Система по формированию звуковой культуры речи в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)
Задачи: Развивать артикуляционный аппарат детей, речевой слух, речевое дыхание, дикцию, интонационную выразительность речи, учить регулировать темп речи и силу голоса. Познакомить с понятиями «слово», «звук», «слог», «предложение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_po_zkr_st_gr.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию звуковой культуры речи у воспитанников старшей группы Разработала: Атаева Н.А. | ||||
Неделя | Тема недели | Задачи | Методы и приемы | Содержание предметно-развивающей среды |
1 -4 неделю Сентябрь | «Наш детский сад. Встреча после лета». «Наш детский сад. Мы группа». «Радость послушания» «Жизнь людей в деревне. Урожай». | Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, з, изолированно и в словах. Учить выделять эти звуки голосом, дифференцировать. их на слух. Развивать речевое дыхание, речевой слух, артикуляционный аппарат. Познакомить детей с понятием «Слово» - сформировать элементарные представления о слове как основной единице речевого общения и его номинативном значении (может называть предметы и явления, действия, признаки предметов и действий, количество и тому подобное); дать представление о словах, которые не имеют самостоятельного значения и употребляются в речи детей для связи слов между собой (показать на примерах союзов и предлогов). | Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка». «Часики», Почистим зубки», «Подуй на снежинку». Проговаривание чисто говорок с заданным звуком с, з Д/и: «Найди предмет» - найти предмет в названии которого есть заданные звуки. Д/и: «Назови игрушку», «Назови вкусные слова», Какое слово потерялось?», «Скажи, как я», «Отыщем картинку». «Что делает?», «Доскажи словечко». «Новые слова» - (сам, лететь – самолет, пар, ходить –пароход, тепло возить – тепловоз и т.д.), «Похожие слова» - (лук, ручка, ключ, лист – имеют разное значение). Д/и: «Положи слово в ладошку» - (назови предмет, назови признак предмета, назови действие предмета – вопросы кто? что? какой? что делает?). Игра «Лестница» - развитие речевого дыхания. | Презентация «Формирование ЗКР» - слайды №2 - №8; слайды № 32, 33, 34 папка Ст.3 – папка с, з Предметы и игрушки в названии которых есть звуки с, з, (как в начале, в середине, в конце слова), либо карточки с изображением этих предметов, презентация, ИКТ-игра Фишки для игр со слововами. Игра со звуками «Доктор Айболит»; |
1-4 неделю Октябрь | «Жизнь людей в деревне. Ферма» «Жизнь людей и природа в городе» (2 недели). «С Днем рождения, любимый город». | Уточнить и закрепить правильное произношение звуков с, ц в словах, учить выделять их голосом, дифференцировать на слух, Развивать речевое дыхание, речевой слух. Познакомить с понятием «Предложение» - научить выделять его из речевого потока, учить воспринимать его как несколько связанных по смыслу слов, выражающих законченную мысль. Упражнять в делении предложений на слова, определении количества и порядка слов в них. Учить произвольно строить предложения разной грамматической конструкции | Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка». «Качели», «Киска сердится», «Птенчик». Проговаривание чисто говорок с заданным звуком. Игра «Фокус с предметами» - развитие речевого дыхания. Д/и: «Мамина сумка», «Четвертый лишний», «Мозаика», «В путешествие», «Рассели животных по домикам». Д/и: «Составь предложение с заданным словом», «Собери слова в предложение», «Составь предложение по картинкам», «Исправь ошибки в предложении». | Презентация «Формирование ЗКР» - слайды –№ 35, № 36,№ 37 слайды –№ 8 - №17 папка Ст.3 – папка с, ц Предметы и игрушки (предметные картинки), в названии которых есть звуки с, ц, (как в начале, в середине, в конце слова) Оборудование для игры: любая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.) |
1-4 неделя Ноябрь | «Золотая осень. Дождливая осень». «Лес в жизни человека и животных». «Кто во что одет» «День Матери». | Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ш, ж, изолированно и в словах и фразах, учить дифференцировать их на слух. Учить называть слова с заданным звуком. Развивать речевое дыхание, побуждать строить предложения разной грамматической конструкции. Учить выделять предложение из речевого потока. | Артикуляционные упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Грибок». «Конфета», «Вкусное варенье», «Лопаточка». Проговаривание чисто говорок с заданным звуком. Д/и: «Мамина сумка», «Четвертый лишний», «Мозаика», «В путешествие», Д/и: «Составь предложение с заданным словом», «Собери слова в предложение», «Составь предложение по картинкам», «Исправь ошибки в предложении». | Презентация «Формирование ЗКР» - слайды №38, №39, №40; предложение – слайды №8-№17 Папка Ст.3 – папка ш,ж Предметы и игрушки в названии которых есть звуки ш, ж, (как в начале, в середине, в конце слова), либо карточки с изображением этих предметов, презентация, ИКТ-игра, картинки или игрушки для составления детьми предложений. |
1-4 неделя Декабрь | «Времена года. Календарь». «ХМАО – наш родной округ» «Новогодний праздник. Елка наряжается». «Новогодний праздник. Дед Мороз, Санта Клаус, рождество». | Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ч, щ изолированно и в словах и фразах, учить дифференцировать их на слух. Учить называть слова с заданным звуком. Побуждать строить предложения разной грамматической конструкции, объединять их в короткий текст. | Артикуляционные упражнения «Грибок», «Чашечка», «Вкусное варенье» «Почистим зубки». Проговаривание чисто говорок с заданным звуком. Д/и: «Раз, два, три парочку себе найди!», «Кузовок», «Я купила в магазине», «Аналогии». «Составь предложение с заданным словом», «Собери слова в предложение», «Составь предложение по картинкам, игрушкам». | Презентация «Формирование ЗКР» - слайды - №41, №42, №43 папка Ст.3 – папка ч,щ Предметы и игрушки в названии которых есть звуки ч, щ, (как в начале, в середине, в конце слова), либо карточки с изображением этих предметов, презентация, ИКТ-игра «Где находится звук (Л); |
1-4 неделя Январь | «Коляда. Светлая надежда» «Цирк» «Зимние игры и соревнования». «Путешествие на Север». | Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, ш, изолированно и в словах и фразах учить дифференцировать их на слух. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков з, ж, изолированно и в словах и фразах учить дифференцировать их на слух. Закреплять представление детей о словесном составе предложения. Учить регулировать темп речи и силу голоса. Учить делить слова на слоги, определять их количество. Учить выделять ударный слог. Слова бывают длинные и короткие –познакомить детей с понятием длинное и короткое слово (способы определения). | Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка». «Лошадка», «Гармошка», «Грибок». Проговаривание чисто говорок на заданные звуки Игра «Птички (бабочки)» - речев, дыхание Д/и: «Четвертый лишний» (по первому, последнему звуку). Д/и: «Найди звук», «Хлопни в ладоши когда услышишь звук», «Одинаковые звуки», «Последний звук», «Где звук?» (Определение положения звука в слове), «Нужный звук». Д/и: «Телеграф», «В гости у куклам». Д/и: «Домик», «Шаг вперед», «Засели вагончики». | Презентация «Формирование ЗКР» - слайды №44 - №48 слоги – слайды № 18 - № 28 папка Ст.3 – папка с,ш – папка з,ж Карточки с изображением предметов односложные, двусложные, трехсложные слова. куклы Полоски разной длины для обозначения длинных и коротких слов. Оборудование для игры: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные. Предметы и игрушки, в названии которых есть звуки з, ж, (как в начале, в середине, в конце слова), либо карточки с изображением этих предметов, презентация, ИКТ-игра «Гости с планеты (С); |
1-4 Февраль | «Путешествие на юг» «Про храбрых и отважных». «Кто в море живет, что по морю плывет». «Про самых любимых». | Уточнять и закреплять правильное произношение звуков з, ж, изолированно в словах и фразах учить дифференцировать их на слух. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ц, ч, изолированно в словах и фразах учить дифференцировать их на слух. Учить регулировать темп речи и силу голоса. Продолжать учить делить слова на слоги, выделять ударный слог. Развивать речевой слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей. Продолжать учить определять на слух первый и последний звук в слове, место каждого звука в слове, выделять заданный звук в словах и определять его позицию (в начале, середине или конце слова), выделять звук который чаще звучит в тексте; самостоятельно подбирать слова с заданным звуком в определенной позиции; Развивать длительный, целенаправленный выдох, укреплять мышцы губ. | Артикуляционные упражнения «Загнать мяч в ворота», «Часики», «Улыбка» «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Трубочка» Проговаривание чистоговорок на заданные звуки Игра «Лети, самолетик!» Д/и: «Три слова» Д/и: «Четвертый лишний» (по первому, последнему звуку). Д/и: «Найди звук», «Хлопни в ладоши когда услышишь звук», «Одинаковые звуки», «Последний звук», «Где звук?» (Определение положения звука в слове), «Нужный звук». Д/и: «Телеграф», «В гости у куклам». Д/и: «Домик», «Шаг вперед», «Засели вагончики». Д/и: «Паровоз» -тихо, громко | Презентация «Формирование ЗКР» - слайды № 47, № 48, №49, №50 слоги – слайды № 18 - № 28 первый и последний звук – слайды №29, №30, №31 Папка Ст.3 – папка з,ж – папка ц,ч. Оборудование для игры на развитие реч.д.: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком. Предметы и игрушки в названии которых есть звуки з, ж, ц, ч (как в начале, в середине, в конце слова), либо карточки с изображением этих предметов, презентация, ИКТ-игра, карточки и фишки для определения позиции звука (начало, середина, конец). Дефференсация звуков С и Ш; |
