Семинар-практикум «Развитие познавательных способностей у дошкольников»
учебно-методический материал
В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnye_sposobnosti.pptx | 1.04 МБ |
seminar.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму ”.
Познавательная деятельность Сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь -
Восприятие Целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у старших дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала.
Восприятие .
Память Это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств.
?
Вспоминайте!!!
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект.
Воображение - – психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.
Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами); наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений); словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 22 «Виктория» села Архангельского Буденновского района».
Буденновский район, село Архангельское, ул. Делегатская, 27
тел: 8 (86559) 92-4-43
Семинар-практикум
«Развитие познавательных способностей у дошкольников»
Подготовила: Синюкина Н.Н.
2020-2021 уч.год
“Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму”.
Цели: - повышение профессиональной компетентности педагогов;
- развитие творческой инициативы педагогов;
- выработка единой педагогической позиции.
План семинара
1.Сообщение темы семинара.
2.Теоретическая часть с практическими упражнениями.
3. Диагностика познавательных процессов в дошкольном возрасте
4. Возрастные особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста.
5. Перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.
6.Итог
Ход семинара
1.Сообщение темы семинара.
2.Теоретическая часть.
В период дошкольного детства – перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и сознании дошкольника.
Дошкольное детство - уникальный период в психическом развитии ребёнка. Отличительная особенность этого периода сравнительно с последующими этапами становления личности заключается в том, что он обеспечивает именно общее развитие ребёнка, которое служит основой для приобретения им в дальнейшем специальных знаний и навыков, усвоения разных видов деятельности. Об умственном развитии ребёнка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню развития познавательных процессов, по способности к самостоятельному творческому познанию. Степень сформированности познавательной деятельности во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе.
Так что же такое познавательная деятельность?Слайд 2
Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.
На каждом этапе развития та или иная функция выходит на первое место. Так, в раннем возрасте главной психической функцией является восприятие.Слайд3
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. Адекватное восприятие сенсорных событий имеет решающее значение для развития операций мыслительной деятельности. У дошкольников мы развиваем зрительное (цвет, форма, величина), слуховое (речевые и неречевые звуки), тактильное восприятие.
- А сейчас поиграем. Проведение игры на развитие восприятия:
Слайд4
От восприятия ребенка в первую очередь зависит развитие памяти, главным видом которой в дошкольном возрасте является образная.
Слайд 5
Память – это познавательный психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта под влиянием жизненных обстоятельств. В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Слайд 6,7
Проведение игры на развитие памяти Слайд8-10
Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено: Кто сидел на кубике?(заяц) Где спит мишка?(на кроватке) Кто сидит на автобусе? (клоун)Что стоит перед лошадкой-качелью?(паровозик) Что стоит на подоконнике?(банка с рыбкой ) (После беседы, показывается картинка и проверяется правильность ответов).
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Слайд 11
Внимание-это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.
Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана.
Проведение игры на развитие внимания: Слайд №12
1-2; 2-6; 3-3; 4-5; 5-4; 6-1; 7-10; 8-8; 9-9; 10-7.
Воображение– психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся. Слайд №13
Проведение игры на развитие памяти Слайд №14
Мышление - опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Слайд №15
Выделяют три вида мышления: Слайд №16
- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Проведение игры на развитие мышления Слайд №17
3.Диагностика познавательных процессов в дошкольном возрасте Диагностика познавательных процессов дошкольников проводится с целью выяснения их сформированности. В случае раннего обнаружения низкого уровня развития предпринимаются действия коррекционной работы с проблемными зонами. Психологические методики, описанные в специальной литературе, подбираются с учетом возраста детей. Начинается диагностика познавательных процессов дошкольников с беседы, призванной установить эмоциональный контакт ребенка со взрослым. В процессе беседы выявляется запас представлений и знаний о мире, личностные особенности детей, ориентировка в пространстве. После подготовки малыша к деятельности приступают непосредственно к заданиям. Инструментарий зависит от поставленных задач. Также информацию о развитии познавательной сферы детей можно получить в ходе наблюдения за дошкольниками.
4.Возрастные особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный интерес, формируют стремление к познанию нового, воспитывают волевые качества, способствуют образованию связной речи. Большинство развивающих упражнений направлены одновременно на совершенствование нескольких познавательных процессов.
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от индивидуальных единиц восприятия переходят к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине.
Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особо наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
В данном возрасте у детей возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное внимание: дети могут принять задачу на запомигание, помнят поручения взрослых, могут выучить стихотворение и т.д.
Развивается образное мышление. Дети используют простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его способности, как оригинальность и произвольность. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку- величине, цвету; выделить такие параметры как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Онспособен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решать задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности вступят объекты во взаимодействие, и т.д.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов.
Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Дети данного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Продолжает развиваться устойчивость, распределение. Переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
5.Примерный перечень игровых упражнений на развитие внимания, памяти, мышления у детей дошкольного возраста.
