Картотека сюжетно - ролевых игр по ознакомлению с профессиями
картотека по окружающему миру
Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с профессиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_sri_po_professiyam.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра "Магазин"
Цель: продолжать закреплять знания о профессии продавца, с различными видами магазинов и продуктов; воспитывать чувство уважения, благодарности за выполняемый труд.
Возраст: дошкольный, 4 – 5 лет.
Ход игры: Перед детьми — магазин с отделами «Обувь» и «Одежда».
«Дорогие дети! - говорит воспитатель. В нашем магазине вы можете купить одежду и обувь для своих кукол. Что вы можете купить? Сегодня в продажу поступили: красное платье с белым воротником и карманами; красивые клетчатые брюки с черным ремнем; меховые коричневые сапожки с вышивкой (достаточно назвать и описать 3-4 вещи. В магазине их вдвое больше). Воспитатель — продавец вызывает ребенка, спрашивает: «Что Вы хотите посмотреть?» («Что вам показать?»). Тот отвечает: «Пожалуйста, покажите мне синий сарафанчик с цветочками». Или: «Хочу посмотреть белую рубашку с клетчатым галстуком». Купленную ребенком вещь (их продается 5-6) воспитатель кладет в пакет, а пакет — в кузов грузовика. В конце занятия воспитатель доставляет покупки адресатам. Вручая пакет, он спрашивает имя, фамилию ребенка, уточняет, в каком отделе магазина сделана покупка.
Сюжетно-ролевая игра "Магазин игрушек"
Цель: Игра учит детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию, закрепляет навыки общения в общественных местах. Закреплять знания о профессии продавца.
Оборудование: Игрушки.
Возраст: дошкольный, 4 – 5 лет.
Ход игры: дети садятся полукругом перед столом и полочкой с игрушками. Воспитатель, обращаясь к ним, говорит: - У нас открылся магазин. Посмотрите, сколько в нем красивых игрушек! Вы сможете их купить, но чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть ее, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает ее и продаст вам. Короткой считалочкой выбирают продавца. Первым покупает игрушку воспитатель, показывая, как надо выполнять правила игры: - Здравствуйте! Я хочу купить игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети. Продавец подает покупателю мяч. -Спасибо, какой красивый мяч! - говорит воспитатель и садится на стул, держа в руках мяч. Продавец называет имя любого из играющих. Тот подходит и описывает игрушку, которую он выбрал для покупки: - А мне продайте, пожалуйста, такую игрушку: она пушистая, оранжевая, у нее длинный красивый хвост, узенькая мордочка и хитренькие глазки. Продавец подает игрушку — лису. Покупатель благодарит и садится на место. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не купят себе игрушки, играют с ними в комнате или на прогулке. Воспитатель приносит в магазин и такие игрушки, с которыми дети давно не играли, чтобы пробудить интерес к ним, напомнить, какие они интересные, красивые.
Сюжетно-ролевая игра "Аптека"
Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.
Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"
Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: дошкольный.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
Сюжетно – ролевая игра. «Школа»
Цель: расширять знания детей о школе. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Помочь детям усвоить некоторые моральные нормы. Создать образ доброго учителя. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе. Развитие положительного образа школы. Закрепить знания о школьных атрибутах.
Возраст: дошкольный
Ход игры: учитель ведет уроки, ученики отвечают на вопросы, рассказывают, считают. Директор присутствует на уроке, делает записи в своей тетради. Техничка следит за чистотой в помещении, дает звонок. Дежурный следит за дисциплиной на переменах, проверяет сменную обувь. Воспитатель организует игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Выступая, как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Поощрять сооружение взаимосвязанных построек (школа, улица, парк), правильно распределять при этом обязанности каждого участника коллективной деятельности.
Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: дошкольный.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
Сюжетно - ролевая игра " Поликлиника-аптека "
Цель: закрепить умение принимать на себя и обыгрывать роли врача, больного, аптекаря, кассира, медсестры. Продолжать учить детей сопровождать игру речью.
Оборудование: атрибуты игр «Поликлиника» и «Аптека».
Возраст: дошкольный.
Ход игры: Педагог беседует с детьми о работе врача и аптекаря, предлагает ход игры, помогает распределить роли.
Перед кабинетом врача в поликлинике рассаживаются посетители. Врач вызывает по очереди больных. Он беседует с пациентом о его болезни, слушает, смотрит, назначает лечение, выписывает рецепт, дает указания медсестре. Затем больной-ребенок отправляется в аптеку, покупать лекарство. В это время врач принимает следующего посетителя. Далее игра «Поликлиника» идет параллельно с игрой «Аптека».
Сюжетно - ролевая игра "Скорая помощь"
Цель: закрепить умение детей брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли. Учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение и действия с ним.
Оборудование: машина «Скорая помощь» (игрушка, напольная машина с рулем), халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кровать-кушетка для больного.
Возраст: дошкольный 4-5 лет.
