подборка консультаций по экологическому воспитанию
методическая разработка

 

Консультация для воспитателей: 

«Игровые технологии в экологическом воспитании»

 

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.

Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.

Экологические игры бывают:

  • ролевые;
  • дидактические;
  • имитационные;
  • соревновательные;
  • игры-путешествия.

 

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

 

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

В работе с детьми можно использовать  такие дидактические игры, как:

«Звездный зоопарк» - цель: познакомить с созвездиями, формировать умения составлять созвездия; дать представления о том, что человек связан с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (обведя их контуры можно увидеть силуэты животных, птиц). Детям раздаются наборы для игры (лист бумаги, маленькие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий). Дети составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, угадывают его название. Кто правильно все сделает и правильно назовет созвездие, тот и выиграл.

Целью игры «Рассели животных по Земле» является: познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям.

 

Содержание игры:

  • Выбрать себе какой-то один материк.
  • Отобрать животных, которые там живут.
  • Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем.
  • Придумать рассказ о жизни животных на своем материке.
  • Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает ребенок,  набравший больше фишек.

 

Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и потом объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.

 

Содержание:

Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте мира с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает нашедший и правильно исправивший большее количество ошибок.

 

Игра «Кто поможет малышу?»

Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.

Содержание:

 Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.

Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Экологическое воспитание – это воспитание

нравственности, духовности и интеллекта»

Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

К критериям сформированности  гуманного отношения к природе относится следующее:

  • понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
  • проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.). Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие).

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать его суть, надо развивать их эмоциональную сферу, поскольку чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

 

 

 

 

  «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».

 

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важнейших направлений определяет познавательное развитие, предполагающее развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания и развитие воображения и творческой активности.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников и ориентирует педагогов на использование в своей деятельности эффективных форм и методов, позволяющих строить образовательную деятельность на основе значимых для развития дошкольников видах детской деятельности, стимулирующих их активность в познании окружающего мира. Дошкольник, как можно раньше, должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, поиска новых нестандартных действий в самых разных обстоятельствах, умение проявлять инициативу.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательной активности. Данные последних исследований показывают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста: у них снижен познавательный интерес, нет стремления к получению новых знаний и проявлению самостоятельности.

Важно, чтобы дошкольник умел оперировать и применять, полученные знания в практической деятельности.

Как пробудить у дошкольников интерес к процессу познания, самостоятельному поиску знаний, решений и достижений поставленных целей?

Моей целью стало повышение уровня развития у дошкольников познавательной активности. Для этого использовала современную эффективную педагогическую технологию - метод проектов.  Использование метода проектов дает возможность решить поставленную задачу, позволяет расширить образовательное пространство, развить творческое, познавательное мышление ребенка, позволяет детям вместо пассивного накопления знаний использовать различные способы их получения. Метод проектов развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  • Развивать познавательные способности, познавательный интерес, любознательность через создание проблемной ситуации
  • Формировать предпосылки для поисковой деятельности, познавательной инициативы; планирования своих действий.
  • Формировать положительный эмоциональный отклик в процессе проектной деятельности и устойчивый интерес к решению познавательных задач.
  •  Развивать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, (умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умение публичного выступления).
  • Создавать условия для развития партнерского взаимодействия с родителями в проектной деятельности.
  • Обогащать РППС, обеспечивающей активность жизнедеятельности ребенка, становление его субъектной позиции, развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
  • Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.

В ходе реализации метода проектов, мною применялась такая организация, при которой ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера. Разнообразие интеллектуальной и практической деятельности на занятии   стимулировала поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной коллективной работы. Посильные задания, с которыми дети успешно справлялись, помогали пережить радость интеллектуальных побед. Этому способствовал и новый материал, связанный с имеющимся опытом дошкольников.

Метод проектной деятельности в экологическом воспитании – это один  из перспективных методов формирования познавательного интереса к природе.

Проектирование всегда ориентировано на практику. Дети, реализующие тот или иной проект по экологии, не просто ищут нечто новое, они решают реальную, вставшую перед ними проблему в процессе исследовательского поиска по различным направлениям, результаты затем объединяются и обобщаются в одно целое. В период реализации проекта независимо от темы происходит интеграция всех образовательных областей. Она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Поэтому к реализации экологического проекта мы готовимся очень тщательно и осмысленно. Проект – это продукт сотворчества детей, воспитателей и родителей.

Давайте задумаемся, что самое важное для создания проекта, от чего зависит успех проектного метода? Конечно же, прежде всего от заинтересованности детей в исследовании того или иного явления.

