Проект "Филимоновская игрушка"
проект (подготовительная группа)

Кофанова Татьяна Валерьевна

для детей 6-7лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_filimonovskaya_igrushka_v_podg.gr_.2022.docx367.71 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Филимоновская игрушка»

(Краткосрочный)

  Составили:Кофанова Т.В.,

                   Галунова А.Я.

 

 

 

 

 

г.Ступино

                                                                                2022г

Наименование проекта: Филимоновская игрушка.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Вид проекта: творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Срок реализации: 1 месяц.

Участники проекта:  дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников. 

Цель: формировать интерес к народным промыслам России на примере филимоновской игрушки.

Задачи:

  1. познакомить с историей возникновения и выразительными средствами филимоновской игрушки (колорит, содержание, чередование, симметрия и асимметрия в узоре);
  2. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры), мелкую моторику, творческие способности дошкольников,

навыки действовать коллективно; 

  1. воспитывать эстетический вкус, интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Актуальность проблемы:

Приобщение ребенка к родной культуре, должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка. Национальные игрушки являются предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты и любознательности. В детском саду с раннего возраста малыши знакомятся с такими народными игрушками как пирамидки, матрешки, вкладыши, каталки, качалки, игрушки-забавы. В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов народно-прикладного искусства.

     Однако, не секрет, что представления у детей о русской культуре бывают, отрывочны и поверхностны. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей и с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. Поэтому я решила, что для повышения эмоционального состояния детей, познавательной активности, а также творческих способностей, необходимо проводить работу по приобщению дошкольников и их родителей к народно-прикладному искусству. Ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой.

Механизм реализации проекта:

Формы работы с дошкольниками:

- беседы о филимоновских игрушках,  об особенностях узора, композиции, цветосочетании;

- рассматривание элементов росписи;

-рисование основных элементов филимоновской росписи в порядке усложнения;

- непосредственная образовательная деятельность;

- познавательные рассказы воспитателя;

- просмотр фильма и презентации о филимоновской игрушке;

- дидактические игры;

- раскрашивание плоскостных силуэтов филимоновских игрушек;

- рассматривание иллюстраций и филимоновских игрушек;

- лепка игрушек из пластилина.

Взаимодействие с родителями:

- изготовление  поделок «Филимоновская игрушка»;

- консультация о народных промыслах

Деятельность педагога: 

  • подбор литературы, фильма  о народном промысле "Филимоновская игрушка";
  • иллюстраций филимоновских изделий;
  • создание мультимедийной презентации «Филимоновская свистулька»;
  • изготовление обьемныхфилимоновских игрушек;
  • мини –музей «Филимоновская игрушка».

Продукт проектной деятельности: 

  • мультимедийная презентация «Филимоновская свистулька»; 
  • игрушки для мини-музея;
  • консультация для родителей «Филимоновская игрушка»

Ресурсное  обеспечение проекта:

  • информационные  ресурсы (научная и  педагогическая литература по данной проблеме);  
  • материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование,  дидактические,  развивающие пособия, игры, книги, фотографии);

Сроки  и этапы реализации проекта:

Проект осуществляется в несколько этапов:

  • Организационно-подготовительный.
  • Основной (этап непосредственной реализации).
  • Итоговый (результативный, рефлексивный).

Организационно-подготовительный:

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

- разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, сценариев бесед;

- составление плана реализации проекта;

- создание презентации  «Филимоновская свистулька»».

Основной:

- ознакомление с историей промысла;

- ознакомление с особенностями росписи филимоновской игрушки;

- составление орнаментов;

- роспись бумажных силуэтов игрушек;

- лепка и роспись игрушек в стиле филимоновских игрушек.

Итоговый:

- обобщение результатов работы;

-оформление мини-музея филимоновской игрушки.

Ожидаемые результаты:

- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;

- выделяют характерные средства выразительности филимоновской игрушки: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре и т.п.;

- лепят изделия, используя разнообразные способы и приемы;

- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.

Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.  

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. 

