Обучение через игру
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Данная статья включает в себя ряд последовательных параграфов, которые помогают педагогу правильно организовывать воспитательный и образовательный процесс посредством игры в детском саду с учетом интересов ребенка. Раскрывает и конкретизирует понимание «Игра», ее важность в развитии ребенка как разносторонней личности. Знакомить педагога с разными видами игр их направлений и целей в развитии отношения ребенка к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_cherez_igru.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.
Известный педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет в работе». Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
1. Игра как форма организации жизни и деятельности детей
Что такое игра? Игра – это спонтанный и активный процесс, в котором могут развиваться мышление, чувства и действия
Игра обычно определяется как деятельность, которая свободно выбирается, направлена на детей, доставляет удовольствие. Она была дополнительно проанализирована и классифицирована по социальным, когнитивным и развивающим характеристикам и стадиям.
Педагогические игры делятся на:
- физические;
- интеллектуальные;
- трудовые;
- социальные;
- психологические.
В личностно-ориентированном обучающем подходе игра является основным видом
деятельности, будучи инициированной ребёнком и тщательно поддерживаемой дошкольным педагогом.
Игра имеет большое значение в развитии детей:
- способствует позитивной социализации ребёнка. В игре можно импровизировать, придумывать образы, ситуации, тем самым узнавать об окружающем мире всё больше и больше;
- формирует психические процессы: память, внимание, воображение, речь и т.д.;
- доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и переживания, является интересной и доступной для ребёнка формой познания и творческого отображения впечатлений об окружающей действительности;
- дает возможность приобретать первые навыки общественного поведения: умение взаимодействовать с другими детьми, вступать с ними в различныеотношения, договариваться и объединяться для осуществления общих игровых замыслов, считаться с интересами своих партнеров по игре;
- помогает детям понять, какое место они занимают в мире, снижает их неуверенность в себе. В игре дети создают контролируемое пространство действия, в котором используют все свои навыки.
В дошкольном возрасте именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям самостоятельно использовать те или иные формы общения.
В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:
- отношения, которые определяются содержанием, правилами игры;
- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (распределение ролей, выход из конфликта и т. д.).
Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребёнка в дошкольной организации. Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются) качества «общественности» (А. П. Усова): способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. В играх у детей развиваются чувства, они отражают свои впечатления, усваивают какие-то знания и способы поведения того, кого они изображают и на кого искренне стараются быть похожими. В процессе игры дети вступают в дружеские отношения, вместе действуют и радуются.
2. Возрастные аспекты игры
Часто разные виды игр связываются с разными возрастами детей. Например, дети младшего возраста более склонны заниматься одиночной и параллельной игрой, в действительности же, даже детям старшего возраста требуется время для одиночной игры, чтобы изучить свои собственные мысли и чувства или отдохнуть от чрезмерной стимуляции. Аналогичным образом, дети старшего возраста могут захотеть посмотреть, как играют другие, прежде чем присоединиться к игре и игровой деятельности.
Огромная ценность игры состоит в том, что в ней, как нигде, ребёнок может проявить свою самостоятельность; выбрать игру и игрушку, товарищей по игре, определить место игры, ее начало, завершение и т. д. Эта возможность появляется в известной мере у детей 3-го, 4-го года жизни.
В конце 3-го года жизни дети начинают брать на себя определенные роли, но передают их весьма схематично. Ребёнок же 3-4 лет более полно и развернуто отражает действия и поведение хорошо знакомых ему людей и, главное, в игре и в связи с ней может довольно длительно выполнять целенаправленные действия, которые в обычной жизни ему еще малодоступны. Например, он последовательно, не отвлекаясь, выполняет действия мамы, ухаживающей за ребёнком; долго, сосредоточенно чинит машину, затем едет в ней, изображая шофера.
На 4-м году заметное развитие приобретает сюжетно-ролевая игра. На 5-м году сюжет игры особенно не усложняется, зато расширяются игровые объединения – увеличивается количество участников игры (ранее дети играли большей частью вдвоем, втроем).
У детей старшей и подготовительной к школе групп игры отличаются довольно сложным сюжетом, в нем обычно отражаются взаимоотношения людей, различные события общественной жизни: в них переплетаются представления, полученные на основе непосредственных наблюдений и опосредованные (после чтения книг, бесед и т. п.). В играх детей всех возрастов ярко отражаются чувства и отношения детей к окружающему миру.
