Проект "Моя семья"
проект (младшая группа)

Краткосрочный проект в младшней группе "Моя семья". О роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

               МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    

                       УЧЕРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА»  г.ВОЛГОДОНСКА            

               Проект во второй младшей группе

                          «Умники и умницы»

                             «Я и моя семья».

                                                   

                                                                            Волгодонск 2022г.

    Проект во второй младшей группе «Я и моя семья».


                                                                            Семья – это счастье, любовь и удача,

                                                                             Семья – это летом поездки на дачу.

                                                                             Семья – это праздник, семейные даты,

                                                                             Подарки, покупки, приятные траты.

                                                                             Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

                                                                             Мечты о хорошем , волнение и трепет.

                                                                             Семья – это труд, друг о друге забота,

                                                                             Семья – это много домашней работы.

                                                                             Семья – это важно!

                                                                             Семья- это сложно!

                                                                             Но счастливо жить одному очень сложно!

                                                                             Всегда будьте вместе, любовь берегите,

                                                                             Обиды и ссоры подальше гоните,

                                                                             Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

                                                                             Какая хорошая ваша семья!

                                                                                                                                   М.Лангер.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий. 

Вид проекта: групповой.

Возраст детей: 3-4 года.

Срок реализации проекта: 2неделя.

Участники проекта: Педагоги, родители, дети второй младшей группы.

Актуальность: В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них доброе и уважительное отношение к окружающим людям и, прежде всего, любовь к своей семье, к своим близким. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления детско-родительских отношений. Взрослые должны помочь понять ребёнку значимость семьи, что он часть семьи, что его любят в семье и это очень важно.

Проблема: В наше время в силу сильной загруженности стала недостаточной функция семьи в передаче детям значимых семейных жизненных ценностей и традиций, свои «корни». Проведя небольшое тестирование, мы определили, что не все дети знают о своей собственной семье: как зовут родителей (не разделяют понятия «мама» и «имя мамы»), кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает родственные связи, не понимают кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший.

Цель проекта: Формировать у детей младшего дошкольного возраста представление о семье. Показать её ценность для каждого человека. Формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи. Воспитывать чувство привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Привлечь родителей к сотрудничеству. 

Задачи проекта:

  • Закрепить с детьми понятия «семья», «имя», «фамилия»;
  • Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
  • Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность) ;
  • Привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

  Ожидаемые результаты реализации проекта: У детей формируется представление о своей семье, о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

  Аннотация к проекту: Данный проект разработан для детей второй младшей группы (дети от 3 до 4лет). Проект состоит из трех этапов реализации: подготовительный, практический, заключительный. По типу проект: творческий, краткосрочный.

  В проекте используются разные методы работы (беседы, чтение художественной литературы, наглядный метод), а также разные виды детской деятельности (познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая).

  В ходе проекта планируется получить следующие результаты: дети больше узнают о своей семье, познакомятся с понятием «семейные ценности», совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.

Форма организации:  беседы, игры, совместная деятельность родителей и детей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

  • Определение проблемы;
  • Постановка целей и задач;
  • Составление плана мероприятий по реализации проекта;
  • Подбор наглядно-иллюстративного материала;
  • Подбор художественной литературы в рамках проекта;
  • Подбор дидактических, сюжетно-ролевых игр;
  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке;
  • Подбор материала для продуктивной деятельности.

2 этап – основной:

Работа с детьми:

  • Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, театрализованные, дидактические, пальчиковые;
  • Чтение художественных произведений;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Беседы;
  • Продуктивные виды деятельности.

Работа с родителями: 

  • Консультация;
  • Беседы;
  • Совместная деятельность с детьми;
  • «День добрых дел».

3 этап – заключительный:

  • Изготовление книжки-малышки «моя семья»;
  • Презентация по итогам проекта.

                             План мероприятий по реализации проекта:

«Социально-коммуникативное развитие»:

Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «Пришли гости», «Дочки-матери».

