Подборка игр по экологическому воспитанию для дошкольников
картотека

Пилюгина Марина Владимировна

Находясь в современных условиях дистанционного образования наши дети испытывают дефицит практической деятельности экологического направления. Однако, это не повод к полному отделению их от данной области познания. Предлагаем вашему вниманию подборку экологических игр для каждого периода дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_nsportal_ekologiya.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР

ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

МЛАДШАЯ ГРУППА

1.1.«Найди детеныша для мамы»

Цель: упражнять детей в подборе детёнышей к нужному виду животного, закрепить представления о звуках, издаваемых животными.

 Воспитатель обращает внимание детей на изображения взрослых животных и рассказывает, как однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».

Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.

Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки.

1.2.«Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять знания детей о животных, упражнять подражать их голосам.

Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т. д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике, дальше ведущим становится кто-то из желающих детей.

1.3.«Кто где живёт»

Цель: закреплять у детей представления о характерных жилищах животных

   У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

1.4.Угадай, кто это?

Цель: закреплять у детей умение называть животное по характерной особенности

Взрослый называет характерную особенность какого-либо животного, а ребенок пытается угадать, кто это. Если загадка не разгадана, взрослый называет еще одну особенность (до пяти подсказок).

Если игра проводится в группе, каждому ребенку достается свой вопрос. Подсказывать не разрешается.

Если игра идет один на один с ребенком, взрослый может меняться ролями, пусть ребенок тоже попробует загадывать животных.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

2.1«Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах, их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

2.2«Расскажи без слов»

Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).

2.3«Это правда или нет?»

Цель. Учить детей находить неточности в живой природе в тексте на слух.

  Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»

Тёплая весна сейчас.                      

Виноград созрел у нас.

А зимой  среди  ветвей

«Га-га-га, пел соловей      

Конь рогатый на лугу                    

Летом прыгает в снегу.                

Поздней осенью медведь    

Любит в речке посидеть.    

Быстро дайте мне ответ –

Это   правда или нет?

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.

2.4«Собери дерево»

Цель: упражнять детей в поиске

Педагог предлагает ребёнку три разрезанных на части (дуб, береза, клен): корень, ствол, крона дерева. Предлагает помочь деревьям ребенку собрать деревья. В завершении обговаривается зачем дереву каждая его часть.

СТАРШАЯ ГРУППА

3.1«Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал:  карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.    

Ход игры:

 Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.  

3.2«Что лишнее?»

Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.

3.3 «Найди пару»

Цель. Развивать у детей мышление, сообразительность.

  Ход игры. Воспитатель раздаёт детям по одному листу и говорит: «Подул ветер. Все листочки разлетелись». Услышав эти слова, ребята кружатся с листочками в руках. Педагог  даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен встать рядом с тем деревом, лист которого держит в руках.

3.4 «Отгадайте, что за растение»

Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза);

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

4.1«Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры:

Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

4.2«Узнай, чей лист»

  Цель. Упражнять детей узнавать и называть растение по листу, находить его в природе.

  Ход игры. Сбор листьев, опавших с деревьев и кустарников. Педагог предлагает узнать, с какого дерева или кустарника лист и найти доказательство (сходство) с неопавшими листьями, имеющими разнообразную форму.

4.3«Третий лишний»

Цель. Закреплять знания о многообразии растений.

Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши.  Например: берёза, тополь, яблоня; яблоня, слива, дуб и т.д.

4.4 Что это за насекомое?

Цель: Закреплять у детей представления о характерных особенностях знакомых насекомых.

Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая – должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...

подборка консультаций по экологическому воспитанию

Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в экологическом воспитании» С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об об...

Сообщение из опыта работы на тему: «Внедрение понятия Экологической тропы, как формы экологического воспитания младших дошкольников».(для воспитателей)

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дош...

Подборка литературы по экологическому воспитанию

Подборка литературы по экологическому воспитанию...