Народное творчество как один из факторов воспитания дошкольников
статья
Нравственно-эстетические идеалы, которые несет в себе народное искусство необходимо для воспитания и развития личности молодого поколения. Народное искусство как духовная культура должна являться неотъемлемой частью образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_tvorchestvo_kak_odin_iz_faktorov_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Народное творчество как один из факторов воспитания дошкольников
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Ведь интерес нашей современной молодѐжи к изучению народной культуры – изучение народных праздников, пение народных песен, традиции, занятия прикладным народным творчеством – не так велик, как бы хотелось, и как это было раньше – естественным для любого русского человека. В настоящее время мы столкнулись с проблемой нравственной деградации населения, с истощением интереса общества к своей родной культуре, к измельчанию душевных человеческих качеств. Всѐ чаще превозносятся и популяризируются, благодаря средствам массовой информации, современные виды искусства, и всѐ реже мы можем наблюдать с вами наше родное, исконно русское...
У многих современных детей в России сформировалось мнение, что заниматься изучением своих традиций – «как-то не по-современному». Самое страшное в них это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. «Можно смело утверждать, что лучшей сказкой для современного малыша есть та, по сюжету которой снят анимационный или художественный фильм, и, прошедшая обработку попкультурой и Голливудом». Такое мнение высказал психолог Центра научнообразовательных инноваций и мониторинга Иван Сулименко. По словам психолога, современные дети верят в сказки, но относятся к ним критически, поскольку сегодня они очень быстро взрослеют. «Их больше не увлекает, рассказанная хорошая поучительная история на ночь, а ошарашивает поток новостей о ратификации политических договоров, авиакатастрофы и последние научные достижения. Логично, что ребенок начинает подражать этим принципам реального мира. Баба Яга, как фольклорный герой, уже действует в прошлом, а потому теряет свою привлекательность. И ее место сегодня занимают Спайдермен и люди X, которые, по сути, являются современниками своих зрителей. Современные дети отдают предпочтение фантастическим сюжетам в мультфильмах и сказках. «Фантастика, приключения, рождественские истории, сказочный мир животных всегда были действенными направлениям, поскольку именно они в наибольшей степени стимулируют богатое детское воображение. Бесспорно, что современная популярная детская анимация стала проще для восприятия и более насыщенной эмоционально».
Но, без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русский фольклор — это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Поэтому, через познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора педагог положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребѐнка, формирует общую нравственную культуру. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях. Развитием души следует заниматься с раннего детства, в период, когда ребенок только начинает постигать азы знаний, азы культуры, этому во многом может способствовать народное творчество, которое отображает не только характер русской души, но и учит жить, верить, творить добро, почитать и оберегать красоту окружающего мира, любить людей, любить и дорожить своими родителями и своей Родиной.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Так, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно: в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. В отличие от тех лет, когда ребятишки в детском саду учили политизированные стишки, сейчас направление иное - обращается внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.
Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Но не секрет, что представления как дошкольников, так и младших школьников о русской культуре отрывочны и поверхностны. Можно предположить, что это происходило потому, что в основном задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщѐнно. Например: "Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу"; "Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства" и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач. Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, достаточно редко (от случая к случаю) используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие воспитатели и педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведений недоступны детям, или сами не понимая и не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки или пересказывали русские народные сказки на современном языке. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знали наизусть и поэтому не всегда могли использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
Исходя из вышеизложенного, по приобщению детей к истокам русской народной культуры можно выделить приоритеты в предполагаемой работе:
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, ярмарки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Проведение народных праздников и укрепление традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Поэтому чтобы максимально достичь духовного развития детей, воспитательного эффекта с помощью народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка насколько это возможно.
Литература:
1. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 4. – С. 33- 37.
2. Арсалиев Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003. – С. 180.
3. Безрукова Л.В. Аксиологический подход к проблемам современного дошкольного образования / Л.В. Безрукова. // Вестник ОГУ. – 2000. – № 3. – С. 55-59.
4. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн. Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4. - 5-18 с.
5. Круглова И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 15-17. 224
6. Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. - М., 2002. - 154 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...
Статья для воспитателей дошкольных учреждений "Знакомство детей с русским народным художественным творчеством- как один из факторов воспитания нравственности"
Актуальность проекта, этапы внедрения в жизнь...
Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной с...
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ Творческая разработка
Творческая разработка...
План работы по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
В данном материале представлен план по самообразованию на тему: "Устное народное творчество как срество духовно-нравственного воспитания дошкольников"...
План по самообразованию по теме: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в средней группе на 2017 – 2018 учебный год
Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основ...
Отчет по самообразованию (из опыта работы) на тему: «Устное народное творчество – как один из факторов развития связной речи детей раннего возраста»
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражани...