Детская игра в раннем и дошкольном возрасте.
статья (младшая группа)
Игра имеет огромное значение в развитии ребенка. В статье рассмотрим игру, как деятельность в раннем дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nc_statya.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская игра в раннем и дошкольном возрасте.
Определение игры.
Согласно "Концепции дошкольного воспитания", игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания с другими. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.
Особенности игры в раннем возрасте.
Можно выделить ряд особенностей детской игры в раннем возрасте (по Д. Б. Эльконину).
Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные координации ребенка, создающие возможность манипулирования и действий с предметами. Без умения удерживать предмет в руке невозможно и никакое действие с ним, невозможно и игровое действие.
Возникновение ролевой игры генетически связано с формированием под руководством взрослых предметных действий в раннем детстве. Предметными действиями будем называть исторически сложившиеся, закрепленные за определенными предметами общественные способы их употребления. Носителями предметных действий являются взрослые люди. Деятельность с предметами только по их назначению и есть предметная игра детей раннего детства.
Называние себя собственным именем, выделение своих действий как собственных, с одной стороны, и нахождение сходства между своими действиями и действиями взрослых, выражающееся в назывании себя именем взрослого по указанию, с другой, - подготавливают появление роли в игре. Лишь в самом конце раннего детства (между 2,5 и 3 годами) появляются первые начатки роли.
Развитие структуры игрового действия в пределах раннего детства можно охарактеризовать как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к действиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реальных жизненных человеческих действий. Это уже "роль в действии".
Итак, к концу раннего детства подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре. Все основные предпосылки игры возникают в ходе развития предметной деятельности ребенка под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними. Ребенок воспроизводит предметные действия сначала только на тех предметах, на которых они сформировались при помощи взрослых.
Игра в дошкольном возрасте.
Анализ творческих игр детей дошкольного возраста, проведенный заме-чательным педагогом А. П. Усовой, показывает следующее.
Сюжетность как характерная черта творческих, то есть придумываемых самими детьми, игр присуща уже играм детей младшей группы детского сада в возрасте 2-3,4 лет.
Сюжеты эти отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем возрасте сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах, действиях и отношениях: зарождение сюжетности в играх нужно, по-видимому, отнести к преддошкольному возрасту.
Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, в которых ребенок пользуется многими средствами изображения: речью, действием, мимикой, жестом и соответствующим роли отношением.
Деятельность ребенка в игре развивается в направлении изображения различных действий. Так возникают игры-действия. Деятельность детей принимает строительный характер - возникают строительно-конструктивные игры, в которых ролей обычно нет.
Наконец, выделяются игры ролевые, где ребенок создает тот или иной образ. Игры эти идут по двум заметным руслам: игры режиссерские, когда ребенок управляет игрушкой (действует через нее); и игры, где роль исполняется лично самим ребенком.
Развитие сюжета зависит от ряда обстоятельств. Первое - это близость темы игры к опыту ребенка. Отсутствие опыта и вытекающих из него представлений становится препятствием в развитии сюжета игры.
Развитие сюжета определяется также и тем, насколько согласованно развиваются в игре роли. Согласованность ролей нужна в каждой игре, имеющей определенную тему. Чем лучше начинают дети понимать друг друга, собственно мотивы поведения каждого из играющих, тем слаженнее протекает игра.
Наблюдается постепенное изменение роли материала (и игрушек) в играх. У трех-четырехлетних детей материал в значительной степени направляет тему игры. Позднее дети приписывают материалу желаемые для них свойства. Игры детей уже в трехлетнем возрасте носят сюжетный характер, и в этом направлении игра интенсивно развивается до 7 лет.
Движущие начала, определяющие игру, состоят в постепенном овладении ребенком ролью, исполняемой в коллективе детей. Сюжет игры с его ролями определяет отношение детей к игре. По мере приближения к возрасту 6-7 лет в игре образуются новые элементы. Первоначально она складывалась из бытовых действий, выполняемых детьми: варить, мыть, возить (3-4 года). Потом появляются ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями.