1-4 неделя Март | «Здравствуй солнышко. Весна». «Вода и ее свойства». «Весна, капель. Половодье». «Камни и их свойства. Жизнь людей и природа в горах». | Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ц, ч изолированно и в словах и фразах учить дифференцировать их на слух. Продолжать учить делить слова на слоги, выделять ударный слог. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей. Учить регулировать темп речи, силу голоса. Развивать дикцию, интонационную выразительность речи | Артикуляционные упражнения «Заборчик», «Лошадка», «Вкусное варенье» «Трубочка», «Часики», «Сдуй снежинку». Проговаривание чистоговорок на заданные звуки Игра «Лодочки» Д/и: «Три слова» Д/и: «Четвертый лишний» (по первому, последнему звуку). Д/и: «Найди звук», «Хлопни в ладоши когда услышишь звук», «Одинаковые звуки», «Последний звук», «Где звук?» (Определение положения звука в слове), «Нужный звук». Д/и: «Телеграф», «В гости у куклам». Д/и: «Домик», «Шаг вперед», «Засели вагончики». Д/и: «Паровоз» -тихо, громко | Презентация «Формирование ЗКР» - слайды №49, №50, №51 слоги – слайды № 18 - № 28 Папка Ст.3 – папка ц,ч. Предметы и игрушки в названии которых есть звуки ц, ч, (как в начале, в середине, в конце слова), либо карточки с изображением этих предметов, презентация, ИКТ-игра, Оборудование: таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок. |
1-4 неделя Апрель | «Телевидение». «Добрые друзья. Добрые дела». «Моя страна». «День Победы» | Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, ш изолированно в словах и фразах, учить дифференцировать их на слух. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков ц, ч изолированно в словах и фразах, учить дифференцировать их на слух. Развивать речевое дыхание, Учить называть слова с заданным звуком. Побуждать строить предложения разной конструкции, объединять их в короткий текст. | Артикуляционные упражнения «Конфета», «Вкусное варенье», «Лошадка». «Заборчик», «Чашечка», «Грибок» Проговаривание чистоговорок на заданные звуки Игра «Задуй ватку в ворота» Д/и: «Три слова» Д/и: «Четвертый лишний» (по первому, последнему звуку). Д/и: «Найди звук», «Хлопни в ладоши когда услышишь звук», «Одинаковые звуки», «Последний звук», «Где звук?» (Определение положения звука в слове), «Нужный звук». Д/и: «Телеграф», «В гости у куклам». Д/и: «Домик», «Шаг вперед», «Засели вагончики». «Составь предложение с заданным словом», «Собери слова в предложение», «Составь предложение по картинкам, игрушкам». «Исправь предложение». | Презентация «Формирование ЗКР» - слайды №49, № 50, № 51, № 44, № 45, № 46. Папка Ст. 3 – папка с, ш Предметы и игрушки в названии которых есть звуки с, ш, (как в начале, в середине, в конце слова), либо карточки с изображением этих предметов, презентация, ИКТ-игра, карточки с изображением предметов односложные, двусложные, трехсложные слова. Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты. ИКТ игра «Кто живет в домиках» - (деление на слоги. |
1-4 неделя Май | «Москва –столица» «Скоро лето» - 2 недели | Уточнять и закреплять правильное произношение звуков р, л, учить дифференцировать их на слух. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей, фонематическое восприятие. Побуждать строить предложения разной конструкции, объединять их в короткий текст. | Артикуляционные упражнения «Грибок», «Вкусное варенье», «Заборчик» «Индюк», «Барабанщик», «Вкусное варенье». Проговаривание чистоговорок на заданные звуки Д/и: «Найди место звука в слове» Д/и: «Подбери слово к схеме». Д/и: «Кого позовут в гости» "Цепочка" - составить из карточек цепочку слов, таким образом, чтобы последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего. | Презентация «Формирование ЗКР» - слайды № 52, №53, №54, №55, №56. Папка Ст.3 – папка р,л Предметы и игрушки в названии которых есть звуки р, л, (как в начале, в середине, в конце слова), либо карточки с изображением этих предметов, презентация, ИКТ-игра, Карточки со схемами расположения места звука в словах. Предметные картинки с изображением животных Картинный материал для игры: картинки-«хозяева»: кот, волк, кабан, собака; картинки-«гости»: три звука — оса, сом, жук, рак; четыре звука — коза, сова, бобр, крот; пять звуков — галка, жираф, сурок, мишка; шесть звуков — корова, курица, кролик, ворона. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки
Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...
Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.
Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна Акименко «Обучение дошкольников г...
Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.
Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна Акименко «Обучение дошкольников г...
Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.
Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна Акименко «Обучение дошкольников г...
«Звуки весеннего лес » Конспект по формированию звуковой культуры речи в старшей группе
формирование знаний детей по лексической теме «Весна», создание условий для закрепления навыков правильного произношения звуков [С], [ С’]. ...
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи и звуковой культуры речи в старшей группе "Путешествие в необычную страну"
НОД "Путешествие в необычную страну"раскрывает разнообразие развивающих игр по формированиюграмматического строя речи и звуковой культуры речи с детьми старшего возраста....
Конспект по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Чашечка с цветком»
Конспект по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Чашечка с цветком»...