Игровые упражнения: «Помоги кукле Маше навести порядок», «Оденем куклу Катю на прогулку», «Приготовим обед».

Беседы: «Моя семья»«Кто, где работает?», «Как ты помогаешь маме?», «У меня есть брат (сестра)».

«Речевое развитие»:

Чтение художественной литературы:

  • Д. Габе «Моя семья»;
  • К. Ушинский «Петушок с семьёй»;
  • Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине»;
  • Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья»;
  • Потешки: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки-ладушки»;
  • Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя», «Три поросенка», «Репка»;
  • Загадки: тема «Семья».

Театрализация: «Колобок», «Репка», настольный театр «Волк и козлята».

Упражнения: «Доскажи предложение», «Скажи ласково», «Кто какой», «Позвони по телефону маме (папе).

«Познавательное развитие»:

Конструирование: «Дом для семьи».

Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам); «Мамы и детки».

Игры: «Кто, что делает?», «Чьи вещи», «Наведи порядок», «Узнай про кого я расскажу».

«Художественно-эстетическое развитие»:

Музыка: «Вышла курочка гулять» муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка» муз. М. Красева; рус. нар. песенка «Ладушки»; муз. игра «Кошка с котятами»; слушание «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского.

Рисование: «Платье для мамы».

Аппликация: «Галстук для папы».

Лепка: «Угощение для бабушки и дедушки».

«Физическое развитие»:

Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель».

Пальчиковые игры: «Дружная семейка», «За работу», «Семья».

Физкультминутки: «Семья», «Вот какие мы», «Буратино», «Здравствуйте».

Работа с родителями:

Консультация: «Семья и семейные ценности».

Изготовление книжки-малышки «моя семья».

Мероприятие: «День добрых дел».

Ресурсы:

  • Художественная литература;
  • Методическая литература;
  • Материал для продуктивной деятельности.

Риски и пути преодоления рисков: Реализация проекта предусматривает возникновение риска невыполнения поставленных задач. Низкая мотивация детей и родителей к участию в данном проекте может вызвать незаинтересованность участников проекта.

Для этого была предпринята следующая система мер:

  • Самоконтроль над выполнением задач проекта;
  • Анализ процесса промежуточных и конечных результатов;
  • Оказание помощи родителям.

Выводы: Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате  мероприятий,  которые были проведены в ходе проекта: беседы, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили  положительный результат. У детей формировалось представление о семье, о семейных традициях.

Литература:

  1. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект». – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
  2. Ушакова, О. М. «Дидактические игры во второй младшей группе / О. М. Ушакова». - М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
  3. «Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / под ред. Л. А. Парамоновой». - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010 г.
  4. https://www.maam.ru/.

Приложение 1

Консультация для родителей.

Тема: «Семья и семейные ценности».

 Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

         Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

        Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

      Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

Начните с малого - чтение на ночь. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

Семейные традиции:

- позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";

- в вашей семье состоится то, что заведено;

- дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

- настраивают ребенка на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник";

- создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

- позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

- повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;

- традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

- можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения         Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

 

Приложение 2

Загадки о семье

Кто загадки отгадает,                         Кто нежнее всех на свете? 
Тот своих родных узнает:                 Кто готовит нам обед? 
Кто-то маму, кто-то папу,                  И кого так любят дети? 
Кто сестренку или брата,                  И кого прекрасней нет?     
А узнать вам деда с бабой —          Кто читает на ночь книжки? 
Вовсе думать-то не надо!                 Разгребая горы хлама, 
Все родные, с кем живете,               Не ругает нас с братишкой.   
Даже дядя или тетя,                           Кто же это? Наша …
Непременно вам друзья,                        
(Мама)   
Вместе вы — одна…

(Семья!)

