Теоретические основы воспитания трудолюбия
статья (старшая группа)

Понятие трудолюбия в образованиии. Педагоги и учёные занимавшиеся данным понятием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы воспитания трудолюбия

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Труд - центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту. Во все времена и на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития. Труд как человеческой деятельности большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без труда нет добра» и др. На протяжении многих веков вопрос о воспитании трудолюбия привлекал внимание выдающихся зарубежных (Я.;А. Коменский, Дж. Локк, Ж.;Ж. Руссо, И.;Г. Песталоцци, Ф. Фребель, П. Кергомар, О. Декроли и др.) и отечественных (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) ученных и педагогов. В энциклопедическом словаре понятие труд трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменении и приспособление предметов природы для удовлетворения свои потребностей». Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу - формирование нового человека. Разные авторы дают разное определение «трудолюбию»:  Трудолюбие - это чувство удовольствия от труда; работа с душевным подъемом и охотой. Показатели проявления трудолюбия: чувство удовольствия, невзирая на вид труда. (Асланова З.М. Развитие трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. … канд. пед. Наук. М., 1984)  Трудолюбие - это качество личности, сущность которого составляет наличие потребности в труде, привычки трудиться. Показатели проявления трудолюбия: способность видеть красоту труда, преодоление трудностей в работе. (Киселева Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984)  Трудолюбие - не врожденное свойство, а формирующееся в процессе развития и воспитания качество личности. Показатели проявления трудолюбия: умение планировать; охотно проявлять поручения; проявлять интерес к труду, бережное отношение к результатам труда; желание помогать взрослым; проявлять творчество, инициативу, самостоятельность, ответственность, бережливость; понимать ценности труда. (Малунова Г.С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста. Дисс. …д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2001) Представленные толкования понятия «трудолюбие старшего дошкольника» позволяют увидеть общее в его трактовках. Так, трудолюбие как качество личности включает в себя четыре основных компонента (или критерия): познавательный, эмоционально-мотивационный, поведенческий, личностный. Охарактеризуем каждый из них по отношению к личности старшего дошкольника.  Познавательный компонент сориентирован на понимании детьми необходимости трудиться, осознание ими общественного назначения труда, наличие знаний о труде взрослого и о профессиях.  Эмоционально-мотивационный компонент предполагает интерес к трудовым делам, желание и стремление трудиться для себя и для других, наслаждение качеством труда и чувство удовлетворения от выполненной работы.  Поведенческий компонент характеризует умения ребенка планировать, рационально организовывать свою работу, владеть способами работы (используя для этого необходимые детские инструменты), адекватно оценивать результаты труда (самооценка).  Личностный компонент проявляется у старшего дошкольника в наличии (или отсутствии) таких качеств, как самостоятельность, инициативность, активность, ответственность, самоконтроль, криативность в работе, настойчивость и терпение в преодолении трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

МБДОУ « Детский сад № 118» города Чебоксары      Доклад по теме:"Теоретические основы использование игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"...

Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания

      Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и является одним из основных направлений в воспитательной работе детского сада. Это важн...

"Теоретические основы использования дидактической игры в экологическом воспитании детей"

Каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе ознакомлении дошкольников с природой? Каковы её функции и место в ряду методов и приемов , обеспечивающих формирование у детей р...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенк​у физическое развитие....

Теоретические основы умственного воспитания дошкольников. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников

Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую...

Методические основы воспитания трудолюбия

Методические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста...

Теоретические основы воспитания культуры поведения

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗР АСТА. Воспитание культуры поведения как задача нравственного воспитания. Первоначальное становление личности приходится на д...