Проект «Размышляем и играем»
проект (старшая группа)

Савельева Надежда Михайловна

Цель: способствовать развитию самостоятельности, находчивости, сообразительности в выполнении логических заданий.

Задачи:

 - Учить детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

 - Воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

 - Развивать элементы логического мышления через дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_samostoyatelnosti_u_detey.docx510.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально – личностного развития воспитанников» № 1 «Родничок» п. Новоорск, Новоорского района, Оренбургской области

Подготовила педагог – психолог:

Савельева Н.М.

Проект «Размышляем и играем»
Цель: способствовать развитию самостоятельности, находчивости, сообразительности в выполнении логических заданий.

Задачи:


  1. Учить детей планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

  2. Воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

  3. Развивать элементы логического мышления через дидактические игры.



Тип: развивающий

Постановка проблемы:

Используя на занятиях элементы логических заданий, заметила, что не все дети справляются. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Поэтому возникла идея создать данный проект.


Срок реализации: март-апрель 2017 года (2 месяца)

Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог – психолог, воспитатели группы.


Актуальность проекта:

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития
всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность,
находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.


Ожидаемые результаты:


  1. У детей сформированы важные качества личности: самостоятельность,
    находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

  2. Дети научились навыкам планирования своих действий,
    обдумывания их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

  3. Повысились коммуникативные навыки дошкольников.




Диагностика

Для определения уровня логического мышления была проведена диагностика учебных способностей

(см. приложение 1)

^ 28 детей участвовало в проекте

На начало проекта: На конец проекта:
Логическое мышление Логическое мышление
Сформировано – 18 человек Сформировано – 26 человек

^ Не сформировано – 3 человека Не сформировано – 0 человек

На стадии формирования – 5 человек На стадии формирования – 2 человека
Этапы проекта


Этапы


Деятельность педагога


Деятельность детей




I. Подготовительный


  • Формулировка проблемы (цель)

  • Определение продукта проекта (итоговое занятие)



  • Вхождение в проблему

  • Принятие задачи



II. Практический



  • Проведение занятий

  • Пополнение материала в уголках для детей и родителей по данной теме

  • Подготовка к презентации (разгадывание логических задачек, головоломок и т.п.)




  • Разгадывание головоломок, задачек для ума

  • Дидактические игры

  • Задачки на творческое воображение



III. Итоговый



  • Презентация проекта

  • Подведение итогов реализации проекта через диагностирование детей

  • Представление проекта педагогам




  • Подготовка материала к презентации.




Распределение работы по этапам проекта


^ Этапы проекта


Деятельность психолога


Деятельность детей


Совместная деятельность


1. Подготовительный


1.Постановка проблемы.

2.Создание игровой ситуации

3.Подбор наглядно – дидактических пособий, для реализации проекта.

4.Оформление рекомендаций для родителей по теме проекта

5. Сбор и уточнение информации


1. Вхождение в проблему

2. Вживание в игровую ситуацию



2. Основной ( практический)


1. Вводное занятие «В гости к Лесовичку».


Развивать интерес к логическим задачкам.


Развивать у детей творческую активность, воображение.


2. Весёлые математические задачки.


Способствовать расширению математических знаний


Самостоятельное придумывание собственных задачек


3 Игры на развитие воображения.


Придумывание небылиц, шутливых рассказов и т.п.




Заключительный этап



4. Дидактические игры:

«Продолжи ряд»; «Графический диктант»;

«Помести недостающую фигуру»; «Найди 10 отличий»; «Составь картинку из частей».

«Что лишнее? Почему?»;

«Найди предмет отличающийся от других»;

«Отгадай какая сказка»;

«Мой или моя?»;
5. Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе:

Конкурс смекалистых: «Торопись да не ошибись».

6. Итоговое занятие «Лесная сказка»



Вхождение детей в игровую проблемную ситуацию:

План реализации проекта:

Апрель

Занятие 1.

1. Весёлые математические задачки.

2. Игры на развитие внимания и памяти.

3. Игры воображения.

Занятие 2.

