Развивающая предметно - пространственная среда группы
материал

Шапорева Марина Борисовна

Развивающая предметно – пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И моя задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная развивающая предметно - пространственная среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры - занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Поэтому для полноценного развития детей я создала развивающую предметно – пространственную среду, где дети могут играть, читать, драматизировать, рисовать, лепить, заниматься физической культурой.

Центр сюжетно ролевой игры «Семья»

Цель: формирование умения детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

1. Комплект кукольной мебели;
2. Игрушечная посуда: кухонная, чайная, столовая;
3. Куклы, одежда для кукол;
4. Коляски;
5. Комплект постельных принадлежностей, для кукол;
6. Модуль «Хозяюшка;
7. Стиральная машинка.

Центр сюжетно ролевой игры «Парикмахерская»

Цель: совершенствование знаний детей о профессии парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

1. Набор парикмахера (фен, расческа, ножницы и т.д.)

2.Куклы разных размеров;

3. Предметы – заместители;

4. Модуль «Парикмахерская».

Центр сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Цель: формирование умения детей классифицировать предметы по общим признакам, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры, развивать диалогическую речь.

1. Калькулятор, весы;

2. Кондитерские изделия;

3. Овощи, фрукты;

4. Корзины, кошельки;

5. Предметы-заместители;

6. Модуль «Магазин».

Центр сюжетно-ролевой игры «Больница»

Цель: формирование умения ухаживать за больными и пользоваться медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, развивать диалогическую речь.

1. Медицинские халаты и шапочки;

2. Набор доктора;

3. Машины скорой помощи;

4. Модуль «Больница».

Центр «Безопасности»

Цель: закрепление знаний правил дорожного движения, знания о труде шофера и полицейского, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру.

1. Макеты дороги;

2. Машины разных марок;

3. Предметы – заместители.

    

Центр «Природы»

Цель: формирование основ экологического миропонимания и экологической культуры.

1. Календарь погоды;

2. Картотека экологических игр;

3. Муляжи фруктов, овощей, декоративные груши;

4. Поделки;

5. Комнатные растения;

6. Дидактические игры: «Зеленый друг», «Мир растений», «Мои домашнии животные», «Дары природы», «Кто что ест», лото, «Расскажи и объясни»;

7. Инвентарь за уходом комнатных растений.

   

Мною изготовлены игры: "Кто, что ест", "Подбери и объясни",гербарий.

«Кто, что ест».

Цель: закрепление знаний детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные.

"Подбери и объясни"

Цель: закрепление знаний детей о временах года.

Гербарий

 

Центр «Экспериментирования»

Цель: формирование основ целостного мировидения у детей средствами экспериментирования.

1. Комплект бумаги;

2. Комплект тканей;

3. Металлы;

4. Весы;

5. Увеличительные стекла;

6. Воронки:

7. Разнообразные камни;

8. Ракушки

9. Песок;

10. Глина;

11. Земля;

12. Опилки;

13 Сыпучие вещества;

14. Емкости для измерения жидкости;

15. Модуль песка и воды.

  

Мною подобрана картотека экспериментов.

Центр патриотического воспитания

Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.

1. Портрет президента и символы государства и г. Канска;

2. Альбомы «Наша родина – Россия», «Русские народные костюмы;

3. Куклы в национальных костюмах;

4. Дидактическое пособие «Расскажите детям о московском Кремле», «Расскажите детям о достопримечательностях Москвы», «Расскажите детям о достопримечательностях г. Канска»;

5. Игра – занятие «Государственные символы России»;

6. Комплекты открыток о городах России;

7. Литература о городе Канске.

    

Центр музыки

Цель: развитие слухового восприятия, внимания и творчества детей; формирование исполнительских навыков.

1. Дудочки;

2. Погремушки;

3. Металлофон;

4. Гармонь;

5. Бубен;

6. Музыкальные молоточки;

7. Музыкальные тарелки;

8. Юла;

9. Губная гармошка.

Центр «Книги»

Цель: формирование восприятие книги в единстве словесного и изобразительного искусства.

1. Тематическая подборка детской художественной литературы;

2. Портреты писателей и поэтов.

Центр двигательной активности

Цель: формирование потребности в двигательной активности и физическому развитию.

1. Кегли

2. Флажки

3. Кольцеброс

4. Мячи

5. Бадминтон

6. Скакалки

7. Дарц

8. Ростомер

9. Массажный коврик.

     

Мною изготовлена "Дорожка здоровья" 

Цель: формирование ног и опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы ребенка, а через нее – всего организма в целом.

Центр конструирования

 Цель: развитие конструктивно - модельных действий детей.

Центр расположен вблизи уголка сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Практичность его состоит в том, что с содержание строительного центра (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный, металлический конструктор) можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Это позволяет детям комфортно чувствовать себя в любом центре группы. Мои воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.

    

    

Театральный центр

Цель: развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.

1. Ширма маленькая для настольного и кукольного театра;

2. Театры: «Бибабо», деревянный, пальчиковый, теневой;

3. Шапочки;

4. Маски.

                                        

Центр «Познавательного развития»

Цель: формирование элементарных математических представлений.

1. Магнитно-меловая доска;

2. Счетный материал;

3. Дидактические, настольно-печатные игры;

4. Набор объемных геометрических фигур;

5. Игры и пособия на развитие логики;

6. Кубики с картинками;

7. Домино.

Мною изготовлена игра на плоскостное моделирование "Танграм".

Цель: обучение детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.

      

Центр «Речевечок»

Цель: развитие звуковой культуры речи и грамматического строя речи.

1. Магнитно-меловая доска;

2. Алфавит;

3. Настольно-печатные игры;

4. Разрезная азбука;

5. Мнемотаблицы;

6. Мел, тряпка для доски;

7. Игры.

   

Мною изготовлена дидактические пособия "Составление рассказа по картинкам", мнемотаблицы, "Развивающее лото "Сказочная азбука", "Звуковые часы".

«Составление рассказа по картинкам»

Цель: обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок.

Мнемотаблицы

Цель: развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения.

     

     

"Развивающее лото "Сказочная азбука"

Цель: знакомство с буквами, обучение определять место звука в слове.

 

Мною разработаны картотеки: пальчиковых игр, чистоговорок и пословиц.  

    

"Звуковые часы"

Цель: развитие звуковой культуры речи.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель: обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры.

Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио.

1. Почтовый ящик;

2. Посылка;

3. Телеграммы, разнообразные бланки;

4. Конверты;

5. Открытки, деньги, кошельки, карандаши, цветная бумага.

Центр художественного творчества

Цель: развитие творческого и художественно-изобразительного потенциала.

1. Материал для рисования: акварельные и гуашевые краски, простые и цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, баночки для воды, трафареты для рисования;

2. материал для лепки: пластилин, стеки, индивидуальные дощечки;

3. Материал для аппликации и ручного труда: клей ПВА, кисточки для клея, емкость под клей, салфетки, цветная бумага и картон, белый картон.

4. Картотека схем последовательности изготовления изделий (бумагапластика).

5. Раскраски.

6. Образцы декоративно-прикладного искусства.

Мною создана картотека схем последовательности изготовления изделий из бумаги.

Цель: развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами.

Дидактическое пособие "Цветик-семицветик"

         

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по организации развивающей предметно-пространственной среды группы

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ в группе с новым набором (можно в новом помещении) АВГУСТРАБОТА С РОДИТЕЛЯМИРемонт группыОформление стен групп...

Развивающая предметно-пространственная среда группы

Организация образовательного пространства в ДОУ...

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Таблица для анализа и оценки развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Проект "Город детства". Преобразование развивающей предметно- пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО.

Мой проект о том, как создать эффективную развивающую среду соответствующую ФГОС ДО, стимулирующую развитие дошкольников....

«Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с учётом ФГОС ДО». Подготовительная группа «А».

Главной задачей воспитания дошкольника являются создания у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку необходимо чувствовать себя любимым и непо...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...