План по самообразованию «Использование песочной терапии в работе воспитателя»
методическая разработка (средняя группа)

Гайсина Екатерина Александровна

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию, тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»

Гайсина Екатерина Александровна.

Тема самообразования: Использование песочной терапии в работе воспитателя

Цель работы по данной теме: создание благоприятных условий для развития детей через использование метода песочной терапии.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний по данной теме путём изучения необходимой литературы.

Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования.

Создать РРПС в группе.

Подготовить консультации для родителей и педагогов по теме самообразования.

Изготовить картотеку игр с песком.

Актуальность выбранной темы:

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев, фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок

воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.

Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Что нужно для игры в песке?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмём в игру… Подобно Богу

Мы создадим свой мир Чудес,

Пройдя познания Дорогу.

Д. Фролов.

Индивидуальный план по самообразованию на 2019 – 2020 гг.

Форма, способы изучения темы - виды оформления работы (сроки)

Август - сентябрь

1. Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, Интернет-ресурсы)

2. Составление индивидуального плана работы педагога и перспективного плана с детьми - Индивидуальный план, Перспективный план

3. Создание РППС в группе:

1) Изготовление песочницы

2) Подготовка песка

Сентябрь - октябрь

1. Подбор разнообразного мелкого материала (игрушки, фигурки, камни, ракушки, крышки и т. д.) - Песочница и мелкий материал (

2. Подбор игр с использованием песка и изготовление картотеки - Картотека игр.

5. Проведение с детьми занятий, игр с использованием песочной терапии - Конспекты занятий (В течении года)

Январь

6. Мастер-класс для родителей «Игры-упражнения с песком» - Папка-передвижка «Игры-упражнения с песком»

Март

7. Разработка конспекта открытого итогового занятия - Конспект занятия

Май

1. Анализ собственной деятельности - Отчёт о проделанной работе

2. Подготовка фотоотчёта по проделанной работе - Фотоматериалы

Выход темы:

Проведение открытого занятия в ДОУ. Тема: «На помощь Песочной Феи».

Проведение для родителей мастер-класс «Игры-упражнения с песком»

Отчёт о проделанной работе и выступление на педагогических чтениях.

Литература :

1. Статья «Песочная терапия в детском саду. Игры с песком» И. В. Усова г. Новокуйбышевск, 2014;

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Изд. «Речь», 2005г.

3. Гранина И. В. Песочная терапия в психотерапии. – Екатеринбург, 2002. – 65с.

4. Мешавкина Т. Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. 78 с.

5. Скавитина А. Аналитическая игра в песок (сендплэй) – дверь в королевство детства. – Москва, 2001.

6.Федосеева М.А Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии- Волгоград: Учитель.- 122 с.

Высказывания о песке и песочной терапии:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»

К. Д. Ушинский

«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум»

Карл Густав Юнг

«Картина на песке может быть понята как трёхмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»

Дора Калф

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования

Название и форма работы - Цель (Дата)

1. Групповое занятие «Здравствуй песочек» (коммуникация, познание) - Знакомство детей с песочницей и правилами игры в ней (Сентябрь)

2. Индивидуальные игры и упражнения с песком - Помощь детям в адаптационный период:

Преодоление стрессовых состояний;

Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии (В период адаптации по мере поступления детей)

3. Групповое занятие «День рождение у Песочной Феи» (развитие речи и конструирование)- Воспитывать в детях сочувствие к окружающим и желание помочь в трудную минуту; развитие мелкой моторики рук (Ноябрь)

4. Самостоятельная деятельность детей в песочнице - Развитие самостоятельности, любознательности и желания экспериментировать (В течении года)

5. Групповое занятие «Домик из песка и камня для черепашки» (конструирование) -

Закрепить знания детей о свойствах песка и камня; развитие мелкой моторики рук (Февраль)

6. Рисование и составление узоров из песка - Развитие творческого воображения, художественных способностей, тактильной чувствительности (В течении года)

7. Групповое занятие «Солнечная сказка» (познание, коммуникация) - Способствовать освоению позитивных способов взаимодействия с окружающим миром, формированию уверенности в собственных возможностях (Апрель)

8. Итоговое занятие «На помощь Песочной Фее» - Закреплять знания детей о геометрических фигурах; умения классифицировать и обобщать фигуры по трём признакам (форме, цвету, величине) (Май)

Этапы

Форма работы

Сроки

Форма отчетности

Отметка о выполнении

Организационно - диагностический этап

  • Выбор и определение темы самообразования
  • Планирование работы по теме самообразования
  • Подбор методической литературы, работа с картотекой  и видеотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
  • анализ состояния учебно-воспитательного процесса,
  • диагностика знаний и умений детей в данной области,  выявление противоречий, нуждающихся в коррекции

Август-сентябрь

Оформление плана работы по самообразованию.

Оформление библиографического списка литературы по теме самообразования

Выявление и обоснование актуальности проблемы

Теоретическое  изучение

проблемы

  • Изучение психологических особенностей  развития детей дошкольного возраста.
  • Знакомство, изучение, анализ методической литературы видео и аудиоматериалов.
  • Консультации с зам зав по ВМР по выбранной теме.

Октябрь

Формирование и оформление методической копилки (составление примерного перспективного плана или перечня занятий по данной теме, картотека игр, стихов, потешек и т.д.)

Практическая

деятельность

  • Педагогическая диагностика развития детей по музыкальному образованию.
  • Подбор и разработка игр, способствующих………………………
  • Разработка конспектов занятий ……………………………
  • Проведение занятий, игр в режиме дня.

В течение учебного года.

  • Оформление результатов диагностики.
  • Оформление конспектов занятий.

Итоговый

  • Проведение консультаций для педагогов и родителей по теме …………………………
  • Проведение открытого занятия, ……………………………
  • Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

Апрель-май

  • Мониторинг развития детей.
  • Оформление методических рекомендаций;

Памятка

«Структура оформления плана работы по самообразованию»

составила: заместитель заведующего Петрунина Н.В.

          Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

На основании выбранной темы педагог  разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

 Ф.И.О. педагога, образование, квалификационная категория, стаж работы

  • название темы
  • цели
  • задачи
  • предполагаемый результат
  • этапы работы
  • сроки выполнения каждого этапа
  • форма работы (действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой)
  • способ демонстрации результата проделанной работы
  • форма отчета по проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования «Использование песочной терапии в работе воспитателя» 2019-2020 г.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элеме...

План по самообразованию "Использование песочной терапии в работе воспитателя"

План на 2020 - 2021 учебный год по теме самообразования "Использование песочной терапии в работе воспитателя"...

Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»

Отчёт по самообразованию на 2020-2021 учебный год тема: «Использование песочной терапии в работе воспитателя»...

«Использование песочной терапии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...

План по самообразованию «Использование Песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста»

Развитие эмоциональной и познавательной сфер детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Песочная терапия»....

План самообразования «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками»

Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции...

Мастер – класс Тема: Использование песочной терапии в работе воспитателя

Мастер – класс "Использование песочной терапии в работе воспитателя" Головачева В. А.- Здравствуйте мои дорогие коллеги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Тема: Использова...