Открыть изображение 

                               

                                   Приложение №1                                                                                                                                              

Конспект ООД

Тема: филимоновская игрушка»

Группа «Цветик-семицветик»

Воспитатели:Кофанова Т.В.,Галунова А.Я.

Цель: Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла; воспитывать эстктическое восприятие произведений искусства.

Задачи:

Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства – филимоновской глиняной игрушкой; учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и  композицию узора на изделиях; создать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях филимоновской росписи в декоративном рисовании; развивать эстетический вкус.

Оборудование: картинки на данную тему с изображениеямифилимоновских игрушек, свистулька филимоновская, телевизор, ноутбук, презентация на данную тему.

Ход занятия:

Ребята, приглашаю Вас отправиться на экскурсию в Тульскую область, Одоевский район, в деревню Филимоново.

 С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России-матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки.

- Хотите узнать, почему их так называют?

Д: Да, хотим.

В: Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Вот и назвали деревню Филимоново.

- Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное от сельхозработ время. Сначала в этиигрушки игралидеревенские дети. А потом стали возить игрушки на ярмарку в Тулу. И пошла молва о красивых игрушка-свистульках.

А на дивную игрушку

Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша

Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки!

- Как вы думаете, из чего делают филимоновские свистульки?

Д: Из глины.

В: Правильно. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная белая. Игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по выполнению.

Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек.

- У филимоновской, есть своя отличительная особенность. Какая?

- Может, кто из вас догадался?

Д: Длинные шеи.

В: Молодцы. Верно, все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки.

- Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Физкультминутка:

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора

Кони, барышни, барашки –

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а перышком. Краски разводят на молоке.

Посмотрите, какие основные цвета преобладают в росписи игрушек.

Д: Красный, зеленый, желтый.

В: А вы знаете, что желтый цвет мастера называют – лимонкой, зеленый  - зеленка, красный – малинка.

Посмотрите, какими элементами росписи расписаны филимоновские игрушки.

Д: Полоски, елочки, треугольники, веточки, листики, овальные пятна.

В: В орнаменте филимоновской игрушки нет четких геометрических форм, как в дымковской игрушке. Узоры расположены в веселом беспорядке разбросаны по фону, разновеликие, неровные, небрежно намалеванные, создают броский, праздничный декор.

И лишь лица у фигурок остаются белыми и небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.

- А теперь, давайте рассмотрим филимоновскую барышню. У ее высокая, колоколообразная юбка с незаметным расширением к низу, верхняя часть туловища,по-сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая голова заканчивается маленькой, изящной шляпкой.

Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат в костюмах: френч в талию и полосатые штаны.

Возможно манера изображения одежды филимоновских фигурок  возникла в далеком прошлом под впечатлением, с одной стороны, городского базарного костюма (манерные шляпки), а с другой стороны крестьянские вышитые рубахи, передники, пестротканые юбки и пояса.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове.

Наше занятие подошло к концу. Скажите, понравились вам филимоновские игрушки?

Д: - Да!

Сейчас мы отдохнем, а потом продолжим наше знакомство с филимоновскими игрушками, сегодня мы с вами будем украшать филимоновскую лошадку.                                                                                          

                              Приложение №2                                                                                    

Конспект ООД в подготовительной группе на тему «Чудо филимоновских свистулек»

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Цель

Продолжать  знакомство с  народным промыслом – филимоновская игрушка, его характерными особенностями.

Задачи

Образовательные:

Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

Учить раскрашивать готовые игрушки-свистульки элементами филимоновской росписи, правильно использовать основные цвета промысла.

Развивающие:

Развивать у детей чувство цвета, формы.

Развивать воображение и творчество.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину.

Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Словарная работа: народные промыслы, декоративно-прикладное искусство,  филимоновская игрушка, элементы росписи.

Методы и приемы: игровой, наглядный, использование художественной литературы, рассказ воспитателя,  вопросы к детям, показ ребенком, практическая деятельность детей.

Материалы и оборудование:

Игрушки-свистульки (курочки, петушки, птички, барыни, солдат, козел, баран, медведь, свинка и др.); дидактическое пособие (таблица) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; фигурки игрушек, сделанные из соленого теста; краски гуашевые, кисти, баночки с водой.

