Организация прогулок с детьми младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).
статья (младшая группа)
Прогулки в детском саду открывают большие возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Помогают укреплять здоровье детей, решать учебные, развивающие и воспитательные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulki_vo_2_ml.gr_.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Организация прогулок с детьми младшего дошкольного возраста (3 – 4 года).
Из опыта работы воспитателя Алексеева Е.А.
Прогулки в детском саду открывают большие возможности для всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Помогают укреплять здоровье детей, решать учебные, развивающие и воспитательные задачи.
ФГОС определяют основные цели прогулки. Это:
- профилактика простудных заболеваний и утомления детей;
- обучение природосообразному поведению (наблюдение за погодой, сменой времен года и т.д.);
- развитие навыков и умений фиксировать преобразования в окружающем мире;
- воспитание положительного отношения к природе, определяющего необходимость заботиться о ней.
Для реализации этих целей на каждой прогулке, воспитатель должен решать следующие задачи.
- Демонстрация красоты и совершенства всего, что создано природой.
- Знакомство с временами года, сезонными изменениями природы, трудом взрослых.
- Укрепление здоровья детей, приобщение к процедурам закаливания.
- Тренировка спортивно – двигательного аппарата за счет физических нагрузок, оздоровление дыхательной системы.
- Развитие навыков самообслуживания, приобщение к посильному труду.
- Воспитание ответственного отношения к природе.
Зимой прогулка длится не более 4 часов и проводится в 2 приема. Летом малыши почти все время проводят на улице, заходя в группу только для еды и сна.
Структурными компонентами прогулки являются:
- разнообразные наблюдения;
- посильные трудовые поручения;
- подвижные игры и игровые упражнения;
- индивидуальная работа по разным направлениям;
- самостоятельная деятельность детей.
Последовательность структурных компонентов может варьироваться в зависимости от вида предыдущей деятельности. Например, если дети находились на занятии, требующим повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки проводятся подвижные игры (высокой подвижности), затее – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
Каждый из обязательных структурных компонентов во 2 мл.гр. длится от5 до 10 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Большое место на прогулке отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. В младшем дошкольном возрасте наблюдения занимают 7 – 10 минут. Они могут проводиться со всей группой детей, с подгруппами и индивидуально.
Объектами наблюдений могу быть;
- неживя природа (сезонные изменения, различные явления природы: дождь, снег, ручьи и т.д.);
- живая природа (растения, животные);
- труд взрослых (дворник, шофер и т.д.).
Виды наблюдений:
- кратковременные наблюдения организуются для формирования представлений о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.);
- длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. При этом дети сравнивают состояние объекта с тем, что было раньше.
Организуя наблюдения, воспитатель должен соблюдать определенную последовательность:
1.Устанавливаются факты.
2.Формируются связи между частями объекта.
3.Идет накопление представлений у детей.
4.Проводятся сопоставления.
5.Делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Подвижные игры – один из структурных компонентов прогулки.
В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных бегом, прыжками, метанием.
В сырую, дождливую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Во второй младшей группе проводят следующие виды игр.
С бегом: «Бегите ко мне!», «Лиса и зайцы», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Найди свой домик (парочку, цвет)», «Поезд», «Карусели», «Пузырь» и т. д.
С прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку».
С подлезанием и лазанием: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики».
С бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мяч (мешочек)», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Поймай мяч», «Не урони мяч», «Береги предмет».
На ориентировку в пространстве: «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Раз, два, три, к березе (домику, машине и т.д.) беги», «Найди, что спрятано».
Во время прогулок могут широко использоваться бессюжетные народные игры с предметами (кольцеброс, кегли и д.р.).
Каждый месяц разучиваются 2 – 3 подвижные игры, затем они закрепляются в течение года.
Важно вовлекать в подвижные игры пассивных детей.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. Это может быть работа по развитию основных видов движений, физических качеств. Также проводится работа по развитию речи детей. Можно разучивать потешки, небольшие стихи, закреплять трудные для произнесения звуки и т.п.
При этом необходимо учитывать темперамент и интересы детей.
Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. В ходе их выполнения формируется положительное отношение к труду взрослых, желание самому включиться в трудовой процесс.
При этом важно, чтобы задания были посильными, интересными, разнообразными, а длительность их выполнения не превышала 5 – 10 минут. Работа с малышами организуется как «труд рядом».
Поручения состоят из 1 – 2 трудовых операций (собери веточки, положить в корзину). Воспитатель дает положительную оценку действиям детей.
Во второй младшей группе у детей появляются первые сюжетные игры. Во время самостоятельной игровой деятельности
малыши отражают впечатления, полученные в процессе занятий, повседневной жизни, организованных наблюдений.
Воспитатель создает условия и поощряет игры в «семью», «гости», «больницу», «пароход» и др. Помогает развивать сюжет, подбирать материал для игр.
Во время прогулки воспитатель следит, чтобы все дети были заняты, чтобы никто не озяб и не перегрелся. Малоактивных детей старается вовлечь в игры, а тех детей, кто много бегает, привлекает к участию в спокойных играх.
Виды прогулок:
1.Ежедневные утренние и вечерние (во время вечерних прогулок не организуют наблюдения и труд, т.к. воспитатель общается с родителями).
2.Традиционные – тематические.
3.Спортивные.
4.Целевые – предполагают наблюдения заявлениями природы или фактами общественной жизни за пределами участка (3- 5 раз в месяц).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация прогулок с детьми старшего дошкольного возраста
Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (расти...
Консультация для родителей на тему «Планирование прогулок с детьми младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему «Планирование прогулок с детьми младшего дошкольного возраста»Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Регулярные прогулки на свежем воздухе спосо...
Консультация для родителей на тему «Планирование прогулок с детьми младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему «Планирование прогулок с детьми младшего дошкольного возраста»...
Планирование прогулок с детьми младшего дошкольного возраста
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В данной методической разработке представлен материал на тему: "ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ" с учетом лексических тем ...
Рекомендации для родителей «Планирование прогулок с детьми младшего дошкольного возраста»
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Регулярные прогулки на свежем воздухе способствуют закаливанию и оздоровлению организма детей. Ребенок дошкольного возраста дол...
Сообщение из опыта работы "Использование приемов ТРИЗ-технологии в организации прогулок с детьми старшего дошкольного возраста"
Сообщение отражает практический опыт использования элементов ТРИЗ-технологии в организации прогулок старших дошкольников....