Я шагаю по дорожке,                          Не боюсь грозы ни грамма,    
Но устали мои ножки.                         Коль со мною рядом…
Перепрыгнуть через яму                            
(Мама)
Кто поможет? Знаю – 
(Мама)


Нет в квартире грязи, хлама,                Кто милее всех на свете?
Убрала всё чисто…                                   Кого любят очень дети?      
(Мама)                                                        На вопрос отвечу прямо:

                                                                      - Всех милее наша...
Кто не в шутку, а всерьёз 
                           (Мама) 
Нас забить научит гвоздь? 
Кто научит смелым быть?                      Кто любимей всех на свете?  
С велика упав, не ныть,                           И за всю семью в ответе?
И коленку расцарапав,                            От зарплаты до зарплаты      
Не реветь? Конечно, …                            Что б мы делали без...      

(Папа)                                                               (Папы)

Кто же трудную работу                                      Кто любить не устает,
Может делать по субботам? —                       Пироги для нас печет,    
С топором, пилой, лопатой                              Вкусные оладушки?            
Строит, трудится наш...                                      Вкусные оладушки?
(Папа)                                                                         (Бабушка)

Кто научит гвоздь забить,                                 Кто носки внучатам свяжет,          

Даст машину порулить,                                     Сказку старую расскажет,  
И подскажет, как быть смелым,                     С медом даст оладушки? –
Сильным, ловким и умелым?                          Это наша…
Все вы знаете, ребята, —                                          
(Бабушка)               
Это наш любимый...
(Папа)                                                                    Он — мужчина, и он сед,    
                                                                               Папе — папа, мне он — …

Угостит всегда вареньем,                                             (Дед)
Стол накроет с угощеньем,
Лада наша ладушка,                                         Кто всю жизнь работал,
Кто? — Родная...                                                Окружал заботой
(Бабушка)                                                           Внуков, бабушку, детей,

                                                                              Уважал простых людей?

                                                                              На пенсии уж много лет
                                                                             Нестареющий наш…
                                                                                           
(Дед) 

Он трудился не от скуки,                                Мамы старшая сестра —
У него в мозолях руки,                                    С виду вовсе не стара,
А теперь он стар и сед —                               С улыбкой спросит: «Как живете?»
Мой родной, любимый...                               Кто в гости к нам приехал?
(Дед)                                                                             (Тетя)

Кто же с маминой сестрой                            Без чего на белом свете
Приезжает к нам порой?                               Взрослым не прожить и детям?
На меня с улыбкой глядя,                              Кто поддержит вас, друзья?    
«Здравствуй!» — говорит мне...                   Ваша дружная...
(Дядя)                                                                          (Семья)

Это слово каждый знает,                              Вот ведь дело-то какое… 
Ни на что не променяет!                               Нас не семеро, а трое:       
К цифре «семь» добавлю «я» —                Папа, Мамочка и я,   
Что получится?                                                Но все вместе мы — …      
(Семья)                                                                         (Семья)

Приложение 3

Физкультминутки

«Семья»:

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) 

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять  (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать;  (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! 
(загибают поочередно пальцы на руке)

«Ладушки»

«Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!                
(Хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны.       
(Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.                
(Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами.                 
(Постукивает кулаками о ладони)
Пахнут добрые ладони

«Вот какие мы».

(На ответ «да» — хлопайте в ладоши, на ответ «нет» — топай те ногами, руки на пояс).

Маму выручим всегда? (Да!)

И обманывать не будем никогда? (Да!)

Кинуть камень кошке вслед? (Нет!)

Брать в автобусе билет? (Нет!)

Ай, ай, ай, как это нет?

Надо брать билет всегда? (Да!)

Не робеть, когда беда? (Да!)

Не жалеть для дел труда? (Да!)

Рук не мыть, когда обед? (Нет!)

Как же это не мыть? Мыть обязательно! (Да!)

Солнце, воздух и вода? (Да!)

Мы лентяям шлем привет? (Нет!)

А тем, кто делает добро? (Да! Да! Да!)

