Консультация: «Музыкальные способности и их развитие у детей младшего возраста»
консультация (младшая группа)
Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно влияет на малышей еще в утробе матери: они замирают, с интересом вслушиваясь, или, наоборот, начинают активно двигаться, имея всего несколько месяцев от роду, а затем с удовольствием поют и танцуют, как только обучаются говорить и ходить.
Неудивительно, что неравнодушных активных родителей интересует вопрос о том, как правильно развивать музыкальные способности ребенка в дошкольном возрасте и какие способы существуют для того, чтобы привить любовь малышу ко всему, что имеет отношение к музыке.
Сразу нужно отметить, что любовь к музыке может развиваться только природным путем и никогда не станет искренней и на всю жизнь, если с детства «вбивать» в голову ребенка ноты, заставлять его упражняться с гаммами и требовать учить этюды и менуэты. Все это можно будет ввести в жизнь ребенка со временем, когда он пойдет в школу, но дошкольников такие методы быстро утомляют – закономерным результатом становится полная потеря интереса к музыке.
Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме вызывать интерес детей к музыке, а также обучать их основным понятиям музыкальной грамоты.
Рекомендуется использовать музыкально-дидактические игры, с помощью которых развивается у детей чувство ритма, координация движений, способности к творческим начинаниям, а также дают возможность раскрепоститься. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее. Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. Детям очень интересно участвовать в таких играх, при этом происходит музыкальное развитие ребенка: развивается чувство ритма, координация движений, слух, память, воображение, внимание. Также музыкальные игры раскрепощают стеснительных и зажатых детей и раскрывают творческий потенциал. В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, развиваются различные функции речи, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и новые (продуктивные) деятельности, поэтому музыкальные занятия будут ребенку очень полезны для его развития.
Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:
• Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.
• Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.
• Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.
• Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_10.02.2022g.docx | 25.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад № 1»
Консультация:
«Музыкальные способности
и их развитие у детей младшего возраста»
Подготовила: Стремкова Н.С.
2022г.
Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно влияет на малышей еще в утробе матери: они замирают, с интересом вслушиваясь, или, наоборот, начинают активно двигаться, имея всего несколько месяцев от роду, а затем с удовольствием поют и танцуют, как только обучаются говорить и ходить.
Неудивительно, что неравнодушных активных родителей интересует вопрос о том, как правильно развивать музыкальные способности ребенка в дошкольном возрасте и какие способы существуют для того, чтобы привить любовь малышу ко всему, что имеет отношение к музыке.
Сразу нужно отметить, что любовь к музыке может развиваться только природным путем и никогда не станет искренней и на всю жизнь, если с детства «вбивать» в голову ребенка ноты, заставлять его упражняться с гаммами и требовать учить этюды и менуэты. Все это можно будет ввести в жизнь ребенка со временем, когда он пойдет в школу, но дошкольников такие методы быстро утомляют – закономерным результатом становится полная потеря интереса к музыке.
Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме вызывать интерес детей к музыке, а также обучать их основным понятиям музыкальной грамоты.
Рекомендуется использовать музыкально-дидактические игры, с помощью которых развивается у детей чувство ритма, координация движений, способности к творческим начинаниям, а также дают возможность раскрепоститься. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее. Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактические игры. Детям очень интересно участвовать в таких играх, при этом происходит музыкальное развитие ребенка: развивается чувство ритма, координация движений, слух, память, воображение, внимание. Также музыкальные игры раскрепощают стеснительных и зажатых детей и раскрывают творческий потенциал. В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, развиваются различные функции речи, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и новые (продуктивные) деятельности, поэтому музыкальные занятия будут ребенку очень полезны для его развития.
Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:
• Повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях.
• Развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке.
• Улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти.
• Воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации.
Игровое обучение музыке.
Каждое игровое занятие несет в себе определенную функцию. В зависимости от игры можно выделить несколько вариантов игр:
Игры на развитие музыкальной восприимчивости и слуха.
1. Занятия, повышающие чувство ритма.
2. Игровые тренировки музыкальной памяти.
Прививать детям определенные навыки нужно постепенно.
Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая. Планирование музыкальных занятий – это важная функция воспитателя. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.
Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания.
Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:
1. Ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;
2. Музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;
3. Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
1. Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях
с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки.
Многие преподаватели разрабатываю комплекс занятий по совершенствованию и развитию ладового чувства. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).
Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.
Музыкальные занятия для дошкольников должны чередоваться с речевыми
упражнениями. Это позволить добиться большего результата не только в музыкальном образовании, но и поможет развиваться в будущем.
2. Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей музыкально-слуховых представлений является расширение восприятия звуков.
Примерами упражнений на слуховое представление являются:
• Узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух.
• Определение направления звука и местонахождения его источника.
• Различение голосов.
• Повторение простых мелодий на слух.
Все эти упражнения можно проводить в игровой форме. От их качества напрямую зависит музыкальное развитие дошкольника. А тренировка слухового представления способствует развитию музыкальных способностей у детей на протяжении всей жизни.
3. Развитие чувства ритма
Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.
В качестве примера можно привести следующие упражнения:
1. Дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития.
2. Декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей.
3. Упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма.
4. Простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока. Танец также развивает чувство ритма.
5. Любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма. С детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению.
Все методики развития чувства ритма можно использовать поочередно, чтобы не загружать детей одинаковыми действиями на протяжении долгого времени.
Для достижения эффективного развития музыкальных способностей есть задачи:
• учить детей ориентироваться в игровой ситуации;
• развивать музыкальное восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;
• совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;
• воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.
Для достижения данных задач, нужно уметь правильно подобрать музыкальный материал для детей, соответствующие возрасту и развитию. Существуют музыкально-дидактические игры, направленные на развитие определенных музыкальных способностей:
• игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый и динамический);
• игры, развивающие чувство ритма;
• игры, способствующие восприятию музыки;
• игры для развития музыкальной памяти.
Музыкально - дидактические игры осваиваются детьми постепенно во время музыкальных занятий. Важно, чтобы воспитатель в свободное время закреплял знания и навыки детей, приобретенных на музыкальных занятиях. Так на прогулках дети могут играть в музыкальные игры с воспитателем, а затем самостоятельно.
Одними усилиями музыкального руководителя без поддержки родителей и воспитателей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном развитии детей, а также их музыкальных способностей. Музыкальное воспитание в семье имеет свои возможности: слушание радио и телепередач, аудиозаписей, музыкальных сказок, песен из мультфильмов, фрагментов классической музыки. Родители в домашней обстановке могут организовать и провести музыкально-дидактическую игру со своим ребенком.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально - дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Главное, чтобы эта работа была
проделана общими усилиями воспитателей и родителей, в соответствии с возрастом ребенка и его особенностями.
Помогая малышам в тренировке музыкальных навыков и способностей, родители готовят их к следующим этапам на пути к творческой самореализации. Ведь процесс совершенствования творческих способностей не прекращается на протяжении всей жизни и даже в зрелом возрасте. Однако только правильный старт в обучении способен обеспечить положительную динамику не только в том, что касается музыки, но и во всех творческих начинаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Логоритмика как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста"
Цель: развитие свободной, творческой личности ребенка, которая определятся задачами развития по музыкальному воспитанию и задачами исследовательской деятельности детей.Задачи проекта: Стимулировать эм...
Конспект открытого занятия на тему «Развитие музыкальных способностей и певческого голоса детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»
Доставить детям радость, создать «музыкальное» настроение....
Консультация "Роль потешки в развитии речи детей младшего возраста"
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные качасетва, развивающих речь во всех её аспектах - является русский народный фольклор. Потешка - малый жанр устноо народного творчест...
Педагогический проект «Логоритмика как средство развития речи, музыкальных способностей и творческого начала детей раннего возраста»
Все мы знаем, что чем больше двигательная активность малышей, тем лучше развивается их речь, музыкальные и творческие способности. И всему этому помогают логоритмические игры и упражнения. А в комплек...
Консультация "Инновационные подходы к развитию речи детей младшего возраста в ДОУ в рамках ФГОС"
В последнее время мы (педагоги) все чаще сталкиваемся с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет воспитат...
Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей «Формирование вокально – хоровых навыков как условие развития музыкальных способностей и творческого потенциала детей дошкольного возраста» »
Развитие вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста - важная и сложная задача, которая включает разнообразные игровые методы и приемы развития голоса ребенка....
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей младшего возраста»
Консультация для родителей «Особенности развития речи детей младшего возраста» Младший возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.Этот период очень значимый для речевого ...