Игры в адаптационный период в группе раннего возраста
картотека

Шаравина Алёна Валентиновна

Дети, которые первый раз приходят в детский сад, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы по преодолению дезадаптации детей раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой формеИгры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, помогают ребенку отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживают негативные эмоции.

Цель адаптационных игр – способствовать успешной адаптации ребенка к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal_igry_v_adaptatsiyu._statya.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: отсутствие близких людей, новое помещение, другой стиль общения, строгий режим дня и т. д. Всё это создает стрессовую ситуацию для ребенка. Период адаптации требует значительных усилий со стороны взрослых для его облегчения. Задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду» и как сделать так, чтобы она прошла наиболее безболезненно для  малыша?

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только родителям обычно видна лишь надводная часть айсберга - поведение ребенка.

 Малыш находится в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра  ребенок или просто  заболеет, или снова станет сам собой. Если выраженность стресса у ребенка минимальна, в скором времени забудутся  негативные сдвиги адаптационного процесса. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации.

Чтобы более детально и как можно объективнее судить о процессе адаптации, существуют специально разработанные показатели, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу.

1. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент, встречающийся, в основном, у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому коллективу.

2. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам.  

3. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице.

4. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Обычно впервые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на новизну. Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются положительные эмоции.

5. Социальные контакты. Уже в три года  малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса.

6. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций.

7. Социальные навыки. Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что может "растерять" почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

8. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, вплоть до ее потери, но в процессе привыкания речь восстанавливается.

9. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен.

10. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как "ванька-встанька". По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он в самом деле сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

11. Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется  ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем.

Итак,  адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и  возможно, приводящий к стрессу.

Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.

Цель:

Способствовать успешной адаптации ребёнка к детскому саду.

Задачи:

  1. Обогащать и совершенствовать физический опыт детей;
  2. Побуждать к активным самостоятельным действиям, подражанию;
  3. Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками;
  4. Расширение социальных контактов детей, формирование доверия к окружающим;
  5. Развитие умения конструктивно взаимодействовать;
  6. Развитие познавательной и эмоциональной сфер ребёнка.

Требования к играм в адаптационный период:

  1. Они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием;
  2. Не должны быть слишком длительными, лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу;
  3. Всем детям предлагаются одинаковые предметы;
  4. Инициатором игры выступает взрослый

Игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:

  1. Взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребёнком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребёнка игрой;
  2. Взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки;
  3. Взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, тёплую атмосферу;
  4. Взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя её начало, продолжение и конец;
  5. Эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослыми и установления с ним контакта, проводятся индивидуально ( один взрослый-один ребёнок).

Многие, из приведённых ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.

1.«Давайте познакомимся»

         Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых он лёгкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает малышей).

        Ребёнок называет своё имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребёнок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его  полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа ещё не запомнила.

        Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но её можно и разнообразить, например, «вместо мяча передавать игрушку  или предложить детям приветствовать друг друга по имени».

Вариантов может быть множество.

2.«Дай ручку!»

     Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

-Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

3.«Привет! Пока!»

 Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

-Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

-Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

-Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться.

-Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

4. «Иди ко мне!»

 Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Миша пришел!» Игра повторяется.

5.»Коготки-царапки»

 Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка.

У белого котенка

Мягкие лапки (поглаживает одной рукой другую).

Но на каждой лапке

Коготки-царапки (сжимает и разжимает пальцы)!

Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

6.»Хлопаем в ладоши!»

 Педагог хлопает в ладоши со словами:

-Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

— Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

-Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

7.»Котёнок»

Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кису ля! —

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком. 

8.»Коза рогатая»

Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ!

Глазками хлоп-хлоп:

«Кто каши не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодаю,

Забодаю, забодаю!»

Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.

9. «Найди свой шкафчик»

Цель: закрепить знание детьми своих шкафчиков, способствовать знакомству с детским садом и правилами поведения в нем

Ход игры:

Дети стоят возле воспитателя, он напоминает детям, что у каждого есть свой шкафчик. Складывать вещи нужно только в свой шкафчик, чтобы они не перепутались с вещами других ребят.

Затем воспитатель просит малышей найти свой шкафчик и встать около него. Дети по очереди называют предмет, изображенный на картинке, прикрепленной на шкафчике.

10.  «Осенние листочки»

Цель: способствовать снятию эмоционального напряжения, взаимодействию детей

Оборудование: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, аудиозапись медленной музыки

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

- Давайте назовем, какого цвета листочки.

- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

- А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

11. «Прячем мишку»

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

12. «Солнышко и дождик»

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

13.  Позови»

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

14. «Принеси игрушку»

Цель. Совершенствовать навык по словесному указанию находить игрушки. Уметь подбирать игрушки разные по внешнему виду, но одинаковые по размеру, развивать ориентировку в пространстве, память, понимать слова: высоко, низко, большой, маленький, рядом, здесь,

Оборудование: 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.).

Ход игры. На столе или ковре расставлены игрушки. Воспитатель просит ребенка принести, например, машинку. Если он ошибается, воспитатель указывает на нужный предмет. Затем спрашивает, что это. Малыш отвечает. Или: «Это машина. Повтори». Ребенок называет предмет или использует предметы-заместители: «би-би». Игра повторяется.

15. «Поезд»

Цель: отработка основных движений - бега и ходьбы.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я - паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

16.  «Мой дружок»

Цель: способствовать эмоциональному благополучию детей

Оборудование: пластмассовые крючки, прикрепленные на дверцы шкафчиков в раздевальной комнате; коробка с маленькими мягкими игрушками с прикрепленными на них петлями

Ход игры:

Воспитатель приглашает детей посмотреть на зверушек, которые сегодня пришли к детям в гости. Затем дети по очереди достают понравившуюся игрушку.

Воспитатель: - Ребята, эти зверушки будут теперь всегда жить в детском саду и ждать вас по утрам, когда вы придете в детский сад. Давайте повесим их на дверки наших шкафчиков. Теперь у каждого из вас будет свой дружок!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»

        Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...

Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помеще...

Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста .

В адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в непривычной обстановке, именно игра может скрасить первое время пребывания ребенка в детском саду....

Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста «Игра-помощник» (2-3 года).

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....

Игры детей в адаптационный период (вторая группа раннего возраста).

Задачи:формирование эмоционального контакта;формирование доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересн...