"Формирование у детей раннего возраста элементарных знаний о правилах дорожного движения
учебно-методический материал (младшая группа)

Елена Фаритовна Командирова

Описание: Данный материал поможет воспитателю организовать работу с детьми раннего возраста  по формированию элементарных знаний правил дорожной безопасности.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 "Формирование у детей раннего возраста элементарных знаний о правилах дорожного движения

Описание: Данный материал поможет воспитателю организовать работу с детьми раннего возраста  по формированию элементарных знаний правил дорожной безопасности.
Дидактическая игра «Какой сигнал  зажегся»
Задачи:
 закрепить знание сигналов светофора.
Оборудование:  картинка - улица, картинка светофора с круглыми отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов.
Содержание игры.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия светофора на картинке круги разного цвета и предлагает детям назвать эти цвета и объяснить, что они означают для пешеходов.

Дидактическая игра «О чем говорит светофор»
Задачи:
 формировать элементарные представления детей о значении цветов светофора и правилах дорожного движения.
Оборудование: картинка - улица, картинки: светофор, автомобили разного назначения; дорожная разметка, фигурки людей.
Содержание игры.
Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создает при помощи фигурок людей различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

Дидактическая игра «Чего не хватает»
Задачи: 
закрепить знание о частях автомобилей.
Оборудование: картинки автомобилей, части автомобилей.
Содержание игры.
Воспитатель показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти картинку с недостающей деталью.

Дидактическая игра « Наша улица»
Задачи:
 формировать элементарные представления детей о понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; элементарные представления о правилах поведения на дороге.
Оборудование:  картинка - улица, картинка светофора с отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов, фигурки детей, картинки автомобилей, дорожные знаки.
Содержание игры.
Воспитатель показывает детям картинку и рассказывает, что переходя через дорогу, не следует спешить, надо быть внимательным, нельзя играть возле дороги, переходить проезжую часть по пешеходному переходу, различать сигналы светофора (зеленый – можно идти, красный цвет - хода нет), дорожные знаки.

Дидактическая игра «На чем мы ездим»
Задачи: 
учить детей узнавать и показывать транспортные средства на слух.
Оборудование: картинки транспортных средств.
Содержание игры.
Воспитатель читает детям стихотворение, затем спрашивает о чем в нем говориться и просит ребенка найти картинку с изображением этого транспортного средства.

Паровоз
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чу-чу, чу-чу!
Я далеко укачу!
(Т. Волгина)
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.
(А. Барто)

Самолет
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
(А. Барто)
Вертолет
Вертолет, вертолет!
Ты возьми меня в полет!
А в полете пусто,
Выросла капуста!
(дразнилка)
Кораблик
Матросская кепка, веревка в руке.
Везу я кораблик по быстрой реке
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: «Прокати, капитан!».
(А. Барто)

Дидактическая игра «На чем мы ездим»
Задачи: 
учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами.
Оборудование: «Живая картинка» - улица, картинки транспортных средств.
Содержание игры.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия на  картинке  карточки транспортных средств и спрашивает, что на ней нарисовано. Дети отвечают сами или с помощью воспитателя. Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинку и отмечает, какого цвета машина, для чего она необходима, вместе с детьми называет ее части и т.д.

Дидактическая игра «Дай что скажу»
Задачи:
 Закрепить название транспорта, активизировать словарь.
Оборудование: игрушки автобус, грузовик, легковой автомобиль, самолет, кораблик.
Содержание игры.
Игрушки стоят на столе или ковре. Ребенок находится на расстоянии 1-2 метров от стола. Воспитатель просит малыша: «Принеси автобус (самолет, грузовик и т.д.)». Если малыш затрудняется, то воспитатель уточняет: «Он красного цвета, стоит около самолета» или просто указывает на нужную игрушку. Затем задает вопросы, уточняя, что принес ребенок, какого цвета автобус, его величина; рассматривают его части.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи:
 Уточнить и активизировать словарь по теме «Транспорт».
Оборудование: Игрушки автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик, мешочек.
Содержание игры.
Воспитатель по одной достает машины из мешка. Вместе с ребенком рассматривает и обговаривает их внешний вид (грузовик, автобус и т.д.), цвет, материал, назначение. Уточняет название частей, их окраску и форму.

Художественное слово по «Правилам дорожного движения»

Не играй возле дороги - это опасная игра,
может выскочить автомобиль и наехать на тебя.

Возле дороги не шали,
Смотри! Автомобиль впереди.
Ты аккуратным будь всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда!
А если видишь переход -
Полоски поперек дороги.
Смотри налево, пешеход,
Свободно? Пусть ступают ноги.

Светофор
Встали мы на переходе,
Перед нами светофор.
И при всем честном народе
Смотрит он на нас в упор.

Красный сигнал его открылся,
Значит, хочет он сказать:
Как бы ты не торопился,
Должен ты сейчас стоят
ь

Образовательные ситуации и беседы с детьми по ПДД

«Переход»
Задачи:
 формировать элементарные представления о сигналах светофора и правилах перехода проезжей части.
Оборудование:  картинка - улица, картинка светофора с отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов, фигурки детей, картинки автомобилей.
Содержание
Воспитатель объясняет детям:
- Дорогу переходим по пешеходному переходу аккуратно, не спешим и не бежим. Вначале надо посмотреть налево, если машин нет, то можно идти до середины дороги. На середине посмотри направо, если не едут машины, то переходи дорогу.
Затем воспитатель вставляет в отверстия на светофоре красный кружок:
Воспитатель: - Загорелся красный сигнал. Что делают дети?
Дети: - Стоят.
Воспитатель: На светофоре жёлтый сигнал. Что делают дети?
Дети: - Стоят.
Воспитатель: На светофоре зеленый сигнал. Что делают дети?
Дети: - Переходят улицу.
Воспитатель: Правильно. На зелёный сигнал дети идут по пешеходному переходу, сначала смотрят налево, потом направо.

