Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями в процессе социального развития дошкольников
статья
Семейный клуб в ДОУ
как форма взаимодействия с родителями
в процессе социального развития дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_klub_v_dou.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Семейный клуб в ДОУ
как форма взаимодействия с родителями
в процессе социального развития дошкольников
Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми. Каждый твой шаг, каждое слово, даже взгляд, даже то, как ты открыл глаза или поднял руку, – всё это отзывается в сердце другого человека.
В.А.Сухомлинский
Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и семейного воспитания.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в вышедшем недавно приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" официально утверждено положение о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно, сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Что значит взаимодействие педагогов с родителями? Для того, чтобы точно ответить на этот вопрос давайте обратимся к словарям русского языка.
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова сказано так:
«Взаимодействие:
1.Взаимная связь двух явлений
2. Взаимная поддержка
Но вместе с тем актуальность проблемы обусловлена рядом противоречий:
- между необходимостью совершенствования системы взаимосвязи ДОУ и семьи и поиском новых форм взаимодействия;
- между необходимостью формирования педагогической компетентности у родителей и недостаточным количеством технологических решений по реализации данной проблемы.
Попытка частично разрешить обозначенные противоречия представлена в моем опыте работы, целью которого является содействие становлению родительской компетентности в вопросах приобщения детей к национальной культуре, к семейным традициям в условиях клубной работы.
Достижение обозначенной цели возможно путем решения задач по становлению ключевых компетенций.
Информационная компетенция:
способствовать формированию основ психолого-педагогических знаний по вопросам:
- о роли национальной культуры в личностном развитии ребенка;
- о значении семейных традиций в воспитании детей;
- о создании условий, способствующих своевременному и качественному социальному развитию
Мотивационная компетенция:
- содействовать становлению устойчивого интереса родителей к воспитательным возможностям русской народной культуры, семейных традиций.
Коммуникативная компетенция:
- способствовать становлению основ социальной ориентации в общении со своим ребенком, предопределяющим его восприятие как равноправного партнера в межличностном диалоге;
- формировать способы бесконфликтного взаимодействия;
- обогащать сферы межличностных отношений.
Рефлексивная компетенция:
- содействовать проявлению устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений;
- обогащать опыт рефлексии своих влияний на личностное развитие детей дошкольного возраста.
Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Эффективной формой взаимодействия с родителями в приобщении детей и взрослых к истокам народной культуры, семейным традициям выступает семейный клуб «На все руки мастера».
Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.
Этапы работы:
Первый этап: организационный
Цель: подготовка к работе по данному направлению
Задачи:
- Определить начальный уровень психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей.
Познакомиться с литературой по данной теме.
Подобрать практический материал.
Результат:
разработка тематического плана семейного клуба «На все руки мастера».
Второй этап: внедренческий
Цель: Повышение социокультурной компетентности родителей по вопросам патриотического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Основным содержанием работы на данном этапе является реализация тематического плана семейного клуба «На все руки мастера».
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:
круглый стол;
тренинг;
практикум;
решение педагогических ситуаций;
обмен опытом семейного воспитания;
видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;
организация совместной деятельности детей и родителей.
Направления деятельности:
- Просветительское (представление информации для повышения социокультурной компетентности родителей);
- практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники районной библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами.
Цель третьего этапа работы: Определение эффективности проделанной работы, сопоставление начального и конечного уровней психолого-педагогической и социокультурной компетентности родителей.
Результаты:
Работа семейного клуба в детском саду способствовала:
Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей
Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности
Обобщению опыта семейного воспитания
Выводы:
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Вся деятельность клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей. Широко используется система домашних заданий для родителей и их силами организуются тематические фотовыставки, выставки рисунков и плакатов.
Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса и любви к своей малой Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейный альбом как одна из форм взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи в процессе социализации дошкольника
В данной работе показано, что взаимодействие детского сада и семьи дает возможность внести в традиционные педагогические формы новые инновационные приемы, что будет способствовать социализации детей в...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Ребенок, приходя в ДОУ и погружаясь в среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая раб...
Работа с родителями. "Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями"
https://cloud.mail.ru/public/4eJo/L52TyiiLsПроблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает порой обостренный характер. Непонимание ме...
Семейный клуб в ДОУ – как форма взаимодействия с родителями
Семейный клуб в ДОУ – как форма взаимодействия с родителями ( из опыта работы)...
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»
Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического р...
Индивидуальный-образовательный маршрут «Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями»
Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-...