Мастер класс для педагогов ДОУ "Экспериментальная деятельность дошкольников"
опыты и эксперименты

Пахомова Наталья Валентиновна

Цель. Дать участникам мастер класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения её на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов ДОУ

Тема: «Экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель. Дать участникам мастер класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения её на практике.

Задачи:

  1. Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с водой;
  2. Создать условия для плодотворного общения участников мастер класса в данной области, с целью развития их творческого потенциала;
  3. Распространить педагогический опыт;
  4. Познакомить с определением понятия- детское экспериментирование;
  5. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Практическая значимость мастер класса.

Он может быть интересен педагогам, работающим по темам экспериментирования и поисковой деятельности детей.

 Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдёт для себя что-то новое, а остальные поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Актуальность экспериментирования.

Дети дошкольного возраста по природе своей- пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, которая развивает продуктивные формы мышления.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется и поясняется.

Участники мастер класса. Педагоги ДОУ

Ход мастер класса.

Своё выступление я хочу начать с китайской пословицы

Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.

 Народные мыслители говорят.

Лучше один раз попробовать – чем сто раз услышать.

Учёные практики утверждают. Чтобы у детей всё получилось нужно дать им попробовать, испытать, сделать что-то своими руками и тогда у них всё получится, они всё поймут.

Эксперимент. — планомерное проведение наблюдения. 

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний об окружающем мире.

Опыт «Красочная лампа» или «Цветные льдинки»

Опыт «Тонет- не тонет»

Опыт «Цветы Лотоса»

Опыт «Окрашивание воды»

Опыт «Танцующий виноград»

Опыт «Дождевые облака»

Опыт «Непроливайка»

Опыт «Вулкан»

1 опыт. «Красочная лампа» или «Цветные льдинки»

Красочная лампа -опыт вызывает восторг не только у детей 5-6 лет, но и у младших школьников, и у подростков. В стеклянную или пластиковую бутылку заливается в равных частях вода и подсолнечное масло, засыпается краситель. Запускает процесс опущенная в воду таблетка шипучего аспирина.
Почему лёд не тонет в воде? Лед не тонет в воде потому, что при замерзании вода приобретает кристаллическую решетку, тем самым превращаясь в лед, и ее плотность, становится меньше плотности воды. Потому лед и плавает в воде. Цветные льдинки я уже приготовила, заранее заморозила. У вас на столах стоит стакан с маслом. В этот стакан мы кладём цветные льдинки, смотрите, как они будут плавать в масле, а когда они будут таять вода будет опускаться на дно, это происходит потому, что вода тяжелее масла. Отставим наши стакан в сторону и приступим к следующему опыту.

2 опыт. «Тонет-не тонет»

Нам понадобятся:

2 апельсина,

1 тазик с водой (чтобы в них могли уместиться апельсины),

Вода.

 Приступим:

 1. Наливаем в таз воды и опускаем в него 2 апельсина. 1 апельсин с кожурой, другой -очищенный от неё.

 2. Опустите в одну банку - мандарин с кожурой, в другую - очищенный от неё.

 Что мы видим? Мандарин в кожуре плавает на поверхности воды и совсем не собирается тонуть (и даже если вы попробуете помочь ему опуститься на дно - ничего у вас не получится, он всё равно всплывёт). Апельсин без кожуры тонет.

Почему так происходит?

В кожуре апельсина много пузырьков воздуха (а вы же помните, что воздух легче воды!). Они-то и выталкивают апельсин на поверхность воды. Как только мы снимаем с апельсина кожуру – он сразу опускается на дно.

3 Опыт «Цветы Лотоса»

Это один из интересных и наглядных опытов с водой, которые можно провести в группе детского сада.

Приготовьте лист плотной цветной бумаги, ножницы, простой карандаш.

Нарисуйте и вырежьте «цветок лотоса» и закрутите его лепестки при помощи карандаша кверху. Получится бутон «цветка лотоса» Опустите цветок на воду, налитую в таз.       Буквально на ваших глазах лепестки цветков начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает и становится тяжелее.

4 опыт. «Дождевые облака»

Для этого опыта нам понадобится стакан с водой, пена для бритья, пипетки, синий пищевой красители.  В воду брызгаем пену, а теперь пипеткой набираем синюю воду и капаем на воду. Теперь наблюдаем, что у вас происходит. При помощи этого опыты мы можем показать как дождь просачивается сквозь облака и падает на землю.

Вернёмся к опыту «Цветные льдинки» мы видим, что они уже растаяли и превратились в цветную воду, а так как вода у нас тяжелее масла, то цветная вода у нас как мы видим находится внизу стакана, а масло на верху. Теперь добавим в масло немного воды и размешаем. А теперь бросим в стакан с водой и маслом шипучую таблетку. Капельки воды поднимаются на ружу получается вулкан.

Уважаемые коллеги, вот такие опыты вы можете провести со своими детьми.

Памятки что нельзя и что нужно делать для поддержания познавательного развития у дошкольников



Нет описания фото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОУ. «Деятельность как средство социально- нравственного воспитания дошкольников»

  Цель мастер - класса:·        Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности воспитателя.·...

Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности».

Сценарий проведения мастер – класса для педагогов «Приемы мотивации дошкольников к образовательной деятельности»....

Мастер - класс для педагогов «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельности».

Повышение компетентности педагогов, как театральная деятельность помогает развитию речи детей....

Мастер-класс для педагогов «Танцевальная деятельность как средство художественно – эстетического развития дошкольников»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в ходе активного педагогического общения....

Мастер класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"

Мастер класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"

По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников. По определению Н.Н. Поддъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой...

Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер – класс для педагогов «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»...