система дидактических игр
методическая разработка (младшая группа)

Зотова Галина Владимировна

Система дидактических игр по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников

Мы осуществляли работу по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников посредством дидактических игр.

Вначале мы обогатили  развивающую среду материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета.

Мы красочно оформили сенсорную зону, в которой расположили цветные кубики, пирамидки, фигурки разного цвета,  разноцветные ленты, нашитые на подушки разноцветные пуговицы, игры с цветными карандашами, пальчиковый бассейн. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл система дидактических игр21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Система дидактических игр по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников

Мы осуществляли работу по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников посредством дидактических игр.

Вначале мы обогатили  развивающую среду материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей по формированию представлений о сенсорных эталонах цвета.

Мы красочно оформили сенсорную зону, в которой расположили цветные кубики, пирамидки, фигурки разного цвета,  разноцветные ленты, нашитые на подушки разноцветные пуговицы, игры с цветными карандашами, пальчиковый бассейн. 

С целью  развития представлений о цвете предметов нами были изготовлены и красочные дидактические пособия.

Мы изготовили дидактические игры: «Бабочки и цветочки», «Подбери бантик кукле», «Цветные вагончики», «Собери радугу», «Бусы для куклы», «Цветная гусеничка», «Паровозик и колеса» и другие.

Мы изготовили сенсорное панно «Лоскутки», в виде нашитых лоскутков, пуговиц, лент на картон. Для закрепления цвета мы изготовили разноцветные тапочки и носочки для куклы Аленки.

Дидактические игры применяли  на занятиях и в режимных моментах.

Дидактические игры проводили согласно разработанному плану (Приложение).

Первый этап.

Цель: учить осуществлять выбор цвета по наглядному образцу.

На первых порах мы учили детей находить предметы схожего цвета. Сам цвет не называли. Для этого использовали игру «Одень Аленку». Цель игры состояла в том, чтобы обуть Аленку в одинаковые тапочки и носочки.

Детям очень понравились настольные игры «Тарелочки и блюдца», «Бабочка ищет свое крылышко», «Хвостик у котенка». В процессе этих игр мы учили детей отыскивать часть предмета такого же цвета. Рассмотрим, как проходила работа по формированию сенсорных эталонов.

Дидактическая игра «Бабочка ищет свое крылышко».

Инструкция: «Посмотри, какие красивые бабочки прилетели на полянку. Тебе нравится? А тут подул ветерок и у некоторых бабочек крылышки улетели.  Поможешь мне собрать бабочек?

Аналогично мы проводили с детьми следующие игры:

- «Подбери вагончики к паровозу» (дети отыскивают вагоны соответствующих цветов);

- «Посади бабочку на свой цветочек» (дети располагают одноцветных бабочек на аналогичный цветок);

- «Подбери окошко к домику» (дети отыскивают окошко нужного цвета);

- «Найди пару» (среди носков дети отыскивают носки одного цвета).

Второй этап.

Цель: осуществить размещение цвета по наглядному образцу.

На этом этапе мы учили детей размещать предметы по образцу педагога. В ходе констатирующего эксперимента было замечено, что размещать цветные кружочки в таблице, как у педагога у детей вызывало определенные трудности. Было видно, что дошкольники, даже те, которые различают цвета, не поняли дидактическую задачу и хотели размещать цветные кружочки так как им хочется.

С этой целью мы апробировали дидактическую игру «Кубики в домике». Мы использовали тот же картон с секторами, что и в констатирующем эксперименте. Цель состояла в том, чтобы разместить уже кубики, а не кружочки. Мы использовали занимательный сюжет и ролевой диалог.

Представим описание проведенной игры.

Воспитатель:

- Посмотри, что у меня для тебя есть. Кубики. Правда, красивые? А еще у меня есть карточка. Это домик, где живут кубики. На моей карточке подсказано, где у  какого кубика квартира. Давай заселим кубики в твой домик? Только каждый кубик должен заехать в свою квартиру.

- Посмотри вот идет желтый кубик. «Где моя квартира?» говорит он (воспитатель ждет, когда подскажет ребенок).

- Здесь мой домик? (воспитатель оставляет кубик на картонке).

- А вот идет синий кубик (воспитатель медленно передвигает кубик).

- Я тоже хочу получить квартиру, кто занял мою квартиру, это ты занял? (воспитатель обращается к желтому кубику и ждет ответной реплики ребенка).

Если ребенок вступает в ролевой диалог, воспитатель вместе с ним распределяет кубики в соответствии с образцом.

Эту игру мы проводили несколько раз по подгруппам детей из трех человек. Практически все дети после периода обучения смогли распределять кубики, как на нашем образце.

Третий этап.

