Мастер класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Петровна Мурыгина

Мастер класс для педагогов "Экспериментальная деятельность дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_s_pedagogami.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Тема «Экспериментальная деятельность дошкольников»





                                                                                   

                                                                                    Подготовила

                                                                                    Воспитатель

                                                                                           Мурыгина С.П.

2018

Данный мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ

Продолжительность мастер-класса: 15 – 20 минут.

Тема: Экспериментальная деятельность дошкольников.    Цель: Распространение педагогического опыта. 
Задачи: 
- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментальную деятельность;

- Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

- Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования с магнитом.                                                                                                                              Программа мастер-класса:

- 1 часть Теоретическая

- 2 часть Практическая

- 3 часть Заключительная

Материалы и оборудование: Магниты , игры с магнитами , ёмкость с водой, ёмкость с крупой , различные металлические , резиновые, деревянные, стеклянные, пластмассовые  предметы, монеты, «волшебная» рукавичка                                                                                                                            

Ход мастер-класса.                                                                                                              1. Сегодня мы поговорим о детском экспериментировании. Что такое эксперимент ? Это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
По определению Н.Н. Поддъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. 
Детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие. 
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания , добытые самостоятельно , всегда являются осознанными и более прочными.                                                                                                «Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.                     Ребенок это исследователь окружающего мира. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисково- исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

В старшем дошкольном возрасте проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.                                                                                                                                      При проведении экспериментов необходимо соблюдать следующие правила:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии; 
2. Важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. 
3.Необходимо объяснить ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Мало показать ребенку интересный опыт, нужно объяснить доступным ему языком, почему это происходит;
5. Нельзя оставлять без внимания вопросы ребенка ;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

                                                                                                                                              2. Недавно мы в своей группе проводили проект  по ознакомлению детей с магнитом. И сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с магнитами, которые я использовала  в работе с детьми.

Задачи:
- Дать представления о свойствах магнита, о его особенности притягивать металлические предметы.
- Актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком.
- Формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, учить делать выводы, обобщения.
- Активизировать речь и обогащать словарь детей. 
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи. 
- Совершенствовать память, внимание, развивать логическое мышление.

Опыты дети воспринимают как фокусы, поэтому ознакомление детей со свойствами магнита я  начала с опыта «Волшебная перчатка».

Опыты:                                                                                                                    1. «Волшебная перчатка»                                                                                           (перчатка с магнитами внутри, металлические, стеклянные, деревянные, пластмассовые предметы на подносе)                                                               Воспитатель предлагает детям посмотреть фокус  с волшебной перчаткой.            Воспитатель проводит рукой над подносом  с металлическими предметами. Все предметы прилипают к его руке . «Что произошло? Почему предметы прилипли к руке? Что находится у меня  в перчатке? Из чего сделаны предметы, которые прилипли к моей руке? Значит , магнит притягивает металлические предметы. Где используют это свойства магнита? (магнитики на холодильник, магнитные азбуки, цифры, замки на кошельках и сумках и т.д.)

2. «Ищем сокровища»                                                                                                      (ящик с песком на дне  которого спрятаны монеты, магнит)                                Воспитатель рассказывает детям, что разбойники спрятали сокровища в пустыне и предлагает детям очень быстро отыскать эти сокровища, пока не вернулись разбойники. Но как это сделать? Если перекапывать песок , то уйдет слишком много времени. Нам поможет…(магнит) Значит, магнит может притягивать  предметы даже сквозь песок.

3. «Помоги найти ключи»                                                                                                            (емкость с крупой, ключи, магнит)                                                                      Воспитатель сообщает детям , что нечаянно уронила ключи в чашку с крупой и никак не может их найти, просит детей помочь ей. Как быстро можно найти ключи? Нам поможет …(магнит). Значит, магнит может притягивать предметы сквозь крупу.

4. «Достань скрепки со дна стакана»                                                                         (Стакан с водой ,скрепки, магнит)                                                                                  Воспитатель сообщает детям, она не заметила на дне стакана скрепки и налила туда воды. Как достать скрепки из стакана не пролив воды и не замочив руки?(Задачу можно усложнить используя вместо стакана емкость с узким горлышком). В этом нам поможет…(магнит).Проводим магнитом с боку стакана снизу вверх и достаем скрепки. Значит, магнит притягивает предметы сквозь стекло и воду.

А сейчас я хочу показать вам самодельные игры , которые так же помогут рассказать детям о свойствах магнита.

1. «Бабочки  летают над лугом»- игра. (Магнит действует на металлические предметы на расстоянии).

(Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.)

2. «Перевези машинку», «Пчелка собирает нектар»- игры. (Магнит действует на металлические предметы через картон)

3. «Играем в сказку» (Магнит действует на металлические предметы через картон)

4. «Притягивает- отталкивает» (У магнита 2 полюса, одинаковые отталкиваются, разные притягиваются)

5.Игры с разноцветными мелкими магнитами : «Наряди елочку», «Кто быстрее  перевезет шарики» и другие.

6. «Построй башенку из монет», «Сделай кукле цепочку из скрепок» (Предметы намагничиваются и притягивают к себе другие предметы)

А сейчас я хочу предложить вам сделать магнитную игру своими руками за несколько минут. Эта игра будет называться  «Лыжная трасса». Прошу вас помочь мне.

Вот видите, при желании такие игры можно сделать совместно  с детьми из подручных материалов  не потратив на это много времени.

 3. А теперь давайте подведём итог нашей работы . Сегодня я показала вам несколько опытов и игр, которые помогут вам изучить с детьми свойства магнита. Все эти игры и опыты легкодоступны и интересны. Они помогут вам развивать  любознательность ребенка, его стремление к маленьким «открытиям».

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс по театральной деятельности. Тема: «Театральная деятельность как условия становления социокультурного опыта ребенка дошкольника

Цель:  Совершенствовать художественный вкус  дошкольников, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту. Развить творческие способности дошк...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности дошкольников

Цель мастер – класса: представление опыта работы  с детьми старшего дошкольного возраста  по развитию познавательной активности черезпоисково – исследовательскую деятельность....

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер – класс «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

Данный материал направлен на повышение знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками....

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.Задачи:Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-эк...

Мастер класс «Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, как этап современного занятия в условиях ФГОС»

   В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача  дошкольных учреждений  в условиях ФГОС состои...