Предварительная работа:

Лепка декоративная из соленого теста по мотивам народной пластики «Игрушки-свистульки». Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной тематике.

Ход        

Организационный момент

Воспитатель обращает внимание детей на выставку филимоновских игрушек-свистулек, читает стихотворение Н.В. Денисова «Филимоновская игрушка»

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Дети рассматривают экспонаты, делятся впечатлениями.

Рассказ воспитателя

По всей Руси-матушке и далеко за ее пределами знают и любят расписные игрушки-свистульки. Свое название они получили от деревни Филимоново.

Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их очень давно. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Делают игрушки из глины. Она мягкая, рукам послушная и цветная – белая, розовая, желтая, оранжевая и даже черная.

Назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины. (ответы детей)

Какие эти игрушки?  (нарядные, красочные, яркие, веселые, забавные и др.)

Все они – не простые игрушки, а свистульки. Свистки спрятаны в хвостики, под крылья, в кувшины, а иногда в курочку или гуся, которых хозяйка держит под рукой. И во все эти игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Воспитатель предлагает детям подуть в свистульки, чтобы получился мелодичный, громкий свист.

Воспитатель: Такие игрушки-свистульки лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, умелыми, сильными руками. Вылепленные игрушки-свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах. Там была построена печь из кирпича, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Игрушки в огне сначала раскаляются докрасна, а потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Обратите внимание на форму игрушек. Какая она? (вытянутая)

Все дело в природных свойствах местной глины. Она жирная и пластичная. При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.

После обжига игрушки расписывают. Какие цвета, характерны для данного промысла? (желтые, красные, зеленые)

Какие элементы узора используются? (полоски, линии, точки, круги) Линии в различных сочетаниях рождают солнышки, ёлочки, розетки, геометрические узоры. Животные и птицы всегда расписываются в определенном порядке: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова и грудь окрашивается одним цветом, чаще желтым. Кофты у барынь и рубахи у солдат окрашены одним цветом, в основном красным. Но сколько выдумки появляется у мастеров, когда они рисуют орнамент на юбках, передниках и штанах у своих кукол! Только лица у игрушек остаются чисто белыми, лишь точки – глаза, пятнышки – рот.

Делали игрушки к весеннему празднику, который называется «Свистунья». Весенние народные праздники и гулянья проходили на большой площади. На лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети. Свистом оглашалась вся округа. Шумело народное гулянье, но громче всего слышался заливистый свист. И, конечно, играли в веселые народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Карусель»

Физкультминутка: игра «Карусель»        

Дети встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение «Карусель» В.Берестова.

Нас за тридевять земель

Не укатит карусель.

Но куда же без оглядки

Мчатся зайцы и лошадки?

Едем мы на карусели

От веселья и к веселью.

Дети начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом.

Воспитатель: Все умеют народные умельцы, а вы хотите показать свое мастерство? Стать настоящими народными мастерами и расписать филимоновские игрушки-свистульки? Приглашаю Вас в творческую мастерскую.

Работа в творческой мастерской

Дети выбирают игрушки-свистульки, сделанные из соленого теста.

Воспитатель обсуждает вместе с детьми порядок выполнения работы. Используется показ ребенком рисования на листе бумаги отдельных элементов филимоновской росписи. В процессе работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывает индивидуальную помощь.

Анализ детских работ

Воспитатель предлагает сделать выставку и рассмотреть ее. Дети устанавливают игрушки-свистульки на специальную подставку. Воспитатель хвалит детей, проводит анализ работ.

О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.
Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!

(Владимир Лазарев)

Итог.

Воспитатель: Что нового и интересного вы узнали?

Какие моменты вам больше понравились и почему?

Кто такие народные умельцы?

