система дидактических игр
методическая разработка (младшая группа)
Система дидактических игр по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников
Мы осуществляли работу по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников посредством дидактических игр.
Вначале мы обогатили развивающую среду материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета.
Мы красочно оформили сенсорную зону, в которой расположили цветные кубики, пирамидки, фигурки разного цвета, разноцветные ленты, нашитые на подушки разноцветные пуговицы, игры с цветными карандашами, пальчиковый бассейн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
система дидактических игр | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Система дидактических игр по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников
Мы осуществляли работу по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников посредством дидактических игр.
Вначале мы обогатили развивающую среду материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета.
Мы красочно оформили сенсорную зону, в которой расположили цветные кубики, пирамидки, фигурки разного цвета, разноцветные ленты, нашитые на подушки разноцветные пуговицы, игры с цветными карандашами, пальчиковый бассейн.
С целью развития представлений о цвете предметов нами были изготовлены и красочные дидактические пособия.
Мы изготовили дидактические игры: «Бабочки и цветочки», «Подбери бантик кукле», «Цветные вагончики», «Собери радугу», «Бусы для куклы», «Цветная гусеничка», «Паровозик и колеса» и другие.
Мы изготовили сенсорное панно «Лоскутки», в виде нашитых лоскутков, пуговиц, лент на картон. Для закрепления цвета мы изготовили разноцветные тапочки и носочки для куклы Аленки.
Дидактические игры применяли на занятиях и в режимных моментах.
Дидактические игры проводили согласно разработанному плану (Приложение).
Первый этап.
Цель: учить осуществлять выбор цвета по наглядному образцу.
На первых порах мы учили детей находить предметы схожего цвета. Сам цвет не называли. Для этого использовали игру «Одень Аленку». Цель игры состояла в том, чтобы обуть Аленку в одинаковые тапочки и носочки.
Детям очень понравились настольные игры «Тарелочки и блюдца», «Бабочка ищет свое крылышко», «Хвостик у котенка». В процессе этих игр мы учили детей отыскивать часть предмета такого же цвета. Рассмотрим, как проходила работа по формированию сенсорных эталонов.
Дидактическая игра «Бабочка ищет свое крылышко».
Инструкция: «Посмотри, какие красивые бабочки прилетели на полянку. Тебе нравится? А тут подул ветерок и у некоторых бабочек крылышки улетели. Поможешь мне собрать бабочек?
Аналогично мы проводили с детьми следующие игры:
- «Подбери вагончики к паровозу» (дети отыскивают вагоны соответствующих цветов);
- «Посади бабочку на свой цветочек» (дети располагают одноцветных бабочек на аналогичный цветок);
- «Подбери окошко к домику» (дети отыскивают окошко нужного цвета);
- «Найди пару» (среди носков дети отыскивают носки одного цвета).
Второй этап.
Цель: осуществить размещение цвета по наглядному образцу.
На этом этапе мы учили детей размещать предметы по образцу педагога. В ходе констатирующего эксперимента было замечено, что размещать цветные кружочки в таблице, как у педагога у детей вызывало определенные трудности. Было видно, что дошкольники, даже те, которые различают цвета, не поняли дидактическую задачу и хотели размещать цветные кружочки так как им хочется.
С этой целью мы апробировали дидактическую игру «Кубики в домике». Мы использовали тот же картон с секторами, что и в констатирующем эксперименте. Цель состояла в том, чтобы разместить уже кубики, а не кружочки. Мы использовали занимательный сюжет и ролевой диалог.
Представим описание проведенной игры.
Воспитатель:
- Посмотри, что у меня для тебя есть. Кубики. Правда, красивые? А еще у меня есть карточка. Это домик, где живут кубики. На моей карточке подсказано, где у какого кубика квартира. Давай заселим кубики в твой домик? Только каждый кубик должен заехать в свою квартиру.
- Посмотри вот идет желтый кубик. «Где моя квартира?» говорит он (воспитатель ждет, когда подскажет ребенок).
- Здесь мой домик? (воспитатель оставляет кубик на картонке).
- А вот идет синий кубик (воспитатель медленно передвигает кубик).
- Я тоже хочу получить квартиру, кто занял мою квартиру, это ты занял? (воспитатель обращается к желтому кубику и ждет ответной реплики ребенка).
Если ребенок вступает в ролевой диалог, воспитатель вместе с ним распределяет кубики в соответствии с образцом.
Эту игру мы проводили несколько раз по подгруппам детей из трех человек. Практически все дети после периода обучения смогли распределять кубики, как на нашем образце.
Третий этап.
Цель: осуществить выбор цвета, который назвал педагог.
Для этого использовали дидактические игры: «Собери цветик семицветик», «Сложи пирамидку», «Найди шарик», «Собери радугу».
Игра «Собери радугу».
Оборудование: полоски картона в виде полукруга пяти цветов.
Инструкция: «Посмотри, что у меня есть. Это какие-то ворота? Давай их сложим вместе и посмотрим что получится. Ты поможешь мне? Можешь дать мне желтую полоску? А зеленую? Найдешь синюю? Отыщи, пожалуйста, красный. А найдешь фиолетовый?».
Аналогичным образом проводились игры Собери цветик семицветик», «Сложи пирамидку», «Найди шарик».
Четвертый этап.
Цель: самостоятельно назвать цвета.
Мы давали детям следующую инструкцию:
«Посмотри, что у меня есть. Это кружочки. Разноцветные. А знаешь, ты каких они цветов? Подскажи мне, это такой цвет?».
Мы проводили следующие игры.
Дидактическая игра «Умная коробочка»»
Цель: развивать у детей сенсорные способности: учить различать цвета, фигуры; развивать логическое мышление и мелкую моторику.
Анализ проведения дидактической игры показал, что практические все дети проявили интерес к игре, поняли дидактическую задачу, осуществляли нахождение необходимой фигуры такого же цвета, что и в образце.
Дидактическая игра «Ленточки заблудились».
Цель: учить сравнивать предметы цвету и обозначать результат сравнения словами «такая же», «другого цвета».
В этой игре дети по нашей просьбе отыскивали ленточки одинакового цвета. Эти ленточки мы завязывали на палочки. Получалось очень красиво. С этими ленточками мы устраивали подвижные игры под музыку.
Дидактическая игра «Разноцветный котенок».
Цель: учить детей отличать и называть цвета; самостоятельно выкладывать фигуры, называть их цвета.
Эту игру мы сопровождали сказочным сюжетом. Рассказали, что котенок вышел погулять и нашел красного жука (выкладывали кружок красного цвета). Потом котенок пошел гулять и нашел одуванчик. Мы просили детей найти среди фигур одуванчик. Спрашивали, какого он цвета.
Анализ проведения дидактической игры показал, что дети проявляют интерес к названиям цветов осуществляли нахождение необходимой фигуры нужного цвета.
Дидактическая игра «Не ошибись».
Цель: учить детей чередовать бусины по цвету в предложенном порядке; развивать мелкую моторику рук; воспитывать внимательность и усидчивость.
Анализ проведения этой дидактической игры показал, что детям сложно дается чередовать бусины по цвету, однако перебирать бусинки, складывать свои рисунки им понравилось.
Дидактическая игра «Весёлые прищепки».
Цель: формировать у детей цветовое восприятие; развивать мелкую моторику рук и щипковый хват, который позволяет поддерживать мышечный тонус пальцев; способствовать формированию образного мышления и воображения.
Эта игра очень понравилась детям. Сначала мы просто дали детям коробку с прищепками, чтобы они перебирали их, раскладывали. Потом мы взяли желтую прищепку и сказали: «Здравствуйте, я мама, желтая прищепка. А где мои дети?». Некоторые дети брали прищепку и говорили за нее: «Я твоя дочка, зеленая прищепка». После этого организовывали игру с прищепками. Называли прищепки по именам: «Где мой сынок, зеленый? Потерялся. Наверное, ушел гулять». В такой игре дети в непринужденной игровой обстановке осваивали цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» (на примере курса математики для дошкольников)»
Для работы с детьми в своем ДОУ я выбрала программу дошкольной подготовки детей 3-6 лет « Ступеньки» по образовательной системе деятельного метода обуче...
Развитие цветовосприятия и цветоощущения у детей раннего возраста посредством использования системы дидактических игр и упражнений
Познание ребёнка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира , с ощущений и восприятий .Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок ...
Система дидактических игр на воспитание восприятия величины
Игра: «Сбор фруктов» Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Материал: Яблоки - образцы (вырезанные и...
Система дидактических игр и игровых упражнения направленные на развитие фонематического анализа и синтеза
Задача логопеда заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, а должны быть интересной игрой....
«СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТИ В АСПЕКТЕ ФГТ. ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»
«СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТИ В АСПЕКТЕ ФГТ. ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»...
«Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»
«Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»...
Система дидактических игр по подготовке к обучению грамоте
Система дидактических игр по подготовке к обучению грамоте для детей 5-7 лет...