«Знакомство с улицей»

Задачи:
 формировать элементарные представления детей об улице, проезжей части, тротуаре, грузовых и легковых автомобилях, автобусе; дать элементарные знания о правилах поведения на улице; уточнить понятие «пассажир».
Оборудование:  картинка - улица, картинки грузовой и легковой автомобилей, автобус, трамвай.
Содержание
Воспитатель с детьми подходят к пособию  картинка- Улица и обращает их внимание на то, что они видят на картинке.
Воспитатель. Посмотрите, какая улица широкая, красивая. У каждой улицы есть название. На ней большое количество домов. По проезжей части едет много разных автомобилей. Какие автомобили вы видите? (Воспитатель поочередно вставляет грузовую и легковую автомобили).
Дети.
 Грузовые, легковые.
Воспитатель. Правильно. А какой транспорт называется грузовыми?
Дети. Которые перевозят грузы.
Воспитатель. А какой транспорт перевозит людей? (Воспитатель поочередно вставляет автобус и трамвай).
Дети. Автобус, трамвай.
Воспитатель. Как называют людей, которые в них едут?
Дети. Пассажиры.
Воспитатель. Где едут автомобили?
Если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает им.
Воспитатель
. Автомобили едут по проезжей части. Место, где ходят люди, называется тротуаром. Кто запомнил, как называется место, где ходят люди?
Дети. Тротуар.
Воспитатель. Теперь мы с вами знаем, что автомобили ездят по проезжей части, люди ходят по тротуару.
Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и рассказать, что еще они видят на улице. Воспитатель обращает внимание детей на отдельные объекты (дома, деревья и т.д.).
Воспитатель.
 Сегодня мы рассмотрели улицу, она широкая, красивая, на ней много автомобилей. Ездят они по проезжей части. Люди ходят по тротуару. Они идут, не мешая друг другу. На улице разные дома: высокие и низкие.

Беседа с детьми «Светофор»
Задачи:
 формировать элементарные представления о сигналах светофора и правилах перехода проезжей части.
Оборудование: «Картинка» - улица, картинка светофора с круглыми отверстиями, круги красного, желтого и зеленого цветов.
Содержание
Воспитатель с детьми подходят к пособию картинка - Улица и обращает их внимание на перекресток со светофором.
Воспитатель. Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим и день и ночь -
Зеленый, желтый, красный.
О чем говорится в стихотворении?
Дети. О светофоре.
Воспитатель. Давайте посмотрим, как его огни регулируют движение.
Воспитатель поочередно вставляет в отверстия светофора на картинке круги красного, желтого и зеленого цвета.
При красном сигнале светофора
Воспитатель. Дети, как вы думаете, можно сейчас переходить улицу? Почему? А на какой сигнал светофора разрешается идти?
Дети отвечают.
При зеленом сигнале светофора
Воспитатель. Посмотрите, люди спокойно переходят улицу (вставляет фигурки людей на пешеходный переход). А вот сигнал светофора изменился. Какой сигнал зажегся?
Дети. Желтый.
Воспитатель. Правильно, желтый. Он предупреждает водителей и пешеходов о том, что сигнал меняется, надо быть внимательным.
Если сигнал зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Желтый сигнал - предупрежденье,
Жди сигнала для движенья.
Сигнал зеленый говорит:
«Пешеходам путь открыт!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчет о проекте «Формирование у детей 3 лет элементарных знаний о правилах дорожного движения»

В рамках проекта были проведены игры, в которых я познакомила детей со светофором, сигналами светофора, с пешеходным переходом и с некоторыми правилами поведения на улице....

Проект в первой младшей группе. Тема: «Формирование у детей 3 лет элементарных знаний о правилах дорожного движения»

Проблема соблюдения правил дорожного движения приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа автомобилей и других транспортных средств на дорогах нашей страны и очень сла...

Проект «Формирование у детей раннего возраста навыков безопасного участия в дорожном движении»

В программе «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, задачи по формированию навыков безопасного поведения детей на дороге начинаются со второй младшей группы, т.е. с 3-...

Методическая разработка на тему:"Формирование у детей 2-3 лет элементарных знаний о правилах дорожного движения".

Родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают пр...

Дидактические игры по формированию у детей 2-3 лет элементарных знаний о правилах дорожного движения

Данный материал поможет воспитателю организовать работу с детьми 2-3 лет по формированию элементарных знаний правил дорожной безопасности....

Мастер класс для педагогов и родителей "«Разновозрастная дидактическая игра по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности по правилам дорожного движения»

laquo;Разновозрастная дидактическая игра по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности по правилам дорожного движения»...

Формирование у детей раннего возраста элементарных знаний о правилах дорожного движения

С раннего детства ребенок становится участником дорожного движения. Начиная знакомить малыша с правилами дорожного движения, рекомендуется учитывать, что обучение проводится «от простого к сложному». ...