Игры на коррекцию агрессии, тревожности, страхов, на расслабление и снятие напряжения
консультация

Саватнеева Татьяна Геннадиевна

Игра- это средство выплеснуть накопившееся напряжение, освободиться от тревоги и страха, отдохнуть и примерить на себя модель другого поведения. В игре дети способны решить много проблем и добиться разных высот, причем сделать это именно играючи- то есть легко, естесственно и с удовольствием.

 До сих пор некоторые родители и даже педагоги смотрят на игру свысока, жалеют о времени, потраченном на столь "легкомысленное" занятие в ущерб учебе и труду. сосредоточенные и серьезные, они забыли , что такое радость игры и как много событий происходит во внутреннем мире ребенка, пока он играет.

Я предлагаю вам игры,  помогающие решить некоторые проблемы агрессивного поведения, тревожности, страхов, на расслабление и снятие напряжения. Внимательный и чуткий родитель найдет здесь рекомендации, как организовать игру со своим ребенком, чтобы помочь ему в решении конкретных поведенческих проблем. Наконец, вы вспомните, что некотрые игры предназначены исключительно для отдыха и поднятия настроения, а это- тоже достойная цель, особенно, когда речь идет о детском празднике!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры, помогающие решить некоторые проблемы

агрессивного поведения.

Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения.

Коррекцинно-развивающие игры для агрессивных детей делятся на несколько типов:

  • Игры, направленные на обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • Игры, направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладания;
  • Игры, направленные на отработку навыков общения;
  • Игры, направленные на формирование эмпатии, доверия к людям.

«Стаканчик для криков»

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения. Оборудование: стаканчик.

Содержание.  Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.

«Колпак мой треугольный» (старинная игра)

Цель: способствование осознанию ребёнком своего тела, формирование умения управлять движениями и контролировать свое поведение.

Содержание. Играющие сидят в кругу, все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак» заменяет его жестом. Например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове. В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают на одно больше. При завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, её можно сократить.

«Сороконожка» (подвижная игра)

Цель: формирование навыков взаимодействия со сверстниками, способствование сплочению детского коллектива.

Содержание. Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», а сохранить Сороконожку в целости.

Игры, направленные на формирование эмпатии, доверия к людям

 «Это я. Узнай меня» (игра с правилами)

Цель: снижение эмоционального напряжения, развитие эмпатии.

Содержание. Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

«Доброе животное» (Кряжева Н.Л.)

Цель: способствование сплочению детского коллектива, развитие способности детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Содержание. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

ПАМЯТКА   КАК  ИГРАТЬ  С ТРЕВОЖНЫМИ  ДЕТЬМИ

На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

1. Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

2. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как "Кто быстрее?".

3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.

Работая с тревожными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.

«ВИНЕГРЕТ»

Цель: сплочение группы, создание эмоционально позитивных взаимоотношений; телесное контактирование.

Возраст: 5-7 лет.

Ход: для приготовления винегрета «берется тарелка» - половина детей берется за руки, образуя круг. Каждый из остальных участников выбирает какой-нибудь овощ, которым бы он хотел стать. Ведущий называет последовательно овощи, которые сразу попадают (входят) в тарелку и начинают «перемешиваться». Участники, изображающие тарелку, помогают: покачивают, осторожно подталкивают овощи, меняют расстояние между собой, то сокращая, то увеличивая его.

«ДРАКА»  (упражнение)

Цель: расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.

Возраст:5-7 лет.

Ход: «Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!». Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

УПРАЖНЕНИЯ  ПО КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ

Упражнение “Прогони Бабу – Ягу”

Цель:приучать снижать психоэмоциональное напряжение.

Вариант 1.

Ребёнка просят представить, что в подушку залезла Баба – Яга, её необходимо прогнать громкими криками. Можно громко стучать по подушке кулаками.

Вариант 2.

По считалке выбирается Баба- Яга. В центре комнаты рисуем круг. Баба- Яга берёт веточку- помело и становится в круг. Дети бегают вокруг Бабы- Яги и дразнят её. “ Баба-Яга, костяная нога. С печки упала, ногу сломала. Пошла в огород, испугала весь народ. Побежала в баньку испугала зайку!” Баба-Яга выпрыгивает из круга и старается коснуться ребят помелом.

Релаксационные игры, способствующие снятию

 психоэмоционального напряжения у детей

«Сорока-ворона»

Цепь: снять эмоциональное напряжение.

Процедура проведения. Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

Сорока-ворона кашу варила,

Сорока-ворона деток кормила,

Этому дала, и этому дала,

И этому дала, и этому дала.

А самому маленькому -

Из большой миски

Да большой ложкой.

Всех накормила!

«Интересный разговор»

Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.

Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке. Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:

Лягушонок: «Квак-квак!»

А утенок: «Кряк-кряк!»

Все сказали, все спросили,

Хорошо поговорили!

«Все спят»

Цель: подготовить детей ко сну, снять отрицательные эмоции, напряжение.

Процедура проведения. Ребята лежат в кроватях. Взрослый подходит к окну и начинает приговаривать:

Бай-бай, бай-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не шуми.

Петушок, не кричи,

Моих ребяток не буди!

Ребята выспятся,

Большие вырастут

И в школу пойдут!

Взрослый ходит спокойно между кроватей, поправляет одеяла, поглаживает всех ребят по очереди. Затем заводит колыбельную:

Все ласточки спят,

И лисицы спят.

И нашим ребяткам

Спать велят.

Ласточки спят

Все по гнездышкам,

Лисички спят

Все под кустиками,

Мышки спят

Все по норочкам,

Маленькие детки

В кроватках спят.

Спи и ты, Ванюша!

Спи и ты, Катюша!

(Называет ласково тех детей, к которым подходит.)

Другой вариант:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птички спят на веточках,

Мишки спят на горочках,

Зайки спят на травушке,

Утки - на муравушке,

Дети все - по люлечкам...

Спят-поспят,

Всему миру спать велят!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры на коррекцию агрессии»

laquo;Игры на коррекцию агрессии»...

Игры на коррекцию агрессии

Игры направленные на коррекцию агрессивности у дошкольников и младшешкольников...

Рекомендации для родителей и педагогов "Игры направленные на расслабление, снятие напряжения"

Рекомендации для родителей и педагогов " Игры направленные на расслабление, снятие напряжения"...

Дидактические игры по коррекции агрессивности, тревожности, демонстративности.

Дидактические игры по коррекции агрессивности, тревожности, демонстративности....

Рекомендации для педагогов. Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста для снятия напряжения и обучения конструктивному выходу гнева

Игры направленные на снятие снятие негативных переживаний и отреагирование агрессивных тенденций....

Игры для коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста

Примеры игр для коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста. Играя в подобные игры, дети научаются новым способам для выражения своей агрессии социально приемлемым способом....