На 6-м и 7-м году повышается роль и значение игр с правилами. Дети сами могут уже организовывать знакомые игры, следят за точным выполнением правил участниками. Эти игры очень важны для физического и волевого развития. Методы руководства игрой в разных возрастных группах различны.
В младшем дошкольном возрасте детей нужно «учить» играть, иначе игра не будет развиваться должным образом. Педагог создает игровую обстановку, воображаемую ситуацию, непосредственно общаясь с детьми, использует в первую очередь методы прямого влияния. Одновременно имеет место и опосредованное воздействие, но пока не через детский коллектив, а через игрушки, несложную инсценировку и т. д. Уже в младшем дошкольном возрасте детям прививают привычку поддерживать порядок в «игрушечном хозяйстве», соблюдать правило «Поиграл – убери за собой», привлекают к труду по уборке в кукольном уголке, мытью игрушек.
В старшем дошкольном возрасте продолжают использоваться методы прямого руководства: в форме предложения темы игры, рекомендаций о ее развитии, приобщения тех или иных детей к выбору игровых материалов. Специфика руководства игрой состоит в том, что методы ее организации должны быть тесно связаны с игровой задачей и воображаемой ситуацией, а педагог должен занимать позицию доброжелательного соучастника. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относится к игрушкам, игровому материалу. Они по собственной инициативе ремонтируют коробки для настольных игр, стирают кукольную одежду.
Так, постепенно осуществляется возможность использования педагогом метода опосредованного воздействия на игру и взаимоотношения детей через формирующийся коллектив.
3. Игра как стратегия обучения
Игра играет центральную роль в физическом, психическом, социальном и эмоциональном здоровье детей и их благополучии. Исследования даже подтвердили, что дети, лишенные возможности играть, могут позже столкнуться с социально-эмоциональными проблемами (Fraser Brown, 2013). Игра – это то, как дети обретают понимание мира и осмысливают свой опыт.
Различные аспекты, которые присутствуют в игре, включают в себя:
- удовольствие и веселье;
- активное вовлечение со стороны участников;
- внутренняя мотивация (то есть она проводится без внешней цели или вознаграждения);
- мероприятия свободно выбираются участниками;
- она может быть лично направляемой или совместно направляемой участниками;
- внимание к средствам (процессу), а не к цели (продукту).
Игры способствуют развитию у детей способности вести переговоры, восстанавливать эмоциональный баланс, разрешать конфликты и принимать решения. Участвуя в играх и развлечениях, дети учатся на практике; они исследуют и познают окружающий мир; экспериментируют с новыми идеями, ролями и опытом, и при этом учатся понимать и строить свое социальное положение в мире.
В физическом отношении игра позволяет детям развивать мелкую и крупную моторику, а также тренировать и совершенствовать физические навыки и мышечный контроль. Она также развивает у детей понимание пространства и способность рисковать. Регулярные физические нагрузки способствуют здоровому отношению к здоровью, питанию и благополучию.
В познавательном отношении игра стимулирует память, воображение, концентрацию и креативность, а также предоставляет возможность для изучения идей и вопросов и для прогнозирования и решения проблем. В процессе познавательной деятельности происходит развитие наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения ребёнка. Познавательная деятельность выступает как неотъемлемая часть игровой деятельности. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка, так же развивается его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, приобретаются и усваиваются новые знания и умения. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В лингвистическом отношении игра способствует развитию навыков вербального и невербального общения и расширяет понимание детьми мира, осмысливая их переживания с помощью языка.
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов, т.е. сама человеческая речь.
При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).
Основным невербальным средством общения является кинестика, она рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся: жестика; мимика; пантомимика.
- Жестика. Жесты – это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания.
- Мимика – это движения мышц лица, главный показатель чувств. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.
- Пантомимика – это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.
В эмоциональном отношении игра позволяет детям узнавать, называть и говорить о своих чувствах, а также справляться со стрессом, адекватно реагировать на сложные ситуации и взаимодействовать с другими.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребёнка – это послание окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.
Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие физические напряжения.
В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребёнка, его психического и физического самочувствия.
Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.
В социальном отношении игра позволяет детям формировать отношения, изучать правила поведения, а также делиться, вести переговоры и быть частью группы.
В игре дошкольники осваивают новые социальные роли, самореализуются, приобретают новый социальный опыт. Игра увлекает и включает ребёнка в новые для него отношения. Кроме того, игра как средство познания мира одновременно являются средством его моделирования. В игре и ребёнок, и взрослый конструируют самих себя, стараются быть лучше. Условно такие игры называются «взрослыми играми для детей», или социально-ориентированными.
