Теоретические основы воспитания трудолюбия
статья (старшая группа)
Понятие трудолюбия в образованиии. Педагоги и учёные занимавшиеся данным понятием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 15.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретические основы воспитания трудолюбия
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту. Во все времена и на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития. Труд как человеческой деятельности большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без труда нет добра» и др. На протяжении многих веков вопрос о воспитании трудолюбия привлекал внимание выдающихся зарубежных (Я.;А. Коменский, Дж. Локк, Ж.;Ж. Руссо, И.;Г. Песталоцци, Ф. Фребель, П. Кергомар, О. Декроли и др.) и отечественных (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) ученных и педагогов. В энциклопедическом словаре понятие труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменении и приспособление предметов природы для удовлетворения свои потребностей». Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу - формирование нового человека. Разные авторы дают разное определение «трудолюбию»: ∙ Трудолюбие - это чувство удовольствия от труда; работа с душевным подъемом и охотой. Показатели проявления трудолюбия: чувство удовольствия, невзирая на вид труда. (Асланова З.М. Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. … канд. пед. Наук. М., 1984) ∙ Трудолюбие - это качество личности, сущность которого составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться. Показатели проявления трудолюбия: способность видеть красоту труда, преодоление трудностей в работе. (Киселева Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984) ∙ Трудолюбие - не врожденное свойство, а формирующееся в процессе развития и воспитания качество личности. Показатели проявления трудолюбия: умение планировать; охотно проявлять поручения; проявлять интерес к труду, бережное отношение к результатам труда; желание помогать взрослым; проявлять творчество, инициативу, самостоятельность, ответственность, бережливость; понимать ценности труда. (Малунова Г.С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста. Дисс. …д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2001) Представленные толкования понятия «трудолюбие старшего дошкольника» позволяют увидеть общее в его трактовках. Так, трудолюбие как качество личности включает в себя четыре основных компонента (или критерия): познавательный, эмоционально-мотивационный, поведенческий, личностный. Охарактеризуем каждый из них по отношению к личности старшего дошкольника. ∙ Познавательный компонент сориентирован на понимании детьми необходимости трудиться, осознание ими общественного назначения труда, наличие знаний о труде взрослого и о профессиях. ∙ Эмоционально-мотивационный компонент предполагает интерес к трудовым делам, желание и стремление трудиться для себя и для других, наслаждение качеством труда и чувство удовлетворения от выполненной работы. ∙ Поведенческий компонент характеризует умения ребенка планировать, рационально организовывать свою работу, владеть способами работы (используя для этого необходимые детские инструменты), адекватно оценивать результаты труда (самооценка). ∙ Личностный компонент проявляется у старшего дошкольника в наличии (или отсутствии) таких качеств, как самостоятельность, инициативность, активность, ответственность, самоконтроль, криативность в работе, настойчивость и терпение в преодолении трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"
МБДОУ « Детский сад № 118» города Чебоксары Доклад по теме:"Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"...
Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и является одним из основных направлений в воспитательной работе детского сада. Это важн...
"Теоретические основы использования дидактической игры в экологическом воспитании детей"
Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомлении дошкольников с природой? Каковы её функции и место в ряду методов и приемов , обеспечивающих формирование у детей р...
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенку физическое развитие....
Теоретические основы умственного воспитания дошкольников. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников
Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую...
Методические основы воспитания трудолюбия
Методические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста...
Теоретические основы воспитания культуры поведения
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗР АСТА. Воспитание культуры поведения как задача нравственного воспитания. Первоначальное становление личности приходится на д...