Опыт работы "Личностно-ориентированные технологии при организации работы с детьми с ООП"
материал

Белова Наталия Анатольевна

опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Личностно-ориентированные технологии при организации работы с детьми с ООП»

Здравствуйте, коллеги,  для начала хотелось бы рассказать вкратце о нашем ОУ: наш детский сад имеет общеразвивающую направленность, но в 2016г.мы отметили, что среди наших воспитанников увеличился контингент детей с ООП и перед нами встал вопрос: - как  снять дистанцию между детьми, организовать равноправное партнерство в различных видах деятельности с 2018г, как помочь родителям в социализации данной категории детей, у нас появилось большое желание накапливать опыт работы с детьми с ООП и в последующем делиться со своими коллегами, так как понимали, что данная тема с каждым годом будет только актуальнее. И было принято решение совместно с ИПК стать базовой площадкой, целью которой стало выявление и обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

На данный момент у нас функционирует одна группа комбинированной направленности для детей с нарушениями речи. Возраст детей от 5 до 7 лет, то есть старшая и подготовительная группа. В этом учебном году группу комбинированной направленности наполняют дети подготовительной группы, которую посещают обычные дети, а также 14 детей, которые прошли Психолого-Медико-Педагогическую Комиссию и являются детьми с ООП (особыми образовательными потребностями), имеющими различные речевые нарушения.

Также наш музыкальный руководитель выявляет предрасположенности детей к различным видам творчества (певческие навыки, артистизм и т.д) и развивает их на своих музыкальных занятиях, давая каждому ребенку возможность раскрыться.

Дети с особыми образовательными потребностями могут и должны обучаться и

развиваться в детском саду вместе со своими сверстниками. Для интегрированного обучения этих детей необходимо полное снятие дистанции между детьми, равноправное партнерство в различных видах деятельности. Очень важно,  когда детский сад рассматривается не только как организация для образования детей, а как жизненное пространство, в котором  реализовывается естественный, стимулирующий переход  из «зоны актуального в зону ближайшего развития»  каждого ребенка. Здесь дети с особыми образовательными потребностями обучаются наравне со сверстниками в группе.

Для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в нашем ДОО создается ряд следующих условий:

1) соответствующее программно-методическое обеспечение;

  1. создание предметно-пространственной среды для развития;
  2. взаимодействие специалистов (воспитатели, учитель-логопед, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель).
  3. тесное взаимодействие        педагогов        с семьями воспитанников с особыми образовательными потребностями
  4. активное взаимодействие детей в группе с детьми с особыми образовательными потребностями
  5. психолого-педагогическое сопровождение.

Рассмотрим немного поподробнее условия организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

1) Для удовлетворения специальных образовательных потребностей детей  с ОВЗ созданы специальные адаптированные программы, также для каждого ребенка данной категории составляются индивидуальные образовательные маршруты с учетом индивидуальных особенностей: структуры нарушения, уровня психофизического развития, возраста.

2) Вся предметно-пространственная среда комбинированной группы построена с учетом ее структурных и функциональных компонентов, в соответствие с общими и особыми потребностями дошкольного возраста, она содержательно-насыщенная, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна, а также строится с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, обеспечивает образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности, обеспечивает решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках НОД, так и в самостоятельной детской деятельности (возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).

3) Следующее условие - создание команды единомышленников из всех педагогов ДОО, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями  (воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя,   инструктора по физической культуре). Все мы  работаем в тесном контакте друг с другом и  стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка с особыми образовательными потребностями и единый стиль работы в целом.   

4) Успешность обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях детского сада во многом зависит от вовлечения в него родителей ребенка, причем вовлечения активного, повседневного.

Между родителями и педагогами установлены  доверительные, открытые, искренние отношения, что очень важно. Родители активно участвуют в жизни не только группы, но и детского сада: принимают участие в выставках, утренниках, выступают со своими детьми на открытых мероприятиях.

5) Активное взаимодействие детей в группе с детьми с особыми образовательными потребностями. Для социального и эмоционального развития существенно важны общение, социальный опыт. Дети с особыми образовательными потребностями учатся у других детей даже больше, чем у взрослых. Чтобы установить и облегчить контакты между детьми, необходима целенаправленная работа педагогов.

Важно воспитателям почаще вовлекать детей с нарушенным развитием в активное общение со сверстником, не имеющем речевых нарушений. При планировании и проведении образовательной деятельности следует учитывать, что ребенок с особыми образовательными потребностями должен активно участвовать в них. В связи с этим недопустимо давать ему для самостоятельного выполнения какое-либо индивидуальное задание в то время, когда проводится беседа с другими детьми.

Детям с особыми образовательными потребностями необходимо чувствовать себя достаточно автономными, компетентными, уверенными и способными выполнять основные обязанности в группе.

6) Еще одним важным условием обучения и воспитания детей с ООП это комплексность психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, то есть обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности.

 Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», то есть когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. Этого допускать нельзя.

Таким образом, на наш взгляд, создавая вышеперечисленные условия работы с детьми с особыми образовательными потребностями, обдуманное их применение поможет таким детям достигнуть достойного уровня личностного развития.

Более подробно и развернуто о работе с детьми с особыми образовательными потребностями расскажут наши педагоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование игровых технологий в организации работы с детьми дошкольного возраста по краеведению".

Игры краеведческого характера :собствуют развитию у детей различных навыков и умений: ориентирование в пространстве, арифметического счета, логического и ассоциативного мышления, комбинирования, поиск...

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1.     Пояснительная записка2.     Перспективное план...

Опыт работы «Использование лэпбуков в организации работы с детьми с ОНР»

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ...

Современные педагогические технологии. Опыт работы педагогов по выбору образовательной технологии и организация работы с детьми. Круги и кольца Луллия.

Новое ― это хорошо забытое старое,Но иногда старое возвращается так скоро,Что о нем даже не успеваешь забыть.                         ...

«Новые педагогические технологии в организации работы с детьми имеющими речевые нарушения»

В данном материале описаны педагогические технологии, применяемые в работе с детьми имеющими нарушения речи...

«Использование современных образовательных технологий в организации работы с детьми в ДОУ»

Основная задача  педагогов дошкольного образовательного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответс...