Консультация для воспитателей. Значение музыкально – ритмических движений в развитии ребёнка.
консультация по музыке
Консультация для воспитателей.
Значение музыкально – ритмических движений в развитии ребёнка.
Музыкально - ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. Их создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики, и видел в музыкально - ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально - ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Музыкально-ритмические навыки - это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма). Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр. Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются.
Навыки выразительного движения – это запас движений, которые заимствованы из физической культуры: гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации: изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев.
В процессе музыкально-ритмических движений осуществляются общие задачи:
- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях;
- развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способности;
- учить определять простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и др.);
- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе, упражнении.
Двигательной основой музыкально - ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:
- основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;
- гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);
- танцевальные движения;
- имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.
Принципы, соблюдаемые при отборе музыкально – ритмических заданий
- Доступность (основное условие, является преемственность и постепенность усложнения задач)
- Индивидуализация (задача: улучшить враждебные способности и задатки)
- Постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом)
- Систематичность (непрерывность, регулярность занятий)
- Повторяемость материала (при многократных повторениях образуется двигательный стереотип)
- Наглядность (показ и объяснение педагога)
Этапы обучения:
- Этап начального обучения – создание предварительного представления упражнений
- Этап углубленного разучивания – совершенствование деталей техники
- Закрепление и совершенствование – образование двигательного навыка перевод его в творческое самовыражение
Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.
Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения,
метроритм- организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей,
динамика - сила (громкость) звучания.
В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой.
Уже к шести годам они не только ощущают метрические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения.
Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.
Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музыкального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения.
Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная мелодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают.
Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения.
Таким образом, использование музыкально-ритмических движений и упражнений оказывает разностороннее влияние на детей.
Музыкально – ритмические движения в детском саду усложняются в каждой последующей возрастной группе.
Ранняя группа
1. Ребёнок выполняет простейшие танцевальные движения по показу взрослого - ходьба, притоп одной ногой, дробный шаг. «топотушки», кружение на шаге, хлопки в ладоши, вращение кистями «фонарики»
2. Учится передавать художественный образ через движение.
3. Начинает и заканчивает выполнение танцевальных движений в соответствии с музыкой.
Младшаягруппа
1. Ребёнок знакомится с новыми танцевальными движениями по показу взрослого - выставление ноги на пятку или носок, прямая «пружинка», легкий бег на носочках) и совершенствует знакомые движения (ходьба, притоп одной ногой, дробный шаг. «топотушки», кружение на шаге, хлопки в ладоши, вращение кистями «фонарики»
2. Учится эмоционально передавать художественный образ через движение.
3.Развивает пространственное ориентирование - формирование круга, держась за руки, выполнение танцевальных элементов в паре.
Средняя группа
1. Ребёнок совершенствует выполнение танцевальных движений с частичным показом взрослого – хороводный шаг, движение парами, кружение на носочках, шаг друг за другом («паровозик», «саночки»), «пружинка с поворотом».
2. Совершенствует умение передавать художественный образ в танце в соответствии с характером музыки, согласовывает свои танцевальными движения с другими детьми.
3. Выполняет простейшие перестроения –пары по кругу, врассыпную, колонна.
Старшая группа
1. Ребёнок самостоятельно выполняет танцевальные движения - «пружинка» с выставлением ноги на носок, приставной шаг, прямой и боковой галоп, «тарелочки», «ковырялочка», и другие танцевальные элементы, разученные в предыдущих возрастных группах.
2. Проявляет интерес к образным танцам, самостоятельно придумывает движения для характеристики персонажей в движении.
3. Выполняет перестроения -формирует круг не держась за руки, формирует «тройки», расходится из колонны по одному на две.
4. Ребенок следует правилам в музыкальных играх, способен контролировать свои движения волевым усилием.
Подготовительная группа
1. Ребёнок самостоятельно выполняет усложнённые танцевальные движения - поскок, хороводный шаг со сменой направления, танцы с переменой пар, «расчёска», расхождение колонны на две, движение в кругу противоходом.
2. Самостоятельно придумывает движения для характеристики персонажей, проявляя оригинальность.
3. Знает особенности народных и классических танцев.
4. Выполняет перестроения -формирует круг не держась за руки, формирует «тройки», расходится из колонны по одному на две, выполняет движения со сметой пар и направления.
5. Ребенок следует правилам в музыкальных играх, способен контролировать свои движения.
Системное обучение музыкально – ритмическим движениям помогут ребёнку расти всесторонне развитым!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_muz._-_ritmicheskie_dvizheniya.docx | 18.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Значение музыкально – ритмических движений в развитии ребёнка.
Музыкально - ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. Их создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики, и видел в музыкально - ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально - ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Музыкально-ритмические навыки - это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма). Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр. Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются.
Навыки выразительного движения – это запас движений, которые заимствованы из физической культуры: гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений; из области сюжетной драматизации: изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев.
В процессе музыкально-ритмических движений осуществляются общие задачи:
- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях;
- развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, творческие способности;
- учить определять простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и др.);
- формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе, упражнении.
Двигательной основой музыкально - ритмических движений, которые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:
- основные движения - ходьба, бег подскоки, прыжки;
- гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);
- танцевальные движения;
- имитационные движения, которые представляют собой сочетания основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.
Принципы, соблюдаемые при отборе музыкально – ритмических заданий
- Доступность (основное условие, является преемственность и постепенность усложнения задач)
- Индивидуализация (задача: улучшить враждебные способности и задатки)
- Постепенное повышение требований (условие: чередование нагрузок с отдыхом)
- Систематичность (непрерывность, регулярность занятий)
- Повторяемость материала (при многократных повторениях образуется двигательный стереотип)
- Наглядность (показ и объяснение педагога)
Этапы обучения:
- Этап начального обучения – создание предварительного представления упражнений
- Этап углубленного разучивания – совершенствование деталей техники
- Закрепление и совершенствование – образование двигательного навыка перевод его в творческое самовыражение
Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.
Среди средств музыкальной выразительности особое значение для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро-ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения,
метроритм- организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей,
динамика - сила (громкость) звучания.
В зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно, замедляет или ускоряет свои движения. Метроритм определяет координацию тех или иных движений с музыкой.
Уже к шести годам они не только ощущают метрические акценты, но и могут частично воспроизвести ритмический рисунок музыкального произведения.
Так, в хороводе «На горе-то калина» (русская народная мелодия) на припев «Ну что ж, кому дело калина» дети делают 4 хлопка и три притопа. Это уже ритмический рисунок.
Движение, как уже было сказано, согласуется с формой музыкального произведения. Уже дети младших групп могут различать контрастную музыку двухчастной формы и изменять в связи с ней движения.
Рассмотрим пляску «Сапожки» (русская народная мелодия), предназначенную для детей младшего дошкольного возраста. В этой пляске две части. На первую часть произведения дети идут, на вторую часть - притопывают.
Следовательно, движения зависят от формы музыкального произведения.
Таким образом, использование музыкально-ритмических движений и упражнений оказывает разностороннее влияние на детей.
Музыкально – ритмические движения в детском саду усложняются в каждой последующей возрастной группе.
Ранняя группа
1. Ребёнок выполняет простейшие танцевальные движения по показу взрослого - ходьба, притоп одной ногой, дробный шаг. «топотушки», кружение на шаге, хлопки в ладоши, вращение кистями «фонарики»
2. Учится передавать художественный образ через движение.
3. Начинает и заканчивает выполнение танцевальных движений в соответствии с музыкой.
Младшаягруппа
1. Ребёнок знакомится с новыми танцевальными движениями по показу взрослого - выставление ноги на пятку или носок, прямая «пружинка», легкий бег на носочках) и совершенствует знакомые движения (ходьба, притоп одной ногой, дробный шаг. «топотушки», кружение на шаге, хлопки в ладоши, вращение кистями «фонарики»
2. Учится эмоционально передавать художественный образ через движение.
3.Развивает пространственное ориентирование - формирование круга, держась за руки, выполнение танцевальных элементов в паре.
Средняя группа
1. Ребёнок совершенствует выполнение танцевальных движений с частичным показом взрослого – хороводный шаг, движение парами, кружение на носочках, шаг друг за другом («паровозик», «саночки»), «пружинка с поворотом».
2. Совершенствует умение передавать художественный образ в танце в соответствии с характером музыки, согласовывает свои танцевальными движения с другими детьми.
3. Выполняет простейшие перестроения –пары по кругу, врассыпную, колонна.
Старшая группа
1. Ребёнок самостоятельно выполняет танцевальные движения - «пружинка» с выставлением ноги на носок, приставной шаг, прямой и боковой галоп, «тарелочки», «ковырялочка», и другие танцевальные элементы, разученные в предыдущих возрастных группах.
2. Проявляет интерес к образным танцам, самостоятельно придумывает движения для характеристики персонажей в движении.
3. Выполняет перестроения -формирует круг не держась за руки, формирует «тройки», расходится из колонны по одному на две.
4. Ребенок следует правилам в музыкальных играх, способен контролировать свои движения волевым усилием.
Подготовительная группа
1. Ребёнок самостоятельно выполняет усложнённые танцевальные движения - поскок, хороводный шаг со сменой направления, танцы с переменой пар, «расчёска», расхождение колонны на две, движение в кругу противоходом.
2. Самостоятельно придумывает движения для характеристики персонажей, проявляя оригинальность.
3. Знает особенности народных и классических танцев.
4. Выполняет перестроения -формирует круг не держась за руки, формирует «тройки», расходится из колонны по одному на две, выполняет движения со сметой пар и направления.
5. Ребенок следует правилам в музыкальных играх, способен контролировать свои движения.
Системное обучение музыкально – ритмическим движениям помогут ребёнку расти всесторонне развитым!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль музыкально- ритмических движений в развитии ребёнка с нарушением зрения
консультация для родителей...
Консультация: "Роль музыкально ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей. " Влияние музыкально- ритмических движений на развитие ребенка".
quot;Влияние музыкально-ритмических движений на эмоциональное и физическое развитие ребенка"...
Консультация для родителей. «Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»
laquo;Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста»...
Консультация для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников".
Консультацию для воспитателей "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие речи дошкольников", подготовила и провела на педагогическом совете №3 на тему: "Развитие речи дошкольн...
Консультация для родителей "Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии дошкольников"
Предлагаю вашему вниманию консультацию по музыкально-ритмическому движению детей дошкольного возраста...
Консультация для любознательных родителей "Роль музыкально - ритмических движений в развитии ребёнка"
Что такое музыкально - ритмические движения?Как могут музыкально - ритмические движения помочь в развитии ребёнка?В каком творческом направлении развивать ребёнка?Музыкально - ритмические игры в домаш...