Организация прогулок с детьми младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).
статья (младшая группа)

Алексеева Елена Алимпиевна

Прогулки в детском саду открывают большие возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Помогают укреплять здоровье детей, решать учебные, развивающие и воспитательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulki_vo_2_ml.gr_.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Организация прогулок с детьми младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).

Из опыта работы воспитателя Алексеева Е.А.

Прогулки в детском саду открывают большие возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Помогают укреплять здоровье детей, решать учебные, развивающие и воспитательные задачи.

ФГОС определяют основные цели прогулки. Это:

- профилактика простудных заболеваний и утомления детей;

- обучение природосообразному поведению (наблюдение за погодой, сменой времен года и т.д.);

- развитие навыков и умений фиксировать преобразования в окружающем мире;

- воспитание положительного отношения к природе, определяющего необходимость заботиться о ней.

Для реализации этих целей на каждой прогулке, воспитатель должен решать следующие задачи.

  1. Демонстрация красоты и совершенства всего, что создано природой.
  2. Знакомство с временами года, сезонными изменениями природы, трудом взрослых.
  3.  Укрепление здоровья детей, приобщение к процедурам закаливания.
  4. Тренировка спортивно – двигательного аппарата за счет физических нагрузок, оздоровление дыхательной системы.
  5. Развитие навыков самообслуживания, приобщение к посильному труду.
  6. Воспитание ответственного отношения к природе.

Зимой прогулка длится не более 4 часов и проводится в 2 приема. Летом малыши почти все время проводят на улице, заходя в группу только для еды и сна.

Структурными компонентами прогулки являются:

- разнообразные наблюдения;

- посильные трудовые поручения;

- подвижные игры и игровые упражнения;

- индивидуальная работа по разным направлениям;

- самостоятельная деятельность детей.

Последовательность структурных компонентов может варьироваться в зависимости от вида предыдущей деятельности. Например, если дети находились на занятии, требующим повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки проводятся подвижные игры (высокой подвижности), затее – наблюдения.  Если до прогулки  было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

Каждый из обязательных структурных компонентов во 2 мл.гр. длится от5 до 10 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Большое место на прогулке отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. В младшем дошкольном возрасте наблюдения занимают 7 – 10 минут. Они могут проводиться со всей группой детей, с подгруппами и индивидуально.

Объектами наблюдений могу быть;

- неживя природа (сезонные изменения, различные явления природы: дождь, снег, ручьи и т.д.);

- живая природа (растения, животные);

- труд взрослых (дворник, шофер и т.д.).

Виды наблюдений:

- кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.);

- длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. При этом дети сравнивают состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен соблюдать определенную последовательность:

1.Устанавливаются факты.

2.Формируются связи между частями объекта.

3.Идет накопление представлений у детей.

4.Проводятся сопоставления.

5.Делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Подвижные игры – один из структурных компонентов прогулки.

В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных бегом, прыжками, метанием.

В сырую, дождливую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Во второй младшей группе проводят следующие виды игр.

 С бегом: «Бегите ко мне!», «Лиса и зайцы», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Найди свой домик (парочку, цвет)», «Поезд», «Карусели», «Пузырь» и т. д.

С прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку».

С подлезанием и лазанием: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики».

С бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мяч (мешочек)», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Поймай мяч», «Не урони мяч», «Береги предмет».

На ориентировку в пространстве: «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Раз, два, три, к березе (домику, машине и т.д.) беги», «Найди, что спрятано».

Во время прогулок могут широко использоваться бессюжетные народные игры с предметами (кольцеброс, кегли и д.р.).

Каждый месяц разучиваются 2 – 3 подвижные игры, затем они закрепляются в течение года.

Важно вовлекать в подвижные игры пассивных детей.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. Это может быть работа по развитию основных видов движений, физических качеств. Также проводится работа по развитию речи детей. Можно разучивать потешки, небольшие стихи, закреплять трудные для произнесения звуки и т.п.

При этом необходимо учитывать темперамент и интересы детей.

Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. В ходе их выполнения формируется положительное отношение к труду взрослых, желание самому включиться в трудовой процесс.

При этом важно, чтобы задания были посильными, интересными, разнообразными, а длительность их выполнения не превышала 5 – 10 минут. Работа с малышами организуется как «труд рядом».

Поручения состоят из 1 – 2 трудовых операций (собери веточки, положить в корзину). Воспитатель дает положительную оценку действиям детей.

Во второй младшей группе у детей появляются первые сюжетные игры. Во время самостоятельной игровой деятельности

 малыши отражают впечатления, полученные в процессе занятий, повседневной жизни, организованных наблюдений.

Воспитатель создает условия и поощряет игры в «семью», «гости», «больницу», «пароход» и др. Помогает развивать сюжет, подбирать материал для игр.

Во время прогулки воспитатель следит, чтобы все дети были заняты, чтобы никто не озяб и не перегрелся. Малоактивных детей старается вовлечь в игры, а тех детей, кто много бегает, привлекает к участию в спокойных играх.

Виды прогулок:

1.Ежедневные утренние и вечерние (во время вечерних прогулок не организуют наблюдения и труд, т.к. воспитатель общается с родителями).

2.Традиционные – тематические.

3.Спортивные.

4.Целевые – предполагают наблюдения заявлениями природы или фактами общественной жизни за пределами участка (3- 5 раз в месяц).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация прогулок с детьми старшего дошкольного возраста

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с деть­ми. Традиционно прогулка включает в себя органи­зацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (расти...

Консультация для родителей на тему «Планирование прогулок с детьми младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему «Планирование прогулок с детьми младшего дошкольного возраста»Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Регулярные прогулки на свежем воздухе спосо...

Консультация для родителей на тему «Планирование прогулок с детьми младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему «Планирование прогулок с детьми младшего дошкольного возраста»...

Планирование прогулок с детьми младшего дошкольного возраста

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В данной методической разработке представлен материал на тему: "ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ" с учетом лексических тем ...

Рекомендации для родителей «Планирование прогулок с детьми младшего дошкольного возраста»

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Регулярные прогулки на свежем воздухе способствуют закаливанию и оздоровлению организма детей. Ребенок дошкольного возраста дол...

Сообщение из опыта работы "Использование приемов ТРИЗ-технологии в организации прогулок с детьми старшего дошкольного возраста"

Сообщение отражает практический опыт использования элементов ТРИЗ-технологии в организации прогулок старших дошкольников....