Ход игры: В короткой вступительной беседе педагог рассказывает о том, что надо делать, если человек тяжело заболел или заболел ночью, как ему можно оказать помощь. Предлагает сюжет игры детям. Помогает распределить роли. Начиная игру, педагог рассказывает детям о том, что заболел папа, он не может встать с кровати, чтобы пойти к врачу. Взрослый спрашивает у детей, что надо делать в таком случае? Дети, в соответствии с предложенным сюжетом, догадываются о том, что надо вызвать скорую помощь. Дочка или сын вызывают скорую помощь по телефону, дежурный в скорой помощи принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач, звонит в дверь, мама открывает, приглашает пройти в квартиру, помыть руки, дает мыло, полотенце. Врач моет руки и проходит к больному. Взрослый помогает, в случае необходимости, вести диалог больного и врача, сопровождать действия речью. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. При выполнении этого действия педагог может оказать помощь (показ, пояснения действий). Если врач пытается сразу уйти, педагог обращает внимание на то, что желательно понаблюдать за больным, посидеть у его кровати, еще раз смерить температуру и т. д.
Врач сидит какое-то время у постели больного, задает ему вопросы о здоровье. Члены семьи провожают его, прощаются. Врач уезжает на машине.
Сюжетно - ролевая игра " Ветеринарная лечебница "
Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Оборудование: халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, игрушки разных животных.
Возраст: дошкольный 4-6 лет.
Ход игры: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью. Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.
Сюжетно - ролевая игра "Салон красоты"
Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.
Оборудование: набор парикмахера: расческа, ножницы, фен, бутылочки с шампунем и т.д.
Возраст: дошкольный 4-6 лет.
Ход игры: Парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы, бреет, освежает одеколоном. Мастер маникюра делает маникюр, покрывает ногти лаком, дает рекомендации по уходу за руками. Мастер косметического кабинета делает массаж лица, протирает лосьоном, смазывает кремом, красит глаза. Кассир выбивает чеки. Уборщица подметает, меняет использованные полотенца, салфетки. Посетители вежливо здороваются с работниками салона, просят оказать услугу, советуются с мастерами, платят в кассу, благодарят за услуги.
Сюжетно - ролевая игра "Моряки"
Цель: формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельное сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Словарная работа: кок, якорь, капитан, корабль, штурвал, трап, рулевой. Оборудование: атрибуты для игры: морской воротник, фуражка капитана, медицинский халат, медицинский набор, радионаушники, якорь, штурвал, бинокли, швабра.
Возраст: дошкольный 4-6 лет.
Ход игры: Дети совместно с воспитателем строят борт корабля, на палубе размещают штурвал, устанавливают трап, якорь, места для пассажиров. Вот корабль и готов. А кто бывает на корабле? Кому что надо для работы? (Дети договариваются, кто кем будет) Дети: Капитану - бинокль, матросам- бескозырки, для врача- чемоданчик с инструментами, лекарством, для кока- плиту, посуду, для радиста- наушники. Капитан даёт команду: «Пассажирам занять свои места! Звучит гудок корабля, пассажиры танцуют танец «Гудок, отчалил... »
Занимают места на корабле. Капитан отдает команду: «Поднять якорь! Поднять трап! Полный вперёд! ». Капитан постоянно отдаёт команды рулевому «Полный вперёд! Лево руля! » Рулевой после каждой команды отвечает о её выполнении. Он ведёт корабль. Капитан просит кока приготовить обед для команды. Все отправляются в плавание. После возвращаются домой, покидают корабль сначала пассажиры, доктор, матросы, последним уходит капитан.
Сюжетно - ролевая игра " Пожарные "
Цель: продолжать знакомить детей с профессией пожарник. Формировать умения детей использовать атрибуты игры по назначению.
Оборудование: накидки – плащи пожарников, руль, пожарный шланг, ведра.
Возраст: дошкольный 4-5 лет.
Ход игры: Педагог предлагает детям ситуацию: "Прибегает Зайчик в гости и рассказывает историю о том, что у них в лесу волк и лиса развели костер и забили его затушить. Из-за этого в лесу начался пожар, и зайчик просит детей помочь потушить пожар…"
Распределение ролей: пожарная команда разбирают необходимые атрибуты: шланги, ведра, надевают пожарную форму. Рассаживаются в пожарной машине по местам. Обыгрывание с помощью педагога. Беседа. Подведение итога игры.
Дидактическая игра «Библиотека»
Цель : отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы рассказ С. Жупанина «Я – библиотекарь», открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг. Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.
Игровой материал: формуляры, книги, картотека.
Возраст : дошкольники.
Роли: библиотекарь, читатели.
Ход игры: оформление формуляров читателей. Приём заявок библиотекарем. Работа с картотекой. Выдача книг. Читальный зал.
Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: дошкольный, 3-7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
Дидактическая игра «Строительство»
Цель : формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Предварительная работа: чтение художественной литературы «Кто построил тот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию. Беседа о технике безопасности на стройке. Рисование на тему «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.
Игровой материал: планы строительства, различные строительные материалы, униформа, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, журналы по дизайну, предметы-заместители.
Роли: архитектор, строитель, каменщик, шофёр, грузчик.
Возраст: дошкольники.
Ход игры: выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с профессиями
Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с профессиями...
Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями
Данный сборник содержит описание сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями...
Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь
Цель сюжетно-ролевой игры: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свой выбор...
Роль сюжетно – ролевой игры в ознакомлении с профессиями.
Роль сюжетно – ролевой игры в ознакомлении с профессиями....
Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями
Данный сборник содержит описание сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями...
Картотека сюжетно - ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями
Самое эффективное средство в решении формирования представлений о профессиях, систематизации знаний о мире труда и профессий - это дидактические игры и упражнения, которые формируют у детей уважение и...
"Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь"
В картотеке представлены сюжетно-ролевые игры для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь. Цель сюжетно-ролевых игр: развитие творческих и коммуникатив...