Конспект НОД в средней группе "Знакомство с профессией логопед"
план-конспект занятия (средняя группа)

Задачи образовательные:

  • Познакомить детей с профессией учителя-логопеда, его профессиональными действиями.
  • Расширить представления детей об основных органах артикуляционного аппарата и упражнениях для них.
  • Обогащать содержание сюжетно-ролевой игры; поддерживать индивидуальную и совместную игру, в которой дети в условной форме, используя предметы-заместители, отображают увиденные события.

Задачи развивающие:

  • Развивать тонкую дифференцированную моторику рук;
  • Развивать слуховое внимание;
  • Формировать правильную подготовку артикуляционного аппарата для звуков;
  • Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Задачи воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к профессии логопед, уважение к труду взрослых,  желание отражать действия логопеда в ролевых играх,  способствовать проявлению положительных   эмоций к логопедическим занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_na_temu_logoped_ot_ataevoy.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему

«Знакомство с профессией логопед»

Задачи образовательные:

  • Познакомить детей с профессией учителя-логопеда, его профессиональными действиями.
  • Расширить представления детей об основных органах артикуляционного аппарата и упражнениях для них.
  • Обогащать содержание сюжетно-ролевой игры; поддерживать индивидуальную и совместную игру, в которой дети в условной форме, используя предметы-заместители, отображают увиденные события.

Задачи развивающие:

  • Развивать тонкую дифференцированную моторику рук;
  • Развивать слуховое внимание;
  • Формировать правильную подготовку артикуляционного аппарата для звуков;
  • Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

Задачи воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к профессии логопед, уважение к труду взрослых,  желание отражать действия логопеда в ролевых играх,  способствовать проявлению положительных   эмоций к логопедическим занятиям.

Оборудование: Звучащие игрушки (погремушка, колокольчик, бубен, барабан, маракас)

                                                 

                                                       Ход НОД:

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, я очень рада нашей встрече.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Дети: Здравствуйте!

2. Актуализация знаний детей- 2 минуты.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много путешествовали по нашему детскому саду и давайте вспомним люди каких профессий здесь работают.

Дети: (воспитатели, повар, медсестра, дворник.)

ИКТ игра «Профессии в детском саду»

Воспитатель: Я хочу вас сегодня познакомить с еще одной профессией  учитель- логопед. А  вы знаете, что делает логопед в нашем детском саду? Хотите узнать, где его кабинет и  как он работает?

Дети: Да.

Воспитатель: Ну тогда я вам предлагаю сходить на экскурсию в кабинет логопеда, познакомиться с ним и узнать, что же делает логопед и как он работает.

Дети отправляются на экскурсию в кабинет логопеда.

  1. Экскурсия в кабинет логопеда.- 12 минут.

Воспитатель: Здравствуйте!

Логопед: Здравствуйте, ребята. Давайте знакомиться. Меня зовут Ольга Сергеевна.  Моя профессия логопед. Я учу детей красиво и правильно говорить. Многим детям этому научиться очень трудно я им помогаю.

Воспитатель: Очень приятно с вами познакомиться! А давайте спросим у Ольги Сергеевны как она это делает?

(Воспитатель предлагает детям спросить у Ольги Сергеевны. Как она это делает?)

Дети: (задают вопросы логопеду) Что вы делаете? Как вы учите детей красиво говорить?

3. 1. Логопед знакомит детей со своими профессиональными действиями, направленными на развитие мелкой моторики.

Логопед:  Я вам открою сейчас большую тайну!

 Чтобы четко говорить,

 Надо с пальцами дружить.

И не просто дружить, а заботиться о том, чтобы они были ловкие и сильные. Для этого я с детьми разучиваю разные упражнения, и мы их выполняем каждый день. Очень важно

- разминать пальчики,

- делать ими колечки,

отстукивать дробь…

Логопед предлагает детям присесть на цветочки и поиграть с Су-джок;

(Воспитатель предлагает всем детям позаботиться о своих пальчиках и выполнить некоторые упражнения.)

Дети: Выполняют.

Логопед: Для развития пальцев рук у меня в кабинете есть игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, бусины, счетные палочки и т. п.). Мы развиваем элементарные навыки самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п.). Мы упражняемся на обведение контуров предметов, штриховку, раскрашивание, рисуем по клеткам и трафаретам. Играем в пальчиковые игры и пальчиковые гимнастики, делаем массаж и самомассаж пальцев и кистей рук.

А интереснее всего играть с пальчиками в разные игры. Поиграем?

Воспитатель: Давайте, ребята, поиграем, мы же тоже хотим, чтобы наши развивались.

Пальчиковая игра «Пальцы - дружная семья». (Логопед произносит слова и показывает разные движения.)

Речевое сопровождение

Движения

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Вот - большой, а это - средний,

Безымянный и последний,

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли!

Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх.

Чтобы пальцы дружно жили

Будем их соединять

И движенья выполнять.

Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.

Мы рога козы покажем,

Выдвинуть вперед указательный палец и мизинец. Остальные пальчики загнуть в кулачок. Поднять «рога» к голове.

