Тема : «Развитие познавательно – исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников через метод проектов»
статья на тему

Проневская Надежда Васильевна

 Включение метода  проектов в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей и родителей  - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» (Ральф Эмерсон)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы  по теме «Развитие познавательно – исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников через метод проектов»

Китайская мудрость гласит:                  То, что я услышал, я забыл.

                                                                  То, что я увидел, я помню.

                                                                  То, что я сделал, я знаю!

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Однако длительное время в дошкольном  образовании преобладал такой метод обучения, как объяснительно-иллюстративный, где педагог сообщает готовую информацию и готовый образец действий.

По утверждению американского философа и педагога Джона Дьюи «чужие слова и книги могут дать знания, но воспитывают не они, опыт. В процессе обучения, считал он, надо исходить из четырех основных детских инстинктов: делания, исследовательский, художественный, социальный.На основе этих инстинктов развиваются интересы ребенка, используя их, мы можем превратить  обучение  в продуктивный, полезный и увлекательный процесс.  Для этого обучение должно быть организовано так, чтобы ребенок оказался в позиции исследователя »

Один из современных отечественных педагогов,  Александр Ильич Савенков писал в своих трудах:«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».   Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в  образовательном процессе.

Одним из методов, позволяющим самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, является метод исследовательского проекта, он легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте у детей развивается    устойчивость  внимания, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза,  начинает формироваться самооценка.  И что немаловажно, метод исследовательского проекта позволяет включить в совместную познавательно-поисковую деятельность не только детей и педагогов, но  и родителей.

В дошкольном образовании в соответствии с Федеральными государственными требованиями одним из направлений в области «Познание»  является:

 -     развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  -  формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

    Возможности детей старшего дошкольного возраста позволяют овладеть такими сложными исследовательскими умениями как:  

-  видеть проблему и ставить вопросы;

-  доказывать;

- делать выводы;

- высказывать предположения и строить планы по их проверке.

Наблюдая за детьми своей группы  мызаметили, что они задают много вопросов познавательного характера, с удовольствием рассматривают  энциклопедии, любят наблюдать и проводить опыты

Все это позволило определить цель нашей работы:развитие у дошкольников познавательного  интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектный метод.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- организовать предметно-развивающую среду в группе;

-формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника;

- развивать исследовательские и коммуникативные способности и умения в процессе обучения и в повседневной жизни;

-формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения

Особенности  организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста

Во-первых, мы провели диагностику и выявили, что у 27% детей не сформированы элементарные экологические знания, умения и навыки.По результатам диагностики  наметили содержание и направление работы. Затем провели анкетирование родителей с целью, выяснить, необходима ли поисково-исследовательская деятельность в экологическом развитии их детей. По результатам данного анкетирования выяснилось, что большинство из родителей хотят, чтобы их дети занимались поисковой деятельностью и готовы помочь им в этом.

Все это помогло составить план работы, который  разделили на два блока:

первый – обучение детей проектной деятельности;

второй – проведение детьми самостоятельных исследований.

 В своей работе мы придерживались  дидактических принципов:
доступности, систематичности, деятельности, целенаправленности, творчества, взаимосвязи  обучения с жизнью.

При организации работы с детьми использовали элементы методики проведения учебных исследований в детском саду А.И. Савенкова.

 Большое значение в развитии исследовательской деятельности уделяем созданию предметной развивающей среды: в группе была создана мини-лаборатория.

В ней имеются:

- приборы – «помощники» (лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы);

- природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);

- утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги);

- красители: гуашь, акварельные краски;

- медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов).

А также  размещены кармашки для карточек с символическим изображением «методов исследования»  и правила работы в лаборатории и проведения опытов.

Обучение детей проектной деятельности осуществлялось по этапам.

Первый этап – это этап предварительной подготовки.

Чаще всего на этом этапе мы использовали следующие формы работы: беседы, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
Такие формы  работы позволяют выявить детей активных, любознательных, способных креативно мыслить.  

Второй этап – практический.

 На этом этапе мы

- проводим  занятия, целью этих которых  является введение ребенка в исследовательскую деятельность: учим детей  делать выбор интересующей их  темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом;

- проводим  кратковременные и долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы – за ростом и развитием укропа,  лука, сосны;

-  проводим  эвристические беседы по изучаемым темам, например «С кем ель дружит»,  «Может ли мороз убить дерево?»,   они направлены на развитие  находчивости и активности;

- знакомим  детей с литературой познавательного характера, с такими книгами как «Большая энциклопедия для дошкольника»,  «Все обо всем», ищем в них нужную информацию, рассматриваем наборы открыток и альбомы и выясняем  их ценность;

- ставим эксперименты, например, с магнитами, с бумагой, с водой  в ходе которых выясняем  различные свойства и явления (как исчезает вода) , а также учим детей самостоятельно проводить опыты;

- в работе используем различные   игры: « Волшебные превращения», «Карусель».

 Далее   проводим  занятия по познавательному циклу, разработанные с применением методов исследовательского обучения, например, на такие темы как: «Волшебница вода»,  «Юные экспериментаторы», « Мир бумаги».

   Третий этап – заключительный.

Обобщение материала и представление конечного результата. Это альбомы с иллюстрациями такие как «Комнатные растения», «Чудо-камни», папки с зарисованными опытами, выставки детских рисунков и работ, презентации,например, «Сосна», «Волшебные растения».Самое главное на этом этапе – сам доклад, записанный в виде символов.

Во втором блоке нашей работы дети самостоятельно проводят исследования. Мы помогали детям определить тему, выбрать методы исследования, составить доклад или презентацию.

 Одним из показателей успешности проведенной работы стал тот факт, что дети начали проявлять интерес к исследовательской работе и стали самостоятельно проводить исследования.

Особенно важным  показателем работы является активное участие родителей. Для них мы организовали  мероприятия, которые помогли  родителям понять их значимость и важность в формировании исследовательской культуры дошкольников. Также были проведены:

- консультация «Движущие силы исследовательского поведения ребенка»;

- родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»;

- открытое занятие«Удивительные камни»;

- защита семейных исследовательских проектов «Знатоки целебных трав».

Наша работа ещё не закончена. Результаты промежуточной диагностики показали, что интерес к поисково-исследовательской деятельности у дошкольников вырос, стала повышаться самостоятельность и уровень  знаний и умений детей.

Результатом  проектной деятельности  является ежегодное участие воспитанников группы в районной исследовательской конференции «Маленький исследователь», на которых они занимают призовые места.

Вывод

 Включение метода  проектов в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей и родителей  - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам» (Ральф Эмерсон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Доклад на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

В данном докладе представлена работа  логопедической подготовительной группы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования....

Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд

Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...

Доклад на педагогический совет на тему: «Использование проектно-исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников».

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент, которых составляют достоверные знания по экологии и практические у...

«Роль познавательно – исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Универсальные умения и навыки исследовательского поведения необходимы в жизни каждому человеку. А для этого, он уже с детства должен учиться самостоятельно, добывать новые знания и уметь применя...