Использование метода интеллект-карт с детьми старшего дошкольного возраста для познавательного развития.
консультация (старшая группа)

Кузовцова Валентина Петровна

 

Цель: повышение компетентности родителей в использовании метода интеллект-карт для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: Использование метода интеллект-карт с детьми старшего дошкольного возраста для познавательного развития.

Цель: повышение компетентности родителей в использовании метода интеллект-карт для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование, материалы, инструменты: большие листы белой бумаги по количеству участников мастер-класса, фломастеры.

Ход совместной деятельности:

1 часть.

С введением ФГОС ДО необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности как: любознательность, самостоятельность, активность, инициативность, а также познавательного развития.

Одной из таких технологий является метод создания интеллект-карт, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

Этот метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном.

Концепция интеллект-карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу трудно воспринимать символьную информацию в виде текстов, таблиц. Намного проще сознанию переваривать информацию, которая основана на ассоциациях, задействует иерархическое мышление, визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.

В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли благодаря к.п.н. В.М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллект-карта - это уникальный и простой метод запоминания информации с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые особенности детей, активизируется мышление.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Этот метод используется в 3-х направлениях:

  • Развитие связной речи (составление рассказов, выполняя задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространённо, словарь становится точен и разнообразен).

Существуют правила составления интеллект-карт:

  • При работе используются только цветные карандаши, маркеры, фломастеры и т. д.
  • Лист располагается горизонтально.
  • Главная идея обводится в центре страницы (для ее изображения можно использовать рисунки, картинки).
  • Для каждого ключевого слова проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении)
  • Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Над каждой линией –ветвью пишется одно ключевое слово.
  • Писать надо разборчиво, печатными буквами.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

В интеллект-карте ключевой идеей является выбранная тема, а ветки являются ее содержанием, которое наполняется в процессе работы с моделью трех вопросов (Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать?). Модель трех вопросов обозначается разными цветами:

Главные ветки (ключевые слова) обозначаются фиолетовым цветом, они соединяются с центральной идеей, а веки синего, красного и зеленого цвета в свою очередь соединяются с главными ветвями (ключевыми словами).

  • ветки синего цвета обозначают – Что я знаю?
  • красного цвета – Что хочу узнать?
  • зеленого цвета – Как узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по художественно - эстетическому развитию "Инновационные формы и методы работы деятельности с детьми старшего дошкольного возраста как средство развития творческих способностей в разных видах продуктивной деятельности"

laquo;Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду.&ra...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Животные наших лесов».

Цель: познакомить детей с жизнью растений и животных осенью.Задачи:         1. Образовательные:формировать навыки связных речевых высказываний, правильного звук...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Зимующие птицы» с использованием современных образовательных технологий (Здоровьесберегающая, игровая, ИКТ)

Формировать и закреплять знания о зимующих птицах.Программные задачи: Обучающие:• Формировать умение различать и называть зимующих птиц;• Образовывать сложные п...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Цветок здоровья».

Цель:  Формировать  представление детей о здоровом образе жизни  человекаЗадачи: – учить сравнивать, анализировать, делать выводы; расширять представления детей о режиме дня,...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ».

Конспект  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «ЦВЕТОК  ЗДОРОВЬЯ»...