«Новые педагогические технологии в организации работы с детьми имеющими речевые нарушения»
материал по логопедии

Шувалова Ирина Анатольевна

В данном материале описаны педагогические технологии, применяемые в работе с детьми имеющими нарушения речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 24

муниципального образования

Тимашевский район

«Новые педагогические технологии в организации работы с детьми имеющими речевые нарушения»

Подготовила:  учитель-логопед

                        Шувалова Ирина Анатольевна

   В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является очень актуальной. Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности, поведении и психике ребёнка. У него могут проявляться такие черты, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, негативизм, застенчивость, нерешительность и в результате начинают развиваться комплексы, появляется неуверенность в себе. Неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причём нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и пр.).

    Речь - сложная и специально организованная форма психической деятельности. Она принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

    В настоящее время в детских садах всё чаще формируются логопедические группы для детей с речевыми нарушениями. Задача учителя-логопеда исправить нарушения звукопроизношения, научить детей связно и последовательно излагать свои мысли. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом.

     Основные принципы логопедической работы соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательность и активность в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей.

    Сегодня уже прочно вошло в теорию и практику воспитания и обучения понятие «педагогическая технология». Технологический подход к педагогике учёными рассматривается как средство развития педагогической науки и практики, перехода от «ремесленной педагогики» к научной основе организации труда педагога, к упорядоченной и совместной деятельности всего коллектива, направленной на реализацию поставленных задач.

   Сам термин, заимствованный из производственной сферы, применяется в образовании условно, а сама образовательная технология как разновидность технологии социальной не носит столь жёсткого и заданного характера, как производственная технология.

Итак, педагогическая (образовательная)  технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

    В дошкольном образовании  одной из первых педагогических технологий частного характера можно назвать технологию, разработанную итальянским врачом, педагогом М.Монтессори. Цель её состоит в развитии сенсорных ощущений дошкольников. Б.Зайцевым предложена локальная технология раннего обучения чтению. Супруги Никитины разработали систему технологических приёмов развития интеллекта.

    В качестве современных общепедагогических технологий, используемых в ДОУ можно назвать следующие: гуманно-личностная технология (личностно-ориентированного взаимодействия), технология развивающего обучения, технология сотрудничества, технология проблемного обучения, технология проектов, технология индивидуализированного и дифференцированного обучения, игровые технологии, технологии компенсирующего обучения, компьютерные технологии и пр.

    Для детей дошкольного возраста важно, чтобы технологии способствовали здоровьезбережению, соответствовали индивидуальным и возрастным особенностям ребёнка, были для дошкольника комфортны, вызывали интерес и активность деятельности, вписывались в систему образовательной работы в ДОУ.

   На некоторых педагогических технологиях, применяемых логопедами в своей работе с детьми логопатами, мы и хотим сегодня остановиться.

  1. Метод проектов (проектный метод)

Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего нарушение речи. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с речевыми нарушениями. Так по темам ·“Овощи и Фрукты” планируются проекты: “Где растут витамины?”, “Во саду ли, в огороде”; по теме “Одежда” – проект: “Вещи из бабушкиного сундука”; по теме “Мебель” – проект: “Откуда приходит к нам мебель”; по теме “Зима” – проект: “Как узнать зиму” и т.д.     Перед педагогическим коллективом логопедической группы в рамках проекта ставятся задачи:

  • побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
  • обогащать словарный запас;
  • побуждать детей к совместной деятельности;
  • формировать эмоциональную заинтересованность;
  • развивать мышление и воображение;
  • формировать различные способы общения;
  • овладение различными способами решения поставленных задач.

     В ходе прохождения темы у детей логопедической группы значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности по программе развития и воспитания детского сада. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются центры развития: центр математики, центр развития речи, центр книги, центр игры, центр искусства, центр движения и центр Буквоведа (в котором планируются логопедические задания по заданной теме). В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах, а также в сочетании заданий из различных центров. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников логопедической группы.      

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ:

- этюд “Закипающий чайник”;

- пантомима “Мытьё

 посуды”;

-физкультминутка «Помощники», «Посуда»

ЦЕНТР НАУКИ:

- работа с энциклопедией, просмотр журналов, классификация посуды (чайная, столовая, кухонная);

- узнать из каких материалов изготавливается посуда, кто изготавливает, где;

- как правильно пользоваться посудой.

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ:

- счёт посуды (по одному, парами);

- дидактическая игра “Собери картинку”;

- составление задач с использованием посуды.

ЦЕНТР КНИГИ:

- чтение сказки К. Чуковского “Федорино горе”;

- загадывание загадок, составление загадок описательного характера;

- придумывание рассказов, используя фантастическую кастрюлю.

ПОСУДА

ЦЕНТР БУКВОВЕДА:

- игра “Домики” (помести слова по теме в домики: по количеству звуков – 3,4,5 звуков; по количеству слогов – 1,2,3,4 слога);

- копировать (писать) слова: суп, стакан, миска;

- решить кроссворд по теме: “Посуда”;

- придумать предложения с предлогами о посуде (в, на, около, между).

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ:

- лепка посуды из пластилина, теста, глины;

- конструирование сервиза из бросового материала (яичная скорлупа, скорлупа ореха).

ЦЕНТР ИСКУССТВА:

- выставка посуды из разного материала (глина, фарфор, стекло, металл, пластмасса, картон);

- рассматривание иллюстраций старинной, декоративной посуды (гжель, жостово, хохлома);

- рисование сказочной посуды.

ЦЕНТР ИГРЫ:

- сюжетно-ролевая игра “Магазин посуды”;

- театрализованная игра “Живая посуда”.

    Я предлагаю, для примера, несколько паутинок тематических недельных проектов, по которым мы совместно с воспитателями и детьми логопедической группы работали:

     

    Так в представленной план-схеме отражается работа всех видов деятельности. Соответственно подбирается материал для каждого центра. Материал и задания, в течение недели, могут дополняться и изменяться. Работа по теме проводится как на занятиях, так и вне занятий. Например, в центре науки выставляются различные предметы посуды из всевозможного материала, можно организовать выставку. Дети рисуют свою посуду и помещают рисунок в центр искусства.

    По подобию планируется и проводится работа по всем темам в течение года.    

    Такая план-схема является основой проекта, но она может дополняться, изменяться в ходе работы. Главная задача педагогов при составлении такой план-схемы: подобрать разнообразный материал для реализации идей в разных центрах, ориентированный на конкретных детей логопедической группы, на разную степень сложности и интересы. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, соответствующими возрасту, интересам детей и программным требованиям, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, длительность заинтересованной работы. А выбирая из предложенного, ребенок учится отстаивать свои интересы, учится согласовывать свои интересы с интересами других детей, учится инициативе и анализу.

    Кроме вышеуказанных, составляются различные монопроекты. Например: монопроект «Спешим на помощь лесовичку» - где на протяжении нескольких занятий дети, путешествуя по лесу,  в игровой форме выполняют различные задания. Или монопроект «Экскурсия в музей», где дети знакомятся с историей своей станицы. (Сначала с детьми проводится беседа о станице, о её достопримечательностях, о людях, которые в ней живут; дети знакомятся с произведениями поэтов, живущих в нашей станице и т.д. В заключении ребята посещают местный музей).

  1. Игровые технологии.

    Работая с детьми имеющими нарушения речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на наш взгляд, является использование игровых технологий в логопедической работе.

    Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления.

    Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.

Одной из эффективных форм проведения отчетных итоговых логопедических занятий является применение игровых технологий. К традиционным соревнованиям, конкурсам добавились интеллектуально-развлекательные игры по типу популярных телепередач: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Вопрос на засыпку», «Брейн-ринг», «КВН», «Сто к одному», «Счастливый случай» и др. В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление.

    Регулярное проведение мероприятий именно в такой форме обусловлено рядом причин.

    Во-первых, участие в подобных конкурсах формирует у детей интерес к процессу обучения, повышает их мотивационную направленность, способствует расширению словарного запаса и развитию связной речи, что очень важно для преодоления речевого нарушения. На чувства детей оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово. Ведь если каждое занятие будет похоже одно на другое, ребенок теряет интерес, поэтому мы стараемся внести в игру элементы новизны, занимательности. Проживание ребенком событий, различных проблемных ситуаций, накопление опыта решения проблем является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

    Во-вторых, у дошкольников логопатов повышается уровень самоконтроля за собственной речью, стремление ее улучшить, преодолевается застенчивость, робость, неуверенность при выступлении перед аудиторией.

    В-третьих, в числе важных факторов, влияющих на воспитание детей в ходе таких праздников и развлечений – деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок учится планировать совместную партнерскую деятельность, проявляет свои способности, самоутверждается, мыслит нестандартно, глубже осознает, как надо поступать в том, или ином случае, борется за достижение лучших результатов. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, пробуждает любознательность и интерес к победе.

    В-четвертых, немаловажную роль в повышении результативности работы играют ценностные установки и знания у родителей. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Опора на семью, серьёзный настрой родителей на проведение таких мероприятий оказывает эффективное воздействие. Только информированные и заинтересованные родители могут стать активными помощниками учителя-логопеда в полноценном формировании речи дошкольников.

    «Если в дом пришла беда» - под таким названием прошла познавательно-развлекательная игра «Вопрос на засыпку». Целью игры являлось формирование связной речи, расширение словарного запаса дошкольников, автоматизация поставленных звуков речи в спонтанном речевом потоке, стимулирование речевой и познавательной активности воспитанников, закрепление знаний детей о правилах поведения в сложных жизненных ситуациях, включение детей в конкретное практическое действие.

    Таким образом, в ходе проведения познавательно-развлекательной игры дети незаметно для себя и без особого напряжения приобрели определенные знания, умения, навыки. Подобные игровые методы обучения дают возможность обобщения и систематизации знаний детей, способствуют публичному доказательству своих мыслей и выводов, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний, позволяют детям почувствовать свою успешность, формируют навыки взаимодействия в коллективе. Важно, что игра способствует расширению и обогащению словарного запаса дошкольников с нарушениями речи.

  1. Проблемный метод

    В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибиться при выполнении того или иного задания.

Использование проблемного обучения в работе с детьми логопатами положительно влияет на развитие у них творческого мышления, познавательных умений и способностей.

    Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Существует четыре уровня проблемности в обучении:

  1. Педагог сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
  2. Педагог ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение.
  3. Ребёнок ставит проблему, педагог помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Педагог даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)

    В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

    Решение проблемных ситуаций на занятиях получили распространение  и в работе с детьми логопедических групп.

   Проблемная ситуация создаётся логопедом с помощью определённых приёмов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приёмы:

- излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения), эвристические вопросы;

- определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

- ставим проблемные задачи.

    Первым этапом процесса решения проблемы начинается с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».

    На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в выдвижении гипотез, поиск «ключа», идеи решения.

    Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения

    Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаём новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Ведь боясь ошибиться, ребёнок не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от взрослого. Очень важно, чтобы ребёнок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Часть занятия по разработанной технологии проблемного обучения.

Логопед рассказывает ребятам историю:

Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в берёзовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько берёзовых грибов!».                                                                    «Нет, это – берёзовка», - сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «берёзовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «берёзовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется гриб. Может быть вы разберётесь в этой истории?            

Эвристические вопросы:

- Ребята, что услышали сейчас?                                                                                             - Когда произошла эта история? Где?                                                                                  - Как называли мальчики один и тот же гриб? (берёзовый, берёзовка)                       - Что произошло между мальчиками? Почему? (у них появилась проблема: они не знают, как называется гриб).                                                                               - Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?                                          - Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?     - Как это сделать, каким способом? (нужно узнать, как точно и правильно называется гиб, который растёт в берёзовом лесу).                                                  - Давайте разберёмся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.                                                                             - Во-первых, обратимся к схеме.                                                                                      - Что мы знаем об образовании слов? Как образуются слова?                                        - От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название гриба, если он растёт в берёзовом лесу?

Поиск: используется схема.

- А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте по рассуждаем.

- Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

- Оказывается, «лисички» похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили своё название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая. Опёнок – потому что он растёт на пнях, от слова «пень», «пенёк».

- А теперь давайте вернёмся к нашему грибу.

- Где растёт гриб по отношению к берёзе? (показ картинки)

- Около берёзы, у берёзы, под берёзой? (под берёзой)

- Соедините маленькое слово «под» и слово «берёза», получим «подберёза»

- Значит, как правильно будет называться гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)

Таким образом, дети смогли решить проблемную ситуацию, самостоятельно найти  правильный ответ.

4.ТРИЗ

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г. С. Альтшуллеру. Дальнейшую разработку его идей и конкретной педагогической технологии осуществили его ученики, наиболее известными из которых являются Л. М. Курбатова, М. Шустерман и др.

ТРИЗ - это система воспитания и развития мышления человека.

Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления. Данная технология широко использовалась в работе с детьми школьного возраста. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления.

    Главная цель ТРИЗ — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы.

Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. На базе любой программы, по которой работает педагог, можно использовать проверенные на практике методы и приемы ТРИЗ. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.

    В своей практике логопеды, так же как и воспитатели, часто применяют элементы ТРИЗ. «Хорошо – плохо», когда дети рассуждают о том, что хорошего и что плохого в том или ином явлении, предмете, действии и пр («Дождь» - плохо это или хорошо, «лужи на земле», «Солнце» и т.д). «На что похож этот предмет» (эта буква), игра «Волшебники» (преврати эту фигуру в любой предмет) – когда включается творческое воображение детей. «Что будет, если…» - когда дети рассуждают на заданную тему.

Вот пример индивидуального занятия по звукопроизношению с элементами ТРИЗ.

Цель занятия «Автоматизация звука «Ш» в словах»

Сначала ребёнок делает артикуляционную гимнастику, выполняет упражнения на развитие звукопроизношения, фонематического слуха, звуковой анализ. Затем ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, что произойдёт, если из русского языка исчезнет звук «Ш» и заменится звуком «С»? Вот, например, посмотри на картинки (мишка, миска). Что здесь нарисовано? Произнеси, но помни, что «Ш» поменялся на звук «С».

Ребёнок: миска – миска.

Логопед: Слова звучат одинаково, а предметы разные.

А если я тебя попрошу показать мишку, а говорить буду «покажи миску», ты что покажешь?

Ребёнок показывает миску.

Логопед: Что же получится?

Ребёнок: Получится путаница. Мы не будем друг друга понимать.

Таким образом ТРИЗ  помогает детям развивать мышление, воображение, познавать окружающий мир, решать проблемы, делает детей творческими личностями.  Постепенно ребята превращаются из «почемучек» в «потомучки».

  1. Индивидуально-дифференцированный подход.

В основе системы логопедической работы лежит индивидуально-дифференцированный личностный подход, который в современных условиях коррекции и развития личности продолжает быть одним из самых актуальных. Он позволяет  удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, направленно и эффективно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.

Прежде чем приступить к коррекционно-образовательному процессу, логопед в начале учебного года проводит обследование детей, в котором уточняет особенности речевого развития каждого ребёнка: звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, связную речь), а также особенности психических процессов (внимания, памяти, мышления). После обследования речи детей разделяют на подгруппы для последующей подгрупповой и индивидуальной работы. Индивидуально-дифференцированный подход при организации учебной деятельности в логопедической группе  реализуется через задания разного объема, разной трудности, разной степени оказания помощи. При этом учитываются, прежде всего, особенности речевого развития, а также  особенности, свойственные детям разных типологических групп, и особенности общего развития, памяти, мышления, интересы и склонности детей, а так же продвижение ребенка в овладении программным материалом.

  1. Здоровьесберегающие технологии.

     Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.
В последнее время ученые отмечают  увеличение  частоты рождаемости детей с различными пороками развития. Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает обоснованную тревогу. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушение правила здорового образа жизни. В силу этих причин, проблемы сохранения здоровья детей становятся особенно актуальными.

    В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровье сберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.

    Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с речевыми нарушениями высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровье сберегающие компоненты:

Дыхательная гимнастика.  

