региональный компонент
материал

Волощук Валерия Максимовна

Технология проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология проблемного обучения19.68 КБ

Предварительный просмотр:

Ещё десятилетие назад основной задачей педагога дошкольного образовательного учреждения являлось непосредственная передача готовых  знаний от педагога к воспитанникам. Современное общество ставит кардинально иную цель, которая отмечена в ФГОС, а именно, теперь важно не столько ознакомить дошкольника с конкретным объёмом образовательной информации, сколько развивать умения детей самостоятельно добывать, сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач, проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы.

Буквально с рождения малыш познаёт окружающий его мир зрительно тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но суть остаётся прежней – ребёнок путём проб и ошибок приходит к выводу о том, какую форму, цвет, фактуру и т.д. имеет исследуемый объект. Взрослым важно подкрепить природное желание ребёнка самостоятельно познавать мир и педагогически обоснованно направлять деятельность дошкольника.

По мнению М.И. Махмутова проблемное обучение – это процесс обучения , детерминированный системой проблемой ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия воспитателя и воспитанника, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью воспитанников по усвоению знаний и способов действия путём решения учебных проблем.

Иными словами можно сказать, что проблемное обучение – это решение детьми познавательных  задач, когда роль воспитателя – направить детей на поисковую самостоятельную деятельность.

Сущность проблемного обучения состоит в том, что педагог создаёт познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно найти пути решения, применяя при этом имеющийся объём знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно организовывать процесс познания.

Таким образом можно выделить основные цели проблемного обучения:

- Осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений

- Развитие самостоятельной познавательной активности

- Формированию способности к самостоятельному исследованию

Проблемное обучение состоит из нескольких этапов, главный из которых – формирование противоречия. Именно возникновения в проблемной ситуации противоречия вынуждает ребёнка активизировать мыслительную деятельность, побуждает к поиску вариантов решения задачи. Если задать ребёнку вопрос о том, почему плывут облака на небе, то возникнет противоречие между имеющимися знаниями дошкольника. Ребёнок ассоциативно сопоставляет движение облаков с передвижением транспорта, полётом птиц и другими известными уже знаниями и тем, что малыш видит собственными глазами – облака действительно двигаются. Самостоятельно решить такую задачу ребёнок  ещё не может, так как не хватает знаний о природных физических явлениях. Но процесс активной мыслительной деятельности уже на данном этапе запущен – малыш пытается найти ответ на основе имеющихся знаний, предлагая немыслимые варианты ответов.

Следующим этапом является постановка конкретной проблемной задачи и организация процесса поиска решения. Этот компонент представляет двустороннюю деятельность воспитателя и детей. Но всё же ведущая роль отводиться педагогу. На этом этапе важно правильно составить эвристическую беседу с малышами, подготовить наглядный материал, благодаря которому дети смогут найти правильное решение задачи. В данном случае следует обратить внимание детей на то что облака похожи на  лёгкие  пушинки. Для этого продемонстрировать слайды, видеоматериалы, обговаривая увиденное. Таким образом дети сопоставляют полученные знания с уже имеющимися, приходят к правильному выводу.

Последним этапом является закрепление полученных новых знаний. Тут можно предложить исследовательскую или экспериментальную работу. (Например из ваты сделать «облачка»;  подуть на них, дети увидят как они разлетаются – вот и подтверждение того, что облака двигаются из-за ветра).

Для эффективной реализации проблемного обучения воспитателю необходимо постепенно внедрять такую форму работы. Дошкольники не могут в один момент стать самостоятельными и разрешать непосильные задачи. Поэтому следует придерживаться уровней проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному:

  1. Уровень предполагает несамостоятельную активность дошкольников. На этом этапе педагог создаёт проблемную ситуацию, подаёт факты. Дети усваивают материал и после этого выполняют задания по образцу, но с новыми подобными компонентами задачи. (Например объяснив детям почему плывут облака, задаётся вопрос о том, как «прилетают» тучи или почему возникает метель?)
  2. Уровень – это так называемая полусамостоятельная деятельность. Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний. А к единственно верному решению приходят вместе с воспитателем. Так дети самостоятельно ищет ответ на вопрос о том, почему плывут облака, предлагая разные версии. Но правильный ответ появляется после наводящих вопросов воспитателя или наглядных материалов.
  3. Уровень – самостоятельный. Воспитанники без помощи воспитателя приходят к правильному решению задачи.

Эффективными и занимательными для дошкольников формами проблемного обучения является исследование и эксперимент. Практически каждый день дети сталкиваются с проблемными ситуациями как в ДОУ, так и в домашних условиях. Например, организовать исследовательскую работу с детьми можно анализируя зимние узоры на окне. Вместо привычного простого объяснения причин возникновения такого явления, можно предложить детям полноценную исследовательскую работу с применением таких приёмов:

1. Беседа по наводящим вопросам воспитателя дети самостоятельно приходят к верному решению вопроса.

2. Составление описания, рассказа, сказки о появлении снежных узоров на окнах. Тут можно использовать как наглядную иллюстрацию, так и серию картинок.

3. Дидактические творческие игры «На что похожи узоры» «Нарисуй узор», «Опиши узоры: какие они?»

Экспериментальная работа предлагает ещё большее пространство для творчества и познавательной активности детей. С помощью различных опытов детей можно ознакомить, например со свойствами песка (мокрый, сухой, сыпучий и т.д. весом предметов …) и многими другими явлениями окружающего мира.

Можно организовать для воспитанников приключенческий квест «Тайны и загадки тётушки Весны», в содержание которого включить самые разные задания на объяснение природных явлений. Такую работу можно
провести в рамках дня открытых дверей и пригласить принять участие не только воспитанников но и их родителей с целью пропаганды проведения совместного досуга детей и взрослых и ознакомления родителей с основами такой инновационной формой педагогической работы, как проблемное обучение.

Таким образом, важно помнить, что познавательная активность и любознательность малышей заложена природой и задача воспитателя развивать эти прирождённые способности детей, активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять самостоятельность и инициативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....