1.Введение детей в проблемную игровую ситуацию

2. Ход занятия:
Психолог: Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо. На конверте написано: «Детский сад «Чебурашка», детям группы «Умники и умницы». Давайте, откроем его и прочтем.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам Лесовичок. Вы приходили ко мне в гости в осенний лес, побывали у меня зимой. А теперь я приглашаю вас на лесную полянку ранней весной, чтобы вы могли посмотреть, что изменилось в моем лесу.
До встречи. Жду вас. Лесовичок».
Психолог: Ну, что, ребята, пойдем в гости к Лесовичку? Но, прежде, чем отправиться, давайте вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Весна. Ранняя весна.
Психолог: Молодцы, а теперь отправляемся в лес. Как будем вести себя в лесу?
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками.
На носочках осторожно
Перейти сугроб нам нужно,
Сугроб перешли.
На полянку снежную пришли.
Дети присаживаются на «полянке» на стулья.
Психолог: Давайте отдохнем и поиграем.
Игра «Четвертый лишний»
- Понедельник, среда, пятница, осень.
- Четверг, весна, зима, осень.
- Август, вечер, ночь, утро.
Игра «Назови соседей»
2, 5, 9, 4, 7.
Игра «Назови задуманное число…»
Которое больше 4, но меньше 6;
больше 7, но меньше 9;
меньше 8, но больше 6;
больше 2, но меньше 4.
Ну, а теперь решим веселые задачки:
Однажды 3 цыпленка,
А с ними 3 мышонка,
А с ними3 веселых,
Умытых поросенка
Бежали спозаранку
Из дома на полянку.
Посчитай поскорей
Сколько было всех друзей? – (9)
Сколько всего игрушек у Андрюшки?
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки:
Рядом с мартышкой-
Плюшевый мишка,
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Еж и лягушка.
Сколько расставил
Игрушек Андрюшка? (6)
Отдохнули, можно и дальше отправляться
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками…
- Скажите, где быстрее снег тает – в городе или в лесу? Почему?
- Какие первые цветы появляются ранней весной? – Подснежники и мать-и- мачеха.
Вот они распустились на проталинке.
- Сколько подснежников?
- Сколько мать-и-мачехи?
- Каких цветов больше? На сколько?
- А каких меньше? На сколько?
- Можно их рвать? Почему?
Вот мы и пришли на другую полянку.
Дети сели за столы.
Здесь, наверно, у Лесовичка лесная школа. Давайте поговорим о первоцветах. На проталинке распустилось 5 подснежников и 3 цветка мать-и-мачехи. Сколько всего цветов распустилось на полянке.

Придумайте
сами задачу про деревья, кусты.

Лесовичок приготовил для вас задание.
- Какие геометрические фигуры вы видите?
- Где находится треугольник, круг, овал, прямоугольник?
Психолог достает игрушку, Лесовичка, который приветствует детей и предлагает еще одну задачу.
Задание – заполнить недостающие клеточки в таблице.
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. А ты Лесовичок, доволен тем, как ребята вели себя в лесу?
Лесовичок: Да, я очень доволен. Ребята ходили в лесу осторожно, не рвали цветы, не ломали ветки. И со всеми заданиями справились хорошо, быстро и правильно. В подарок я вам приготовил волшебные цветики – семицветики. Вы знаете, что у него лепестки разного цвета. Вам нужно будет самим раскрасить их.
Март

1. Весёлые математические задачки.

2. Игры на развитие внимания и памяти.

3. Игры воображения.

4. Графический диктант.

Занятие 2

1. Дидактические игры:

«Продолжи ряд»; «Графический диктант»;

«Помести недостающую фигуру»; «Найди 10 отличий»; «Составь картинку из частей».

«Что лишнее? Почему?»;

«Найди предмет отличающийся от других»;

«Мой или моя?»;

«Отгадай какая сказка» (презентация).
Занятие 3

1. Конкурс смекалистых «Торопись да не ошибись».

2.Графический диктант.

3. Задачки на сообразительность.

Занятие : «Весёлые математические задачки».


- Сколько ушей у трёх мышей?
- Сколько лап у двух медвежат?
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (Остались 2 свечи (те, которые погасли), остальные сгорели)
- В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
( отдать одно яблоко вместе с корзиной).
- На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько - на берёзе яблоки не растут.)
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?

Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке - Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте
.обучение <a href=счету детей, математика" align=right hspace=60 width=150 height=182 border=0>

Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки —
для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
обучение <a href=счету детей, математика" align=right hspace=70 width=100 height=76 border=0>

В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?

(В.Кудрявцева)
обучение <a href=счету детей, математика" align=right hspace=40 width=200 height=255 border=0>

Жили-были
у жилета
Три петли
и два манжета.
Если вместе их считать
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь,
в чём секрет?
У жилета нет манжет!

(Г.Новицкая)

Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?


^ Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду?


Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?


У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?


^ Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.


Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?


^ На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?


Т
ри цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?


^ Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?


Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой –
Зайка косой.
Следом за ними –
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?


Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
"Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!"


^ Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
"Приходите все на чай!"
Сколько чаек, отвечай!


Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит.
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»

Мы с мамой в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру
И длиннохвостую лису.
Большого серого слона
Увидеть я едва смогла.
Скажите мне скорей, друзья,
Каких зверей видала я?
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!


Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей!
Пять Сережке, три Антошке,
Две Валюше и Катюше.
А для мамы и для папы
Сорок будет маловато.
Ну а вы друзья считайте,
Сколько капель отвечайте!


Вдоль овражка
Шла фуражка,
Две косынки,
Три корзинки,
А за ними шла упрямо
Белоснежная панама.
Сколько всего шло детей?
Отвечай поскорей!Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, "косой",
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей -
Посчитай-ка всех зверей.
(Б.Заходер)


^ Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?


Четыре гусёнка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей -
Сколько всего в воде малышей?


На базаре добрый ёжик
Накупил семье сапожек.
Сапожки по ножке - себе,
Поменьше немного - жене.
С пряжками - сыну,
С застёжками - дочке.
И всё уложил в мешочке.
Сколько в семье у ёжика ножек?
И сколько купили сапожек?


^ Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?


Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?


^ Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?


Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?


Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?
обучение счету детей, математикаобучение счету детей, математикаобучение счету детей, математика



Занятие: «Игры воображения»

Предлагаемые темы:


  1. Все люди научились летать. Что будет?

  2. Все животные заговорили человеческим голосом. Что будет?

  3. Из крана вместо воды бежит апельсиновый сок. Что будет?


Графический диктант.

Занятие: «Дидактические игры»

1. Дидактические игры:

«Продолжи ряд»

http://www.microbik.ru/dosta/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82+%C2%AB%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D0%BC+%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BE%C2%BBa/88260_html_m608ee01b.png
«Найди недостающий фрагмент» (см. презентация );
«Найди такую же фигуру» (см. презентацию найди фигуру);

«Мой или моя?»;
«Отгадай, какая сказка» (см.презентацию угадай - ка сказку)

^ Занятие по элементарному развитию логических представлений в подготовительной группе
Конкурс смекалистых- “Торопись, да не ошибись”
Цель: Учить обрабатывать информацию, делать выводы: обобщать предметы по определенному признаку, вычленять лишний предмет. Развивать образное мышление, память, речь. Воспитывать настойчивость, смекалку и сообразительность.
Материал: иллюстрация “Найди 10 отличий», предметные картинки, модели геометрических фигур, карточки с заготовкой. Призы для детей – раскраски.
Ход: Ребята, сегодня у нас состоятся соревнования смекалистых и находчивых. Победит в нем тот, кто не будет отвлекаться, быстро и правильно все решит, быстрее других выполнит задание. В конце соревнования мы узнаем, кто стал победителем.
Психолог предлагает детям разделиться на две команды. Работа за столами.

Задание: найдите листок, где нарисована пирамидка: необходимо закрасить первое, третье, пятое кольца.

Задание: дорисовать в пустую клетку нужную фигуру, и объяснить почему.

Задание: разложите картинки вряд, рассмотрите внимательно и скажите, что здесь лишнее и почему.

Игра – разминка: под музыку или под бубен дети выполняют следующие задания:

идут шагом, прыгают друг за другом, бегут, прыгают вокруг себя, идут на носочках, бегут врассыпную по залу, маршируют.

Возле края ковра лежат конверты с геометрическими фигурами. Игра “Ванька – Встань-ка”: кто первый выложит любой предмет из тех фигур, которые у него в конверте, тот должен встать во весь рост..

Задание: найди десять отличий. Сначала отличия называет одна команда, потом другая.

Задачи – шутки загадываются по очереди.

– На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (четыре)

– На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (три)

– Шла
бабушка на базар, несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (не одного)

– Сидело на дорожке три птички, кот подкрался и съел одну птичку, сколько птичек осталось? (ни одной)

Подводится итог конкурса, проводится награждение.
– Молодцы, ребята, вы оказались самыми смекалистыми, самыми ловкими, эрудированными, и внимательными.
Итоговое занятие «Лесная сказка»
c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\занятие танюши\двойка\1287681802_screenhunter_01-oct_-21-21_21.gifc:\documents and settings\администратор\рабочий стол\занятие танюши\1326273889_rp7kvlwtniqmoks.jpgc:\documents and settings\администратор\рабочий стол\занятие танюши\двойка\cifra2.gif



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».

Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Создание основы самостоятельной игровой деятел...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 2

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 2

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 3

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой». часть 4

Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Игра с куклой».Выполнила воспитатель Федосеева Ю.К. МБДОУ №11 « Теремок».Цель: Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное ...

Проект педагог - психолога " Размышляем и играем" 2016 -2017 год

Цель проекта: способствовать развитию у детей самостоятельности находчивости, сообразительности, и выполнении логических заданий....