Рекомендации для педагогов. Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста для снятия напряжения и обучения конструктивному выходу гнева
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

 Игры направленные на снятие снятие негативных переживаний и отреагирование агрессивных тенденций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста для снятия напряжения и обучения конструктивному выходу гнева

Цель: снятие негативных переживаний и отреагирование агрессивных тенденций

Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать».

  1. Представьте, что в вашей груди находится воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните легкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из легких.
  2. Не торопясь, повторите. Дышите и представляйте, как шарик наполняется воздухом и становится больше.
  3. Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
  4. Сделайте паузу и сосчитайте до 5.
  5. Снова вдохните и наполните легкие воздухом. Задержите его, считая до 3, представьте, что каждое легкое- надутый шарик.
  6. Выдохните. Почувствуйте, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
  7. Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое легкое- надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.
  8. Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а все напряжение пропало.

          Это упражнение успокаивает нервную систему, гасит негативные эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им. (Время проведения упражнения- 1 минута.).

Упражнение «Небо»

Цель: обучение расслаблению, переживание ощущения покоя, приобретение способности управлять своими мыслями.

  1. Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку ( но не напрягаясь), ноги должны касаться пола.(Можно сесть на пол, скрестив ноги.) Закройте глаза.
  2. Представьте голубое небо, по которому двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чем-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе.
  3. Вы ощущаете покой, тишину и радость.
  4. Откройте глаза,  некоторое время посидите спокойно, затем медленно встаньте. ( Время проведения упражнения- 5 минут.)      

Упражнение «История про Обидок и Грустинок»

               Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали , снятие психомышечного напряжения.

               Описание техники: Если педагог (психолог) заметил, что в группе находится грустный, опечаленный ребенок, необходимо помочь ему выйти из этого состояния, переключив на положительные эмоции. С этой целью уместно довести ребенка в тихий уголок (комнату релаксации, уголок уединения). Затем взрослый должен показать ребенку, что понимает его состояние и хочет помочь. В беседе задаются такие вопросы: «Почему ты грустишь?» Что произошло с тобой?» и т.д. После выяснения причины грусти и печали, педагог рассказывает ребенку интересную историю про Обидок иГрустинок. «Жили-были на свете две подружки: Обидка и Грустинка. Они ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела…Как? (Педагог( психолог) обращается к ребенку, после получения ответа, предлагает свое описание.) Обидка была зеленого цвета, очень пушистая, а ладошки у нее были липкими, поэтому она могла приклеиться к прохожим. Грустинка выглядела… Как? ( Педагог ( психолог) обращается к ребенку, после получения ответа, предлагает свое описание.) грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути. Ты сегодня выходил на улицу? ( Педагог ( психолог) обращается к ребенку.) Вот, там они тебе и прилипли. Я даже вижу их. Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка - на правом. Давай их снимем, и пусть они летят дальше. Педагог ( психолог) в комической форме начинает снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему очень трудно это сделать».

            Примечание: можно параллельно с рассказом рисовать этих героев на листе бумаги яркими карандашами (фломастерами, пастелью). Затем вместе с ребенком можно их вырезать по контуру и поиграть с ними, «посадить» на плечи, потом снять их, положить в коробочку отдохнуть и т.п.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Ход игры : если в вашей группе есть ребенок , проявляющий вербальную агрессию( часто обзывает других детей),предложите ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все «плохие» слова в волшебном мешочке

( маленький с завязочками). В мешочек можно даже покричать. После того как, как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.

Игра «Разговор с руками»

            Цель: установление контакта с агрессивным ребенком, снятие негативных состояний, обучение контролю за своими действиями.

            Ход игры: если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите оживить ему свои ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?» Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?» Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что ручки хорошие, они многое умеют делать( перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

          Примечание: если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Здесь представлены занимательные игры с использованием планов, схем, что помогают развивать мыслительную деятельность....

Ритмические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Побобраны игры и упражнения на координацию речи с движением. Речевой материал для данных упражнений  небольшой по объему, простой для запоминания.  Основная задача этих упражнений – сформиро...

Словесные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Подбор словесных игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Коммуникативные игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста возраста...