдалина (одна из учениц Христа), пришла к императору Тиберию, со словами: «Христос воскрес» она подала императору простое белое яйцо, т.к. она была очень бедная, а к императору нужно было приходить только с подношением. На ее слова Тиберий посмеялся и сказал: «Я поверю в это только тогда, когда яйцо в твоих руках станет не белым, а алым». В этот момент произошла чудо и яйцо действительно стало красным, на что Тиберий изумленный и испуганный воскликнул: «Во истину воскрес!», что означает «правду, истину говоришь!». С тех пор обычай красить яйца на Пасху так и закрепился за этим праздником. Яйца красят не только в красный цвет. Белый цвет означает чистоту и божественность, зеленый – начало пробуждения природы, весну, когда и празднуется Пасха, золотой – солнце и царственность праздника, красный – кровь, пролитую за грехи человечества.
1 этап работы над рисунком, работают дети.
Дети, всю поверхность листа бумаги – яйцо - (большое овальное яйцо можно вырезать, а можно и нарисовать на листе), хорошо смачивают водой и не давая воде высохнуть рисуют узоры, солнце, цыпленка или другие символы Пасхи. Для рисунка используют яркие краски, которые расплываются. Затем, еще не просохший рисунок посыпают солью. Растворяясь, соль создает необычную фактуру звездочек. Работу откладывают до высыхания водяного рисунка.
М.Р.: После того как Господь явился миру, он прожил 33 года, рассказывая людям о правильной жизни. Как вы думаете, чему учил Иисус? Добру, милосердию, прощению. Христа предали из-за зависти, он пострадал и был распят и воскрес в еврейский праздник Пасхи. С тех пор прошло две тысячи лет, но Пасха празднуется до сих пор, и приобрела смысл доброго, светлого, очищающего праздника. Символом этого праздника стали Пасхальный кулич, творожная пасха и яйца. На что похожи? На церковь, колокольню, а яйца символизируют апостолов. А хотите сегодня попасть на Пасхальную службу в храм?
Воспитатель: Рассказ про крестный ход.
Музыкальный руководитель:
Мы послушаем произведение П.И. Чайковского «В храме» из «Детского альбома». Что нам рассказала музыка? Какой характер, настроение?
На Пасху солнце играет, и по пасхальному дню предугадывали погоду.
На Пасху небо ясное – к хорошему урожаю.
На Пасху дождь – добрая рожь.
Кто на Пасху будет веселиться, тому весь год будет счастье.
Повсюду благовест гудит,
Со всех сторон народ валит,
Заря глядит уже с небес
Христос Воскрес…
Все: Воистину воскрес!
2 этап работы над рисунком. Воспитатель, используя более насыщенные цвета, прорисовывают четкие контуры рисунка, нарисованного детьми. 2 этап необходимо начинать только после того, как краски подсохли. Воспитатель может дополнить рисунок детей элементами, но не менять его задумки.
3 этап: Яйцо сверху посыпается солью.
Пасхальная песня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсное открытое занятие "Волшебный мир радости"
Занятие по психологиис детьми старшего дошкольного возраста, направленно на создание условий для развития эмоциональной сферы дошкольников: эмоции радости, понимания и осознания широкого спектра ее пр...
Конспект открытого занятия в старшей группе совместно с родителями "Путешествие на Остров Радости"разработан совместно с педагогом - психологом
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста , совместно с родителями "Путешествие на остров Радости", разработан вместе с педагогом - психологом.Интересное занятие, получило выс...
Выступление на дне открытых дверей для родителей "Красота. Радость. Творчество"
Это выступление знакомит родителей с приоритетными задачами, которые решаются в детском саду....
День открытых дверей 2015 "Наш детский сад – дом красоты, радости и творчества"
Цель проведения данного мероприятия – установление доверительных отношений между родителями и педагогами, определение задач совместного воспитания детей и их реализация.Задачи:-Предоставить родителям ...
Конспект открытого занятия по программе «Ненасилие» по модели «Радость – огорчение» во второй младшей группе."Поиграем с Хрюшей".
Формировать способность понимать поведение других людей, проявляющих радость, огорчение....
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Радость».
Тема: " Математическое путешествие"...
Открытое районное занятие "Семья - это радость моя"
Открытое районное занятие ""Семья - это радость моя"...