Организация центров активности (музыкальных центров) в возрастных группах ДОО
консультация
Организация центров активности (музыкальных центров)
в возрастных группах ДОО
(выступление на семинаре-практикуме №2 ДОО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_muzykalnyy_ugolok.docx | 26.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.
Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания в группе специальной развивающей предметно-пространственной среды, например музыкального центра.
Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.
Музыкальный центр – это место, где дети могут по собственному желанию играть в музыкально – дидактические игры, петь песни, исполнять несложные танцевальные движения, слушать любимые произведения, экспериментировать со звуками, подбирать простые мелодии на металлофоне, устраивать «концерты», спектакли, «рисовать» музыку, отдыхать…
Музыкальный центр – это творческая территория, которая поможет ребенку не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение , активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Основными требованиями Центра являются:
- Наличие пособий и инвентаря, соответствующих возрасту детей
- Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.
- Эстетичность среды.
При оформлении музыкального центра нужно помнить о возрастных и индивидуальных возможностях детей. Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей более старшего возраста – на дидактической.
В музыкальном Центре должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пара столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.
Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальном центре, вносить новое оборудование.
В группе должна быть аудио и видео аппаратура, СD и DVD-плееры, наушники (для старшего дошкольного возраста), для того, чтобы один ребенок прослушивая музыку, не мешал другим.
Желательно оформить фоно-и-видео-теку с записями любимых музыкальных произведений и концертных выступлений детей.
Допустимо индивидуальное прослушивание музыки, способствующей психологической релаксации.
Обычно РППС группы предполагает наличие музыкального стенда. На нем размещается информация для родителей: консультации, тексты песен, стихи для праздников, планы занятий, расписание, репертуар. Но если такой стенд расположить в детском музыкальном центре, то его содержание будет иным: фотографии детских выступлений, портреты композиторов, красочные плакаты, картинки с музыкальными инструментами.
- Оборудование музыкального центра разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами ДОУ.
На нижней полке - барабаны, ложки, треугольники, маракасы.
Необходимо уделять особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены! Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт ребёнка!
- В музыкальном центре должны находиться:
1. Портреты композиторов (произведения которых дети поют или слушают)
2.Музыкально — дидактические игры
3.Иллюстрации - картинки, отражающие содержание песен, музыкальных произведений; Книжки-малютки «Мы поем», Альбомы «Мы рисуем песенку» ; Картинки с изображением животных, поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах ; Альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр» ,«Народные инструменты», «Танцы народов мира» ; Пособие «Эмоции
4.Музыкальные игрушки - материал для творческих сюжетно-ролевых игр
5. Неозвученные музыкальные инструменты - предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя представляют себя играющими на музыкальных инструментах
6.Озвученные музыкальные инструменты
Шумовые игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты
Игрушки-инструменты, издающие только один звук
Игрушки-инструменты с фиксированной мелодией
Инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом
для творческого музицирования, подбора мелодий по слуху
Инструменты могут быть сделаны своими руками из бросового материала
Необходимо поместить в уголок Атрибуты к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества
Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.
Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребёнок освоить её в своей деятельности. Ребёнок и взрослый действуют вместе—им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.
Оформление музыкальных центров имеет свои особенности
для каждой возрастной группы.
Группа раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Для музыкального развития возрастной группы «Малыши» задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям понять природу звука. Детям необходимо показать, как вибрирует струна, издавая звук, дать возможность увидеть вибрацию различных веревочек при определенном натяжении и т.д., дать возможность услышать звуки разной высоты, которые издают погремушки, наполненные рисом, фасолью, пуговицами и т.п.
Музыкальные инструменты: дудочка, барабан, треугольник, всевозможные погремушки, металлофон.
Музыкальные игрушки: копии музыкальных инструментов (домра, балалайка и др.), образная игрушка, нажатием на которую извлекаются звуки нефиксированной высоты (котята в корзине, птичка на подставке и др.), образная игрушка, «играющая на музыкальном инструменте», неваляшки, музыкальная юла, образная игрушка со звучащей кнопкой.
Музыкально-Дидактические игры: «Кукла шагает и бегает», «Птицы и птенчики», «Кто в домике живет», «На каком инструменте играю», «Музыкальный домик» и др.
2 младшая группа (от 3 до 4 лет)
Для этой возрастной группы вводятся новые
ударные инструменты: маракасы, трещотка, румба, кастаньеты.
Дети знакомятся с музыкальными инструментами, имеющими звукоряд:
металлофон, ксилофон, цимбалы, детские пианино, органолы. В музыкальный уголок можно добавить и неозвученное пианино с нарисованной клавиатурой.
