Реализация рабочей программы воспитания
учебно-методический материал
Рабочая программа воспитания может стать инструментом, который поможет изменить позицию педагога с «учебной» на «воспитательно-развивающую» в соответствии с требованиями ФГОС, а также позволит более эффективно объединить воспитательные усилия детского сада и воспитательный потенциал семьи.
Важно обратить внимание и на то, что закон оставляет право и компетенцию дошкольной организации самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочую программу воспитания, а, следовательно, определять ее структуру и содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация рабочей программы воспитания
Рабочая программа воспитания может стать инструментом, который поможет изменить позицию педагога с «учебной» на «воспитательно-развивающую» в соответствии с требованиями ФГОС, а также позволит более эффективно объединить воспитательные усилия детского сада и воспитательный потенциал семьи.
Важно обратить внимание и на то, что закон оставляет право и компетенцию дошкольной организации самостоятельно разрабатывать и утверждать рабочую программу воспитания, а, следовательно, определять ее структуру и содержание.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы, каждое из которых представлено в соответствующем модуле.
Модуль 1. «Творческие соревнования»
Модуль 2. Праздники
Модуль 3. Фольклорные мероприятия
Содержание деятельности по трем модулям реализуется на трех уровнях: на уровне социума, на уровне ДОУ, на уровне групп, на индивидуальном уровне.
Ключевые дела – это главные традиционные общие дела, в которых принимает участие большая часть воспитанников ДОУ. и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для дошкольников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Основные формы и содержание деятельности:
На уровне социума
- социальные проекты – совместно разрабатываемые и реализуемые дошкольниками и педагогами комплексы дел, ориентированные на преобразование окружающего ДОУ социума («Спасибо нашим докторам», "Коробка добра" и т.д.);
- участие в акциях: в ежегодных всероссийских, и посвященных значимым отечественным и международным событиям («День Земли», «День птиц»).
- по ранней профориентации экскурсии на предприятия поселка (с родителями);
На уровне ДОУ
- общие праздники – ежегодно проводимые творческие дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все группы ДОУ («День воспитателя и всех дошкольных работников», «День защиты детей», «День здоровья»);
- церемонии награждения дошкольников и педагогов за активное участие в жизни ДОУ, защиту чести ДОУ в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие ДОУ.
- по ранней профориентации - выставки детского творчества («Все профессии нужны, все профессии важны», «Кем я хочу быть» и т. д.);
- музыкально-физкультурные развлечения, посвященные профессиональным праздникам: Дню космонавтики, 23 февраля, День воспитателя и всех дошкольных работников.
На уровне групп
- торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом воспитанников в следующую возрастную группу, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в ДОУ и развивающие образ «Я», его детализацию;
- участие групп в реализации общих ключевых дел ДОУ («День именинника»).
по ранней профориентации - организованная образовательная деятельность – ознакомление детей с профессиями, воспитание чувства уважения к труду взрослых и гордости за своих родителей – представителей различных профессий;
- чтение художественной литературы – знакомство с произведениями, отображающими людей труда и трудовую деятельность; с тематическими стихами, пословицами, поговорками;
- игра – игровая деятельность, способствующая ознакомлению с профессиями: сюжетно-ролевые, настольные, дидактические, подвижные, игры-квесты, игры-драматизации;
- просмотр видеофильмов и презентаций – ознакомление детей с профессиями средствами ИКТ;
- хозяйственно-бытовой труд – активная форма общения и взаимопомощи в детской среде, способствующая ранней позитивной социализации и ранней профориентации ребенка, формированию
элементарных трудовых навыков и умений, развитию социальных качеств личности: трудолюбия, самостоятельности, ответственности за порученное дело, самоконтроля и самосознания;
На индивидуальном уровне
- вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела ДОУ в одной из возможных для них ролей;
- наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки и проведения ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими дошкольниками, с педагогами и другими взрослыми;
- при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка.
Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.
