Значение воспитания для формирования личности ребенка.
статья (младшая группа)
В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, - воспитанник. Результат воспитания – развитие личности. В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. Таким образом, личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vika.docx | 39.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение воспитания для
формирования личности
ребенка.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе воспитания центральной фигурой является тот, кого воспитывают, - воспитанник. Результат воспитания – развитие личности. В психологии и педагогике существует множество подходов к определению сущности личности, но все они сводятся к пониманию личности как социального существа. Таким образом, личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно. Развитие личности – это процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
ГЛАВА 1. Личность ребенка и этапы ее формирования.
- Воспитание личности ребенка
Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации личности (в условиях специально организованной воспитательной системы), способствующий утверждению целого ряда сторон и качеств личности.
К. Д. Ушинский говорил о воспитании: «Искусство воспитания имеет ту одну особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания...».
Таким образом, воспитательный процесс — это широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей природно-социальной средой, прежде всего взрослыми, результатом которого является утверждение определенных сторон и качеств личности.
Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности.
Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида, изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. И тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.
Личность дошкольника формируется постепенно – шаг за шагом. Каждый новый сдвиг автоматически расширяет возможности для воспитания, а условия формирования личности ребенка настолько тесно переплетены с его развитием, что отделить одно от другого практически невозможно.
Важная особенность формирования личности дошкольника – это влияние образцов поведения, которыми являются поступки и взаимоотношения взрослых. Ребенок склонен подражать им, заимствовать манеры, перенимать оценки людей, предметов и событий. Образцом поведения могут быть также сверстники, поведение которых одобряют взрослые, сказочные персонажи, если они наделены характерными нравственными чертами. В дошкольном возрасте дети активно интересуются образцами поведения, ведь им так необходимы правильные ориентиры.
В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях:
Человеческое «Я», внутреннее содержание личности возникает и формируется не само из себя, а только в процессе общения с окружающими людьми, в котором складываются определенные личные взаимоотношения. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества у него сформируются.
Уже в первые недели жизни у детей начинает складываться потребность в общении с людьми – особая потребность не биологического, а социального характера. При личностном общении предметом обсуждения является человек (сообщение ребенка о своем эмоциональном состоянии, рассчитанное на сопереживание взрослого, обращение за одобрением, сообщение о чувствах симпатии и расположения, интимные сообщения ребенка, попытки расспросить взрослого о нем самом).
Важное значение для психического развития ребенка имеет общение его с другими детьми. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникают состояния напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо к агрессивности. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям мнительности, враждебности, стремлению к уединению.
Можно выделить еще одно немаловажное условие развития личности дошкольника – это игра.
Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос.
Огромный воспитательный потенциал в дошкольном возрасте имеют и выполняемые ребенком продуктивные (практические, трудовые) действия, направленные на получение результата. Этим результатом может служить рисунок, конструкция, приведенное в порядок помещение или вскопанная грядка, решение арифметической задачи и т.д.. Однако не бездумный труд воспитывает личность дошкольника, а лишь особо организованные продуктивные действия, которые соответствуют определенным требованиям.
Нередко у ребенка отсутствуют социальные мотивы поведения. В этом случае их следует специально формировать, в связи с чем и были выделены необходимые для этого условия:
а) предварительная выработка ориентировочной основы действий, заключающаяся в подробном разъяснении их смысла, социальной значимости, а также в четком показе требуемых действий и заданий правил их выполнения,
б) систематическая оценка и обсуждение выполняемых ребенком действий с точки зрения степени их соответствия предъявляемым требованиям и социальным смыслам,
в) подключение детского коллектива к такому обсуждению, формирование жесткой системы групповых требований и ожиданий,
г) постоянное подкрепление действий ребенка: положительное — соответствующих этим требованиям, отрицательное — несоответствующих; с обязательной акцентировкой их социального смысла.
Мотивы, возникающие в деятельности, создают условия для развития общих и специальных способностей у ребенка. Направленность на результат деятельности развивает трудоспособность, которая в большой мере обеспечивает успех в деятельности, что поощряется общественным признанием. Удовлетворение притязания на признание побуждает ребенка к новым достижениям. Таким образом формируется внутренняя установка на определенный вид деятельности. Включение ребенка в продуктивные виды деятельности – условие развития способностей.