Наряду с ролевыми действиями появляются ролевые отношения, и, наконец, игра завершается появлением роли, причем ребенок ее выполняет в двояком плане - за игрушку и сам.
Опыт проведения игр показывает, как в них начинают зарождаться пер-спективы, планы взамен случайных и неоформленных действий.
Объединение детей в играх, развитие среди них общественных связей целиком определяется самим развитием игры.
Игры с куклой в раннем возрасте.
Знакомство детей с куклой происходит уже с раннего возраста. Кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером. Но создавать игровые ситуации, где куклу можно оживить, сделать ее другом, где за ней можно ухаживать, общаться, ребенок в раннем возрасте способен только с помощью взрослого. Поэтому игры с куклой на первых порах требуют вашего участия. Для того, чтобы игра по-настоящему заинтересовала ребенка, нужно разговаривать с ним от имени куклы, радоваться или плакать «куклиным» голосом, просить его о помощи и пр.
Знакомство с куклой для ребенка должно проходить неожиданно, сюрпризным моментом: «Ой, смотри, кто это к нам пришел! Какая нарядная куколка! Давай спросим куколку, как ее зовут?» — «Катя». — «Ее зовут Катя! Давайте познакомимся. Как тебя зовут?» — обращается Катя к ребенку (если ребенок не отвечает, взрослый помогает ему ответить на вопросы куклы).
Когда ребенок познакомится с куклой и полюбит с ней играть, можно организовывать вместе с ним различные игровые ситуации, напоминающие его собственные ситуации из жизни. Например: уложим куклу спать. Кукла Катя жалуется ребенку, что она очень устала и хочет спать. Она просит помочь ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с ребенком, взрослый раздевает ее, укладывает в кроватку, поет колыбельную песенку и пр.
Покормим куклу Катю. Кукла Катя просит кушать. Вместе с ребенком взрослый накрывает на стол и кормит куклу игрушечной ложечкой. Можно повернуть ситуацию таким образом, что кукла начинает капризничать, отказываться есть (капризы куклы могут напоминать привычки самого ребенка). Важно, чтобы кукла с вашей помощью вела себя как настоящий ребенок, и чтобы малыш видел в ней живого человека.
Также можно создать игровые ситуации такие как:
- постираем (погладим) кукле белье;
- кукла Катя заболела;
- угостим куклу чаем;
- к кукле Кате пришли гости и т. д, т. е берем ситуации из жизни, доступные для понимания ребенком.
Для таких игр нужны определенные игровые атрибуты — игрушечные наборы посуды, мебели, больницы, парикмахерской. К концу третьего года жизни в игре с ребенком можно вводить различные предметы-заменители: шарики, брусочки, тряпочки, кусочки бумаги и пр. Сначала вы можете подсказывать, как можно использовать один предмет вместо другого. Если вы сможете действительно заинтересовать ребенка игрой и сделать ее увлекательной, он вскоре обязательно сам научится играть, замещая одни предметы другими. Ребенок будет уже без вашей помощи разыгрывать разные сюжеты с куклой.
Всем известно, в жизни маленьких детей игра занимает ведущее место и является основным видом деятельности. Огромное значение в младшем возрасте имеют игры с куклами. Кукла-совсем не обычный предмет. Уже в раннем возрасте кукла становится для ребёнка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнёром. Игры с куклами можно организовать на разные сюжеты: "Купание куклы", "Прогулка", "Покормим куклу", "Уложим куклу спать", "Споём колыбельную" и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические и методические основы организации Строительно-конструктивной игры детей раннего и дошкольного возраста
Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Как правило, процесс кон...
МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Совместную сюжетную игру следует организовывать в отрезки времени, отведенные режимом для свободных занятий детей. Наиболее удобно это делать перед полдником и после него, когда малыши находятся в пом...
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Развитие взаимодействия и общения в раннем и дошкольном возрасте. Коммуникативные игры с детьми дошкольного возраста.
Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у малыша коммуникативные способности. Это необход...
Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.
Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...
МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года)....
Теоретические и методические основы физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол.
Обучение детей старшего дошкольного возраста игре баскетбол...