Очень часто у детей с речевыми нарушениями речевое дыхание нарушено. Как правило, оно поверхностное, аритмичное. Целью дыхательной гимнастики является увеличение жизненной ёмкости лёгких, улучшение подвижности грудной клетки,  выработка правильного  длительного речевого выдоха. Для выработки удлинённого выдоха используют упражнения типа задувания свечи, надувание резиновых игрушек и мыльных пузырей, дутьё в стакан с водой через трубочку, сдувание ватного шарика, лежащего на кончике носа и т.п.

При выполнении всех дыхательных упражнений необходимо  следить, чтобы при вдохе ребёнок не поднимал плечи, а при выдохе не надувал щёки.

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - выработка плавных полноценных движений органов артикуляции, необходимых для чистого произнесения звуков. В первоначальный период артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, затем, когда ребёнок может сам себя контролировать, упражнения выполняются без зрительного контроля. Артикуляционные упражнения проводят для губ, языка и челюстей. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. Чем тяжелее дефект, тем более продолжительной должна быть артикуляционная гимнастика.


Ручной массаж рук (самомассаж)

Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики. По тому как дети выполняют упражнения массажа видно, как развита мышечная мускулатура ребёнка. Дети с повышенным мышечным тонусом выполняют упражнения с сильным нажимом, сильно напрягая мышцы рук и всего плечевого пояса. Дети с пониженным мышечным тонусом, наоборот, выполняют упражнения медленно, вяло. Массаж пальцев руки очень эффективен. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Систематический самомассаж улучшает функции рецепторов, проводящих путей, укрепляет рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Приёмы массажа и самомассажа рук – это поглаживание, растирание, разминание. В комплекс входят упражнения трёх видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук. Кроме этого ручной массаж проводим при помощи различных приспособлений (гранёные карандаши, грецкие орехи, шарики, массажные мячики, колючие валики).

Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия («гимнастика мозга»)

Упражнения подбираются таким образом, чтобы каждое упражнение можно было выполнять одной рукой, двумя руками одновременно и перекрёстно, т.е. когда в одно время каждая рука выполняет своё действие. При регулярном выполнении перекрёстных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций.

Система работы по развитию мелкой моторики рук.

  • «Пальчиковые игры» - способствуют развитию речи, творческой деятельности, они эмоциональны и увлекательны. С их помощью вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при  помощи пальцев.  Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность закрепить названия пальцев, понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «вперёд», «назад» и др., что позволяет детям лучше ориентироваться в пространстве.
  • Обводка шаблонов, трафаретов, штриховка различных изображений (разными линиями и в разном направлении).
  • Работа с различными мелкими предметами (счётные палочки, спички, различные крупы и семена, пуговицы, пазлы и др.)
  • Графические диктанты (в подготовительной группе)

 Развитие общей моторики

Комплексы физминуток («Координация речи с движением») подобраны согласно лексической теме недели. Проводятся в игровой форме в середине занятия. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям, которые легко ложатся на слух ребёнка и без всяких установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

 Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе обучения, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз. Проводятся упражнения в течение 1 минуты в середине занятия.

Аурикулотерапия.

Система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке). Воздействие осуществляется путём массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. Особенно полезно воздействие на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.

Релаксация

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Такая работа проводится подгруппами под руководством психолога. Но на логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство.

Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Учитель-логопед на своих занятиях проводит большую работу по развитию мышления, памяти, внимания. Это такие игры как «Найди различия», «Чего не стало?», «Что поменялось местами», «Запомни и повтори», «Это правда или нет», «Пары слов» и др. Данные упражнения  так же развивают связную речь детей.

Создание здоровье сберегающей среды на логопедических занятиях способствует профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, профилактических и корригирующих программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребенка с нарушениями речи.
Таким образом, применение системы методов педагогики оздоровления, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

         Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Проблемы поиска эффективных технологий по коррекции речевых нарушений остаются актуаль...

Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Теоретическая часть.Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я учитель – логопед МБДОУ «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики. Тема моего мастер – класса сегодня ...

Мастер – класс на тему: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Тема моего мастер – класса сегодня – «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»....