- Этапы формирования личности
Большинство психологов считают, что личностью человек не рождается, а становится. Однако их точки зрения на этапы формирования личности значительно расходятся.
І этап: младенчество (от рождения до 2-3х лет).
За первые два года своей жизни дети меняются так быстро и разительно, как ни в какой другой двухлетний период своей жизни.
Младенчество для ребенка — период открытий в сфере восприятия и действия. Каждый день приносит с собой новые знания о людях, предметах и событиях, составляющих окружение младенца. Это — один из важнейших периодов развития человека, так как он сильно развивается как физически, так и психически. Например, к концу четвертого месяца вес ребенка увеличивается почти в два раза, а рост — на 10 и более см. Кожа значительно отличается кожи новорожденного, на голове появляется новый волосяной покров. Меняются также кости младенца; к 6-7му месяцу появляется первый зуб. Приблизительно в это же время начинается и открытие себя. передвигаться в пространстве. К 12-ти месяцам большинство детей уже стоят без поддержки и пробуют ходить. Годовалые дети обладают развитой способностью к манипулированию, умеют отодвигать задвижки, открывать ящики, подбирать мелкие предметы. К полутора годам почти все дети умеют самостоятельно ходить, уже могут есть сами и в состоянии даже частично раздеваться без помощи взрослых. К двухлетнему возрасту дети умеют не только ходить и бегать, но и кататься на двухколесном велосипеде, подпрыгивать на месте на обеих ногах.
ІІ этап: раннее детство (от 2х до 5ти лет).
Годы раннего детства отличны кардинальными изменениями физических возможностей ребенка и заметным развитием его двигательных и речевых навыков. В период с 2х до 6ти лет, по мере того как тело меняет свои размеры, пропорции и формы, ребенок перестает выглядеть младенцем. Двигательные навыки, которыми овладевают дети, — это повседневные действия, такие, как завязывание шнурков, пользование ножницами или выполнение различных прыжков. Овладение этими навыками позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому о себе заботиться и проявлять свои творческие наклонности.
ІІІ этап: среднее детство (от 6ти до 12ти лет).
Среднее детство — время, когда дети совершенствуют свои двигательные способности и становятся более независимыми. В этот период продолжается равномерное физическое развитие. Ребенок младшего школьного возраста способен выполнять целенаправленные движения. К тому времени, как ребенок поступает в начальную школу, он уже умеет бегать, прыгать и скакать на одной ноге. Тонкая моторика, позволяющая детям выполнять руками все сложные и точные движения, также сохраняется на протяжении всего среднего детства, и это развитие начинается еще до того, как ребенок пойдет в первый класс. Большинство необходимых для письма тонких моторных навыков развивается на 6-7м году жизни ребенка.
ІV этап: подростковый и юношеский период (от 12ти до 20ти лет).
Подростковый возраст называют трудным. Действительно, этому возрасту свойственна крайняя неуравновешенность, резкость, быстрая смена настроений, он труден для окружающих своей чрезвычайной противоречивостью.
В подростковом и юношеском возрасте человек пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внешними и внутренними ценностями. Подрастающее поколение очень чутко реагирует на окружающее общество — его ценности, экономические и политические противоречия. Юноши и девушки формируют ожидания и строят планы по поводу собственного будущего; эти ожидания в какой-то степени зависят от культурной и исторической обстановки, в которой они живут.
Семья очень сильно влияет на подростка, даже если прежние хорошие отношения могут становиться в ряде случаев натянутыми. Конфликтов между подростками и их семьями значительно меньше, чем принято считать. Большинство конфликтов возникает по таким заурядным проблемам, как работа по дому, внешний вид и поведение за столом. Семьям важно понимать, что если они смогут сохранить коммуникацию и общие взгляды с детьми на протяжении отрочества, они успешно преодолеют трудности этого периода.
Процесс формирования личности продолжается и за пределами школы, к окончанию которой большинство подростков уже делает свой профессиональный выбор. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.
ГЛАВА 2. Значение воспитания для формирования личности ребенка
2.1. Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, также как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
С момента рождения семья организует жизнь ребенка по социальным правилам. У ребенка формируется потребность в общении со взрослым, стремление войти с ним в контакт, привлечь к себе внимание. В ответ на любовь и заботу взрослого у ребенка складывается положительное самоощущение, жизнерадостность, доброжелательность, любознательность. Указанные особенности выступают как предпосылки нравственного развития. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, а затем самостоятельной. В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.
Семья в воспитании ребенка-дошкольника является первой и часто единственной средой, которая формирует личность. Дошкольное детство- период высокой чувствительности ребенка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье ребенок усваивает нормы человеческого сознания, нравственные ценности. По своей природе дети являются некими исследователями уже в ранние годы своей жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни ребенок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В этом главную роль играет нравственный облик родителей, который оставляет глубокий след на всю последующую жизнь.
Семейный авторитет- это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. Быть авторитетным родителем- значит притягивать ребенка силой обаяния своей личности, помогать там, где это необходимо. Авторитет родителей не является единственным фактором в становлении нравственности личности, наряду с ним можно выделить также общеобразовательную и педагогическую подготовленность родителей. Хорошая семья представляет собой коллектив, где все члены семьи спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну из величайших ценностей жизни. Если из поколения в поколение идет взаимное уважение в семье, сохраняется доброжелательность между ее членами, то-такое повседневное общение разных по возрасту и по опыту членов семьи обогащает нравственно-эмоциональное, психическое развитие ребенка, создает для него возможность проявлять постоянную заботу, чуткость и отзывчивость по отношению к старшим.
Одной из важных задач детского сада по социально- нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьей. Семья и дошкольное учреждение-два важных института социализации ребенка. И что их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что основным источником воздействия на ребенка в сфере формирования нравственной основы личности, является семья. Именно семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Влияние родителей должно обеспечивать их физическое совершенство и нравственную чистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает им, т. е. в основу воспитания закладывается принцип «делай как я».
2.2. Роль физического воспитание в развитии личности ребенка
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память. Эта общая слабость вызывает и самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведет к понижению способности, но и расшатывает волю ребенка. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности.
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, имея единое содержание и предмет изучения с общей теорией физического воспитания, вместе с тем специально изучает закономерности управления развитием ребенка в процессе его воспитания и обучения. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста учитывает возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразии преобладающего вида деятельности, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается переход ребенка к новой высшей ступени его развития. В соответствии с этим теория физического воспитания детей разрабатывает содержание всех форм организации физического воспитания и оптимальные педагогические условия его реализации.
Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно -образовательного комплекса физического воспитания (двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знания), усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности для поступления в школу.
Вместе с тем предусматривается соблюдение строгой последовательности при усвоении детьми программы с учетом возрастных особенностей и возможности ребенка каждого периода его жизни, состояния нервной системы и всего организма в целом.
Физическое воспитание в то же время комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (НОД, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность и так далее) внимание воспитателя направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка, успешно овладевающего двигательными навыками, умеющего ориентироваться в окружающем, активно преодолевать встречающееся трудности, проявляющего стремление к творческим поискам. Теория физического воспитания детей дошкольного возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми в результате исследований, охватывающих многообразные стороны воспитания ребенка. Таким образом, теория физического воспитания детей дошкольного возраста содействует совершенствованию всей системы физического воспитания.
Осуществлять физическое воспитание детей, это значит:
1.Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;
2.Формулировать задачи физического воспитания на определенный период и определять первостепенные из них с учетом особенностей каждого из детей;
3.Организовать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;
4.Проектировать желаемый уровень конечного результата, предвидя трудности на пути к достижению целей;
5.Сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными задачами;
6.Владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений двигательная активность в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Ребенок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познает мир.
2.3. Роль труда в развитии воспитания личности ребенка.
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов деятельности, в том числе и трудовой. Поэтому трудовое воспитание детей дошкольного возраста - одно из ведущих направлений в педагогическом процессе.
В Энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики.
Необходимо приучать детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым. Особое значение нужно придавать объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатого духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.
Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.
Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Главная цель труда - в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми.
Труд дает реальный результат. Под результатом труда дошкольников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.
Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения.
В процессе эстетического воспитания важно знакомить детей с трудом людей творческих профессий: писателей, музыкантов, художников, мастеров прикладного искусства. Особое внимание уделяется собственной деятельности дошкольников. Здесь формируется эстетическое отношение к выполнению задания: не просто изобразить что-то, но сделать это красиво; найти наиболее привлекательный вариант поделки из природного материала, бумаги. Детям прививается умение, желание включать элементы эстетики в хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, труд на природе, приучает их оценивать результаты не только по тому, что получилось, но и насколько эстетично выполнена работа, сколько выдумки, творчества, самостоятельности проявил ребенок.
Эстетическое воспитание в труде осуществляется и через приучение детей к порядку в расположении инструментов, орудий труда. Эстетическому воспитанию способствует и труд под музыку, в процессе которого дети получают удовлетворение, удовольствие.
Приучение к умственному труду (решение логических задач, задач-головоломок, задач-шуток, поиск ответа на интересующий вопрос в книге, изготовление поделок и последующий анализ процесса работы). Экспериментирование и опыты как средство умственного воспитания в труде. Формирование интереса к мыслительному процессу и чувства удовлетворения от самостоятельно найденного решения. Воспитание умения и потребности содержать в порядке свое рабочее место, следить за своим внешним видом и т.д. Приучение ребенка к жизни по режиму и самостоятельное нахождение в нем места для труда и отдыха. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Трудолюбие дошкольников органично связано и с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности, старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.
Трудовое воспитание является важнейшей составной частью дошкольного воспитания, базой для развития творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; формирования уважительного отношения к людям труда.
Трудовая деятельность (особенно на ранних ее ступенях) мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте - игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. Но неправильно было бы во всех случаях превращать труд в игру.
2.4. Значение игры в развитии личности ребенка.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «взаправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит или делает. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает - изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности младшего школьника, способности ребенка.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельность. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека и коллектива. Столь же много оттенков появляется в ходе использования игры в педагогическом руководстве воспитательного процесса.
Игра - форма деятельности в условных ситуациях. Совершаемые во время игры реальные действия, часто требующие сложной умственной работы, специфических навыков и умений, происходят в ситуации условной реальности, осознаваемой в качестве таковой самим играющим.
Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств у детей. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых» ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что, игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование ребенка как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.
Следовательно, развитие ребенка представляет собой сложный и длительный процесс изменений, обусловленных различными видами его деятельности. В разных ее формах обогащается жизненный опыт ребенка, приобретаются навыки и привычки поведения, расширяются познавательные способности и силы, развиваются чувства и воля, формируется моральный облик. Понятно, что для успешного развития личности ребенка необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор ее видов и форм, осуществление систематического контроля за ее протеканием и результатами.
Таким образом, в процессе различных видов деятельности ребенка и подростка, включения их в разнообразные связи и отношения происходит всестороннее развитие личности, формируется его отношение к жизни, к миру.
Список литературы
- Н.Е.Ковалев и др., "Введение в педагогику", "Просвещение", Москва, 1975 г.
- Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание. 1973.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение. 1987.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избранные педагогические произведения. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1974, с. 229.
- С.В.Ковалев. Психология современной семьи. Изд. «Просвещение», М.,1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как ведущая деятельность детей. Её значение для развития личности ребенка
Игра – важнейшее средство, формирующее и развивающее коммуникативные умения и навыки, интеллектуальный уровень, духовные и физические силы ребенка. Игра развивает речь и способность к обобщению, помог...
Консультация для родителей на тему: "Значение трудового воспитания в личности ребенка дошкольница"
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится з...
Звуковая культура речи и ее значение для развития личности ребенка.
Из учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи...
Сообщение на тему: «Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка»
Дать родителям представление о ЗКР, о ее значение...
Буклет "Спонтанная игра и ее значение для развития личности ребенка"
Воспитателю необходимо организовывать и проводить с детьми разнообразные, сюжетноролевые и прочие игры. Однако, если игровая деятельность задана извне она не может называться спонтанной игрой и тем бо...
Семейные традиции и их значение в становлении личности ребенка
Консультация для родителей...