Список использованной литературы

Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

свист 1                       свист 2

hello_html_m512f6154.jpg

Приложение №3                                                             Консультация для родителей

«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»hello_html_ma5fd2fc.jpg

   Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:

  • рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде (если возможно);
  • рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (глина, дерево, керамика и др.), цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют;hello_html_ad2b24c.jpg
  • вырезать и вклеить в тетрадь картинки с изображением русских народных игрушек;
  • побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что замечательные красочные предметы (игрушки) создают народные мастера - народные умельцы, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой;

Если формирование знаний о русских народных ремеслах и промыслах будет осуществляться не только в детском саду, но и в семье, то у ребенка будет сформирована еще одна ценность - «Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!»

Расскажите ребенку сказку о хохломе:hello_html_m3eec0df8.jpg

«Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать.

Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная!»

Рассказ о гжели можно начать с такой сказки:

«Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. hello_html_md68c6c4.jpg

В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима

с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий.

А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка — гжель.»

Рассказ о матрешке можно начать, так:

«Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:hello_html_m3da59363.jpg

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей — темница.»

Рекомендуем дидактические игры, в которые можно поиграть дома

с вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:

hello_html_m1cc2ff8d.jpg

«Назови игрушку» (образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка).

«Сосчитай» (согласование числительных с существительными):

одна матрешка, две матрешки … пять матрешек, (игрушка, свистулька, кукла, дудка)hello_html_1997525c.jpg

«Скажи какая?» hello_html_m3c3c7196.jpg

(подбор прилагательные к существительным):

матрешка какая? - красная, красивая, ….,

игрушка какая? - ….

кукла какая? - ….

Прочитайте ребенку: «Игрушкины частушки»:

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские —

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Дымковские барышни всех на свете краше,

А гусары-баловни — кавалеры наши.

Отгадайте и выучите загадки:

Ростом разные подружки,

но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

но всего одна игрушка.

(Матрешка)

Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют… .

(хохломой).

Составить описательный рассказ

о матрешке по плану:

  • Что это?
  • Какого цвета, размера, формы?
  • Из какого материала сделана?
  • Из скольких частей состоит?

Как в нее играют?                   

                        Приложение№4                                                                               Консультация для родителей                                                   «Роль народной игрушки в воспитании дошкольника.»

Игрушка для ребенка  - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку "что такое хорошо и что такое плохо", но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать в соответствии с нравственными требованиями.

           В этой связи велика роль именно народной игрушки. Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребенку, состоит в условности ее изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создается игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека - все решается традиционно выработанным, выверенным веками способом. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с ней и детскую игру. Взрослые, может быть, хотели видеть в игрушке нечто другое, но ребенка привлекает именно ее предельная простота и ясность. Эта простота линий и цвета проявляется и в дымковских  "конюшках" и "баранах", и в алтайской глиняной "Катюше". Известно, что игрушка - часть культуры народа, лишив которой ребенка, мы лишим его важной составляющей части его личности: национального самосознания, патриотизма.Нельзя не отметить и те поразительные по своей гармонии цвета и их сочетания, используемые в народной игрушке. Здесь вы не встретите тех ужасающих, кричащих оттенков, которыми обладает зачастую современная «антиигрушка». Ведь народные умельцы выбирали цвет для игрушки, руководствуясь мудростью природы. Тут вы увидите зелень травы, яркость синего неба, сияние желтого солнечного света и т.д. Ребенок, играя с народной игрушкой, имеет возможность знакомиться с цветовыми эталонами. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности формы эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание. Ни для кого не секрет, что цвет также обладает психотерапевтическим свойством и способен излечивать различные виды заболеваний. Поэтому народная игрушка помогает не только освоить цветовой ряд малышам, но и справиться с такими нежелательными проявлениями, как агрессия, страхи, расторможенность и т.п. Беседуя с детьми о том, «какая по характеру народная игрушка?», дошкольники определяют ее как «добрая, красивая, нарядная, ласковая, веселая, сказочная» и т.д.

   Я думаю, что если бы  «живая» народная игрушка попала к детям в повседневный быт, то они охотно приняли бы ее в свои игры.  Ведь многие из существующих ее образцов просто не доходят до них. Время диктует перевод  народной игрушки на более массовое производство, что сделало бы ее более доступной для малышей.