Упражнение №1. «Кого не стало?»
На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество постепенно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с 2 и далее. Далее детям предлагается закрыть глаза, а педагог убирает одну из игрушек.
Дети отгадывают, какой игрушки не стало. В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две-три игрушки.
Упражнение №2 «Кто лишний?»
На столе выставлены 2-4 знакомые ребёнку игрушки. Их название проговаривается. Затем ребёнок закрывает глаза, а педагог добавляет ещё одну игрушку.
Ребёнок должен показать и назвать игрушку, которая появилась. В усложнённом варианте добавляется не одна, а две и более игрушек.
Упражнение №3.
На столе выставляются 2-4 игрушки. Ребёнку даётся время их рассмотреть. Потом игрушки убираются.
Ребёнок по памяти находит те игрушки, которые были выставлены на столе.
Упражнение №4.
На столе выкладываются картинки одного размера и одной тематики («одежда», «игрушки» и т.д.) . Количество зависит от возраста и умственного развития ребёнка. Педагог быстро показывает ребёнку 2-3 картинки из общей стопки, а затем раскладывает их вместе с другими. Ребёнок должен показать и назвать предъявленные ему картинки.
При усложнении игры ребёнок должен не только найти заданные картинки, но и расположить их в той последовательности, в которой их показывал взрослый.
Упражнение №5 «Что я назвала?»
Педагог произносит ряд слов, а ребёнок выбирает соответствующие картинки, выставленные на доске (фланелеграфе)
Упражнение №6 «Повтори за мной»
Ребёнок внимательно слушает слова, сказанные педагогом, а затем повторяет их. Сначала даётся два слова, затем три и т.д.
Упражнение №7 «Машина клумба»
На фланелеграф (или доску) помещаются цветы разные по цвету. Приходит кукла Маша в красном сарафане. Для неё нужно выбрать только красные цветы.
Аналогично работа проводится с другим цветом.
Упражнение №8 «Кто самый внимательный?»
Надо найти в комнате как можно больше предметов определённого цвета.
Упражнение №9 «Какой предмет лишний?»
Из набора предметов или картинок надо найти то, что не подходит по цвету, форме или величине. Усложнённый вариант - предполагается различение предметов по двум признакам (цвет - величина)
Упражнение №10«Назови одним словом»
Ребёнку предлагаются предметы одной группы: «яблоко, груша,апельсин», «рубашка, кофта, брюки» и т.д. Ребёнок обобщает их одним словом (фрукты, одежда и т.д.)
Упражнение№11 «Четвёртый лишний»
Выбор лишней игрушки, картинки, предмета из предложенных (яблоко, апельсин, груша, морковь; кукла, кубик, мяч, тарелка и т.д)
При усложнении игра проводится на вербальном уровне (без опоры на наглядность)
Упражнение №12 «Найди меня»
На карточках изображены овощи или фрукты. Ребёнку даётся набор муляжей для соотношения их с изображениями на карточках.
Упражнение№13 «Чья тень?»
На карточке наклеены силуэты предметов чёрного цвета. Детям раздаются цветные картинки, соответствующие изображённым силуэтам. Картинки раскладываются по местам (соответственно своей «тени»)
Упражнение№ 14 «Чего не хватает?»
Ребёнку предлагается серия рисунков с изображением предметов. У каждого предмета не хватает существенной детали (собака без хвоста, машина без колеса, стол без ножки ит.д.) . Ребёнок называет недостающую деталь.
Упражнение№15 «Какие предметы спрятались?»
Ребёнку предлагаются контуры предметов, наложенные друг на друга. Ребёнок называет «спрятанные» предметы.
Упражнение№16 «Собери картинку»
Ребёнку предлагается картинка, разрезанная на части. Надо собрать части так, чтобы получилась целая картинка. Сначала предлагается картинка, разрезанная на 2 части, затем на 3 и т.д.
Работа с разрезной картинкой помогает педагогу выяснить:
- как ребёнок справляется с комбинированием
-как соотносит части и целое
-действует ли он при составлении картинки методом подбора или старается представить в уме картинку в целом
Упражнение№17
«Загадки»
Одним из продуктивных приёмов работы, направленных на развитие мыслительной деятельности, является работа с загадками. На начальных этапах работы с загадками детям предлагаются опорные картинки для выбора.
Загадки используются как в стихотворной форме так и описательные, например: рыжая, пушистая, с длинным хвостом (лиса) После отгадывания описательной загадки, ребёнка можно спросить: «Какая лиса?» (рыжая, пушистая, с длинным хвостом)
6.Итог
Целенаправленная работа по развитию познавательных процессов должна включаться во все программные занятия, а также в игровую деятельность детей.
Предложенные упражнения позволят научить детей сравнивать предметы между собой; обобщать; ориентироваться в пространстве; концентрировать внимание, развить его произвольность; определять последовательность событий; развить мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию; развить зрительное восприятие, память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...