Проект для ребенка начинается с одного простого действия: он что- то увидел, услышал, в результате этого возникают вопросы, на которые он ищет ответ. И самое важное в этот момент для меня - не оставить этот интерес без внимания. Попросить ребенка описать свои ощущения, рассказать, что почувствовал. И так шаг за шагом я вижу, что наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Ребенок хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в проектную деятельность.

Весь процесс обучения строится исходя из принципов сотрудничества каждого ребенка со мной; по принципу педагогической поддержки, а это значит - верю в каждого ребенка и его возможности; оцениваю не личность, а действия, поступки; вижу  ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявляю  внимание к каждому ребенку постоянно, радуюсь  его самостоятельным действиям, поощряя их; помогаю  каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности, учу  детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат. В результате этой работы дети свободно высказывают свою точку зрения; самостоятельно применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; применяют обследовательские действия для выявления свойств и качеств предметов, умеют организовать и осуществить экспериментальную деятельность; умеют сделать обобщения, вывод.

 В младшем возрасте важно научить детей входить в проблемную игровую ситуацию, активизировать желания искать пути разрешения проблемной ситуации, идёт формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.

  В моей работе с детьми младшей возрастной группы были реализованы краткосрочные экологические проекты:

 

«Белая березка, я тебя люблю» (познавательно – исследовательский). Цель: формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам живой природы.

                      

«Наши маленькие соседи - насекомые» (познавательно – исследовательский). Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации экологического проекта.      

 

В средней группе мы принимали участие в проектах: 

«Кто из нас, из овощей, и полезней и нужней?» (краткосрочный, познавательно–исследовательский, творческий).

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей; знакомство с удивительными особенностями овощей.

 

«Вода-это жизнь! Берегите воду!» (познавательно-исследовательский). Цель: формирование представлений у детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, бережного отношения к природным ресурсам нашей планеты.

Моими задачами по  реализации метода проекта с детьми старшего дошкольного возраста были  следующими: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте активно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально –волевая, интеллектуальная. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка познавательной активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её.

В работе с детьми старшей и подготовительной группы было организовано больше экологических проектов:

 

Творческо-исследовательский проект (долгосрочный) «Сбережём планету!». Цель: формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

 

Познавательно-творческий (краткосрочный) проект «Сохраним Амурского тигра вместе». Цель: создание условий для развития познавательных способностей детей в ознакомлении с Амурским тигром, воспитание у детей эмоционального отклика на проблемы защиты амурского тигра.

      Познавательно-творческий (краткосрочный) проект «Защитим лес от пожара».

    Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в природе. Совершенствовать знания, умения и навыками необходимые для действия в экстремальных ситуациях.

 

Познавательно-творческий (долгосрочный) проект «Помоги зимующим птицам!». Цель: формирование гуманного отношения к птицам, воспитание у детей экологической культуры, вовлечение в практическую деятельность по охране животных.

 

Познавательно-творческий (долгосрочный) проект «Планета Земля в опасности!». Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста элементов экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающему миру, к себе как жителю планеты Земля.

 

Познавательно-творческий (краткосрочный) проект «Живые символы Хабаровского края». Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, воспитание экологически осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.

В результате мероприятий, которые проведены в ходе проекта, мы получили положительный результат. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; повысились знания о об окружающей природе, природе Хабаровского края, заповедниках на территории Хабаровского края; получили практические знания по охране природы.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту воспитанников. Проектная деятельность даёт детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную активность, творческие способности и коммуникативные навыки. 

Считаю, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод.

Используя проектирование через реализацию экологических проектов, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей; способствует развитию познавательной активности, формированию начал экологической культуры.

Полагаю, что мой материал из опыта работы может быть использован воспитателями детских садов для организации экологических проектов. Главное каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения помнить, что в ходе проектной деятельности развивается личность дошкольника. Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.

Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно- активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_kons.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: 

«Игровые технологии в экологическом воспитании»

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» экологическое образование постепенно стало важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений.

Для повышения его эффективности используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - экологические игры.

Экологические игры бывают:

  • ролевые;
  • дидактические;
  • имитационные;
  • соревновательные;
  • игры-путешествия.

Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».

Цель игры: формировать представление о том, что строительство может осуществляться только пи условии соблюдения экологических норм и правил.

Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет?», « Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое-неживое», «Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и т.д.

Каждый педагог выбирает те виды игр, которые ему более всего подходят. Критерии выбора – программа, по которой он работает, возможности дошкольного учреждения, уровень подготовленности воспитанников.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.

Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильн6о выйти. Однако, весь комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.

В работе с детьми можно использовать  такие дидактические игры, как:

«Звездный зоопарк» - цель: познакомить с созвездиями, формировать умения составлять созвездия; дать представления о том, что человек связан с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (обведя их контуры можно увидеть силуэты животных, птиц). Детям раздаются наборы для игры (лист бумаги, маленькие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий). Дети составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, угадывают его название. Кто правильно все сделает и правильно назовет созвездие, тот и выиграл.

Целью игры «Рассели животных по Земле» является: познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических поясах Земли, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям.

Содержание игры:

  • Выбрать себе какой-то один материк.
  • Отобрать животных, которые там живут.
  • Кто быстрее расселит на своем материке животных, которые обитают на нем.
  • Придумать рассказ о жизни животных на своем материке.
  • Тот, кто без ошибок расселил животных, сочинил интересный рассказ, получает фишку. Выигрывает ребенок,  набравший больше фишек.

Игра «Исправь ошибку» построена на том, чтобы дети смогли сами разобраться и потом объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, повадки, питание.

Содержание:

Воспитатель располагает картинки или маленькие игрушки животных на карте мира с ошибками. Дети должны найти эти ошибки и исправить их. Выигрывает нашедший и правильно исправивший большее количество ошибок.

Игра «Кто поможет малышу?»

Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.

Содержание:

 Ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.

Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.


«Экологическое воспитание – это воспитание

нравственности, духовности и интеллекта»

Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, предполагает:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
  • развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
  • участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

К критериям сформированности  гуманного отношения к природе относится следующее:

  • понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
  • проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.). Кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

  • представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
  • понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
  • осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие).

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать его суть, надо развивать их эмоциональную сферу, поскольку чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

  «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».

 

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важнейших направлений определяет познавательное развитие, предполагающее развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания и развитие воображения и творческой активности.

Это требует пересмотра технологий образования дошкольников и ориентирует педагогов на использование в своей деятельности эффективных форм и методов, позволяющих строить образовательную деятельность на основе значимых для развития дошкольников видах детской деятельности, стимулирующих их активность в познании окружающего мира. Дошкольник, как можно раньше, должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, поиска новых нестандартных действий в самых разных обстоятельствах, умение проявлять инициативу.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательной активностиДанные последних исследований показывают, что происходит снижение познавательной активности у детей дошкольного возраста: у них снижен познавательный интерес, нет стремления к получению новых знаний и проявлению самостоятельности.

Важно, чтобы дошкольник умел оперировать и применять, полученные знания в практической деятельности.

Как пробудить у дошкольников интерес к процессу познания, самостоятельному поиску знаний, решений и достижений поставленных целей?

Моей целью стало повышение уровня развития у дошкольников познавательной активности. Для этого использовала современную эффективную педагогическую технологию - метод проектов.  Использование метода проектов дает возможность решить поставленную задачу, позволяет расширить образовательное пространство, развить творческое, познавательное мышление ребенка, позволяет детям вместо пассивного накопления знаний использовать различные способы их получения. Метод проектов развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  • Развивать познавательные способности, познавательный интерес, любознательность через создание проблемной ситуации
  • Формировать предпосылки для поисковой деятельности, познавательной инициативы; планирования своих действий.
  • Формировать положительный эмоциональный отклик в процессе проектной деятельности и устойчивый интерес к решению познавательных задач.
  •  Развивать умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, (умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умение публичного выступления).
  • Создавать условия для развития партнерского взаимодействия с родителями в проектной деятельности.
  • Обогащать РППС, обеспечивающей активность жизнедеятельности ребенка, становление его субъектной позиции, развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
  • Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.

В ходе реализации метода проектов, мною применялась такая организация, при которой ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера. Разнообразие интеллектуальной и практической деятельности на занятии   стимулировала поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной коллективной работы. Посильные задания, с которыми дети успешно справлялись, помогали пережить радость интеллектуальных побед. Этому способствовал и новый материал, связанный с имеющимся опытом дошкольников.

Метод проектной деятельности в экологическом воспитании – это один  из перспективных методов формирования познавательного интереса к природе. 

Проектирование всегда ориентировано на практику. Дети, реализующие тот или иной проект по экологии, не просто ищут нечто новое, они решают реальную, вставшую перед ними проблему в процессе исследовательского поиска по различным направлениям, результаты затем объединяются и обобщаются в одно целое. В период реализации проекта независимо от темы происходит интеграция всех образовательных областей. Она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Поэтому к реализации экологического проекта мы готовимся очень тщательно и осмысленно. Проект – это продукт сотворчества детей, воспитателей и родителей.

Давайте задумаемся, что самое важное для создания проекта, от чего зависит успех проектного метода? Конечно же, прежде всего от заинтересованности детей в исследовании того или иного явления.

Проект для ребенка начинается с одного простого действия: он что- то увидел, услышал, в результате этого возникают вопросы, на которые он ищет ответ. И самое важное в этот момент для меня - не оставить этот интерес без внимания. Попросить ребенка описать свои ощущения, рассказать, что почувствовал. И так шаг за шагом я вижу, что наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать друг с другом. Ребенок хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в проектную деятельность.

Весь процесс обучения строится исходя из принципов сотрудничества каждого ребенка со мной; по принципу педагогической поддержки, а это значит - верю в каждого ребенка и его возможности; оцениваю не личность, а действия, поступки; вижу  ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявляю  внимание к каждому ребенку постоянно, радуюсь  его самостоятельным действиям, поощряя их; помогаю  каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности, учу  детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат. В результате этой работы дети свободно высказывают свою точку зрения; самостоятельно применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач; применяют обследовательские действия для выявления свойств и качеств предметов, умеют организовать и осуществить экспериментальную деятельность; умеют сделать обобщения, вывод.

 В младшем возрасте важно научить детей входить в проблемную игровую ситуацию, активизировать желания искать пути разрешения проблемной ситуации, идёт формирование начальных предпосылок поисковой деятельности.

  В моей работе с детьми младшей возрастной группы были реализованы краткосрочные экологические проекты:

«Белая березка, я тебя люблю» (познавательно – исследовательский). Цель: формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам живой природы.

                      

«Наши маленькие соседи - насекомые» (познавательно – исследовательский). Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации экологического проекта.      

В средней группе мы принимали участие в проектах: 

«Кто из нас, из овощей, и полезней и нужней?» (краткосрочный, познавательно–исследовательский, творческий).

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей; знакомство с удивительными особенностями овощей.

«Вода-это жизнь! Берегите воду!» (познавательно-исследовательский). Цель: формирование представлений у детей о свойствах воды, роли воды в жизни человека и других живых организмов, бережного отношения к природным ресурсам нашей планеты.

Моими задачами по  реализации метода проекта с детьми старшего дошкольного возраста были  следующими: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В старшем дошкольном возрасте активно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально –волевая, интеллектуальная. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка познавательной активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её.

В работе с детьми старшей и подготовительной группы было организовано больше экологических проектов:

Творческо-исследовательский проект (долгосрочный) «Сбережём планету!». Цель: формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

 

Познавательно-творческий (краткосрочный) проект «Сохраним Амурского тигра вместе». Цель: создание условий для развития познавательных способностей детей в ознакомлении с Амурским тигром, воспитание у детей эмоционального отклика на проблемы защиты амурского тигра.

      Познавательно-творческий (краткосрочный) проект «Защитим лес от пожара».

    Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности в природе. Совершенствовать знания, умения и навыками необходимые для действия в экстремальных ситуациях.

Познавательно-творческий (долгосрочный) проект «Помоги зимующим птицам!». Цель: формирование гуманного отношения к птицам, воспитание у детей экологической культуры, вовлечение в практическую деятельность по охране животных.

Познавательно-творческий (долгосрочный) проект «Планета Земля в опасности!». Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста элементов экологической культуры и экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающему миру, к себе как жителю планеты Земля.

 

Познавательно-творческий (краткосрочный) проект «Живые символы Хабаровского края». Цельформирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, воспитание экологически осознанного и бережного отношения детей к природе родного края.

В результате мероприятий, которые проведены в ходе проекта, мы получили положительный результат. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; повысились знания о об окружающей природе, природе Хабаровского края, заповедниках на территории Хабаровского края; получили практические знания по охране природы.

Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту воспитанников. Проектная деятельность даёт детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную активность, творческие способности и коммуникативные навыки. 

Считаю, что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод.

Используя проектирование через реализацию экологических проектов, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей; способствует развитию познавательной активности, формированию начал экологической культуры.

Полагаю, что мой материал из опыта работы может быть использован воспитателями детских садов для организации экологических проектов. Главное каждому педагогу дошкольного образовательного учреждения помнить, что в ходе проектной деятельности развивается личность дошкольника. Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.

Реализовав внедрение новой образовательной технологии – проектную деятельность в воспитательно-образовательный процесс, считаю, что достигла цели, так как развитие свободной творческой, познавательно- активной, креативной, позитивно - социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.   Деятельность человека в ...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе»...

Консультация по экологическому воспитанию дошкольников "Экологические игры"

АКТУАЛЬНОСТЬ: На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека и природы. Наша цель развить в детях экологическую культуру, основы бережного ...

Подборка игр по экологическому воспитанию для дошкольников

Находясь в современных условиях дистанционного образования наши дети испытывают дефицит практической деятельности экологического направления. Однако, это не повод к полному отделению их от данной обла...

Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

Консультация по экологическому воспитаниюна тему: «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»...

Подборка литературы по экологическому воспитанию

Подборка литературы по экологическому воспитанию...