    Говоря о дидактической составляющей народной игрушки, нельзя не отметить игрушку – вкладыш, ярким образцом которой является матрешка. Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как принцип убывающей величины в игрушках строго выдержан, то ребенок не может обойти его при вкладывании их друг в друга и даже при простой расстановке в ряд.  В конце концов он дает правильную гамму величин. Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих  ребенка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели.  В народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. На вопрос, предложенный вятской художнице-игрушечнице  Е.А.Кошкиной о том, чем руководствуется она при создании игрушек, она отвечает: «А вот смотрю, чем бы ребятишек позабавить, да потешить… да и придумаю». И выходят из ее рук резвые кони с наездниками, свинки со стоящими на их спинах зайцами и другие забавные игрушки-свистульки. Игра – забава с такой игрушкой не перейдет в озорство или, того хуже, в хулиганство, но напротив, разовьет в ребенке чувство юмора, жизнерадостность, что особенно важно для застенчивых, склонных к унынию детей. Разноголосые пищалки, свистульки разовьют в ребенке музыкальность, слуховосприятие, внимание.

           Нельзя не остановиться на игрушке-самоделке. Речь идет об игрушке, которая делается самими детьми или взрослыми – будь то воспитатель в детском саду или родители, бабушки и дедушки. Мастерство такой игрушки связано с определенными местными традициями в выборе материала, приемами изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – из соломы, бабки, городки и масса других игрушек. Здесь прекрасен сам факт совместного творчества с ребенком, пусть даже роль его в процессе изготовления будет незначительна. Как ценно почувствовать тепло родительской ласки, заботы взрослого о малыше через игрушку. Игрушка-самоделка настойчиво напоминает нам, что, кроме компьютеров, сверхскоростей и изысков современной цивилизации, есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы и согласии с Богом. И что это то и есть необходимая и настоящая основа для полноценного человеческого бытия на земле. Изготовление игрушек из подручных природных материалов всегда было делом семейным: мужчины и женщины в свободное от полевых работ время лепили, точили, красили детскую игрушку, привлекая к этому труду своих детей – так с ранних лет приучали их к усердию и терпению. Ярким примером такой игрушки является наша Алтайская игрушка. Отличается она простотой формы, незатейливым окрасом. Она никогда не делалась для продажи в отличие от ярких, ярмарочных  Дымковских кукол. Алтайская кукла – это простая, но не лишенная стати и красоты труженица в простом сарафане и с длинной косой.

   В русском крестьянском быту куклы иногда делались очень просто: какая-нибудь тряпочка или сильно поношенный головной платок свертывались в скалку, перетягивались ближе к одному концу ниткою, чтобы отделить голову от туловища, затем на туловище накидывался какой-нибудь пестрый лоскут, заменяющий костюм, - кукла была готова. Специалисты считают, что самая лучшая кукла – самая простая, без лица. Она может смеяться, плакать, быть похожей на маму или саму девочку. И ребенок может додумать те или иные ее повадки, характер.

           Народная игрушка приносит радость современному ребенку еще и потому, что она во многом схожа с творчеством самих детей. В восприятии ребенка фантазия преобладает над разумом, наивные представления – над опытом и фактами, которых у него мало. Поэтому изображение получается условным, он подчеркивает характерные черты изображаемого. Неживое часто смешивается с живым, одухотворяются предметы, очеловечиваются животные. То же самое происходит в народном творчестве. Только все эти образы закреплены в традиции, они не случайны, но выверены временем, как уже говорилось ранее. Чувство новизны у зрелых мастеров воплощено в традиционных образах изделий, которые отражают не только их живой интерес к миру, но и мировосприятие их предшественников. Такая близость народного и детского искусства формирует чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности.   Кроме того, народная игрушка воспитывает стремление к добру и правде, любовь к красоте. Являясь поэтическим отображением природы  (через материал и созданные образы), она способна ослабить вредные последствия удаленности от природной среды у детей больших городов. Таким образом, обращение к народному искусству через игрушку способствует предупреждению нежелательных форм поведения у ребенка, а также гармоническому развитию всех дремлющих в нем сил и наклонностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...