Приложение 4

Стихотворения о семье

МОЯ СЕМЬЯ                                                                             ПРО НАС

У меня семья большая:                                               Мама вкусно приготовит,
Мама Нина, баба Рая,                                                  Уберется, постирает.    
Папу Александром звать,                                           Ну, а если я балуюсь,
Он бабуле просто — зять!                                          Иногда и поругает.  
Ну а я бабуле — внучка.                                              Папа все починит в доме,        

И еще собачка Жучка                                                   Все исправит, все наладит,          
С нами вместе проживает,                                         Ну, а если он свободен,
Дом бабулин охраняет!                                              На машине покатает.    

Кто в большой семье хозяин?                                   Бабушка мне все прощает,
Ну конечно, баба Рая —                                              Водит в цирк, в кино, в театры      
Здесь сомненья быть не может:                               Мне игрушки и конфеты    
Всем подскажет и поможет,                                      Очень часто покупает.
У нее большой талант                                                  Хорошо, что у меня    
Завязать красивый бант,                                             Очень дружная семья.
Маму с папой помирить                                               
Ю.Жукова
И красиво стол накрыть,
Приласкать, поцеловать,                                            
МОЯ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ
На ночь сказку рассказать!                                       Моя дружная семья:      
Даже Жучка понимает,                                             Папа, мама, бабушка и я.                
Чьи приказы выполняет,                                          Папа мой большой, как слон,    
Благодарно лижет руки —                                       Очень ласковый, родной.
От любви, а не от скуки!                                           Мама, мамочка моя,    

Н.Майданик                                                                Очень добрая она.

Всюду тянет нас домой,                                           А вот без милой бабушки,          

Быть с любимою семьей,                                        Бабулечки родной,        

Где все свято, справедливо                                    Не представляю жизни я,      

И живется так счастливо.                                         Ну просто никакой!

Все в семье у нас на лад,                                         Свою семью я уважаю,

Детьми и счастьем дом богат,                               Сестру оберегаю,  

Заботой, нежностью, теплом –                              Вместе с ней гуляю,  

И наша вся заслуга в том!                                       В квартире убираю.

 Д.Яманаев                                                                 Мы друг другу помогаем         

                                                                                        И счастья всем желаем.

                                                                                       Мама, я, сестра моя –

                                                                                       Вместе дружная семья.

Приложение 5

Пальчиковые гимнастики.

 «Дружная семейка».                                                        «Семья»

Раз уселась на скамейке                                      Этот пальчик – дедушка,

Наша дружная семейка                                       Этот пальчик – бабушка,

(пальцы сжаты в кулак).                                      Этот пальчик – папа,        

Самой первой села мама                                    Этот пальчик – мама,    

(разогнуть большой палец),                               А этот пальчик – Я,          

Рядом – строгий наш отец                                  Вот и вся моя семья.      

(разогнуть указательный),

Рядом братец и сестрица

(разогнуть средний и безымянный),

Ну, а мне где поместиться

(разогнуть мизинец)?

Приложение 6

Игры про семью:

Игра «Кто, что делает?»

- Бабушка – печет пироги, вяжет носки, варежки, ухаживает за внуками …

- Мама  - готовит обед, стирает, гладит, ходит по магазинам, воспитывает детей ...

- Папа – ремонтирует, ездит на машине, зарабатывает деньги, помогает маме

- Дедушка - работает на даче, помогает папе, бабушке …

- Сестра  - помогает маме и бабушке по хозяйству, играет с младшими …

- Брат – помогает папе, дедушке, выносит мусор …

Игра «Назови ласково каждого члена семьи».

Сын – сынок – сыночек;

Дочь – дочка – доченька;

Брат – братик;

Сестра – сестричка – сестренка;

Мама – мамочка – мамуля;

Папа – папочка – папуля;

Бабушка – бабуля – бабуличка;

Дедушка – дедуля – дедуличка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....