Цель: осуществить выбор цвета, который назвал педагог.  

Для этого использовали дидактические игры: «Собери цветик  семицветик», «Сложи пирамидку», «Найди шарик», «Собери радугу».

Игра «Собери радугу».

Оборудование: полоски картона в виде полукруга пяти цветов.

Инструкция: «Посмотри, что у меня есть. Это какие-то ворота? Давай их сложим вместе и посмотрим что получится. Ты поможешь мне? Можешь дать мне желтую полоску? А зеленую? Найдешь синюю? Отыщи, пожалуйста, красный. А найдешь фиолетовый?».

Аналогичным образом проводились игры Собери цветик  семицветик», «Сложи пирамидку», «Найди шарик».

Четвертый этап.

Цель: самостоятельно назвать цвета.

Мы давали детям следующую инструкцию:

«Посмотри, что у меня есть. Это кружочки. Разноцветные. А знаешь, ты каких они цветов? Подскажи мне, это такой цвет?».

Мы проводили следующие игры.

Дидактическая игра «Умная коробочка»»

Цель: развивать у детей сенсорные способности: учить различать цвета, фигуры; развивать логическое мышление и мелкую моторику.

Анализ проведения дидактической игры показал, что практические все дети проявили интерес к игре, поняли дидактическую задачу, осуществляли нахождение необходимой фигуры такого же цвета, что и в образце.

Дидактическая игра «Ленточки заблудились».

Цель: учить сравнивать предметы цвету и обозначать результат сравнения словами «такая же», «другого цвета».

В этой игре дети по нашей просьбе отыскивали ленточки одинакового цвета. Эти ленточки мы завязывали на палочки. Получалось очень красиво. С этими ленточками мы устраивали подвижные игры под музыку.

Дидактическая игра «Разноцветный котенок».

Цель: учить детей отличать и называть цвета; самостоятельно выкладывать фигуры, называть их цвета.

Эту игру мы сопровождали сказочным сюжетом. Рассказали, что котенок вышел погулять и нашел красного жука (выкладывали кружок красного цвета). Потом котенок пошел гулять и нашел одуванчик. Мы просили детей найти среди фигур одуванчик. Спрашивали, какого он цвета.

Анализ проведения дидактической игры показал, что дети проявляют интерес к названиям цветов осуществляли нахождение необходимой фигуры нужного цвета.

Дидактическая игра «Не ошибись».

Цель: учить детей чередовать бусины по цвету в предложенном порядке; развивать мелкую моторику рук; воспитывать внимательность и усидчивость.

Анализ проведения этой дидактической игры показал, что детям сложно дается чередовать бусины по цвету, однако перебирать бусинки, складывать свои рисунки им понравилось.

Дидактическая игра «Весёлые прищепки».

Цель: формировать у детей цветовое восприятие; развивать мелкую моторику рук и щипковый хват, который позволяет поддерживать мышечный тонус пальцев; способствовать формированию образного мышления и воображения.

Эта игра очень понравилась детям. Сначала мы просто дали детям коробку с прищепками, чтобы они перебирали их, раскладывали. Потом мы взяли желтую прищепку и сказали: «Здравствуйте, я мама, желтая прищепка. А где мои дети?». Некоторые дети брали прищепку и говорили за нее: «Я твоя дочка, зеленая прищепка». После этого организовывали игру с прищепками. Называли прищепки по именам: «Где мой сынок, зеленый? Потерялся. Наверное, ушел гулять». В такой игре дети в непринужденной игровой обстановке осваивали цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии деятельностного метода и системы дидактических принципов «Школа 2000…» (на примере курса математики для дошкольников)»

Для работы с  детьми в своем ДОУ я выбрала   программу  дошкольной  подготовки детей 3-6 лет  « Ступеньки»  по образовательной системе деятельного метода обуче...

Развитие цветовосприятия и цветоощущения у детей раннего возраста посредством использования системы дидактических игр и упражнений

Познание ребёнка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира , с ощущений и восприятий .Первый источник знаний о мире — ощущения. С помощью ощущений ребёнок ...

Система дидактических игр на воспитание восприятия величины

Игра: «Сбор фруктов»     Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.     Материал: Яблоки - образцы (вырезанные и...

Система дидактических игр и игровых упражнения направленные на развитие фонематического анализа и синтеза

Задача логопеда заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными, а  должны быть  интересной игрой....

«СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТИ В АСПЕКТЕ ФГТ. ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»

«СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТИ В АСПЕКТЕ ФГТ. ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»...

«Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»

«Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на развитие фонематического восприятия у дошкольников»...

Система дидактических игр по подготовке к обучению грамоте

Система дидактических игр по подготовке к обучению грамоте для детей 5-7 лет...