Музыкальные игрушки: к названным в группе «Малыши» добавляются уменьшенные копии музыкальных инструментов (кларнет, саксофон, рояль, гармонь), всевозможные свистки (деревянные, пластмассовые, глиняные); образные игрушки, играющие на «музыкальных» инструментах; образная игрушка с кнопкой, нажатием на которую воспроизводятся звуки разной высоты, музыкальный руль и т.д.
Самодельные музыкальные инструменты из бросового и природного материалов (с использованием концепции Карла Орфа):
* Всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.).
* Шелестящие инструменты: а) скорлупки от фисташек, нанизанные на шерстяную нитку; б) скорлупки грецких орехов, подвешенные гроздями на обычную палочку или детскую вешалку.
* Шумовые инструменты: а) скорлупки, желуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»; б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов; в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками, скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и нанизанными на нее пробками от газированной воды и т.д.
Музыкально-дидактические игры: «Музыкальная лесенка», «На чем играют», «Музыкальный домик», «Музыкальный волчок», «Что делают дети» и т.д.
Старшая и подготовительная группа (от 5 до 6 лет и от 6 до 7 лет)
В группе должны быть созданы условия для самовыражения ребенка в различных видах музыкальной деятельности, способствующие развитию его музыкальных и музыкально-творческих способностей.
Музыкальные инструменты: духовые (губная гармошка, свирель и т.д.),
клавишные инструменты (баяны, аккордеоны, органолы),
ударные. шумовые инструменты (барабаны, маракасы, румба, трещотки, кастаньеты, ложки и т.д.).
Гармонические инструменты (металлофон, ксилофон, пианино, детский синтезатор)
инструменты, не имеющие звукоряда: различные дудочки, рожки, пищалки, свистки и т.д.
Музыкальные игрушки: озвученные музыкальные книжки, музыкальные шкатулки, игрушка магнитофон, уменьшенные копии музыкальных инструментов: аккордеон, саксофон, флейта, арфа, и т.д. (в добавление к описанным в группе «Почемучки»).
Самодельные музыкальные инструменты из и бросового природного материалов с использованием концепции Карла Орфа (указанные выше в группе «Почемучки»).
Музыкально-дидактические игры (указанные выше в группе «Почемучки», а также альбомы с попевками и песнями).
Основные причины «невостребованности» музыкального уголка
у старших дошкольников
- Статичность и однообразие материалов.
Воспитатель перестает привлекать внимание детей к материалам, представленным в музыкальном уголке, или вводит дополнительные, удобные для него правила их использования. Например, запрет на перемещение музыкальных инструментов с полки, на которой они хранятся, приводит к угасанию интереса детей к ним, к равнодушию. Редкая сменяемость материалов делает их неинтересными для ребенка, вызывает нежелание использовать в своей деятельности. - Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей.
Хранение образно-символических материалов (картинок и иллюстраций) в уголке в палках с завязками пресекает желание детей их рассматривать. Отсутствие в музыкальном уголке альбомов, детских качественно иллюстрированных книжек для восприятия зрительного ряда также не привлекают внимания детей к объектам этой тематической зоны. - Прямой словесный («Положите на место металлофон, вы очень шумите») или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголка в свободной самостоятельной деятельности
- Эстетическая малопривлекательность материалов, их ветхость, однотипность возможного использования не стимулируют интереса детей к их применению в свободной деятельности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Терновка Яковлевского района Белгородской области»
Организация центров активности (музыкальных центров)
в возрастных группах ДОО
(выступление на семинаре-практикуме №2 ДОО)
Подготовила:
Веселова Виктория Викторовна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад с. Терновка»,
первая квалификационная категория
Терновка
2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий образовательной деятельности в центрах активности "Какие разные ткани"(подготовительная группа)
Сценарий образовательной деятельности в центрах активности по теме "Такие разные ткани" в рамках тематического проекта "Мир одежды" (в подготовительной группе)...
Центр активности речевого развития в младшей группе "Теремок"
Центр активности речевого развития в младшей группе...
Роль воспитателя в организации центров активности и их расположение в спокойном, активном и рабочем пространстве.
Спокойное функциональное пространство или спокойный сектор–это пространство для спокойной деятельности ребенка. Сюда могут входить:–Центр книги;–Центр отдыха;–Центр природы и д...
Маркеры для оформления центров активности в детском саду (для группы солнышко)
Маркеры для оформления центров активности в детском саду (для группы солнышко)...
Организация центров активности направленных на духовное, нравственное и патриотическое воспитание дошкольников
Организация центров активности напрвленных на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Консультация для воспиателей...
Консультация "Организация и проведение прогулок в разных возрастных группах. Общие принципы организации прогулки"
Консультация для начинающих педагогов об организации и проведении прогулок в разных возрастных группах....
Рекомендации для педагогов «Содержание центров изобразительной деятельности во всех возрастных группах».
Тематические зоны в группе — обязательное условие для гармоничного всестороннего развития дошкольников. Богатство их содержания вместе с подходящим оформлением позволят малышам получать бо...