И рога оленя даже.        

Широко раздвинуть пальцы обеих рук, скрестить ладошки и поднять «ветвистые рога» к голове.

И про зайку не забудем,

Ушками водить мы будем.

Выдвинуть вперед указательные и средние пальцы обеих рук. Поднять «ушки» к голове и пошевелить ими.

Чтобы четко говорить,

надо с пальцами дружить!

Каждый палец руки поочередно соединять с большим пальцем.

3.2. Логопед знакомит детей со своими профессиональными действиями, направленными на развитие речевого слуха.

Логопед: А еще я забочусь о том, чтобы у детей развивался слух, чтобы они научились различать разные звуки. Для этого я использую музыкальные инструменты.  

Логопед: У меня в кабинете много музыкальных инструментов, найдите их, принесите на стол.  Что вы принесли, назовите?

Дети: (погремушка, колокольчик, бубен, барабан, маракас). Садитесь на стульчики.  

Логопед: Предлагаю поиграть в игру «Отгадай, на чем играют».

 Вам надо будет с закрытыми глазами послушать и определить, на каком инструменте играет ваш товарищ. Закрывайте глаза. Слушайте.

Дети: По очереди играют на музыкальных инструментах, а товарищи – отгадывают. (Звенит колокольчик, стучат ложки, хлопают ладоши.) .

Логопед хвалит детей если они безошибочно отгадывают инструменты .

    3.3. Логопед знакомит детей со своими профессиональными действиями, направленными на развитие артикуляционного аппарата:

Логопед: Мы с вами услышали, что звуки могут издавать разные предметы, а человек умеет издавать звуки?

Дети: Да.

Логопед: А какие органы помогают нам произносить звуки?

 Дети высказываются.

 Логопед: Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)

- Можно ли разговаривать без помощи губ, щек, языка и зубов? (Нельзя)

Логопед: Чтобы красиво разговаривать необходимо тренировать органы речи. На каждом занятии мы с детьми делаем гимнастику для языка, играем с ним. Поиграем в игру «Весёлый язычок»

Дети: выражают согласие.

Внимательно смотрите и повторяйте движения. Дети выполняют движения вслед за веселым язычком. Логопед осуществляет индивидуальную работу, подбадривает, хвалит детей за усердие.

3.4. Логопед знакомит детей со своими профессиональными действиями, направленными на развитие речевого дыхания.

Логопед: предлагает детям различные дидактические игры для развития речевого дыхания.

Дети: Учатся правильно выполнять упражнения.

          3.5. Логопед предлагает детям логопедическую ритмику совершенствовать двигательные умения и навыки детей с помощью информационно-коммуникационные технологии.

Логопед:  Включает логоритмику «Самолет»

Дети: Активно выполняют движения

Логопед. В моем кабинете дети также играют и в различные сказки (показывает различные виды театров) и даже настольные игры. Если дети усердно занимаются и очень стараются научиться красиво, говорить, то они добиваются успехов и потом хорошо учатся в школе.

Воспитатель. Дети, давайте поблагодарим Ольгу Сергеевну за интересную экскурсию.

(Дети благодарят логопеда и возвращаются в группу).

Воспитатель в группе проводит беседу с детьми: Давайте вспомним, с кем мы сегодня познакомились, как называется профессия Ольги Сергеевны?

Дети: У Ольги Сергеевны, профессия логопед.

Воспитатель: Что она делает?

Дети: Рассказывают о том, что делает логопед.

Воспитатель: Кому понравилась ее работа? Хотите поиграть в логопеда?

Дети: Нам очень понравилась её профессия, конечно хотим.

Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть с нашими подружками-куклами.  Кто хочет быть логопедом? А чьи дочки хотят пойти к логопеду?

Дети: (Девочки объединяются для сюжетно- ролевой игры с куклами, начинают обучать артикуляционным упражнениям, пальчиковым гимнастикам). В зависимости от ситуации, воспитатель организует игру, включаясь в нее в главной или второстепенной роли.

Мальчики увлеклись упражнениями для развития мелкой моторики рук и речевого дыхания (искали в крупе героев из театра, разбирали по признакам и свойствам разные камушки, некоторые запускали ракеты вверх).

  1. Рефлексия.

Воспитатель: С какой профессией вы сегодня познакомились?

Ребята, а что нового вы сегодня узнали о профессии логопед?

Что делает логопед? (ответы детей). А вам понравилось играть в логопеда? А почему? (ответы детей).

Приложение:

  1. Пальчиковые игры:

Массаж Су-Джок шарами.

(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковая игра «Черепаха»(у детей в руках Су-Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су- Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.

(дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи.

(дети катают Су Джок между ладонями).

На большом диване в ряд (попеременно хлопают в ладоши        

Куклы Катины сидят:     и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино      (загибают поочередно пальчики)

И весёлый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять (разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате         (попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать.     и стучат кулачками)

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять,(пальчики обеих рук  здороваются, начиная с больших

В лес идем мы погулять  «шагать указат.  и средн. пальчиками обеих рук по столу

За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной)

Землянику мы найдем и  братишке отнесем.