Основные формы и содержание деятельности экологическое воспитание:
На уровне ДОУ
- выставки детского творчества;
- участие в природоохранном социально-образовательном проектах
- КВН, викторины («Знатоки Природы», «Загадки Природы» и т. д.).
На уровне групп
- чтение художественной литературы природоведческого содержания
- изготовлению самодельных книг, организации выставок;
- моделирование ситуаций («Правила поведения в лесу», «Чтобы не
случилось беды» и т. д.);
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т. д.);
- опытно-исследовательская деятельность;
На индивидуальном уровне
- беседы;
- рассматривание иллюстраций;
- повторение песен, стихов, пословиц, поговорок.
Для маленького ребенка не существует понятия «свой» и «чужой» в национальном смысле, он открыт любой культуре на познавательном и деятельностном уровнях.
Основные формы и содержание деятельности поликультурного воспитания:
На уровне ДОУ
- выставки детского творчества;
- ежегодные праздники День народного Единства, Ысыах.
На уровне групп
- знакомство детей с основными видами устного народного творчества: сказками, считалками, играми;
- мероприятия, направленные на расширение знаний о культуре народов России, зарубежных стран, на основе чувственного познания жизни и узнавания ценностей культуры, эстетического и нравственного
сопереживания (дидактические игры, чтение художественной литературы, инсценировки сказок народов мира и т. д.).
На индивидуальном уровне
- беседы;
- рассматривание иллюстраций с изображением символики, предметов быта, костюмов народов разных стран.
«Взаимодействие с родителями»
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и ДОУ в данном вопросе.
Основные формы и содержание деятельности:
На уровне ДОУ
- Родительский комитет ДОУ, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
- общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем образования и воспитания дошкольников;
- консультативный пункт, в рамках деятельности которого родители могут получать консультации, рекомендации учителя-логопеда и других специалистов по вопросам воспитания детей;
- участие родителей (законных представителей) в подготовке и проведении праздничных мероприятий (Новый год, 9 мая, 23 февраля, 8 марта, День матери, выпускной бал).
На групповом уровне
- родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
На индивидуальном уровне:
- работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
- участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с образованием и воспитанием конкретного ребенка;
- помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих и групповых мероприятий воспитательной направленности;
- индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.
В программе воспитания также отдельно запланированы спортивные праздники и развлечения, досуги, ЗОЖ. Физкультурные мероприятия в детском саду – это всегда долгожданное событие для дошкольников. В увлекательной, наглядно – практической форме они развивают интерес ребёнка к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни. Физкультурные мероприятия в МБДОУ представлены физкультурными праздниками, развлечениями, досугами. Проведение их стало традиционным. Форма и тема определяется календарным планом воспитательной работы.
Таким образом, программа воспитания это часть образовательной программы, она согласуется по принципам, целям, задачам и содержанию и включена в общую систему воспитательно-образовательной работы.
В связи с этим программа воспитания направлена на решение комплекса развивающих, воспитательных и обучающих задач.
Одним из главных условий успешной работы является личность педагога. «Воспитатель сам должен быть воспитан». Это известное положение — непреложная заповедь для каждого, кто причастен к делу воспитания. Закончить семинар хочу словами К. Д. Ушинского: «Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанниками, в самом себе заключает всю возможность успехов воспитания».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...
Содержание воспитательной работы по патриотическому направлению воспитания в рамках реализации Рабочей программы воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах по патриотическому направлению воспитания....
Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)
Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....
РМО воспитателей «Успешные практики в реализации задач программы воспитания». Выступление «Реализация рабочей программы воспитания в МДОУ детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи. Физическое и оздоровительное направление воспитания» 21.04.2022 г.
Рабочая программа воспитания МДОУ детский сад «Солнышко» р. п. Дергачи утверждена приказом 30.08.2021г № 69 «О включении в ООП ДО рабочей программы воспитания и календарного пл...
Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ
Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ за 2021-2022 уч.год...
«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»
В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...