Методические основы воспитания трудолюбия
статья (старшая группа)

Методические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_osnovy_vospitaniya_trudolyubiya.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методические основы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста

Воспитание трудолюбия у старших дошкольников -важнейшая задача детского сада. Ее реализация способствует успешной подготовке детей к школе, выравниванию их стартовых возможностей и формированию умению легче адаптироваться к новому виду деятельности - учению. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, чем они занимаются, выделяются самостоятельностью, ответственностью, умением себя обслуживать, держать в порядке свое рабочее место и др. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовь, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации труда детей. Так, для хозяйственно-бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в природе — лопаты, грабли, лейки; в ручном труде дети используют пилы, молотки и другое оборудование. Необходимо наличие и различных материалов: семян для посевов и посадок, корм для птиц и рыб, шишек, желудей, брусков дерева и т.д. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и соответствовать возрасту детей, иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала, нарядные фартучки и др. - все то радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие. Оборудование в групповой комнате и на участке размещается таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Так, целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке - лейки, пульверизаторы, корм для животных; в месте, отведенном для ручного труда,- пилы, молотки; принадлежности для хозяйственно-бытового труда - щеточки и совки для уборки мусора можно разместить на специальных полках в умывальной комнате, а для дежурных по столовой - ближе к буфетной и пр. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течении 10-15 мин., 6-7 лет - 20-30 мин. Наиболее трудоемкие виды труда - сгребание снега, вскапывание земли - требует особо тщательного контроля за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, воспитатель обращает внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснения лица, потливость. В таких случаях он переключает ребенка на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 мин.: один - вскапывает землю, другие - рыхлят ее граблями или одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место. Заботясь о создании гигиенических условий для труда, воспитатель предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения пришивание пуговиц, приклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (согнутыми, на корточках и т.п.). Следует обеспечить регулярное проветривание помещения. Особо ценным является труд на воздухе. Воспитательный эффект труда повышается, когда дети проявляют интерес к нему. Это во многом определяется трудовой атмосферой дошкольного учреждения. В этой связи большое значение имеет организация совместной деятельности взрослых и детей. Работая рядом с воспитателем, няней, с кемлибо из близких, дети чувствую себя помощниками в нужном и полезном деле. Хорошо, если взрослый в процессе совместного труда разъясняет значение трудовых действий, выражает свое положительное отношение к делу, работает ловко, в хорошем темпе. Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает о требованиях «Программы воспитания в детском саду» к трудовому воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи в дошкольном учреждении. Он даёт родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда (подобрать оборудование, позаботиться об удобном месте для труда, найти занятие, которое бы включало ребёнка в помощь другим членам семьи). Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали её дома. Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении. Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию, не делать за него того, что он должен и может делать сам. Педагог раскрывает полезность включения ребенка в труд взрослых (при уборке помещения, уходе за растениями и животными, приготовлении пищи и т.д.), разъясняет, что старший дошкольник должен выполнять определенные постоянные обязанности: накрывать на стол, поливать растения, помогать в уходе за младшими братьями и сестрами, приводить в порядок свои игрушки, приносить газеты из почтового ящика, открывать дверь, подходить к телефону и т.д. Педагог убеждает родителей в том, что труд по самообслуживанию имеет большое воспитательное значение, и объясняет им методы формирования необходимых навыков, умений и привычек. Он рекомендует давать детям разнообразные поручения: отнести на кухню посуду после обеда, подать нужный предмет, постирать мелкие предметы, поиграть с младшим братом, пока мама приготовит ужин, сходить за хлебом (если булочная находится неподалеку) и т.д. Воспитатель использует разные формы работы с родителями: фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду, с краткими текстами, раскрывающими значение труда и методы руководства им; выставки детских поделок; стенды на темы «Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни», «Труд - средство всестороннего развития», «Единство детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольника» и др. для родителей подбирается также научно-популярная литература с краткими аннотациями, статьи воспитателей о лучшем опыте трудового воспитания в семье. Педагог организует для родителей показ трудовой деятельности в дошкольном учреждении. Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его отношение к труду, познакомиться с приемами руководства трудом детей. Таким образом, проведенный теоретический анализ позволил уточнить содержание понятия «трудолюбие», которое рассматривается как нравственное качество личности ребенка старшего дошкольного возраста, проявляющееся в его активности, осознанности, добросовестности, ответственности, удовлетворенности процессом труда, положительном отношении к трудовой деятельности, устойчивой потребности трудиться и заинтересованности ребенка в достижении полезных результатов своего т р уд а .

 Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Воспитатели помогают каждому ребенку осознать жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять участие в общей работе. Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические основы музыкального воспитания с использованием музыкально-дидактических игр"

Основное назначение музыкально-дидактических игр-формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме.Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развива...

"Теоретические и методические основы трудового воспитания раннего и дошкольного возраста" презентация

Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста,отличия труда ребёнка от труда взрослых...

Теоретические основы воспитания трудолюбия

Понятие трудолюбия в образованиии. Педагоги и учёные занимавшиеся данным понятием....

теоретические и методические основы физического воспитания и развития

Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием...

Методическая разработка: Консультация для воспитателей «Краеведение – основа воспитания патриотизма».

Консультация для воспитателей «Краеведение – основа воспитания патриотизма»....