Социально-ориентированные игры имеют ряд особенностей:
- коллективный характер деятельности (включение в игру, как непосредственных исполнителей, так и зрителей), что способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей;
- актуальность содержания, что позволяет создать мотивационную основу для обще-интеллектуального и социально-нравственного развития ребёнка дошкольного возраста;
- педагогический подход к распределению ролей (например, с использованием приема «статусной терапии», когда дошкольника с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с умственно одаренным ребёнком, помогающим ему быстрее, чем обычно, решить задачу, и благодаря этому помочь всему детскому коллективу);
- такая игра – не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать социально-ориентированную игру нельзя (по природе она «одноразовая», поэтому зависит от творчества и импровизации участников, направлена на формирование индивидуального когнитивного стиля решения проблемных социальных ситуаций у каждого ребёнка);
- игра способствует формированию коллективного субъекта с активной позицией каждого дошкольника и, что немаловажно, единству содержания интеллектуального и социально-нравственного развития детей.
В духовном отношении игра развивает у детей способность удивляться и способствует развитию систем уважения и ценностей. Благодаря ее положительному воздействию на развитие детей нам необходимо четко понимать, что является игрой, а что нет.
Образовательно-воспитательная работа в каждой возрастной группе, начиная с младшей, осуществляется в разных играх: сюжетно-ролевых, строительных, подвижных, дидактических, музыкально-дидактических и др. Разные авторы по-разному описывают различные виды игр. Игра может включать в себя: физическую игру, воображаемую (имитационную) игру, строительную (манипулятивную) игру и творческую игру.
Физическая игра охватывает множество видов деятельности. Для маленьких детей это движение их тел или предметов. Для детей дошкольного возраста она охватывает множество различных видов деятельности, как в помещении, так и на свежем воздухе. Педагоги продвигают физическую игру, предоставляя возможности, которые не являются ни слишком сложными, ни слишком легкими. Пристально наблюдая, мы ожидаем следующего шага в зоне ближайшего развития детей и принимаем соответствующие меры, обеспечивая при этом безопасную и надежную среду.
Предметно-манипулятивная игра не имеет конкретной цели, в отличие от сюжетно-ролевой игры не является попыткой воспроизведения чего-либо, имитации. Для ребёнка ценны сами по себе действия, т.е. манипуляции с предметами. Знакомясь с предметом, ребёнок выделяет его качества, признаки и свойства, следовательно, развивается восприятие. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь.
Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук т.к. пытаясь понять, как действовать с предметом, ребёнок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.
Манипулирование и экспериментирование с предметами сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями, значит, наряду с предметным происходит эмоциональное освоение мира (удивление или страх перед неизвестным, радость от получившегося и обида от неудавшегося действия). Таким образом, в предметно-манипулятивной игре происходит психическое и физическое развитие ребёнка.
Творческая игра охватывает широкий спектр действий, которые позволяют детям выражать свои мысли, и может проходить самостоятельно или в группах. Творческая игра позволяет детям развивать как физические, так и исследовательские навыки.
К творческим играм относятся игры, в которых ребёнок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от используемого игрового материала, игры делятся на:
- режиссерские – это преимущественно индивидуальные игры, в них ребёнок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников;
- сюжетно-ролевые – игры, представляющие собой отражение ребёнком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжетно-ролевая игра включает в себя имитационную, фантазийную и символическую игру, часто называемую ролевой игрой. Она становится социально-воображаемой игрой, когда она вовлекает других в выполнение ролей.
- Воображаемая игра развивает самовыражение, а также дает детям возможность исследовать свой опыт и смотреть на вещи с точки зрения других;
- театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки);
- игры со строительным материалом, в основе которых лежат конструктивные умения и способности, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов;
- игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребёнка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение второму(русскому) языку через игру.
Выступление на педсовете....
Обучение и познание мира через игру
Консультация для родителей...
Методическая разработка "Обучение детей через игру"
"Обучение через игру"...
Обучение и познание мира через игру
окружающий мир черз игру...
Консультация для родителей «Взаимодействие с семьей как фактор активизации и обучения детей через игру»
Консультация для родителей «Взаимодействие с семьей как фактор активизации и обучения детей через игру»...
Сообщение для педагогов ДОУ "Обучение и познание через игру"
В данном сообщении представлена консультация для педагогов по познавательным и игровым формам для детей посредством игры....
Мастер класс «Обучение через игру с бизибордом»
Цель: познакомить родителей с бизибордом и некоторыми приёмами работы с ним....