«Репка» 

(вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)

Тянут, тянут                          мизинец

Бабка с дедкой                      безымянный

Из земли                                средний

Большую репку:                   указательный

«Вот пришла бы                   большой

Наша внучка,                        большой

Помогла б                              указательный

Собака Жучка,                      средний

Где же кошка,                       безымянный

Мышка – крошка?»              мизинец

Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы  друг к  другу)

Вытянута репка! (Обе руки вверх в том же положении)

«В лес по грибы»

Топ – топ – пять шагов, («шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов. (переплели пальцы обеих рук – туесочек, большие - ручка)

Мухомор красный – гриб опасный, (на каждую строку загибать по одному  

А второй – лисичка, рыжая косичка.                  пальчику        

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.                 начиная с мизинца)

А четвёртый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!                  

«Зайка»

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. 
(пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. 
(изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. 
(пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. 
(пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

 «Компот»

Будем мы варить компот,  (левую лад-у держат ковшом, указат-ым

Фруктов нужно много вот:    пальцем прав. руки «мешают»)

Будем яблоки крошить,          (загибают пальчики по одному-

Грушу будем мы рубить         (начинают по одному)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.     ( Опять варят и мешают)

Угостим честной народ.

«Веселый мяч»

 ( массаж ладоней ортопедическим мячом)

Я мячом круги катаю, взад –вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну.

А теперь последний трюк: мяч летает между рук.

Выполнение действий по тексту.

Артикуляционная гимнастика:

Упражнение 1. Улыбка – Трубочка.

Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.

Упражнение  2. Открой и закрой дверцу.

 «Дверцы дружно мы откроем,
А потом мы их закроем».

Другой вариант игрового наполнения этого упражнения – «Холодно – горячо». Мы открываем окошко, когда нам жарко. И закрываем окошко, когда нам  холодно.

Упражнение 3.Часики.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево

Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так, вот так:
Тик-так, тик-так.

Упражнение 4. Качели.

Нужно чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз.

Упражнение 5. «Лошадка»

Сначала в медленном темпе, потом быстрее «лошадка поскакала быстрее».

Упражнение выполняется под счет или под прочтение взрослым одного из стихотворений

      Цок-цок-цок!

Мы все сказали,

Как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами.

Цок-цок-цок по мостовой-

Идет лошадка к нам с тобой.

Щелкай язычком быстрее,

Чтоб она пришла скорее.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания.

«Узнай по запаху». Узнать яблоко, апельсин, огурец, одеколон и т.п. по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.

««Погрей руки». Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.

«Султанчик». Детям предлагается долго дуть на султанчик из полосок бумаги или цветных перьев на палочке, на цветные метёлочки, на хвосты у птичек или лошадок, на плавники у рыбок, на «хвостики» у девочек и т.д.

«Листья шелестят». Детям предлагают полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики, так чтобы они отклонялись и шелестели.

 «Чья птичка дальше улетит?». Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят у самого края стола.  Двое детей садятся – каждый напротив своей птички – и по сигналу дуют на неё.  Продвигать птичек нужно на одном выдохе. Остальные дети следят: чья птичка дальше улетит (проскользит по столу)?

«Покатай карандаш». Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить карандаш (шарик из ваты или фольги, колпачок от шприца, катушку от ниток и т.п.).

«Трубочка». Детям предлагается подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги или мелкие предметы.

  1.  «Снежинки летят». На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки (бабочки, птички, пёрышки, бусинки, кусочки ваты, мелкие игрушки, фигурки акробатов и т.п.). По сигналу «Снежинки летят» детям предлагается подуть на них.  Под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.

 «Кто там?». Дети дуют на «занавеску» из тонкой бумаги, прикреплённую к стойке, чтобы узнать, кто за ней спрятался.

«Футбол». Дети задувают мячи – шарики из ваты (фольги) -  в футбольные ворота.

«Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку из бумаги, картона или пластика.  Размер вертушки, форма и количество лопастей могут быть разными.

Развитие слухового внимания

Где позвонили?

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребёнок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» – и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встаёт и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Скажи, что ты слышишь

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали. Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо – громко!

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конец колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Кто что услышит?

Цель. Развитие слухового внимания. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, трещотка, молоток, шарманка, бубен и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Где звенит?

Цель. Развитие слухового внимания и ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"

конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...

Конспект занятия для средней группы "Все профессии нужны, все профессии важны"

Непосредсвенно образовательная деятельность для детей средней группы , образовательня область "Познавательное развитие"  с интеграцией  образовательных областей:" Речевое развитие", "Социаль...

Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"

Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.   Программные задачи:Образовательные:  Расширять представление д...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы« Все профессии нужны, все профессии важны» с использованием игровых технологий.

Конспект   непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы« Все профессии  нужны, все профессии важны» с использованием игровых технологий....